Методическая разработка "Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"
методическая разработка
«Мир, окружающий ребенка –это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ekol._vos.docx | 31.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста посредством дидактических игр |
Воспитатель: Мутина Мария Валентиновна
Учреждение: МБДОУ «Д/с № 5 «Теремок»
Территория: ГО ЗАТО Комаровский
«Мир, окружающий ребенка –это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский
Порой пытаясь сделать жизнь для себя более удобной, не задумываемся о последствиях нашей же деятельности, начинаем потребительски относится к природе, не замечая, как создаем экологические проблемы. Чтобы избежать экологической катастрофы, надо начинать с детского сада формировать умение анализировать свои поступки, воспитывать осознанное, бережное отношение к природе. Научить ребенка воспринимать красоту окружающего мира, того места, где он живет, формировать желание охранять природу родного края, воспитывать любовь к Родине, как определяет ФГОС ДО, формировать воспитанника, как целостную, высоконравственную личность, патриота – цель экологического воспитания дошкольников.
Опыт работы с детьми показывают, что у современного ребенка, который живет в нынешний век научно-технического прогресса, ослабевает интерес к растительному и животному миру, стремление к познанию гармонического взаимодействия общества и природы. Необходимо помочь ребёнку открыть для себя мир природы, ориентироваться в окружающей действительности, научить любить, правильно понимать и беречь природу, но самое главное, положить начало осознанного отношения к природе, определения своего места в ней.
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения и принять решение, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения - ребенок учится играя.
Учитывая огромный потенциал дидактической игры в формировании экологического сознания детей дошкольного возраста мною была поставила цель: «Формирование экологического сознания детей дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Для реализации поставленной цели определила следующие задачи:
- Развивать у детей познавательный интерес к природе, ее разнообразию;
- Развивать у детей способность самостоятельного открытия свойств природных объектов;
- Формировать представления детей о простых природных взаимосвязях;
- Стимулировать желание у детей узнавать о явлениях и объектах мира природы;
- Развивать способность устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
- Воспитывать у детей желание охранять природу, содержать ее в чистоте.
Основываясь на работах ученых, которые занимались проблемами экологического сознания и развития y дошкольников целесообразного поведения в природе: А. И. Иванова, Л. А. Каменева, Н. В. Коломина, С. Н. Николаевой; сборниках дидактических игр следующих авторов: Л. П. Потапова. Детям о природе. Экология в играх., 2000; В.Н. Шаронова. Сборник дидактических игр с природным материалом, 2010; Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991; а так же комплексно-тематическом планировании по реализации основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 40-ЦРР» г. Тобольска, содержание которой выстроено с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного воспитания «Мозаика» Белькович В. Ю., Гребенкиной Н. В., Кильдышевой И. А., мною была выстроена система работы по использованию дидактических игр для формирования экологического сознания детей дошкольного возраста. В качестве примера, представлены следующие темы проектов:
Название проекта | Дидактические игры |
«Вот она какая- осень золотая»
Цель: Обобщить и систематизировать знания о временах года на примере основных признаках осени. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
|
|
«Добрые дела» (доброе отношение к животным)
Цель: Закреплять и расширять представление о домашних и диких животных. Формировать представление о взаимосвязи между человеком и природой. Воспитывать чувство сострадания и заботы, поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки и доброе отношение к животным.
|
|
«Деревья, которые радуют»
Цель: Формировать представления о деревьях, растущих на территории родного. воспитание экологического сознания. Познакомить детей с отличительными особенностями ели, сосны, пихты и кедра, показать их сходные и контрастные признаки. Учить детей группировать деревья по сходному признаку (по хвое) хвойные деревья. Развивать познавательный интерес к природе. |
|
С.Н.Николаева в методике экологического воспитания отмечает «…цели воспитания достигаются в том случае, когда ребенок включен в практическую деятельность, в рамках которой он совершает разнообразные действия с предметами». Для повышения познавательной активности детей, формировании интереса к взаимодействию с окружающим миром активно задействую организацию развивающей предметно-пространственной среды. В группе был создан «Экоцентр», в котором создаются различные игровые обучающие ситуации с привлечением сказочных героев – Эколят: Умницы, Шалуна, Тихони и Елочки. Применение игровых обучающих ситуаций с Эколятами - юными защитниками природы показывает, что дети легко включаются в игровые диалоги с персонажами, усваивают новые знания, приобретают практические навыки, что положительно влияет на их личностные проявления: развивает способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать. Содержание экологического центра меняется в соответствии с тематическими проектами по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 40-ЦЦР» г. Тобольска. В пространстве группы появляются предметы, новые игры, природные материалы, посылки, письма-схемы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети учатся рассуждать, анализировать, строить предположения, испытывают радость открытия и познания. Дидактические игры используются мною в рамках образовательной деятельности в качестве ее составной части и во время режимных моментах, во время прогулки или в часы досуга.
Особое внимание при работе с детьми для закладывания элементов экологического сознания уделяю воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой. Вместе с Эколятами дети ведут «Книгу жалоб природы», заполняя которую, дети обратили внимание на главную экологическую проблему - тему мусора. И наши друзья Эколята познакомили детей с понятиями: «вторсырье» и «сортировка мусора». Так с помощью игр: «Экология и мы», «Учимся сортировать мусор» дети научились классифицировать предметы по материалам, из которых они изготовлены, а потом применять эти знания в игре. Таким образом, развивая логическое мышление, наблюдательность у детей одновременно формируется представление о способах решения экологических проблем.
Уникальную ценность среди дидактических игр представляют игры природным материалом (семена растений, листья, камушки, цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты), которые содержат в себе значимый познавательный элемент, включают ребенка в процесс созидания, деятельности, дают возможность детям практически применять природный материал, познавать его качества и свойства. Большой популярностью среди детей пользуются такие дидактические игры с природным материалом, как: «Лото из камушков», «Найди отличия», «Секретики», «Чудесный мешочек», «Камешек», «Выложи картинку», «Вершки-корешки», «Найди, что покажу» и другие.
В методических рекомендациях к примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мозаика» предлагается в рамках каждого проекта проводить кульминационное событие: викторина, праздник. Эффективным и любимым событием моих воспитанников является проведение таких итоговых мероприятий, как экологические викторины, «Знатоки природы» с использованием дидактического пособия – «Круги Луллия», где с помощью секторов детям предлагаются соотнести ту или иную картинку в соответствии заданием ведущего, что способствует формированию у детей целостной картины мира в его взаимодействиях и взаимозависимости. Такая форма не только помогает систематизировать знаний о природе, но вызывает большой эмоциональный отклик у детей.
В игре мы не только закрепляем полученные знания, но и можем понять, насколько хорошо усвоен материал. Для определения показателей уровня развития ребенка мною эффективно используется игровой планшет «Логико-малыш». Задания комплекта тренируют внимание и память ребенка, развивают мышление. В комплекте находятся дидактические карточки с вопросами, что позволяет повторять и закреплять полученные ранее знания, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.
Решающим фактором в формировании практических навыков экологического поведения является поведение взрослых. Если ребенок видит, как взрослые ведут себя в природе, с любовью ухаживают за растениями и животными, он фиксирует соответствующие формы их поведения, включает эти сведения в структуру личности и сохраняет на всю жизнь в качестве исходной базы данных. Поэтому работа по формированию экологического сознания детей проходит в тесном сотрудничестве с родителями. Родителям были предложены как наглядные формы взаимодействия – буклеты, памятки, рекомендации родителям, содержащие информацию по экологическому воспитанию детей по следующим темам: «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста», «Использование природного материала для создания композиций как средство формирования экологической культуры дошкольников», «Правильное отношение к природе начинается в семье», так и интерактивные формы, такие как: выставки детского творчества из природного материала, участие в экологических акциях, праздниках, мастер-классах.
Работа по использованию дидактических игр для формирования экологического сознания далека от завершения, но на сегодняшний день видны результаты: осознанное отношение детей к растениям и животным; умение сравнивать предметы и явления природы по заданным свойствам, устанавливать причинно-следственные зависимости в природе и проявлять бережное отношение к природе. В сотрудничестве с родителями прослеживается заинтересованность и активное участие детей, родителей в таких экологических акциях, как «Экобокс» в рамках марафона добрых дел собирают батарейки, «Покормите птиц зимой», конкурсе кормушек для птиц «Территория чибисов» в рамках проекта по охране птиц, реализуемый на территории нефтехимического комплекса СИБУРа «ЗапСибНефтехим» в Тобольске. 19 ноября 2022 года педагоги, воспитанники, родители приняли активное участие в праздновании Всемирного дня вторичной переработки «ЭкоДень календаря» в рамках социальной программы «Формула хороших дел» СИБУРа, где посетили мастер-классы, узнали много интересного и полезного о вторичной переработке отходов и приняли участие в акции «Двойная польза» (сбор макулатуры, бутылок – ПЭТ).
Для меня ценно, что мои воспитанники понимают, что в природе все взаимосвязано, нет ничего ненужного и бесполезного, а окружающий мир – это дом, в котором мы все вместе живем, его нужно охранять и беречь!
Список литературы:
1.Белькович В.Ю., Гребенкина Н.В., Кильдышева И.А. Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика». Мн.:ООО «Русское слово – учебник», 2017.- 528 с.).
2.Белькович В.Ю., Гребенкина Н.В., Кильдышева И.А. Методические рекомендации к примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мозаика»: средняя группа. Ми.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. -96 с.).
3.Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. Мн.:»Мозаика – синтез», 2011- 256 с.).
4.Потапова Л.М. Детям о природе. Экология в играх для детей 5-10 лет. Мн.: Академия развития: Академия, К:Академия Холдинг, 2000. -224 с.).
5.Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. Мн.: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.- 128 с.). «Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0010450
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством использования музейной коллекции «Куклы народов мира» – как часть поликультурного воспитания».
В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над проблемой поликультурного воспитания дошкольников, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей...
Экологические акции в ДОО как одна из активных форм работы по формированию экологического сознания детей дошкольного возраста и тесного сотрудничества с родителями
Экологическое воспитание в ДОУ....
Проектная деятельность как средство формирования экологического сознания детей дошкольного возраста
Экологическое образование дошкольников, развитие познавательных способностей через природоведческую тематику с использованием современных активных форм обучения. .....
Методическая разработка «Формирование словаря у детей раннего возраста посредством наглядного пособия «Книжка -малышка»
Актуальность методической разработки «Формирование словаря у детей раннего возраста посредством наглядного пособия «Книжка - малышка» заключается в том, что своевременное и правильно...
Методическая разработка Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста посредством информационных технологий
Формирование диалогической речи детей дошкольного возраста посредством информационных технологий...
Методическая разработка Картотека Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр
СодержаниеПояснительная записка…………………………………………………….3Введени...
Обобщение опыта работы по формированию экологического сознания детей дошкольного возраста посредством дидактических игр
ОПЫТ РАБОТЫ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ ПЕДАГОГА ДОУ...