Консультация "Дискуссия как форма организации методической работы в дошкольной образовательной организации"
консультация
Одной из эффективных организационных форм методической работы в детском саду, с нашей точки зрения, является дискуссия как интерактивная форма, основанная на организационной коммуникации педагогов в процессе решения ими профессиональных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsul.docx | 15.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Дискуссия как форма организации методической работы в дошкольной образовательной организации
Методическая работа в дошкольной образовательной организации, представляющая собой целостную систему взаимосвязанных мероприятий, направлена на повышение квалификации и совершенствование профессионального мастерства каждого воспитателя и педагогического коллектива в целом.
Сложность и многообразие целей и задач методической работы в современной дошкольной образовательной организации, разносторонний характер ее содержания, конкретные особенности каждого детского сада требуют разнообразия организационных форм методической работы и их оптимального сочетания между собой.
Одной из эффективных организационных форм методической работы в детском саду, с нашей точки зрения, является дискуссия как интерактивная форма, основанная на организационной коммуникации педагогов в процессе решения ими профессиональных задач.
Дискуссия (от лат. discussio — «рассмотрение, исследование») определяется как обсуждение спорного вопроса, проблемы; разновидность спора, направленного на достижение истины и использующего только корректные приёмы ведения спора.
Дискуссия — критический диалог, свободное обсуждение проблемы, соединение теоретических и практических знаний. В ходе дискуссии происходит конструктивное, содержательное, рациональное обсуждение противоположных точек зрения по определенной проблеме с целью нахождения ее оптимального решения; при этом все участники должны владеть полной информацией или суммой знаний по теме обсуждения, иначе эффективность дискуссии будет крайне низка. В методической практике дискуссия все активнее используется как метод активизации мышления педагогов, формирования коммуникативной и дискуссионной культуры, стимулирования активности и инициативности педагогов. Многообразие видов дискуссий позволяет разнообразить методическую работу с педагогами, эффективно включать педагогов в решение профессиональных проблем.
Рассмотрим некоторые виды дискуссий, которые могут эффективно использоваться в методической работе детского сада.
Дебаты — явно формализованное обсуждение, которое строится на заранее спланированных выступлениях участников, имеющих прямо противоположные мнения по обсуждаемой проблеме.
Круглый стол. Это форма публичного обсуждения или освещения каких-либо вопросов, когда участники, имеющие равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке. «Круглый стол» предоставляет максимальную возможность проводить плодотворные обсуждения, всесторонне рассматривать различные вопросы и вырабатывать совместные решения.
Симпозиум — это формализованное, регламентированное обсуждение. В ходе его участники выступают с сообщениями, в которых раскрывают свою точку зрения на интересующую проблему, после чего отвечают на вопросы присутствующих. Обсуждение, как правило ведется через ведущего .
Панельная дискуссия (панельное обсуждение) предполагает обсуждение некоторой темы группой людей перед аудиторией. Обсуждение ведёт модератор, который направляет дискуссию, иногда задаёт вопросы аудитории, старается сделать обсуждение информативным и интересным. «Мозговой штурм» («мозговая атака») представляет собой разновидность групповой дискуссии, который характеризуется отсутствием критики поисковых усилий, сбором всех вариантов решений, гипотез и предложений, рожденных в процессе осмысления какой-либо проблемы, их последующим анализом с точки зрения перспективы дальнейшего использования или реализации на практике.
Письменная дискуссия (обсуждение темы с визуализацией) проводится с целью выявления и фиксации мнений участников относительно определенной темы с последующим коллективным обсуждением. Проводится дискуссия следующим образом. На разных столах лежат подготовленные плакаты с начатыми фразами либо с высказываниями, побуждающими к дискуссии, например: «Личностно ориентированное обучение в системе профессионального образования в полном объеме невозможно, поскольку существует очень жесткий профессиональный стандарт». На столах также лежат маркеры. Участники обходят столы и записывают свои мнения, возражения, согласие, вопросы. Затем все плакаты вывешиваются для ознакомления. Выбираются злободневные вопросы, формулируются предложения-стимулы, которые могут побудить слушателей к дискуссии.
«Круги». Цель данного вида дискуссии заключается в актуализации и обмене опытом (профессиональным, социальным и др.) и знаниями по заданной теме. Дискуссия проводится следующим образом.
Участники разбиваются на пары.
Пары садятся или встают в круг лицом друг к другу;
все вместе образуют два круга — внешний и внутренний.
Пары ведут диалог на заданную ведущим тему. По знаку ведущего диалоги завершаются, и партнеры прощаются друг с другом.
Каждый из партнеров переходит на место своего левого соседа: состав пар изменяется, и новые пары начинают обсуждать новую объявленную ведущим тему.
«Идейная карусель» Цель дискуссии: организация последовательного обсуждения предложенных вопросов с последующим принятием коллективного решения; актуализация знаний и выявление имеющегося опыта. Материалы: листы бумаги.
Каждому члену микрогрупп (по 4–5 человек) раздается чистый лист бумаги и всем задается один и тот же вопрос. Без словесного обмена мнениями все участники записывают на своих листках бумаги спонтанные формулировки ответов на него.
Листки с записями в режиме дефицита времени передаются по кругу по часовой стрелке соседям по микрогруппе. При получении листка с записями каждый участник должен сделать новую запись, не повторяя имеющиеся. Работа заканчивается, когда к каждому вернется его листок.
В микрогруппах происходит обсуждение сформулированных участниками ответов, предложений и выделение в итоговый список наиболее важных, актуальных из них.
Проводится обмен результатами наработок микрогрупп. Все микрогруппы предлагают по очереди свои формулировки из итогового списка; если формулировка не встречает возражений других групп, она включается в окончательный общий список.
Таким образом, использование различных форм дискуссий в методической работе дошкольной образовательной организации помогает повысить уровень профессиональной подготовки педагогов, обеспечить решение проблем, связанных с формированием профессиональных компетенций педагогов, развивает способности педагогов к творческой самореализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные формы организации методической работы в дошкольном учреждении
Формы организации методической работы в ДОУ изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов. Основными факторами являются следующие: · государственная политика в сфере образова...
Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»
Памятка для воспитателей на тему:«Формы организации образовательного процессав дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...
Инновационные технологии и формы организации методической работы в дошкольной образовательной организации
Педагоги дошкольных образовательных учреждений всегда отличались восприимчивостью ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала ...
"Структура методической работы в дошкольной образовательной организации"
В представленной презентации "Структура методической работы в ДОО" рассмотрено понятие "Методическая работа", выделены основные компоненты методической работы, влияющие на функцион...
Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования
Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования...
Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»
Памятка для воспитателей на тему: «Формы организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС дошкольного образования»...
Смотр-конкурс как форма методической работы в дошкольной образовательной организации
Данная публикация представляет собой опыт использования смотров-конкурсов как одной из методической работы в дошкольной образовтаельной организации....