Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через призму ФГОС ДО
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Гендерное воспитание это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_gendernoe_vospitanie.pptx | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек , чтобы его определяли как женщину или мужчину .
Этапы полоролевого развития Новорожденность. Настройка на определенный пол. Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием Младший возраст (3-4 года). Дифференцирует половое различие Дошкольный возраст (4-5 лет). Идентификация по половому признаку. Старший дошкольный возраст (6-7 лет). Принятие пола и его константность.
Различия в психике и поведении детей
Образовательные задачи полового гендерного воспитания - воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру. Закладывать основы опознавания своих особенности, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей; - воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям; развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями; - развивать чуткость и эмпатию , умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением ; - обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;
Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Это отражено в приказ е М инистерства о бразования и науки Р оссийской Ф едерации от 17.10.2003 г. « О б освещении гендерного вопроса в системе образования ».
Отличительные особенности программы «От рождения до школы». Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей (формирование традиционных гендерных представлений). Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Ребёнок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
Необходимость создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников . Выстраивание модели образовательного пространства ведется в 4 направлениях : 1. Знакомство воспитателей с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек , особенностями их воспитания и обучения ; 2. Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педпроцессе ; 3. Построение развивающей среды 4. Построение модели педпроцесса
Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола , одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе . Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности , что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации , помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения .
Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру. Следовательно, одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек. Предметно-развивающая среда
Гендерный подход находит своё отражение в нашей группе и при выполнении культурно-гигиенических навыков. На дверях туалетной комнаты имеется табличка с условными обозначениями, которые позволяют определить, кому из детей по полу можно войти.
Игровая деятельность В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, защищая Родину, строят мосты, ремонтируют автомобили. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) –– у мальчиков. Доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) –– у девочек.
В группе созданы условия для игр мальчиков «Моряки», «Военные», «Автомобилисты». Мальчики учатся быть смелыми, сдержанными, преодолевать трудности. Разъясняя мальчикам ход военных и героических игр, я делаю акцент на том, что их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» , игровая зона « Семья» со всеми необходимыми атрибутами, где у девочек закладываются основы материнства.
Трудовая деятельность Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью.
Познавательная деятельность Гендерное воспитание осуществляется не только в игровой деятельности, но и в образовательном процессе. Игровые занятия, беседы распределены по трем блокам: «Кто я: мальчик или девочка? Какой я мальчик? Какая я девочка?» Направлен на развитие представлений ребенка о своем поле и формирование позитивного принятия своего пола. Формирование у детей знаний о мужских и женских качествах и способах адекватного им поведения. «Мужчина и женщина в семье и обществе». Направлен на развитие у детей представлений о социальных функциях мужчин и женщин и желания подражать позитивным формам мужественного или женственного поведения. «Я сегодня и я в будущем». Направлен на обогащение представлений мальчиков и девочек об их настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье. Формирование взаимоотношений между мальчиками – будущими мужчинами и девочками – будущими женщинами.
В беседах, НОД, с помощью дидактических игр, экскурсий, с помощью решения проблемных ситуаций, знакомства с правилами этикета, профессиями, формируются представления детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины, развивается умение использовать эти знания в различных жизненных ситуациях.
Чтение художественной литературы Чтение и обсуждение художественных произведений, рассматривание иллюстраций: всё это способствует формированию гендерной устойчивости. На примере героев мальчики и девочки учатся строить доброжелательные взаимоотношения, осознают свою социальную роль. Такие произведения , как р.н. сказка « Крошечка-Хаврошечка », «Журавль и Цапля», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо », «Царевна лягушка»«Рукодельница и ленивица», сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», «Дикие лебеди», «Стойкий оловянный солдатик», рассказы о Д.Донском, А. Невском, богатырях и русских солдатах, и др. воспитывают в мальчиках мужественность, смелость, трудолюбие, благородство, умение преодолевать трудности, мужчину, сильного и отважного, защитника своих близких и Отечества, а в девочках – женственность, доброту, отзывчивость, мягкость, терпимость, заботу, любовь к детям, мудрую женщину, мать, хранительницу семейного очага.
Продуктивная деятельность Дифференцированный подход к девочкам и мальчикам, обусловлен их психофизическими особенностями. И продуктивная деятельность не исключение. Девочки по ряду параметров опережают в развитии мальчиков дошкольников. Они обладают большей ручной умелостью (лучше развита мелкая моторика), они более усидчивы в работе, более аккуратны, лучше удерживают в памяти алгоритм выполнения задания, более внимательны и отзывчивы.
В коллективных работах, которые я использую довольно часто мальчики и девочки дополняют друг друга. Мальчики лидируют на этапе планирования работы, а девочки на этапе реализации. В продуктивной деятельности легко отследить развитие задач гендерного воспитания - осознание и положительное либо отрицательное отношение к своему гендеру.
Музыкальная деятельность На занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька,) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. Мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости,(наездники, гусары). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, танцы с цветами, зонтиками, куклами). Всё это способствует развитию представлений ребёнка о своём поле.
Физическая деятельность Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляется дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. Так, например, существуют: Различия а обучении сложным двигательным движениям ( метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам) Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, волки, а девочки-пчёлки, зайчики и т.д.)
Роль семьи в гендерном воспитании детей Мать: Формирует гуманистические черты характера (сострадание, забота о близких) Действует лаской, добротой Воспитывает глубокую привязанность, терпимость Раскрывает красоту окружающего мира Дает готовые ответы на вопросы Является образцом для поведения дочери Отец: Формирует целеустремленность, настойчивость, смелость Является генератором идей, доводит дело до конца, развивает коллективизм и рыцарство у ребенка Отец – ролевая модель для ребенка на дальнейшую жизнь Способствует формированию самооценки, статусной позиции Учит анализировать, обобщать и делать правильные выводы
С целью педагогического и психологического просвещения родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек в группе ведется работа : в " Уголках для родителей " оформляется наглядная информация работает на родительских собраниях производится обмен опытом по воспитанию детей проводится индивидуальное психологическое консультирование . совместно с родителями дети изготавливают дома атрибуты к сюжетно-ролевым играм организуется"Неделя добрых дел в семье « в группе оформлены фотоальбомы " Мама с дочкой , папа с сыном - вместе смотримся красиво !« " Лучшая в мире семья - моя !", " Моя дружная семейка « провод я тся выставки поделок «Осень Золотая», «Ёлочки-зелёные иголочки», «Новогодние игрушки», «Масленица». совместно с родителями проводятся культурно - досуговые мероприятия :,« 8 марта», спортивные праздник « Папа , мама , я – спортивная семья », мероприятие совместно с мамами « Мама », посвященное Дню матери ,
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
Проект на тему "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность"
Дошкольный возраст – важный период для воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей. Мужчину в мальчике и женщину в девочке следует воспитывать с раннего детства. В противном случае при формир...
Консультация для родителей «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через использование сюжетно-ролевых игр»
В современном дошкольном образовательном учреждении мальчики и девочки могут воспитываться вместе без нарушения статуса, если у педагогов и родителей сформирована гендерная компетентность....
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность
Статья предназначена как для музыкальных руководителей, так и для родителей воспитанников ДОУ. Раскрыты основные поятия гендерного воспитания и осуществление полоролевой социализации дошкольника...
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста , через сюжетно-ролевые игры в детском саду
Гендерный подход в образовании -это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности ,что дает в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации ,помогает быть до...
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность»,
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность»,доклад...