Программа развития ИКТ-компетентности
методическая разработка на тему

Казикина Мария Евгеньевна

Программа ориентирована на педагогических работников ДОУ, у которых степень владения компьютерными технологиями различна: от отсутствия опыта использования ИКТ в жизни и профессиональной деятельности до продвинутых пользователей, систематически использующих ИКТ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_programmy.docx43.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 80» комбинированного вида

города Дзержинска Нижегородской области

Программа

повышения уровня профессиональной компетентности педагогов МБДОУ «Детский сад № 80»

в области применения ИКТ

 "Основы компьютерной грамотности"

Автор-составитель:

старший воспитатель

Казикина М.Е.

2014 год

Пояснительная записка

В модернизации системы образования в России проблеме формирования и развития профессиональной компетенции педагогов отводится одно из ведущих мест. При этом преобразование и развитие системы дошкольного образования требует внедрения в практику новейших научно-технических достижений, в том числе и информационно-коммуникационных. С использованием ИКТ появляется возможность для развития и саморазвития педагога, совершенствования его педагогической и методической деятельности, педагогического мастерства и информационной компетентности. Применение компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.

В структуре профессиональной компетенции педагога наряду с другими выделяют технологическую составляющую, которую, по мнению Л.К. Гребенкиной, можно назвать ИКТ-компетентностью. В ее содержание входят: знание технологий, методов, средств, форм деятельности и условий их применений; владение компьютерными технологиями; умение творчески применять эти знания; умение проектировать воспитательно-образовательную деятельность; умение анализировать эффективность и результаты своей деятельности.

Программа «Основы компьютерной грамотности» предназначена для знакомства с цифровым миром и обучения основным понятиям и навыкам работы с компьютером.

Для кого предназначена Программа?

Программа ориентирована на педагогических работников ДОУ, у которых степень владения компьютерными технологиями различна: от отсутствия опыта использования ИКТ в жизни и профессиональной деятельности до продвинутых пользователей, систематически использующих ИКТ.

Вторая категория слушателей в ходе обучения по данной программе сможет углубить и расширить свои знания, а, главное, увидеть перспективы использования возможностей ИКТ для выполнения различного рода практических задач, связанных, в первую очередь, с профессиональной деятельностью.

Что станет результатом изучения Программы?

•         Грамотная и уверенная работа с компьютером.

•         Владение простейшими навыками работы с офисными программами и Интернетом.

•         Успешное применение возможностей ИКТ для решения практических задач: при осуществлении работы с детьми и в процессе профессионального саморазвития и самосовершенствования.

Предполагаемый результат реализации Программы:

•        послужит базой для приобретения профессионального роста, повышения квалификации, повышение качества оказываемых образовательных услуг;

•        облегчит выполнение повседневных задач;

•        доставит удовольствие от уверенного владения ИКТ и расширит возможности общения.

Из чего состоит Программа, и сколько времени понадобится на ее изучение?

Программа представляет собой систему мероприятий, содержание которых ориентировано на различные уровни подготовленности педагогических работников.

Всего: 27 педагогов.

4 группы:

  1. Продвинутый пользователь – 2 чел.
  2. Умелый пользователь – 7 чел.
  3. Начинающий пользователь – 5 чел.
  4. Отсутствие опыта работы на ПК – 13 чел.

Содержание Программы представлено темами, которых всего 6:

1. Начальные сведения о персональном компьютере (ПК).

2. Операционная система компьютера.

3. Microsoft Office.

4. Расширенное обучение пользованию сетью Интернет.

5. Компьютерная безопасность.

6. Работа с периферийными устройствами.

Работа по изучению каждой из тем осуществляется в различных формах в зависимости от группы, с которой идет взаимодействие.

 Особый интерес представляют пошаговые задания для начинающих пользователей и членов группы № 4. Здесь в ходе семинаров-практикумов и мастер-классов педагогам предлагается самостоятельно выполнить ряд действий по созданию и оформлению различных документов на компьютере. Все результаты практического освоения ИКТ планируются в формах, актуальных для педагогов ДОУ: программа саморазвития, фрагмент календарного планирования, составление социального портрета семей воспитанников и т.д.

По окончании изучения Программы в рамках контрольных мероприятий педагоги проходят тест, который охватывает темы из всех шести разделов. Мероприятия проводятся как старшим воспитателем, так и представителями групп № 1 и № 2 в форме наставничества, в роли тьютеров.

В завершении Программы педагогам предлагается рефлексия по методу «Шесть шляп».  Данный метод позволяет выявить сильные и слабые стороны Программы, по необходимости внести корректировки в содержание или формы и методы работы.

Учебный план реализации программы.

Группа

1

2

3

4

Всего

Количество педагогов в группах:

2

7

5

13

27 чел.

Тема 1

0

0

2

5

7

Тема 2

0

0

1

2

3

Тема 3

0 (Н)

0 (Н)

3

3

6

Тема 4

0

0

1

2

3

Тема 5

1

1

1

1

4

Тема 6

1

1

2

Контрольные мероприятия

1

1

2

Рефлексия

1

1

2

29 часов

Периодичность занятий: 1 раз в неделю по средам с октября месяца с 13.00 до 14.30.

Форма организации: подгрупповая.

Формы взаимодействия: теоретическая подготовка, практикум, наставничество, мастер-класс, семинар-практикум, рефлексия, контроль, самоконтроль, взаимопомощь, и др.



Содержание разделов Программы «Основы компьютерной грамотности»

Тема 1 Начальные сведения о персональном компьютере (ПК)

Мотивационный компонент:

  1.1. Демонстрация ключевой роли компьютеров в повседневной жизни, разнообразие сфер применения компьютерной техники, зависимость статуса современного человека от уровня освоения им ИКТ.
  1.2. Рассмотрение различных возможностей профессионального роста, доступных человеку с навыками работы на компьютере
I. Общие вопросы.

   1.1. Роль компьютеров в современном мире, определение основных компонентов компьютера.
   1.3. Описание действий, выполняемых при запуске компьютера.
   1.4. Определение различных групп клавиш на клавиатуре, выполнение различных задач с помощью мыши.
Общая компьютерная терминология: определение основных устройств компьютера, термины "программа",  "данные", "cеть", "Интернет".
II. Рабочие характеристики и функциональные возможности компьютера.

   1.1. Определение и сравнение функциональных возможностей различных типов компьютеров.
   1.2. Роль памяти, основные рабочие характеристики компьютера и их влияние на производительность.
   1.4. Описание различных типов офисных программ Microsoft Office и их предназначения.
   1.5. Различные типы коммуникационных программ и их предназначение, использование образовательных и развлекательных программ.

1.6. Основные функции операционной системы, различные компоненты интерфейса Windows XP.
1.7. Управление файлами и папками в проводнике Microsoft Windows, выполнение основных операций с файлами.

Форма взаимодействия

Количество

мероприятий

Форма представления результата освоения темы

Степень самостоятельности

Группа

Кол-во участников

1

---

2

---

3

5

Семинар-практикум

2

Средняя

4

13

Теоретическая подготовка, сопряженные практические действия

2

Экспресс-опрос

Низкая

Мастер-класс

1

Устная рефлексия

Семинар-практикум

2

Карта-схема ПК

Всего занятий:

7

Тема 2 Операционная система компьютера

Вопросы темы:

  1. Виды операционных систем, понятие ОС «Windows»
  2. Понятие «Рабочий стол»
  3. Понятие «Панель задач»
  4. Понятие «Окно», операции с «окнами».
  5. Раскладка клавиатуры, создание и сохранение файлов, копирование, перемещение.

Форма взаимодействия

Количество

мероприятий

Форма представления результата освоения темы

Степень самостоятельности

Группа

Кол-во участников

1

---

2

---

3

5

Семинар-практикум

1

Онлайн-тестирование

Высокая

4

13

Сообщение с компьютерной презентацией

2

Работа в парах по карточкам с заданиями, взаимопроверка

Средняя

3

Тема  3 Microsoft Office

Вопросы темы:

I.

1.Общие функции и команды

   1.1. Определение основных компонентов пользовательского интерфейса., назначение команд в строке меню, работа с кнопками на панели инструментов.
   1.2. Работа с указателем внутри приложения, работа с текстом и символами внутри приложения, назначение основных сочетаний клавиш.
2. Работа с текстом (WORD)

   2.1. Выполнение основных задач в текстовом процессоре, редактирование и форматирование текста.
   2.3. Работа с таблицами и рисунками.
   
II. Электронные таблицы (EXEL)

1.1. Определение различных компонентов электронной таблицы.
1.2. Ввод данных в электронную таблицу, выполнение основных математических операций в электронной таблице.
1.3. Добавление диаграмм в электронную таблицу, назначение параметров печати электронных таблиц.
III. Программы для работы с презентациями

1.1. Определение основных функциональных возможностей программ для работы с презентациями.
1.2. Создание новой презентации, добавление в презентацию рисунков и файлов мультимедиа.
1.3. Определение параметров печати презентаций в различных форматах.

Форма взаимодействия

Кол-во

меро-приятий

Форма представления результата освоения темы

Степень самостоятельности

Груп-па

Кол-во участников

1

2

Наставничество в работе с группой № 4

3

MSWORD: программа саморазвития в компьютерном варианте

MSexel: создание и заполнение таблицы «Мониторинг эффективности освоения ООП/ АОП»)

PPT: презентация для детей по теме «Новый год в разных странах» (иллюстрации, текст, звук)

Самостоятельно

2

7

Наставничество с группой № 3

3

MSWORD: конспект родительского собрания в компьютерном варианте

MSexel: создание и заполнение таблицы «Социальный портрет семей»)

PPT: презентация для детей по теме «Новый год в разных странах» (иллюстрации, текст)

Самостоятельно

3

5

Работа с более опытными пользователями

3

MSWORD: конспект родительского собрания в компьютерном варианте

MSexel: создание и заполнение таблицы «Мониторинг эффективности освоения ООП/ АОП»)

PPT: презентация для детей по теме «Новый год в разных странах» (иллюстрации, текст)

Высокая, выполнение по словесной инструкции

4

13

Работа с более опытными пользователями.

Работа в микро-группах

3

MSWORD: набрать на компьютере фрагмент календарного плана работы на 1 день (создание нужной таблицы, внесение  текста)

MSexel: заполнение таблицы «Социальный портрет семей»)

PPT: презентация для детей по теме «Новый год в разных странах» (иллюстрации)

Средняя, выполнение синхронно с наглядным сопровождением на большом экране)

Всего:

12

Тема 4  Сеть Интернет

Вопросы темы:

   1.1. Определение Интернета и конкретизация способов его использования, знакомство с различными компонентами, необходимыми для подключения к Интернету.

  1.2.Принципы работы в сети с помощью веб-браузера, способы оценки содержимого веб-сайта.
  1.3. Принцип работы электронной почты, создание и отправка сообщений электронной почты, управление сообщениями электронной почты.

 1.4. Знакомство с возможностями Интернет-сообществ, принципы работы систем обмена мгновенными сообщениями.
 1.5. Создание страниц и мини-сайтов на образовательных порталах, размещение информации.

1.6. Принцип публикации опыта работы в Интернете,  оформление участия в дистанционных мероприятиях (конкурс, вебинар, конференция и т.д.)

Форма взаимодействия

Количество

мероприятий

Форма представления результата освоения темы

Степень самостоятельности

Группа

Кол-во участников

1

2

Дистанционно

Скрин-шот личной страницы педагога в Интернете, ссылка на заполненную информацией страницу.

Список Интернет-ресурсов для педагога/ детей/ родителей

Самостоятельно

2

7

Самостоятельно, консультирование

По запросу

Скрин-шот личной страницы педагога в Интернете, ссылка на страницу.

Список Интернет-ресурсов для педагогов и родителей

Самостоятельно

3

5

Мастер-класс

1

Создание мини-сайта на nsportal.ru, размещение на нем информации

Список Интернет-ресурсов для педагогов

Высокая

4

13

Практикум

2

Создание мини-сайта на nsportal.ru

Средняя

Всего:

3

Тема 5  Компьютерная безопасность

Вопросы темы:

1.1. Назначение различных параметров безопасности в компьютере, параметры обновления компьютера.
1.2. Термин
"интеллектуальная собственность" применительно к работе на компьютере.
1.3. Определение различных правонарушений в отношении авторского права и способы их предупреждения, определение различных правовых аспектов обмена информацией.

1.4. Объяснение терминов "безопасность" и "конфиденциальность" применительно к работе на компьютере.
1.5. Описание наиболее распространенных угроз в компьютерной среде и способов защиты от них. Понятия «вирус», «антивирус».

1.6. Описание различных методов защиты операционной системы, программного обеспечения и данных, хранящихся в компьютере.

1.7.  Определение различных способов защиты сетевых и Интернет-транзакций. Оплата участия в различных мероприятиях: вопросы безопасности.

1.8. Описание способов защиты детей от Интернет-хищников, понятие «родительский контроль» в контексте компьютерной грамотности.

Форма взаимодействия

Количество

мероприятий

Форма представления результата освоения темы

Степень самостоятельности

Группа

Кол-во участников

1

2

Тьютеры для группы №3

1

Сообщение для коллег (начинающих пользователей ПК) с компьютерной презентацией

Самостоятельно

2

7

Практикум

1

Разработка памяток по компьютерной безопасности для: детей/ взрослых в формате PPT

Самостоятельно

3

5

Слушатели

1

Консультация по теме «Компьютерная безопасность» для коллег в формате WORD

Высокая

4

13

Мозговой штурм

1

Разработка памяток по компьютерной безопасности для: взрослых в формате WORD

Высокая

4

Тема  6 Работа с периферийными устройствами

Вопросы темы:

  1. Устройства ввода: клавиатура, мышь, микрофон, сканер, веб-камера.
  2. Устройства вывода информации: монитор, колонки и акустические системы,  принтер, ксерокс
  3. Устройства хранения и перенесения информации: USB-флэш-накопитель, картридер

Форма взаимодействия

Количество

мероприятий

Форма представления результата освоения темы

Степень самостоятельности

Группа

Кол-во участников

1

2

Подготовка практических материалов для коллег

1

Создание презентации, иллюстрирующей вариативность периферийных устройств

Самостоятельно

2

7

Подготовка материалов для контроля и рефлексии группы № 3

1

Составление викторины по периферийным устройствам к ПК «А ну-ка, девочки»

Самостоятельно

3

5

Мозговой штурм

1

Викторина «А ну-ка, девочки»

Высокая

4

13

Мастерская

1

Конкурс «А ну-ка, девочки» (подключение к компьютеру разнообразных периферийных устройств)

Высокая

4

Контрольные мероприятия

Форма взаимодействия

Количество

мероприя-тий

Форма представления результата освоения темы

Степень самостоятель-ности

Груп-па

Кол-во участ-ников

1

2

Метод «Квадро»: вечер вопросов и ответов

1

Отчет и анализ методической активности педагогов групп с использованием ПК и ИКТ за прошедший год.

Высокая

2

7

3

5

Круглый стол

1

Тестирование по разделу ИКТ (тесты для воспитателей НИРО)

Тестирование по разделу ИКТ (тесты для воспитателей НИРО)

Высокая

4

13

2

Рефлексия

Форма взаимодействия

Количество

мероприятий

Форма представления результата освоения темы

Степень самостоятельности

Группа

Кол-во участников

1

2

Метод «Шесть шляп» (по методу Эдварда де Боно)

1

Анализ результативности обучения по программе

Высокая

2

7

3

5

4

13

Всего:

1


Результаты реализации Программы «"Основы компьютерной грамотности"

Динамика продвижений педагогов по степени развития ИКТ-компетенций

1

2

3

4

Сент. 2014

2

7

5

13

Май 2015

9

17

1

0

Реализация разработанной системы методического сопровождения повышения ИКТ-компетенции педагогических работников дала положительные результаты:

1) Используют информационные технологии в образовательном процессе – 26 человек.

2) Умеют создавать графические и текстовые документы (самостоятельно оформляют групповую документацию, данные педагогической диагностики, информацию для родителей и т.д.) – 100%.

3) Владеют программой Power Point для создания мультимедийных презентаций – 26 человек.

4) Владеют навыками поиска информации в Интернете, активно используют образовательные Интернет-ресурсы – 100%

5) Используют информационно-коммуникационные технологии для общения с другими участниками образовательного процесса (в том числе с родителями воспитанников) – 26 человек.

Высокий уровень ИКТ-компетентности отмечен у 33% (9 человек), 63% педагогических работников – в категории «умелый пользователь» (17 человек), процент педагогов с низким уровнем ИКТ-компетентности значительно снизился и составил 4% (1 человек).

Также об эффективности применения разработанной Системы методического сопровождения повышения уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной педагогической деятельности свидетельствует значительное повышение уровня активности участия педагогов в деятельности, предполагающей применение информационно-коммуникационных технологий.

Педагоги стали активно применять ИКТ в процессе взаимодействия с семьями воспитанников (общение со специалистами по Скайпу, посредством электронной почты, обмен фото- видео- материалами через официальную группу в социальной сети и официального сайта ДОУ). Также теперь появилась возможность обучать педагогов на курсах повышения квалификации дистанционно, что в разы сокращает отрыв педагога от педагогической деятельности, не нарушая целостности и системности воспитательно-образовательной работы (в 2014 году проучились по дистанционной системе 2 человека). Также много полезной и нужной информации педагоги получают в процессе участия в вебинарах и семинарах федерального уровня посредством Интернет, делятся опытом своей педагогической деятельности в заочных научно-практических конференциях. Например, музыкальный руководитель имеет статью в сборнике международного уровня по итогам международной научно-практической конференции. Таким образом, сложно переоценить владение педагогами информационно-коммуникационными технологиями. Особенно радует то, что у большей части навык осуществления распространения опыта педагогической деятельности уже вышел на уровень полной самостоятельности.

Таблица 1

Динамика роста методической активности педагогов ДОУ

2013-2014

2014-2015

ГМО

2

4

Наличие призовых мест во Всероссийских Интернет-конкурсах

1

8

(4 – педагоги;

4- творческие работы воспитанников, размещенные педагогами на сайтах конкурсов)

Применение ИКТ в работе с детьми

Диагностика уровня речевого развития (учителем-логопедом)

Тематические занятия, воспитатель Коровкина Т.В. – участник заочной научно-практической конференции, автор публикации в сборнике по итогам конференции на тему «Виртуальные экскурсии как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста)

Создание электронных портфолио педагогами ДОУ

2

10

Публикации в сети Интернет

3

15

Родительские собрания с компьютерной презентацией

+

+

Создание закрытой группы МБДОУ «Детский сад № 80» в социальной сети Одноклассники

+

Применение ИКТ в работе с родителями

Учитель-логопед посредством Скайпа объясняет родителям нюансы логопедической работы дома по закреплению речевых умений и навыков, сформированных учителем-логопедом на специализированных занятиях

Таким образом, можно с уверенностью сказать, чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше уровень качества образования в дошкольном образовательном учреждении в целом. Эта зависимость выявлена в ходе реализации Программы по повышению уровня профессиональной компетенции педагогов посредством повышения уровня владения информационно-коммуникационными технологиями.

Литература:

  1. Жуков И. Большой самоучитель. Компьютер и ноутбук. Издание исправленное и доработанное. – М.: АСТ, 2015
  2. Леонтьев В. Новейший самоучитель. Компьютер и интернет. Самый полный справочник. – М.: Издательство Э, 2014
  3. Миронов Д. Компьютер без страха для начинающих. Самый наглядный самоучитель. 2-е издание. – М.: Эксмо, 2014
  4. Пастернак Е. Компьютер для женщин. Цветной самоучитель. – С.-П.: Питер СПб, 2014

Электронные ресурсы:

https://ru.wikipedia.org

http://it-uroki.ru

http://www.teryra.com

http://www.academy.it.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-программа развития коммуникативной компетентности дошкольников

В данной  программе отражены цели, задачи, формы работы  по  формированию  коммуникативной  компетентности дошкольников....

Рабочая программа "Развитие икт-компетентности педагогов ДОУ посредством активных форм методической работы"

В рабочей программе представлены этапы развития икт-компетентности педагогов, календарно-тематический план методической работы....

Программа развития родительской компетентности

В программе представлены занятия для работы с родителями, которые хотят ответить на вопросы "Какой я родитель?", "В каком направлении я двигаюсь?", "Что и как я могу изменить к лучшему в общении со св...

Рабочая программа Тарадеевой Г.А. "Развитие социальной компетентности ребенка через речевую активность" на основе программы Е. В. Рылеевой "Открой себя"

В программе представлены: пояснительная записка, 3 цикла паботы с детьми по данной теме с использованием базовой программы, регионального компонента, коипонента доу, творческих заданий и тем занятий. ...

Дифференцированная программа развития профессиональной компетентности педагогических работников

     В соответствии с Комплексной программой повышения про­фессионального уровня педагогических работников общеобразова­тельных организаций (утверждена Правительством РФ ...

Индивидуальная образовательная программа развития профессиональной компетентности воспитателя

Индивидуальная образовательная программа развития профессиональной компетентности воспитателя...

Индивидуальная программа развития профессиональной компетентности

Индивидуальная программа развития профессиональной компетентности...