Проект в подготовительной группе: «Неизведанное рядом. Удивительные тайны снега»
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Проект в подготовительной группе:
«Неизведанное рядом.
Удивительные тайны снега»
Введение
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, имеется в виду активность ребёнка, впрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное процессуальное экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, апробирования возможностей любого нового материала. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами, и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?) «Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А. И.Савенков). Следовательно, необходимо увеличивать долю исследовательских методов обучения в образовательном процессе. Поэтому необходимо включить в данное направление метод проектов, так как он охватывает весь воспитательно-образовательный процесс, основанный на взаимодействии всех участников этого процесса по типу «педагог – ребёнок – родитель», способствующий взаимодействию с окружающей средой, поэтапной практической деятельности по достижению поставленной цели.
Тип проекта: исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта: среднесрочный
Сроки реализации: декабрь – январь
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители.
Актуальность
Вы замечали, как дети обращают внимание на волшебные вещи, мимо которых мы, взрослые, привыкли проходить мимо? Действительно, снег, а особенно снежинки, парящие в воздухе- для детей всё это в диковинку. .Интерес к такому зимнему волшебству не иссякает долгое время. «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь», - как считает академик Н.Н.Поддъяков. Дети дошкольного возраста задают много вопросов: «Отчего?», «Почему?», «Зачем?». Участие детей в исследовательской деятельности помогают решать эти вопросы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Она предоставляет возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Постоянное стремление экспериментировать и самостоятельно искать что-то новое – важные черты детского поведения. Исследовательская деятельность дает детям возможность думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Проблема проекта:
Гуляя на улице и рассматривая снежинки, детей заинтересовал вопрос «Из чего состоит снег? Почему снег белого цвета, а не какого- то другого? Почему он приходит только зимой?»
В ходе беседы выяснилось, что у детей имеется разное мнение о свойствах и качествах снега. Таким образом возникла необходимость проверить все озвученные версии. Мир природы удивителен, но свои тайны он открывает любознательным и внимательным. Так появилась идея создания проекта. Участие в проекте позволит разобраться в удивительных тайнах снега.
Гипотеза проекта:
Участие детей в познавательно- исследовательской деятельности позволит дать богатые возможности для формирования у них знаний о тайнах снега.
Использование интегрированного подхода для формирования целостного представления о тайнах снега приведет к успешному усвоению и осознанному применению полученных знаний на практике.
Идея проекта:
Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы. По мнению академика Н.Н. Поддъякова, «...в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения». Процесс познания — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия, поэтому основной идеей проекта является развитие познавательной активности детей.
Цель проекта:
Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи проекта:
- Способствовать расширению знаний о снеге и его свойствах;
- Обогащать и активизировать речь детей;
- Развивать навыки мыслительных действий (умение сравнивать, анализировать, обобщать, видеть проблему, вырабатывать гипотезу и делать обоснованные выводы);
-Развивать познавательный интерес к совместной познавательно- исследовательской деятельности участников проекта;
-Повышать воспитательную компетентность родителей в развитии познавательной активности детей.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение представлений об объекте окружающего мира - снеге, о его свойствах; 2. Развитие речи детей (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь); 3. Развитие исследовательских умений и навыков детей (видеть и определять проблему, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы); 4. Развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, познавательной активности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими);
Ресурсное обеспечение проекта:
Предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы.
Этапы и сроки реализации проекта:
I этап – подготовительный.
- определение цели и задач;
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- разработка плана проекта.
II этап – основной.
-реализация проекта путем решения поставленных задач Работа с детьми
Основываясь на анализе системы работы в ДОУ, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей спроектировать свою последующую работу, где реализация поставленных задач будет осуществляться в трех основных формах:
-НОД;
- самостоятельная деятельность детей;
-совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.
Работа с родителями
- консультации, беседы;
- совместные мероприятия.
III этап – заключительный.
-совместный творческий конкурс «Лучшая снежная постройка»;
- презентация проекта.
План работы:
«Познавательное развитие»
1.Циклы наблюдений: за снегопадом, за выпавшим снегом за ночь, за снежным покровом, за снежинками, за инеем, за метелью. 2. Беседы: - «Что такое снег?» - «Какого цвета снег?» - «Почему скрипит снег?» - «Снег в жизни людей, растений и животных». - «Снег бывает разный». - «Что такое иней?» 3.Рассматривание иллюстраций: - «Деревья в снегу» - «Снежный покров» - «Следы на снегу» - «Снегоуборочные машины» - «Животные и снег» - «Жилища из снега» - «Снежные фигуры» - «Рисунки на снегу» - «Снежинки», «Иней» 4.Просмотр презентации и видеофильма: «Снег», «Снежинки». 5. Исследовательская деятельность: «В тепле снег тает»; «Тонет - не тонет»; «Какая температура у снега?»; «Где теплее?»; «Почему не получился снеговик?»; «Легкий или тяжелый?»; «Откуда берется иней?»; «Почему нельзя есть снег?»; «Почему снег белый?»; «Снег хрустит»; «Снег непрозрачный»; «Нужен ли зимой растениям снег?»;«Почему снег мягкий?»; «В какой снег легче проваливаться?»; «Сколько лучиков у снежинки?»
«Речевое развитие»
Составление рассказа по сюжетной картине «Веселый снеговик»;
Творческое рассказывание «Как я лепил снежную бабу»;
Заучивание стихотворения К.Бальмонт «Снежинка»; Речевые игры: «Я начну, а вы продолжите», «Придумай слово», «Поможем зиме», «Назови ласково», «Назови действие», «А что вчера»;
Загадывание загадок о снеге и снежинках; Чтение художественной литературы: Произведения фольклора: «Как на тоненький ледок…»; Поэзия: И.Бунин «Первый снег» ; К. Бальмонт «Снежинка»; А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…, А. Барто «Снег сегодня белый-белый…»; Проза : Л. Воронкова «Снег идет», С.Иванов «Каким бывает снег» В. Одоевский «Мороз Иванович»; Сказки: «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лиса и волк»; «Снегурочка», «Морозко».
«Художественно – эстетическое развитие»
Прослушивание и пение песен: «Белые снежинки», «Серебристые снежинки», «Снежинки для Маринки», «Кружится снежинок хоровод», «Как на тоненький ледок»;
Прослушивание музыкальных произведений: Вивальди «Времена года. Зима», К.Дебюси «Снег танцует»., пьеса П.Чайковский «Вальс снежных хлопьев»;
Танец «Снежинки»;
Музыкальные игры «Снеговик Егорка», «Ледяные фигуры»;
Драматизация сказки «Заячья избушка»;
Рисование: ,«Снежный лес»(нетрадиционное рисование солью),
«Снежинки» (нетрадиционное рисование);
Аппликация «Снеговик» (из бумажных салфеток), «Волшебные снежинки» (изготовление снежинок из ниток);
Оригами из бумаги «Снежинка»;
Лепка «Красивые снежинки».
Самостоятельная художественная деятельность- вырезывание снежинок из бумаги.
«Социально – коммуникативное развитие»
Беседа на тему: «Если хочешь быть здоров…», «Снег может быть опасным» Сюжетно-ролевые игры: «Снежное царство», «Следопыты».
Труд:
- «окучивание» деревьев снегом; - расчистить дорожки от снега; - очистить от снега место для игр на участке; - собирать снег на участке для постройки снежных фигур;
- создание фигур и построек из снега.
«Физическое развитие».
Подвижные игры: «Мороз - красный нос», «Снежинки и ветер», «Снежки», «Найди пару», «Льдинки, снежинки, сосульки»;
Игровые упражнения: «Снежинки кружатся», «Поймай снежинку», «По снежному лабиринту», «Кто дальше бросит», «Кто быстрее», «Попади в мишень»;
Дыхательная гимнастика «Снежинки летят»;
Пальчиковая гимнастика :«Снежок», «Снегопад»;
Организация работы с родителями.
Буклет : «Проведение опытов со снегом в домашних условиях».
Консультация для родителей «Снег может быть опасным»
Выставка совместного творчества «Такие разные снежинки».
Совместное сочинение сказки «Приключение снежинки».
Конкурс совместного творчества «Лучшая снежная постройка».
Мониторинг результативности проекта:
Результаты проведенной целенаправленной работы по проекту показали, что у детей расширился кругозор, в частности обогатились представления о снеге и его свойствах, обогатился словарный запас, появился интерес к экспериментально - исследовательской деятельности. Дети проявляют инициативу, самостоятельность, умеют видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы. Поэтому данный проект актуален и рекомендован воспитателям для работы с детьми.
Библиография :
1. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. -192с.
2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. – 145с.
3. Источник: http://signorina.ru/1657-igry-so-snegom-dlya-doshkolnikov.html
5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. /Авт. -сост.: Л. С. Киселева и др. - М.: АРКТИ, 2003. - 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Неизведанное рядом»
Задачи:- познакомить детей с некоторыми свойствами металла и дерева;- развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах; - учить решать несложные проблемы;- упражнять в согласов...
Тематический проект для подготовительной группы № 2 (онр) "Удивительный мир космоса" Конспекты занятий к проекту.
Тематический проект для подготовительной группы № 2 (онр) "Удивительный мир космоса" Конспекты занятий к проекту....
Проект"Неизведанное рядом. Удивительные тайны снега"
«Ребенок по своей природе – пытливый исследователь», - как считает академик Н.Н.Поддъяков. Дети дошкольного возраста задают много вопросов: «Отчего?», «Почему?», «Зачем?». Участие детей в исследовател...
Викторина для детей подготовительной группы "Неизведанное рядом - Царица вода"
Цель: Закрепить у детей знания о значении воды для всех живых существ; развивать познавательную активность детей, воображение, коммуникативность, умение работать в команде. Создать у детей радостное н...
Конспект ООД в подготовительной группе "Неизведанное рядом"
Конспект ООД в подготовительной группе.Тема:«Неизведанное рядом»Задачи:- познакомить детей с некоторыми свойствами металла и дерева;- развивать системность мышления в процессе расшире...
Долгосрочный образовательный проект в средней группе «Неизведанное рядом» Руководитель: Грибович Татьяна Александровна, воспитатель МБОУ Школа №21 (Дошкольные группы)
Цель проекта:Создание условий: для развития элементарных естественно научных представлений о неживой природе. Задачи проекта:Развивать у детей представление о единстве окружающего мира.Развивать ...
Проект в старшей группе «Неизведанное рядом» познавательно-исследовательская деятельность
Проект в старшей группе "Неизведанное рядом"...