Профессиональная подготовка педагогов для работы в инклюзивной дошкольной образовательной организации
консультация на тему
Первичным и важнейшим этапом создания образовательной среды обеспечивающей доступность, качество образования и социализацию лиц с ОВЗ в дошкольной образовательной организации является владение педагогическими работниками основными компетенциями необходимыми для создания социальной ситуации развития детей с особыми возможностями здоровья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 19.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Профессиональная подготовка педагогов для работы в инклюзивной дошкольной образовательной организации
Как известно педагог – ключевая фигура реформирования образования. Перемены начинаются с личности, а уже потом приобретают общий характер. В «Профессиональном стандарте педагога», утвержденном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. идет речь о необходимости овладения педагогами современными образовательными технологиями, методиками обучения и воспитания, знаниями, умениями и навыками в целях обеспечения инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), а также повышение социального статуса и престижа педагогической профессии.
Инклюзия на этапе дошкольного образования — это попытка придать уверенность в своих силах обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми. Инклюзивное образование начинается с понимания того, что ребенок с ограниченными возможностями имеет все те же потребности, что и здоровый ребенок, плюс особые потребности.
Первичным и важнейшим этапом создания образовательной среды обеспечивающей доступность, качество образования и социализацию лиц с ОВЗ в дошкольной образовательной организации является владение педагогическими работниками основными компетенциями необходимыми для создания социальной ситуации развития детей с особыми возможностями здоровья:
- глубокое и всестороннее знание психолого-педагогических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ;
- знание оптимальных способов организации инклюзивного образования, проектирование образовательного процесса интегрирующего совместное обучение детей с особыми возможностями здоровья и и детьми, не имеющими нарушений в развитии.
- моделирование развивающей предметно-пространственной среды и использование ресурсов и возможностей ДОО для успешной социализации и образования детей с ОВЗ;
- овладение современными способами активного взаимодействия ДОО и семей с детьми- инвалидами и детьми с ОВЗ.
К огромному сожалению в настоящее время существует дефицит педагогических кадров имеющих специальную профессиональную подготовку.
Надо отметить, что на практике даже у педагогов с высоким уровнем знаний и профессионализма, умения оперативно принимать решения и действовать в конкретной педагогической ситуации нередко противостоят психологической неготовности педагога к принятию ребенка с ОВЗ и его семьи в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации. Это может стать причиной регулярных профессиональных стрессов, эмоционального истощения и профессионального выгорания педагогов.
Уже сейчас 80% ДОО посещают дети с ОВЗ, дети-инвалиды. И в дальнейшем запросы населения на получение качественного и доступного дошкольного образования детьми с ОВЗ будут прогрессировать. Нам необходимо удовлетворить данные запросы в полной мере и в первую очередь обеспечить специальную подготовку педагогических работников способствующую организации успешной социализации и качественного образования в соответствии с индивидуальными запросами детей с ОВЗ.
В настоящее время задача по профессиональной подготовке педагогов является главной задачей для дошкольного образовательного учреждения. Необходимо создать условия повышающие профессиональную компетентность педагогов в работе с особыми детьми, спланировать системную работу направленную на профессиональную готовность педагога к инклюзивной практике, мотивационную готовность к инновационной деятельности, формированию социально-личностных качеств, как обязательного условия профессиональной успешности педагога в инклюзивном образовательном пространстве.
Следует отметить, что в научно-теоретическом плане инклюзивное образование дошкольников с ОВЗ можно признать достаточно проработанным направлением современной образовательной политики. Вместе с тем это одно из самых проблемных направлений формирования единого образовательного пространства в контексте организации и реализации образовательного процесса.
К числу нерешенных проблем можно отнести:
- организацию целостной многоуровневой образовательной среды в соответствии с образовательными потребностями и психофизическими возможностями детей с ОВЗ;
- не проработанность форм и неустойчивый характер взаимодействия специалистов между собой и родителей в том числе;
- модификацию образовательного процесса с учетом потребности детей с ОВЗ в индивидуальном обучении не только на занятиях с учителем-логопедом, дефектологом, но и на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОО;
- проектирование и мониторинг образовательного процесса педагогами;
- низкий уровень готовности большого числа педагогов инклюзивного образовательного учреждения к овладению коррекционными технологиями сопровождения детей с ОВЗ;
- наличие дипломированных педагогов и специалистов, не имеющих профильной специализации инклюзивного образования.
Очевидно, что целенаправленная работа по психолого-педагогическому просвещению педагогов, младших воспитателей поможет успешно организовать деятельность по социализации и образованию детей с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии и формы организации методической работы в дошкольной образовательной организации
Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала ...
Повышение квалификации по теме "Современные подходы к организации работы воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС"
Повышение квалификации по теме "Современные подходы к организации работы воспитателя дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС"...
Методические материалы из опыта моей профессиональной деятельности во взаимодействии с воспитанниками дошкольной образовательной организации.
В данном разделе предложены варианты методических разработок организованной образовательной деятельности и сценарии проведения совместной деятельнсти с воспитанниками ДОО,...
Отчет о прохождении стажировки в ходе освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Совершенствование профессиональных компетенций учителя-логопеда, учителя-дефектолога дошкольной образовательной организации»
Тема: «Использование нейроупражнений в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ТНР»Цель виртуальной стажировки: Показать значение и эффективность нейроупражнений в логопедиче...
Профессиональная адаптация молодого специалиста в условиях дошкольной образовательной организации
Статья посвящена профессиональной адаптиции молодых педагогов дошкольного образования. Автором раскрывается сущность профессиональной адаптиции в условиях современного общества, сформулированы цели и ...
Консультация "Дискуссия как форма организации методической работы в дошкольной образовательной организации"
Одной из эффективных организационных форм методической работы в детском саду, с нашей точки зрения, является дискуссия как интерактивная форма, основанная на организационной коммуникации педагог...
организация психологической работы в дошкольной образовательной организации по направлению социально-психологическое сопровождение детей с РАС
В данном проекте освятить вопросы основных этапов коррекционной работы с детьми с РАС. А также дать рекомендации педагогам и родителям при сопровождении детей с РАС....