Профессиональная адаптация молодого специалиста в условиях дошкольной образовательной организации
статья
Статья посвящена профессиональной адаптиции молодых педагогов дошкольного образования. Автором раскрывается сущность профессиональной адаптиции в условиях современного общества, сформулированы цели и задачи, выделены виды адаптации, трудности, с которыми может столкнуться начинающий педагог. Также автором представлены современные формы сопровождения молодого специалиста. Данная статья будет полезна педагогам дошкольного образования, специалистам и педагогам дополнительного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ушакова К. С.,
Музыкальный руководитель,
Филиал МБДОУ – детского сада комбинированного вида «Надежда» Детский сад комбинированного вида № 252
г. Екатеринбург
Профессиональная адаптация молодого специалиста в условиях дошкольной образовательной организации
Современное общество непрерывно меняется, предъявляя новые требования к системе образования. Эти требования способствуют росту конкурентоспособности и престижа российского образования. Ведущая роль в развитии образовательной системы принадлежит молодым специалистам.
Молодой специалист – это бывший студент, который изучал множество дисциплин и проходил педагогическую практику в школе или другом образовательном учреждении. Несмотря на имеющиеся теоретические знания, бывший студент не сможет сразу стать первоклассным педагогом. Любой человек, который только начинает свою карьеру, сталкивается с трудностями, связанными в первую очередь с отсутствием опыта работы в выбранной сфере деятельности.
Профессиональное становление молодого педагога протекает сложнее и дольше, чем у представителей другой профессии, так как наличие педагогического образования не гарантирует успех начинающему специалисту. Приступая к работе, молодой педагог в первую очередь сталкивается с профессиональной адаптацией.
В широком смысле понятие «адаптация» заимствовано из биологии и обозначает приспособление к окружающей среде. Профессиональная адаптация – это период вхождения молодого специалиста в профессиональную деятельность. «Это процесс вхождения личности в новое социальное окружение с целью совместной деятельности в направлении прогрессивного изменения, как личности, так и среды» [4, с. 129].
В системе дошкольного образования молодой специалист с первого дня попадает в процесс непрерывной педагогической деятельности и встречается с рядом проблем, требующих от него высокого профессионализма и практического опыта, которыми он обладает в недостаточной мере.
В такой ситуации молодой педагог испытывает трудности в работе, возникает психологический дискомфорт, который приводит к неуверенности в собственных возможностях. В процессе педагогической адаптации молодому специалисту требуется квалифицированная помощь и поддержка, оказать которую могут не только руководители учреждения, но и более опытные педагоги.
Цель адаптации в условиях дошкольного образовательного учреждения – создать условия для успешного осуществления профессиональной деятельности молодого специалиста.
К основным задачам адаптации начинающего педагога относятся:
- максимальное погружение в профессиональную деятельность;
- развитие уверенности в своих знаниях, умениях и навыках;
- самосовершенствование и рефлексия работы на всех ее этапах;
- стремление получать новый опыт;
- стабильная эмоциональная открытость в общении с руководством и коллегами.
Выделяют несколько видов адаптации работника к новой среде:
1. Организационный. Данный вид адаптации представляет собой усвоение молодым сотрудником роли педагога в структуре дошкольного образовательного учреждения, привыкание к новым условиям деятельности: нормативно-правовым, социально-экономическим, морально-психологическим, организационно-управленческим. С первых дней работы молодой специалист должен быть ознакомлен с уставом, программой, по которой работает образовательное учреждение, а так же всеми документами, которые необходимы для успешной деятельности. Специалист, входя в новый коллектив, должен получить четкие инструкции к работе, которые снизят эмоциональное напряжение и помогут молодому педагогу адаптироваться в учреждении [2].
2. Психофизиологический. Иными словами - это приспособление молодого специалиста к физиологическим условиям труда и психологическим нагрузкам педагога.
3. Профессиональный. Данный вид адаптации представляет собой накопление теоретических знаний и применение их на практике. Для успешной адаптации молодой специалист должен владеть большой теоретической базой, а так же опираться на знания опытных педагогов, работающих в учреждении давно. Для благополучного прохождения профессиональной адаптации молодому педагогу необходимо:
- посещать открытые занятия, проводимые в образовательном учреждении и за его пределами;
- изучать методические разработки более опытных педагогов и наставников;
- задавать интересующие вопросы, помогающие развитию профессиональной деятельности.
Данный вид адаптации тесно связан с социально-психологическим видом адаптации педагога.
4. Социально-психологический. Молодой педагог приспосабливается к новому социуму, нормам поведения и взаимоотношениям в педагогическом коллективе, принимает единые педагогические требования. [4].
Для того чтобы молодой специалист успешнее адаптировался в новом социуме необходим доброжелательный настой руководства и педагогического состава. Новый сотрудник должен понимать, что недостаток практического опыта можно быстро компенсировать успешной работой.
Важно отметить еще один аспект адаптации молодого специалиста – профессиональная карьера. Специалист, который только начинает свой педагогический путь, должен видеть и понимать перспективы карьерного и профессионального роста. Целеустремленные педагоги при хорошей методической поддержке – кадровый потенциал современного образования. «Необходимо привлекать амбициозных, нацеленных на рост людей. Ни большее количество мужчин и женщин, ни молодых и ни старых, а просто более амбициозных людей» [2].
Профессиональная и социально-психологическая адаптация может протекать успешнее, если в первое время педагогической деятельности молодому специалисту будет помогать наставник. Им может выступать как методист, так и педагог, который направит неопытного коллегу в его работе.
Задача наставника заключается в следующем:
- помочь снизить эмоциональное и психологическое напряжение;
- восполнить недочеты и пробелы в теоретической базе молодого специалиста в ходе осуществления практической профессиональной деятельности;
- направить и дать рекомендации к профессиональной деятельности.
Если роль наставника играет методист дошкольного образовательного учреждения, то он может подобрать необходимую литературу, которая поможет молодому педагогу быстрее включиться в профессиональную деятельность и осуществлять ее в соответствии со всеми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Молодой специалист, который не имеет достаточно опыта профессиональной деятельности, а сразу начинает работу в дошкольном учреждении после завершения обучения, как правило, с легкостью усваивает все нормы и корпоративные стандарты, существующие в образовательной организации. Его принципы поведения легко формируются под воздействием более опытного наставника. Для того чтобы избежать чрезмерного давления, необходимо, чтобы наставником был человек тактичный и положительно эмоционально настроенный.
Молодой специалист, который в начале карьеры будет удачно справляться с педагогической работой, почувствует уверенность в своих силах, соответственно, так важно поддержать и направить его, без психологического давления и диктатуры [1].
Согласно исследованиям Черниковой Е. Г., можно выделить следующие факторы, препятствующие благополучной профессиональной адаптации:
- низкий престиж профессии учителя в современном обществе;
- недостаточный уровень профессиональной подготовки педагога;
- слабая мотивация к профессиональному росту;
- недостаточная сформированность профессионально значимых качеств молодого педагога [3].
Подводя итог, можно сказать, что процесс профессиональной адаптации каждого молодого специалиста индивидуален и зависит от множества аспектов. Профессиональная адаптация – важный процесс становления молодого педагога. Успешная адаптация впоследствии обеспечивает качественную профессиональную деятельность педагога, является базой для развития его творческого потенциала, индивидуального педагогического стиля работы и профессионального мастерства.
Список литературы
1. Артемьева Л. М. Организация методической работы с молодыми специалистами. / Л. М. Артемьева, Л. М. Оплетаева // Управление современной школой. Завуч. – 2012. – №3
2. Изменение требований к начальному образованию в России / Г. Р. Мингазова, Р.З. Хизбуллина, И. Р. Вильданов, М. С. Якимов // Современные проблемы науки и образования: электрон. науч. журн. – 2016. – № 6. Режим доступа к журн. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25671 (дата обращения: 08.12.2019).
3. Черникова Е. Г. Состояние и противоречия социально-профессиональной адаптации молодых педагогов: социологический анализ: автореф. дисс. на соискание ученой степени кан. пед. наук. – Екатеринбург.: 2008. – 24 с.
4. Щербаков А. Профессиональная адаптация начинающего педагога на рабочем месте // Народное образование. № 6, 2009. С. 127-133.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»
Новизна педагогического опыта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов групп раннего возраста и семьи: взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается до п...
«Профессиональный стандарт как основа оценки деятельности и профессионального развития педагогов в условиях дошкольной образовательной организации»
Педагог- ключевая фигура в реформе образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится ...
"Адаптация молодого специалиста к условиям образовательной организации"
В современной психологии проблемы адаптации человека к различным условиям жизнедеятельности являются достаточно актуальными. Службами управления персоналом ведущих фирм мира при найме на работу огром...
«Использование ленты времени и ритуалов приветствия и прощания как условие успешной адаптации детей раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации».
Обобщение педагогического опыта...
Работа наставника - вклад в систему профессиональной адаптации молодого специалиста
Автором представлен опыт работы наставника с молодым специалистом....
Адаптация детей с РАС дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации
Расстройства аутистического спектра (РАС) являются предметом споров специалистов, камнем преткновения в составлении классификаций болезней и словосочетанием, пугающим родителей, чьим детям установлен ...