Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию "Без прав на свете жить нельзя"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Соломонова Лариса Николаевна

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию "Без прав на свете жить нельзя"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bez_prav_na_svete_zhit_nelzya.docx33.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

 по социально-коммуникативному развитию

БЕЗ ПРАВ НА СВЕТЕ ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ

(Старшая группа)

Задачи:

  • формировать представление детей о правах;
  • развивать правовое мировоззрение и нравственные представления;
  • воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, желание помогать им.

Способы

  • Беседа
  • Игровая проблемная ситуация
  • Музыкально-ритмическое упражнение «Полетим на облаках...»   
  • Проблемные вопросы воспитателя
  • Исполнение песни «Я имею право...»
  • Игра с элементами ТРИЗ (Метод «мозгового штурма») «Почему от Карабаса Барабаса сбежали куклы?» 
  • Рассматривание демонстрационного видеоматериала
  • Рефлексия

Средства

  • Книга «Права ребенка»
  • «Волшебное окно» (телевизор)
  • Ширма с изображением фургончика
  • Поднос с «облаками» по количеству детей
  • Фонограмма «Я имею право...»  
  • Видеоматериал (кадры: книга со страницами со схематичным изображением прав ребенка «Свидетельство о рождении», «Букварь», «Больничка», «Дом», «Сердечко», «Курочка с цыплятами»)
  • Ватман и цветные маркеры
  • Поднос с угощением

Предварительная работа

Беседы: «Как тебя называют дома?», «Каму дают имена, у кого есть имена?», «Что такое именины?», «Что такое фамилия?», «Откуда произошли разные фамилии?», «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?», «Что мы знаем о наших правах?», «Зачем нужно учится?», «Сохрани свое здоровье».

Изобразительная деятельность: «Мой дом», «Страна, где я живу», «Такие разные дети», «Доктор Айболит спешит на помощь»,

Игровая деятельность: «Слушай свое имя», «Скажи по другому», «Четвертый лишний», «Ласковы имен», «Когда я стану взрослым», «Что я делал, не скажу, в вам лучше покажу».

Чтение художественной литературы: Е.Чарушин «Почему Тюпу назвали Тюпой», А.Барто «Я расту», Э.Успениский «Ты и твое имя», С.Михалков «А что у вас?», В.Маяковский «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»,

Аудиовизуальные средства: аудиозапись Г.Сруве «Моя Россия», П.Чайковский «Болезнь куклы», «Кукла выздоровила»; презентация «Моя семья»; мультфильмы «Вовка в тридевятом царстве», «Козленок, который умел считать до десяти», «Приключения Незнайки», К.Чуковский «Мойдодыр».

Рассматривание репродукции картины Т.Сорокина «Семья»,


Ход НОД

        Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель входи в группу и вносит книгу «Права ребенка». Показывает детям.  

        Воспитатель. Ребята, я сегодня была в магазине, и продавец мне порекомендовал вот эту книгу. Она называется «Права ребенка». Сегодня мы с ней познакомимся: сначала рассмотрим картинки, а потом я вам ее почитаю.

        Входит Карабас-Барабас.

        Карабас-Барабас. Я слышал, тут кто-то про права говорил. Еще чего выдумали! Какие-такие права? А ну-ка отдавай книгу.

        Отнимает книгу «Права ребенка». Уходит.

        Воспитатель. Ой, ребята, что же нам теперь делать? Теперь мы не узнаем о наших  правах.

        Дети. Давайте догоним злого Карабаса-Барабаса и вернем книгу.

        Воспитатель. Как же нам добраться до Карабаса-Барабаса, ведь он живет в стране сказок? Ребята, я кажется знаю, что нам поможет. «Волшебное окно» подскажет как попасть в страну сказок.  

        Дети за воспитателем проходят к телевизору, встают полукругом. На экране меняются картинки: снежные вершины, тучи, стаи  птиц, лес, поляна, фургончик.  

        Воспитатель. Путь нам предстоит через горы. Как нам его преодолеть.  

        Дети. Мы полетим на самолете, вертолете, на птицах, на драконах.

        Воспитатель. Я предлагаю на волшебных облаках. Берите волшебное облако. Выстраивайтесь друг за другом.

        Ребята разбирают с подноса «облака». Выстраиваются друз за другом.

        Воспитатель. Вы готовы к путешествию?

        Дети. Да, мы готовы.

        Воспитатель. Отправляемся.

        Дети продвигаются по залу за воспитателем под музыку.  

Музыкально-ритмическое упражнение «Полетим на облаках...»  

        Воспитатель. Ребята, смотрите, впереди горы. Поднимемся повыше. Встаем на «носочки», поднимем руки вверх.

Теперь тучи. Руки вперед, ладошки вместе. Летим сквозь тучи.  

Повстречали стаю птиц. Разводим руки в стороны как крылья.

А сейчас, мы пролетаем над лесом. Поднимаем ноги по очереди, чтобы не зацепится за деревья.

Ребята, а вот и поляна. Надо спускаться. Сгибаем ноги в коленях.

Приземлились на поляну. Остановились. Давайте, аккуратно сложим наши облака на поднос.         

        Воспитатель. А вот и фургончик Карабаса Барабаса.

        Дети проходят к ширме на которой изображен фургончик.  

        Воспитатель.  Выходи Карабас-Барабас. Мы пришли за свой книгой. 

        Карабас-Барабас. А, это вы, детишечки. За какой такой книгой? Не знаю никакой книги.  

        Дети и воспитатель. Возвращай Карабас нашу книгу про права ребенка.

        Карабас-Барабас. Какие права ребенка. Вы никаких прав не имеете. Вот я - владелец театра, и режиссер, и сценарист. У меня есть права, а у вас нет. А то что в книге написано - это все чепуха. Ну, может быть дети и внуки Царя Салтана, Василисы Примудрой могут рассчитывать на права, дети одной национальности с Кощеем Бессмертным или одного цвета кожи с Бабой Ягой или верящие с Лешего и Водяного. Вот так вот!

        Воспитатель. Как вы думаете, справедливо то, что говорит Карабас-Барабас.

        Дети. Нет. 

        Воспитатель. Конечно, нет. Ведь, все мы имеет равные права. И неважно, кто наши родители, какой у вас цвет кожи и в кого вы верите. Карабас Барабас, ты не прав, верни нам книгу.

        Карабас-Барабас. Это я-то не прав? Я Карабас-Барабас - владелец театра. Как я скажу, так и будет. А книжку я сам буду читать: делать мне нечего, куклы от меня сбежали, буду развлекать себя чтением.  

        Воспитатель. Ребята, вы слышал, куклы-то от Карабаса-Барабаса сбежали. Вот, наверное, почему он такой злой. Давайте исполним для него песню, может он станет добрее и вернет нам книгу.

        

        Дети исполняют песню «Я имею право...»  (кавер-версия на «Я имею право...» вокальной группы «Клавиши».)

        

        Воспитатель. Карабас-Барабас, понравилась тебе, как поют наши дети.

        Карабас-Барабас. Да, особенно вон тот, первый, и второй, вон тот, тоже неплох.

        Воспитатель. Карабас Барабас, почему ты так странно обращаешься к детям? У ребят есть имена, у каждого свое.

        Карабас-Барабас. А зачем детям имена? Они все одинаковые, маленькие, непоседливые, обойдутся номерами. 

        Воспитатель. Каждый ребенок со дня рождения имеет право на собственное имя.

        Карабас-Барабас. Ишь, чего выдумали. Права у них. Не знаю я ни каких прав и знать не желаю.

Игра с элементами ТРИЗ (Метод «мозгового штурма»)

«Почему от Карабаса Барабаса сбежали куклы?» 

        Воспитатель. Ребята, давайте подумаем, почему от Карабаса-Барабаса сбежали куклы. А для этого поделимся на две команды: «Генераторы идей» и «Аналитики». «Генераторы идей» придумают как можно больше идей решения проблемы, а «Аналитики» выслушают все варианты и выберут одно наиболее удачное решение проблемы и докажут его.

        Дети (генераторы). Куклы от Карабаса Барабаса сбежали потому, что он злой, не любит детей, и т.п., а еще он не знает права детей.

        Дети (аналитики).  Нам кажется, что куклы от Карабаса Барабаса сбежали, потому, что он не знает права детей. А куклы тоже как дети. Он с ними плохо обращался, поэтому они сбежали.  

        

        Воспитатель. Карабас-Барабас, а ты знаешь права детей?

        Карабас-Барабас. Какие такие права детей? 

        Воспитатель. А давай, мы вместе почитаем книгу про права детей.

Ребята как вы думаете, что будет если Карабас будет знать и соблюдать права детей?

        Дети. Куклы узнают, что он стал добрым и вернуться к нему, а если он будет соблюдать их права, то они никогда больше от него не убегут. Куклы, они ведь как дети. 

        Карабас-Барабас. Хорошо, уговорили. 

        Воспитатель. Ребята, давайте пройдем на поляну, усядемся поудобнее и почитаем книгу «Права ребенка».

        Дети садятся на стульчики перед телевизором. Воспитатель читает книгу. На экране сменяются кадры со схематичными изображениями прав ребенка.         

        Воспитатель. Каждый ребенок со дня рождения имеет право на собственное имя.

        Кадр «Свидетельство о рождении».

        Воспитатель. Ребята, посмотрите, что это такое? Что это за документ?

        Дети. Это свидетельство о рождении.  

        Воспитатель. Этот документ подтверждает ваше право на имя. 

        Кадр «Букварь».

        Воспитатель.  Узнаете книгу? О каком праве детей она напоминает? 

        Дети. Это букварь. Она напоминает о праве на образование. 

        Кадр «Больничка».

        Воспитатель.  Как вы думаете, ребята, а это что за право? 

         Дети. Мы думает, что это право на медицинскую помощь. 

        Кадр «Дом».

        Воспитатель. Какое право может означать эта картинка?

        Дети. Это  право на дом, на жилье. 

        Воспитатель. Как люди должны относится к своему дому? Почему? 

        Дети. Люди должны беречь свой дом, потому что они там живут и т.п.

        Кадр «Сердечко».

        Воспитатель. Какое право может обозначать «сердце»?

        Дети. Мы думаем, право на любовь и заботу.

        Воспитатель. Что значит забота? Кто заботится о вас? О ком заботитесь вы?

        Дети. Мы думаем, что забота, это когда кто-то за кем-то ухаживает, кормит, одевает укладывает спать и т.д.

        Кадр «Курочка с цыплятами».

        Воспитатель.        Посмотрите,  а это что за право?

        Дети.  Это право ребенка быть вместе с мамой. 

        Воспитатель. Правильно. Теперь мы знаем права, и никогда не будем нарушать права других людей, и не позволим, чтобы нарушали наши права. Когда вы будете взрослыми - помните, что люди меленькие и большие имеют права.

        Карабас-Барабас плачет.

        Воспитатель. Карабас, почему ты плачешь?

        Карабас-Барабас. Вы тут про права говорили не только детей, но и взрослых. Я тоже имею право на любовь и заботу. У меня сегодня, между прочим, День рождения и меня никто не поздравил.

        Воспитатель. Ребята, а может Карабас-Барабас плохие поступки совершает, потому что ни кто о нем не заботится. Ведь все имеют права на любовь и заботу. Ребята, как мы поможем Карабасу-Барабасу, что бы он не расстраивался.

        Дети. У Карабаса-Барабаса День рождения, ему надо сделать подарок.

        Воспитатель. А что мы подарим Карабасу?

        Дети. Карабасу-Барабасу  можно подарить плакат с картинками, обозначающими права детей, чтобы он никогда не забывал их права. Если он будет соблюдать права детей, он станет добрее, и тогда его куклы вернутся к нему.

        Воспитатель. Подходите к ватману, берите цветные маркеры и рисуйте соответствующие картинки.  

        Дети подходят к мольберту, на котором закреплен ватман, рисуют картинки, обозначающие права детей.

        Воспитатель. Карабас Барабас, посмотри какая замечательная памятка получилась. Это наш тебе подарок, что бы ты помнил и соблюдал права детей.

        Карабас-Барабас выносит поднос с угощением.

         Карабас-Барабас. Спасибо большое за подарок, а вот угощения для вас. Ведь у меня сегодня День рождения. Но у меня маленький фургончик, мы все в него не поместимся. 

        Воспитатель. Ребята, как мы поможем Карабасу-Барабасу?

        Дети. Давайте его пригласим к нам в гости, и попьем чай с угощением в группе.  

        Воспитатель. Замечательное решение. Возвращаемся на поляну.  Разбираем облака, и отправляемся домой.

        Музыкально-ритмическое упражнение «Полетим на облаках...»  

        Воспитатель. Мы пролетаем над лесом. Поднимаем ноги по очереди, чтобы не зацепится за деревья. Повстречали стаю птиц. Разводим руки в стороны как крылья. Теперь тучи. Руки вперед, ладошки вместе. Летим сквозь тучи.  

 Ребята, смотрите, впереди горы. Поднимемся повыше. Встаем на «носочки», поднимем руки вверх.

Ребята, а вот и группа. Надо спускаться. Сгибаем ноги в коленях.

Приземлились. Остановились. Давайте, аккуратно сложим наши облака на поднос.

Рефлексия.

Воспитатель.  Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня занимались.

Дети. Мы сегодня вспоминали права детей, помогали Карабасу Барабасу стать добрее. Сделали ему подарок....

Воспитатель. А что вам больше всего понравилось.

Дети. Рисовать плакат для Карабаса...

Дети приходят за стол, пьют чай с Карабасом Барабасом, развлекают его, поют песню «Пусть бегут неуклюже..», потом прощаются.

         

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию с детьми старшего дошкольного возраста на тему" Я имею право".

Данное занятие формирует правовое сознание старших дошкольников, развивает умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы, моделировать, воспитывает самоуважение, уважение к другим людям, сопереживани...

конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей второй младшей группы "Ребята, давайте жить дружно."

Занятие способствует расширению представлений детей о дружбе, добре; сплочению детского коллектива....

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Правила дорожного движения» в средней группе

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию «Правила дорожного движения» в средней группе...

«Правила поведения в магазине» конспект занятия по социально-коммуникативному развитию в средней группе

laquo;Правила поведения  в магазине»Цель: Продолжать формировать прививать  навыки культуры поведения в общественных местах (магазине)Задачи:Образовательные :-Продолжать учить п...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста по сказке «Теремок» «Давай дружить- вместе жить»

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию детей младшего дошкольного возраста по сказке «Теремок» «Давай дружить- вместе жить»...

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию "Миром правит доброта" с использованием камешков Марблс.

Занятие по социально-коммуникативному развитию для детей старшей группы. Данное занятие знакомит детей с таким понятием как "волонтер" или "люди с ограниченнными возможностями"....