Рабочая программа Тарадеевой Г.А. "Развитие социальной компетентности ребенка через речевую активность" на основе программы Е. В. Рылеевой "Открой себя"
рабочая программа (старшая группа) на тему
В программе представлены: пояснительная записка, 3 цикла паботы с детьми по данной теме с использованием базовой программы, регионального компонента, коипонента доу, творческих заданий и тем занятий. Подобрана используемая литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_taradeevoy.docx | 35.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ № 2 «Солнышко»
г. Болохово
утверждаю
_______________ (подпись)
05.09.2014г. (дата)
Принято на заседании педагогического совета № 1 от 05.09. 2014г.
Рабочая программа на тему: «Развитие социальной компетенции ребенка через речевую активность» ( на основе авторской программы Е. В. Рылеевой «Открой себя»)
Тарадеевой Г. А.,
воспитателя МКДОУ «Болоховский детский сад № 2 «Солнышко».
(старшая группа)
Срок реализации 1 год.
2014 - 2015 гг.
Пояснительная записка.
Всё более высокие требования предъявляются к организации воспитания и обучения детей в ДОУ. Родители и школа хотят видеть будущего школьника полноценным, всесторонне развитым. Наиболее полное раскрытие потенциала ребёнка возможно через выбор приоритетного направления. ДОУ. Детский сад № 2 «Солнышко» имеет несколько приоритетных направлений. Одно из них - социально-личностное развитие, осуществляемое с обновлением содержания образования дошкольников по различным парциальным программам, расширяющим, углубляющим знания, умения, навыки детей в этой области.
В 2014 - 2015 учебном году решено начать работу по программе «Открой себя» Е.В. Рылеевой, осуществляя личностное развитие детей через речевую активность. Основные занятия проводятся 1 раз в неделю по разделу основной комплексной программы «Детство», «Социальный мир» в первой половине дня длительностью 25-30 минут. Всего курс составляет 32 занятия. Итоговые занятия проводятся в форме викторин, конкурсов.
Педагогический анализ 2 раза в год (вводный - сентябрь, итоговый - май.) Особенностью данного курса является выделение на занятиях специального времени на реализацию регионального компонента. Программа создана в связи с учётом межпредметных отношений по разделам: экологическое воспитание, познавательное развитие, физвоспитание, ознакомление с художественной литературой. ОБЖ.
Задачи:
-индивидуализация самосознания;
-раскрытие в ребёнке человеческой природы,
- осознание общего, сходного для всех людей;
-ознакомление с явлениями окружающего мира, его законами;
-первичное планирование ребёнком своей будущей жизни.
№ | Тема занятий | Опорные понятия | Содержание занятий | Творческие задания | ||
Базовая программа | Региональный компонент | Компонент ДОУ | ||||
1 цикл | ||||||
1. | Имя (Мулько. «Социально –нравственное воспитание», стр.47) | Отчество, сведения, национальность, страна, гражданин. | Связь имени с генеалогическим древом, (стр. 17, «Нравственно – этические беседы») | Имена в названиях улиц города. | Имена персонала детского сада. | п/и «Покажи и выполни», «Чтение эмоций» |
2. | Внешность («Здравствуй, мир!», стр. 102) | Опрятность, аккуратность, неряшливость, эстетика. | Составление словесного портрета («Здравствуй, мир!», стр. 98) | Значение моего внешнего вида в восприятии меня окружающими. | Знает правила' «Каждой вещи - своё место» и следует ему. | Нарисовать автопортрет |
3. | Семья | Генеалогическое древо, возраст, пол, ролевые отношения, традиции, быт, семья. | Организация быта семьи. Распределение обязанностей. Генеалогическое древо семьи (стр. 17,27 «Нравственно – этические беседы») | Ролевые отношения между членами семьи. (Пазухина, стр. 250) | Детский коллектив - семья. | Наблюдение членами семей в повседневной жизни, участие в семейных традициях. |
4 | Чувства | Эмоция, настроение, мимика, жест, такт, поступок, восприятие. | Разделение понятий «эмоция» и «настроение», зависимость восприятия от внутреннего состояния человека. Особенности восприятия внешних и внутренних условий («Соц.- нрав», стр. 16) | Этюды по психогимнастике, (программа «Детство») | ||
5 | Тело | Закаливание, режим, источник, наслаждение, страдания, здоровый образ жизни. | Тело как источник наслаждения и страдания. Преимущества и условия здорового образа жизни («Здравствуй, мир!» стр. 189, ОБЖ, Фисенко, стр.34) | Спортивные секции нашего города. | Походы, закаливания, утренняя зарядка, физкультура прогулки, беседы. , | Составить рассказ о своем режиме дня и занятиях спортом. |
6 | Проявления жизни. (Мулько, стр.58,84) | Цикл, этап, ответственность ситуация, норма поведения, чувства. | Преимущества человеческого образа жизни. Принятия чувства ответственности за жизнь вокруг себя. | Оказание посильной помощи природе (Коломина, «Экология», стр. 82) | Наблюдения в природе. | Игры: «Молчанка», «Гляделки». Рисунки о природе. |
7 | Человеческое | Рукотворный, нерукотворный, творец. | Человек- творец и хозяин рукотворного мира. Ответственность человека за равновесие двух миров: рукотворного и нерукотворного. (Алёшина, «Ознакомление с окружающим» стр. 160) | Социальные объекты нашего города. | Воспитывать бережное отношение ко всему окружающему. | Поделки совместные с родителями I и детские. |
8 | Уникальность, неповторимость. | Качество, личность, уникальность, самооценка, неповторимость. | Качества, составляющие сильную сторону личности. Мои сильные стороны и примечательные особенности. Уникальность сочетания этих качеств как основа самооценки и неповторимости человека (Мулько, стр.77, Алябьева, стр.40) | Анкетирование .(Мулько, стр.93.) | ||
2 цикл | ||||||
9 | Руки людей. | Левша, правша, орган, профессия, материальный мир. | Левши и правши. Руки как орган человеческого тела, производящий на свет предметы материального мира, рождённые в воображении человека. (Алешина, стр.20, ТРИЗ, стр. 115, «Здравствуй, мир!», стр. 224, 247) | Экскурсии в музыкальную школу, библиотеку, ПРОФИТ, хлебозавод. | Знакомство с профессиями детского сада.. | Совместная деятельность, творчество. |
10 | Прямохождение | Пространство, стиль перемещения, скорость. | Ноги как средство перемещения человека в пространстве. Взаимосвязь особенностей перемещения человека в пространстве со скоростью. Границы естественных и искусственных возможностей человека в скорости перемещения. (ТРИЗ. стр. 118, М.А. Фисенко, с. 61). | Спортивные достижения Тульской области, футбольный клуб г.Болохово. | Двигательная активность. | Подвижные игры. |
11 | Речь, язык, сердце. | Интуиция, устная, письменная речь. | Язык как средство осмысления мира (внутренняя речь), устная, письменная и внутренняя речь. Язык сердца - интуиция. (Мулько, стр. 54, Алёшина, стр. 175) | Общение. | Чтение сказок народов мира | |
12 | Пол людей. | Душа, пол. | Два начала как основа продолжения человеческого рода. Любовь как состояние души, объединяющее два начала, дарующее силу и радость жизни. (Мулько, стр.22, Алёшина, стр.60, книга «Что такое пупок?», стр. 46, М.А. Пазухина, с.215) | Различия людей по половому признаку. | Д/и «Кому это нужно?», (Мулько. «Социально – нравственное воспитание») | |
13 | Среда обитания | Поселения. Орудия труда. Названия жилищ. | Виды поселений: городской и сельский. Особенности городского и сельского образа жизни. Смысложизненные перспективы городских и сельских жителей. «Здравствуй, мир» стр. 90 - 180, «ОБЖ» Фисенко, стр. 38 Алёшина, стр. 22 .Самое удобное жилище городское (Поляков, «ОБЖ» стр. 12) | Беседа о видах жилья (собственный частный дом), о прилежащих деревнях (д.Болоховка, Горки - Дубравы, Большая Еловая, Сергеевск) | Чтение произведений о видах жилищ у животных, сказочных героев, человека. | Тема: Конструирование из бумаги «ферма кота Матроскина». |
14 | Мир профессий | Карьера, Профессионализм. | Профессия как специализация человека в одном из общественно - полезных видов деятельности. Профессионализм как путь к жизненному успеху. Карьера как направление развития в рамках выбранной профессии( «Здравствуй, мир!» , стр. 138, Алёшина, стр. 138.) | Знакомство с профессиями родителей. ... | Знакомство с профессиями сотрудников детского сада ( заведующая, методист, завхоз, медсестра, повара, прачки.., дворники). | Чтение С.Я.Маршак «Почта», В. Маяковский «Кем быть?», Д. Родарри. «Чем пахнут ремесла?», книга «Читаем детям». |
15 | Люди и время | Традиция, гороскоп, знаменательная дата, ориентиры (вехи) N | Времена года, круговой ход времени. Праздники и знаменательные деты как вехи на «великом пути времени».( «Здравствуй ,мир!», стр. 178, 200, 256, 142. Коломина, стр. 7. Алёшина, стр. 103, 192,215.) | Домашние праздники. | Календарные праздники. | Конкурс на лучший рисунок. |
16 | Спорт | Инвентарь, достижения, рекорды, тренер, разминка, кросс. | Спорт как профессиональная деятельность. Некоторые факты из истории развития спорта. (Алябьева, стр. 132. Фисенко, стр. 95.) | Футбол, плавание, велосипедный трек. | Просмотр детских спортивных передач. | С/p игра «Олимпиада». Д/и «Магазин полезных продуктов питания». Изготовление альбома «Виды спорта». |
17 | Искусство . | Шедевр экскурсовод, экскурсия портер | Шедевры мирового искусства. Великие мастера. Творчество в жизни человека («Здравствуй ,мир!», стр. 236, Алёшина, стр. 125, Мулько, стр. 15, Алябьева, стр. 58) | Посещение музеев, выставок, театров, цирка. | Просмотр представлений В д/с, занятия, утренники, свободная деятельность. | Игра «Выставка изделий народно прикладного искусства» (Алёшина. «Социально – нравственное воспитание») |
3 цикл | ||||||
18 | Земля и космос | Земля, планета, звезда, миф, полюс, раскалённый шар, солнце, легенда, космос. | Происхождение Земли в легендах и мифах народов мира. Земля - космический дом человека. Ближайшие космические соседи. Алёшина, стр. 168. Коломина, стр. 11 Бондаренко, стр. 36 | День космонавтики | Изготовление макета «планеты» | |
19 | Время | Возраст, процесс, ориентация, приборы. | Возраст людей как линейный необратимый процесс. Часы и время: ориентация во времени по механическим часам; Другие приборы для измерения времени. (Мулько, стр. 50, Колесникова, стр. 10.) | Правила поведения по отношению ко взрослым. (Фисенко, стр. 109). | Правила поведения по отношению к малышам. | Учить малышей одеваться, рассказывать сказки. Размышлять о своём будущем. |
20 | Вода | Круговорот, испарение, родник, водоём, физические свойства. | Круговорот воды в природе. Вода в жизни человека. Жизнь и болезни водоёмов. Свойства воды. (Бондаренко Т.М., стр. 106, 108. Коломина, стр. 57, 73,81,95. Мулько, стр. 41, 42.) | Водоёмы нашего района, города. | Наблюдения за лужами Экскурсии к водоёмам. (Коломина, стр. 15.) . | П/и «Ходят капельки по кругу». |
21 | Суша (2зан). | Минералы, антропогенные воздействия, материк. | Минералы, камни, их свойства и применение. Формы земной поверхности. Названия материков. Следы антропогенного воздействия. («Здравствуй, мир!», «Почемучка».) | Название области, района, города. Знакомство с формами земной поверхности Тульской области, почвой. | Работа в цветнике, на участке. Опыты, эксперименты, экскурсии, наблюдения за живой и неживой природой и в живом уголке. | Конкурс эрудитов, викторина «Что, где, когда?». |
22 | Воздух | Атмосфера, стихия, планета. | Источники загрязнения воздуха: | Беседа о промышленных выбросах | Беседы о воздухе | Опыты. Игрушка – самоделка. |
Используемая литература:
I цикл - «Человек в истории и культуры».
1.Рылеева Е.В. «Как помочь ребенку найти свое Я»
2.Рылеева Е.В. «Как помочь ребенку найти свое место в мире людей
3.Козлова С.А.«Я - человек»- программа социального развития.
4.Гризик Г.А. «Познаю мир»-2001-Д/В, № 5,8,9, 11.
5.«Мое тело» - энциклопедия
6.«Главное чудо света» - энциклопедия
7.120 очков по естествознанию и истории для самых маленьких.
8.Данилина Г.Н. «Дошкольнику об истории и культуре России».
9.Алешина Н.В. «Ознакомление с окружающим и социальной действительностью»
10.Ю.Мулько «Развитие представлений о человеке в истории и культуре»
11.Алябьева Е.А. «Нравственно - этические беседы»
12.Петерина «Культура поведения»
13.«Органы чувств» - Д/В №3- 2000г.
14.Куцакова Л..B.«Нравственно - трудовое воспитание»
15.Алябьева Е.А.«Тематические дни и недели»
16.Кочемасова «Здравствуй, мир»
17.Атлас для самых маленьких
18.Шорыгина, Пахомова, Нефедова «Окружающий мир и развитие речи» ,«Развивающие сказки для детей»
19.Маханева, Князева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
20.«Мифы и легенды древней Греции» (Родная речь, 2 класс), Д/В №5, 11- 2004г.
21.Былины об Илье Муромце
II цикл - « Мир нерукотворный»
- .Иванова «Живая экология» (программа, человек, мир растений)
2.Рыжова «Эта волшебница вода»
3.Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания)
4.Кондратьева «Мы» (программа экологического воспитания)
5.Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми»
6.Молодова «Игровые экологические занятия»
7.Шорыгина«Окружающий мир и развитие речи»
8.Плешаков « Зеленые страницы»
9.Поглазова «Окружающий мир»
10.Энциклопедии:
- Почемучка
- Неизвестное об известном
- Чудо - всюду
- Космос
- Доисторическая жизнь
- Большая энциклопедия животных
- Энциклопедия для ленивых
- Все обо всем
- Что есть что
- Древо познания
- Леокум. Детская энциклопедия
- Животные строят
III цикл - « Предметный мир»
1.Энциклопедия «7 чудес света»
2.Ильин, Сегал « Рассказы о том, что тебя окружает»
3.Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх детей)»
4.Нуждина «Чудо - всюду» ( мир вещей и машин )
5.Дыбина О.В.«Рукотворный мир», «Что было до..» (путешествие в прошлое предметов)
6.Шорыгина «Окружающий мир»
7.Щербак «Тематические физкультурные занятия» (серия «История развития спорта» )
8.Деркунска я «Культура здоровья»
9.Тарабарина «Детям о времени»
10.Уокер Д. «Погода» ( природоведение)
11.Рахтерман Т.«Формирование представлений о времени»
12. Люди и звезды ( атлас)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная деятельность психолога ДОУ и семьи в вопросах развития социально компетентного ребенка посредством проектной деятельности
Использованиеинформационно-коммуникативных технологий в работе психолога ДОУ ....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по развитию творческих способностей детей через обучение технике торцевание «Город мастеров»
Данный материал представляет работу с детьми старшей и подготовительной группыс ииспользованием техники торцевание.....
26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: "Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев"
26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: "Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев"Цель...
Сообщение из опыта работы "Развитие социальной компетентности дошкольников через проектную деятельность"
Тема сообщения актуальна в наше время. Раскрываются понятия социальная компетентность и социализация. Какую роль играет детский сад в процессе социализации. Как с помощью технологии проектной деятельн...
Рабочая программа по образовательной области "Речевое развитие" для дошкольников 5-7 лет "Развиваем речь" (на основе программы О.С.Ушаковой "Развития речи дошкольников")
Данная рабочая программа адресована воспитателям, работающим по основной образовательной программе МБДОУ «ДС ОВ №20» г. Усинска, для организации работы по образовательной области «Ре...
Программа коррекционно-развивающей работы «Развитие социальных и коммуникативных компетенций ребенка 3-4 лет с задержкой психического развития через развитие игровой деятельности»
Коррекционно-развивающая программа направлена на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста, коррекцию развития детей с ...