Консультация для родителей "Организация предметно-развивающей среды в музыкальном зале ДОУ в контексте федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования
методическая разработка по теме
Организация предметно-развивающей среды в музыкальном зале ДОУ в контексте федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Организация предметно-развивающей среды в музыкальном зале ДОУ в контексте федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования
Музыкальный руководитель
МАДОУ д/с № 78 «Гномик», г. Белгород
Интегративным результатом реализации условий является создание развивающей образовательной среды, соответствующей целому ряду требований. Воспитание ребенка дошкольного возраста происходит в деятельности ребенка, поэтому важнейшим условием для обеспечения этой деятельности можно считать создание предметно-развивающей среды.
Предметно-пространственная среда (далее по тексту ППС) в музыкальном зале имеет свои особенности, связанные со специфической направленностью образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Музыкальный зал в детском саду – это, как правило, самое большое, светлое и наилучшим образом оборудованное помещение, это визитная карточка детского сада. Здесь проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения и другие мероприятия для детей, сотрудников и родителей, поэтому возникает необходимость в разделении зала на зоны: активную форму, спокойную зону.
В условиях музыкального зала активной зоной является свободное пространство для музыкального движения: дидактические игры для развития чувства ритма, танцевально-ритмические упражнения, игровое музыкально-двигательное творчество и т. д. Поскольку некоторая часть активной деятельности может происходить сидя или лежа на полу, то желательно наличие ковра на полу такого размера, чтобы все дети чувствовали себя не стесненно, имели возможность свободно отвести локти от туловища. В активной зоне не должно быть громоздкой мебели и декораций. Все стеллажи в этой зоне должны быть надежно закреплены. Фортепиано должно быть расположено таким образом, чтобы музыкальный руководитель, исполняя музыкальное произведение, мог видеть абсолютно всех детей. Также в этой зоне должны быть смонтированы технические средства обучения вне доступа детей.
Если активная зона – самая большая по площади, то спокойную зону в музыкальном зале вполне можно считать самой важной, самой значимой для музыкального воспитания. Здесь осуществляются такие важнейшие виды музыкальной деятельности как восприятие музыки и пение. Восприятие музыки можно считать основополагающим видом деятельности в музыкальном воспитании дошкольника. От того, насколько ребенок подготовлен к восприятию музыки, насколько сформирован навык и интерес к слушанию и восприятию музыки, зависит качество осуществления всех остальных видов музыкальной деятельности. Поэтому к организации ППС в спокойной зоне музыкального зала нужно подойти с особой тщательностью.
Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента (фортепиано, музыкального центра, пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, мольберта, на который можно поставить наглядный материал, стеллажа или столика, если нужно поставить макет или посадить игрушку, используемую в игровой ситуации).
В этой зоне, как ни в какой другой, необходимо соблюдать важнейший принцип организации ППС «глаза в глаза». Это возможно только тогда, когда дети располагаются справа от музыкального руководителя.
Здесь же должны быть оборудованы стеллажи, обеспечивающие доступность ребенку, на которых располагаются детские музыкальные инструменты, соответствующие каждой возрастной группе. Очевидно, что такие стеллажи не должны отнимать пространство, лучше, если они будут легкие и открытые. Тогда можно осуществить оптимальный отбор игрового оборудования для НОД, индивидуальной и подгрупповой работы с детьми.
Организуя ППС во всех этих зонах, следует руководствоваться принципом комплексно-тематического планирования и выкладывать тот дидактический и игровой материал, который относится к определенной теме. Однако принцип комплексно-тематического планирования вовсе не предполагает интеграции абсолютно всех образовательных областей единовременно, и привлекать образовательную область «Музыка» к теме «Мебель», например, - это уже перегиб и явное непонимание сущности этого принципа.
Музыкальная деятельность дошкольников была интегрированной всегда, еще до выхода в свет новых ФГТ. Такие виды занятий как комплексные, тематические и интегрированные были в арсенале музыкальных руководителей с момента их появления в штатном расписании ДОУ. В приведенной ниже структуре музыкальных занятий представлена интеграция образовательной области «Музыка» с другими образовательными областями в свете современных требований: «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
«Социально-коммуникативное развитие» Формирует представлений о музыкальной культуре и музыкальном искусстве; развитие игровой деятельности; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Свободного общения со взрослыми и детьми в области музыки; развитие всех компонентов устной речи в театрализованной деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.
«Физическое развитие» Развивает физические качества в процессе музыкально-ритмической деятельности, использование музыкальных произведений как сопровождения на зарядке и на физкультурных занятиях.
«Художественно-эстетическое творчество» Развивает детское творчество, приобщает к различным видам искусства, использование художественных произведений для обогащения содержания области «Музыка», закрепляет результаты восприятия музыки. Формирует интересы к эстетической стороне окружающей действительности.
«Познавательное развитие» расширяет кругозор детей в области музыки; сенсорное развитие, формирование целостной картины мира в сфере музыкального искусства, творчества.
«Речевое развитие» Использование музыкальных произведений с целью усиления эмоционального восприятия художественных произведений, сочинение простых опер на сюжеты известных сказок
Восприятие музыки происходит во всех зонах музыкального зала. Как пример, предлагаем следующую последовательность смены зон: начало – в спокойной зоне (непосредственное восприятие, затем переход в активную зону (активное слушание).
Развитие певческих способностей происходит в спокойной зоне, сидя на стульях или стоя возле инструмента. Исключается активное движение детей во время пения (бег, прыжки, подскоки).
Музыкальное движение - наиболее любимый детьми вид музыкальной деятельности. Происходит преимущественно в активной зоне.
Элементарное музицирование происходит в спокойной и в активной зоне, сидя на стульях, стоя возле инструмента, двигаясь в танце или выполняя музыкально-ритмическое упражнение. Следует заметить, что музыкальные инструменты и музыкальные игрушки – не совсем одно и то же в условиях детского сада.
Детское творчество происходит во всех зонах музыкального зала. Поскольку детское творчество невозможно в дошкольном детстве выделить в отдельный вид музыкальной деятельности, то и говорить о нем необходимо в связи с основными видами музыкальной деятельности. Особенность творческих проявлений дошкольников состоит в том, что никогда не знаешь, чего ожидать от ребенка. И соответственно, никогда не знаешь, что нужно для этого приготовить. Педагогическое мастерство музыкального руководителя проявляется с помощью собственного творчества, фантазии, смекалки сподвигнуть ребенка не на копирование (что для него естественно в этом возрасте), а на выражение его индивидуальности.
Необходимо отметить важность такого объекта предметно-пространственной среды, как мультимедийное оборудование в музыкальном зале. Наличие такого оборудования дает практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей. И значительно обогащает музыкальную деятельность ребенка и облегчает труд музыкального руководителя в соблюдении принципа комплексно-тематического планирования. Дает возможность разнообразить музыкально-дидактический материал, помогает ребенку значительно расширить общий кругозор, сформировать целостную картину мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Материал будет интересен и полезен воспитателям дошкольных учреждений.Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС....
Создание развивающей предметно-пространственной среды в средней группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ...
ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ У РЕБЁНКА ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Формирование у детей инициативности и самостоятельности является самой актуальной проблемой в современной педагогике.В соответствии с ФГОС основным принципом дошкольного образования является поддержк...
Создание развивающей предметно- пространственной среды в средней группе в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования.
Создание развивающей предметно- пространственной среды в средней группе в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом дошкольного образования....
Опыт создания развивающей предметно-пространственной среды в средней группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
проектирование развивающей образовательной среды группы с учетом ФГОС....
Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования...
Доклад «Воспитательный потенциал бумагопластики в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Воспитательный потенциал бумагопластики в контексте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования...