Проблемы социального развития детей дошкольного возраста в контексте реализации проекта федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и перспективы их разрешения
методическая разработка
Рассматриваются современные тенденции развития системы дошкольного образования, их позитивные и негативные последствия в контексте реализации современности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.docx | 18.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы социального развития детей дошкольного возраста в контексте реализации проекта федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и перспективы их разрешения
Современный период развития системы дошкольного образования характеризуется рядом позитивных тенденций:
-интенсивное проведение фундаментальных исследований, раскрывающих методологическое основание организации педагогического процесса в условиях полипарадигмального образовательного пространства;
-вариативность содержания и форм дошкольного образования;
-масштабность практико – ориентированных изысканий в области содержательных, технологических и мониторинговых компонентов образовательной деятельности;
-богатое дидактическое и диагностическое сопровождение взаимодействия педагогов с детьми;
-активное внедрение основополагающих принципов полусубъектного, комплексного, компетентностного, деятельностного, личностно ориентированного, средового подходов к организации педагогического процесса;
-разработка концептуальных оснований и содержания федерального государственного образовательного стандарта.
Вместе с тем достаточно проблематичными остаются вопросы, связанные с определением границ вариативного поиска направлений личностного развития детей дошкольного возраста, требований к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, соотношения образовательных областей, представленных в разных документах. Исследования, проводимые в лаборатории социального развития детей дошкольного возраста ПГГПУ, позволяют более детально рассмотреть сущность социального развития и обозначить проблемы, которые могут возникнуть в процессе реализации данного направления в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Анализ истории и современного состояния проблем социального воспитания свидетельствует о различных направлениях научного поиска в построении целостного педагогического процесса. Психоло – педагогические основы социального развития и воспитания детей дошкольного возраста представлены в исследованиях С.А. Козловой, Р.М. Чумичевой, О.В. Дыбиной, А.А. Майер, Л.В. Трубайчук и других известных исследователей.
Анализ имеющихся исследований позволяет утверждать, что социальное развитие как психологический феномен представляет собой динамичный, перманентный процесс усвоения и интериоризации ценностей социальной культуры, осуществляемый в ходе социализации. По мнению Д.И. Фельдштейна, процесс социального развития не может ограничиваться лишь адаптацией индивида к социальному окружению , поскольку оно осуществляется в социокультурном пространстве по мере приобщения человека к культурным ценностям, их присвоения и сотворения, что связано с реализацией субъектной индивидуальности и его культуротворческой функции. Следовательно, социальное развитие представляет собой постоянно воспроизводимое противоречие двух сторон – социализации и индивидуализации. Социализация выступает в нём как процесс присвоения ребёнком норм человеческого общежития, а индивидуализация – как постоянное открытие, утверждения и формирование себя как субъекта культуры. Как процессы, обеспечивающие полноценное и своевременное социальное развитие, социализация и индивидуализация порождают соответствующие возможности самодетерминации, самоуправления личности.
Смысл успешного социального развития может раскрываться через творческую социализацию и индивидуализацию, определяющую сотворения человеком себя и новой культуры в условиях изменяющегося социальноо бытия, в котором важно не только и не столько познание и усвоение готовых социокультурных ценностей, сколько становление универсальных человеческих способностей, обеспечивающих возможность культуротворчества и прогрессивного развития социума, например, работы Л.С. Выготского, В.Т. Кудрявцева.
Определяя механизмы социального развития детей дошкольного возраста, мы ориентировались на функциональные компоненты деятельности общения, рассматриваемой нами в качестве основного условия , средства и цели социализации – индивидуализации. В соответствии с исследованиями Б.Г. Ананьева, ВА=.Н. Мясищева, А.А. Бодалева нами обозначен целый ряд сущностных характеристик данного вида деятельности:
-общение как взаимодействие социальных субъектов с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата совместной деятельности является одним из важнейших факторов психического и социального развития;
-его особое значение в процессе социального развития обусловлено многочисленными функциями (контактной, информационной, побудительной, коммуникативной, воспитательной и др.), способствующими реализации социальных потребностей ( в самоутверждении, признании, активности, поддержке);
-содержанием общения как основы формирования отношений с их различной активностью, избирательностью является культура как совокупность ценностей , передаваемых и присваиваемых в процессе взаимодействия.
Процесс социального развития обеспечивается набором тех социокультурных ценностей , которые являются доминирующими в сфере отношений между людьми как на протяжении всей истории , так и в конкретный временной период. Усвоение этих ценностей осуществляется в соответствии с различными основаниями идентификации, имеющими свои сущностные характеристики, связанные с возрастными особенностями развития человека.
Успешность социального развития предопределяется влиянием разных факторов (генетических оснований, предметной, социальной средой и др.). социальное воспитание детей дошкольного возраста мы рассматриваем как целенаправленное технологически выстроенное и результативное взаимодействие воспитателя с ребёнком, обеспечивающее своевременное и качественное социальное развитие, проявляющееся в наличии базиса отношений к социокультурным ценностям.
Цель социального воспитания рассматривается как формирование базы социально значимых отношений к общественным явлениям: гуманного – к людям, бережного – к достояниям социальной культуры и результатам человеческого труда , уважительного – к истории, праву, государственным символам.
Перспективы разработки теоретических основ социального развития и воспитания детей дошкольного возраста в контексте реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования могут быть связаны с освещением следующих проблем:
-изучением роли социальной культуры не только как содержательной, но и ценностно – смысловой, технологической основы организации педагогического процесса по данному направлению;
-исследование механизмов социального развития детей дошкольного возраста и их учёт в организации социального воспитания;
-систематизация основных параметров, раскрывающих качественные характеристики социального развития по всем периодам дошкольного детства.
Прикладные аспекты совершенствования процесса социального воспитания могут отражать:
-разработку модели, программ, технологий педагогического процесса;
-организацию целенаправленного взаимодействия с семьями воспитанника по вопросам социального воспитания, способствующего росту психолого – педагогической и социокультурной компетентности родителей;
-включение содержания, отражающего теоретические основы и прикладные материалы по социальному воспитанию детей дошкольного возраста в программы спецкурсов, спецсеминаров и тд.;
-обеспечение широкой трансляции результатов инновационной образовательной деятельности по проблемам социального развития и воспитания детей дошкольного возраста ( планы работы творческих и методических объединений, опыты организации нововведений и тд.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования"
1. Общие положения2. Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы д/о....
Проект "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования."
1 Общие положения2 Требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования3 Требования к условиям реализации программы дошкольного образования...
Социальное партнерство детского сада и родителей как ресурс федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости не только от уровня подготовленности педагогических кадров к работе в условиях реализации ФГОС ДО, но и от степени вовле...
ДОКЛАД Тема: «Внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: результаты, проблемы, перспективы»
С введением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО наметился позитивный поворот к дошкольному детству как к периоду, в котором заложены значительные образова...
Обобщение опыта на тему: «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».
Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу - это, прежде всего, переход ребенка на качественно - новую ступень своего р...
Разработка календарно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Разработка календарно-тематического плана воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошк...
"Основные направления работы дошкольного образовательного учреждения по развитию коммуникативных способностей у дошкольников в соответствии федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования"
Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролейФормирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природеТрудовое воспитаниеПатриотическое воспитание детей дошко...