Статья "Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей раннего возраста 2-3 лет"
статья по физкультуре (младшая группа) на тему
Статья "Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей раннего возраста 2-3 лет"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей в возрасте 2-3 лет
Современные дошкольные образовательные программы, соответствующие ФГОС ДО уделяют огромное внимание развитию личности ребёнка, сохранению и укреплению его здоровья, тем самым нацеливая воспитателей на формирование широкой двигательной деятельности дошкольников.
Активная двигательная деятельность, помимо положительных воздействий на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребёнка, формирует навыки будущего поведения в обществе. Несмотря на отработанную систему, педагоги в дошкольных образовательных учреждениях все чаще сталкиваются с нежеланием и неумением детей играть, активно двигаться. В настоящее время дети испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.
Современному ребёнку не хватает двигательной активности для полноценного развития в силу информационной и эмоциональной перенасыщенность жизни ребёнка, повышенные требования к его воспитанию и общественному поведению и в то же время недостаток внимания к его индивидуальным потребностям. Добавим сюда просмотр телевизора, сидение перед компьютером, недостаток солнца в зимний период в условиях севера Сахалинской области, и кратковременность прогулок или полное их отсутствие в связи с погодными условиями.
Движение – главное условие нормального роста и развития организма. Оно является обязательным компонентом любого вида деятельности дошкольника, в том числе и игры. Низкий уровень двигательных умений, однообразие движений приводят к обеднению содержания игровой деятельности ребёнка и наряду с другими причинами, ограничивают его возможности реализовать себя в игре со сверстниками. Играя, ребенок «незаметно» осваивает основные виды движений, такие как ходьба, бег, прыжки, метании и др.
Игра и движение, объединяясь, становятся необходимым условием и средством разностороннего развития и воспитания дошкольника. Поэтому большое внимание необходимо уделять развитию движений в жизни ребёнка. Двигательная деятельность способствует удовлетворению потребности ребенка в движении и одновременно развивает его. При формировании двигательного действия возникает первоначальное двигательное умение, оно представляет собой действие, не доведенное до значительной степени автоматизации. Обучение ребенка движениям осуществляются в соответствии с закономерностями формирования двигательных умений и навыков. Они условно представляют собой последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнять его, а затем от умения к навыку.
По мнению специалиста в области физического воспитания детей дошкольного возраста Д.В. Хухлаевой, развитие движений детей раннего возраста 2-3 лет происходит в процессе правильной игровой деятельности, самостоятельной двигательной деятельности и во время физкультурных занятий, главной задачей которых является развитие основных движений, таких как лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки.
Движения, освоенные ребенком, закрепляются в подвижных играх. Выдающийся педагог и основоположник научной системы физического образования П.Ф. Лесгафт, считал, что игра есть упражнение, с которого ребенок готовится к жизни. В процессе игры происходит не только упражнение в двигательных умениях, но и формирование новых качеств личности. Таким образом, играя и реализуя различные формы активности, дети познают окружающий мир, себя, своё тело, свои возможности, изобретают, творят, при этом развиваясь гармонично и целостно.
В подвижных играх с ребенком 2—3 лет ведущая роль принадлежит воспитателю. Для объяснения игры он использует сюжетный рассказ, игровые имитационные образы, заинтересовывает ребенка игрушкой, показывает, что и как надо делать. В них закрепляются основные движения, воспитывается умение двигаться в коллективе, развивается координация движений, желание выполнить игровые правила и задания, а также формируются психофизические качества: смелость, ловкость, реакция на сигнал. В группах раннего возраста для обучения ребенка используются в основном игровые приемы или показ образца движения.
Важными средствами формирования выразительности движений являются имитационные упражнения и сюжетные подвижные игры. Подвижные игры всегда проходят при положительном эмоциональном настрое ребенка. В игре воспитатель обучает ребенка движению, внимательно следит за качеством его выполнения. При проведении игровой деятельности педагог должен знать содержание её, подготовить соответствующие пособия, соблюдать общепринятую методику.
Современные программы и методики, регламентирующие воспитательно-образовательный процесс, таких авторов как Н.Е Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, Н.Ф Губановой, С.Н. Теплюк, определяют, что для полноценного формирования двигательной сферы и качественного созревания ребёнка раннего возраста необходимо организовать его деятельность так, чтобы он мог удовлетворять потребность в движении. Помимо утренней зарядки необходимы ежедневные занятия физической культуры, подвижные игры и движения под музыку.
Использование разнообразных форм двигательной деятельности создает оптимальный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и укрепления здоровья ребенка, поэтому педагогу надо не только создавать условия для развития игровой деятельности детей, но и формировать двигательные умения, стимулировать желания детей заниматься двигательной деятельностью. Формирование двигательного опыта ребёнка – процесс взаимонаправленный, для его успеха необходима организация целенаправленной системы воспитания в дошкольном учреждении и семье. Именно поэтому определились следующие ведущие направления в воспитательной работе по развитию двигательных умений детей в возрасте 2-3 лет.
Чтобы закрепить основные движения, созданы необходимые условия в групповой комнате и на участке ДОУ для самостоятельной двигательной деятельности детей.
В группе расставлена мебель так, чтобы была свободная площадь для развития движений детей. Оформлен физкультурный уголок, подобрано специальное физкультурное оборудование включает следующие компоненты: горку с лесенкой и скатом, бревно, лесенку-стремянку, ящики, корзины, скамейки, модули, дуги, дорожки, доски, гимнастические скамейки; а также пособия (мячи, ленты, мешочки с песком, флажки, кубики, обручи, кегли, гимнастические палки), игрушки, побуждающие к различным движениям, разнообразный дидактический материал и др., что обеспечивает возможность выполнения ребенком различных движений. Весь перечисленный инвентарь и оборудование находится в открытом, свободном доступе для детей.
Участок и физкультурная площадка дошкольного учреждения имеют достаточно просторную площадь, которая оборудована скамейками, лесенками, бревном, горкой, подготовлен выносной материал для повышения двигательной активности детей.
Побуждая детей к активным действиям, обучаем правильным движениям, используя для этого имитационные упражнения — «попрыгать, как зайчики», «полетать, как птички» и т.д.
Для более эмоционального воздействия в наличие в группе технические средства обучения – музыкальный центр, беспроводная стерео колонка, подобраны фонограммы песен, музыкальное сопровождение для выполнения упражнений и проведения игр.
Определены следующие формы организации двигательной деятельности детей: физкультурные занятия; утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке, физкультминутки и паузы, общеразвивающая упражнения после дневного сна; самостоятельная двигательная деятельность детей; физкультурные праздники, развлечения.
Освоение основных видов движения и двигательных упражнений осуществляется в соответствии с перспективным планом проведения игровой деятельности в первой младшей группе.
Подобраны картотека подвижных игр, комплексы утренней зарядки, пальчиковой, дыхательной, артикуляционной гимнастики, физкультминутки, игры - занятия для развития движений, игры малой подвижности, которые позволяют достигнуть эмоционального удовлетворения воспитанников в различных видах двигательной деятельности.
Вся моя работа с детьми проводилась в группе и на прогулках в режиме дня. Применяя общепедагогические методы, происходило обучение детей новым движениям, включая их в игровую деятельность.
У детей раннего возраста преобладает зрительно-эмоциональная память. Как правило, малыши сравнительно рано запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное и услышанное, если заинтересованы в этом. Благодаря такой памяти дошкольниками быстро совершенствуется речь.
Поэтому образовательная деятельность строилась с учетом знаний о психических и физических особенностях детей раннего возраста с использованием эффективных методов и приемов, которые помогают детям непроизвольно запомнить материал - это и обыгрывание ситуаций, применение художественного слова русского народного фольклора, согласование слов и движений. Таким образом детьми легко запоминаются движения и со временем находят свое отражение в самостоятельной двигательной деятельности детей, и в играх.
Одним из ярких моментов проведения утренней гимнастики в первой младшей группе в форме подвижной игры, и занятия по физической культуре проводились в игровой форме с использованием игровых образов, подражательных действий. Малыши копируют всё что видят, поэтому в подвижных играх, они с удовольствием подражают взрослым и имитируют движения животных. Регулируя число повторений, подбирая разные игры по трудности выполнения того или иного движения, мы обеспечивали определенную нагрузку. Воспитатель обязательно принимает участие в игре и берет на себя ведущую роль, показывает, что и как надо делать.
Мы создали не только условия для обучения детей движениям, но и повысили их заинтересованность в действиях, стимулируя их двигательные умения.
Развитие основных движений составляет важную задачу современного педагогического процесса. Эффективное решение этой задачи зависит от изменений, ориентированных на поиск условий создания такой развивающей предметно – пространственной среды, которая способствовала бы развитию двигательных умений детей раннего возраста.
Таким образом, если педагог создает необходимые условия для детей, использует современные материалы и оборудование, здоровьесберегающие педагогические технологии по физическому развитию детей и целенаправленно проводит систему мероприятий, направленную на повышение двигательной деятельности в процессе игры у детей раннего возраста 2–3 лет, продумывает и применяет эффективные методы и приемы, то способствует развитию двигательных умений при выполнении основных видов движений в процессе игровой деятельности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
- Волошина, Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников: Учебно-методическое пособие/ Л. Н. Волошина. - М.: АРКТИ, 2005. - 108 с.
- Галицина, Н. С. Нетрадиционные занятия физкультуры в дошкольном образовательном учреждении/ Н. С. Галицина. - М.:, 2005. - 143 с.
- Глазырина, Л. Д. Физическая культура - дошкольникам: программа и программные требования: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Л. Д. Глазырина. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 148 с.
- Прищепы С.С., Шатверян Т.С. Сотрудничество детского сада и семьи в физическом воспитании дошкольников/ Под ред. С.С. Прищепы, Т.С. Шатверян. — М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
- Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2-7 лет/ авт.-сост. Э. Я. Степаненкова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. - 144 с.
- Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Для работы с детьми 2-7лет/ Н.Ф. Губанова. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 128 с.
- Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Вторая группа раннего возраста/ Н.Ф. Губанова. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 128 с.
Сведения об авторе:
Фамилия | Тыван |
Имя | Наталья |
Отчество | Витальевна |
Место работы | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 8 «Буратино» г. Охи |
Должность | воспитатель |
Домашний адрес | 694490, Сахалинская область, г. Оха, ул. Советская, дом 1 корпус А |
Рабочий телефон | 8 (424-37) 3 – 55 - 37 |
Домашний телефон | - |
Сотовый телефон | 89140830313 |
E- mail: | tyvaniha@mail.ru |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/14/picture-382420-1389713061.jpg)
Статья для родителей. Этапы формирования игровой деятельности для детей раннего возраста.
Статья для родителей. Этапы формирования игровой деятельности для детей раннего возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/27/picture-386868-1390820149.jpg)
Конспект совместной игровой деятельности для детей раннего возраста
Конспект совместной игровой деятельностидля детей раннего возраста «Сказка «Про маленькую капельку»Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды: тёплая, прозрачная, холодная, чист...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/01/picture-864599-1654083243.jpg)
Рекомендации для родителей по развитию у детей раннего возраста двигательных умений в процессе игровой деятельности
Рекомендации для родителей по развитию у детей раннего возраста двигательных умений в процессе игровой деятельности ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/01/picture-864599-1654083243.jpg)
Информационная карта инновационного (передового) педагогического опыта по теме: «Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2-3 лет в соответствии с ФГОС ДО».
Обобщение опыта по теме: "Развитие двигательных умений в процессе игровой деятельности у детей 2 - 3 лет в соответствии с ФГОС ДО"...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ВО 2 ГРУППЕ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста»
Развитие творческого воображения детей, подражание мимике и движениям героев сказки "Курочка Ряба". Развивитие мимической и интонационной выразительности. Умение распознавать цвета, соотноси...
Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы: Смирнова Е.О Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю.
Формирование игровой деятельности у детей раннего возраста, в рамках реализации комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги» Авторы: Смирнова Е...
Консультация для педагогов раннего возраста Тема:"Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста"
Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различ...