Консультация для педагогов ДОУ «Нестандартный подход к организации предметно-пространственной среды как условие развития воображения дошкольников»
консультация на тему

Толкачева Елена Трофимовна

Развивая у детей творческое воображение (креативность) – ведущее свойство личности, воспитатель развивает всю систему творческих способностей: продуктивное мышление, рефлексию и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov_dou_voobrazhenie.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

«Нестандартный подход к организации предметно-пространственной среды  как условие развития воображения дошкольников»

Толкачева Елена Трофимовна, воспитатель

                                             

От педагогики обыденных способов мироотношения, утилитарности, бытовизма в восприятии мы переходим к педагогике фантазий и чудесности. Смысловая ориентировка в действительности открывается в перспективу духовного роста, развивает глобальное детское мировоззрение, которому посильны представления о таких универсальных явлениях как Жизнь, Космос, Истина, Добро, Душа, Мысль и т.д. Эти понятия доступны детям на языке воображения, эмоциональной интуиции, «неясных знаний».

В дошкольном детстве творческое освоение культуры происходит в рамках различных видов деятельности: игры, художественно-эстетической деятельности, учении. Развивая у детей творческое воображение (креативность) – ведущее свойство личности, воспитатель развивает всю систему творческих способностей: продуктивное мышление, рефлексию и др. Воспитатель помогает ребенку в саморазвитии, создает благоприятные условия для развития творческого воображения, творческого мышления, творческих способностей. Способность творческого воображения – это порождение идеи и возникновение плана реализации идеи. Способность творческого мышления – это умение увидеть проблему и разрешить ее, смотреть на окружающий мир нестандартно.

Любой ребенок потенциально талантлив, потому что дошкольный возраст сензитивен к развитию воображения, творческих способностей. Ребенок талантлив, потому что в нем еще не угас природный рефлекс исследователя, экспериментатора. Ребенок талантлив, потому что он оптимист и верит в свое счастливое будущее. Если привить привычку к творчеству, помочь развить творческое воображение, ребенок всегда сумеет разрешить свои жизненно важные задачи (противоречия) и будет успешен.

Окружающий предметный мир – средство образования, условие саморазвития и  развития ребенка. Предметная среда как компонент образовательной среды ДОУ – это все, что доступно  непосредственному восприятию ребенка и использованию в практической деятельности.

В концепции В.А.Петровского раскрыты и научно обоснованы принципы построения предметной среды, соответствующей личностно-ориентированной модели воспитания дошкольников. Выделю некоторые из них:

Принцип активности, самостоятельности, творчества. Если предметно-развивающая среда бедная, недоступная, значит, дети находятся в образовательном вакууме, у них нет возможности для исследовательской деятельности. Предметно-развивающая среда должна развивать отношение к себе как интеллектуальной ценности, стимулировать воображение  через нестандартное обозначение центров активности. Например, центры активности: «Лаборатория Знайки», «Клуб путешествий», «Королевство кисточки».

Для развития творческого воображения, способности к самовыражению необходимо иметь в группе свободное пространство для художественного творчества. «Стена творчества», «Рисовальная стена», «Стена художеств» может быть оборудована прикрепленными листами обоев или окрашена прочной светлой краской, на которой можно рисовать гуашью. Можно использовать для рисования красками и мятый целлофан, при необходимости штора раздвигается и детям открывается возможность проявить свою фантазию.

Игра, как ведущая деятельность ребнка-дошкольника, является средством умственного развития ребёнка. Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в мнимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом, игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения. Сюжетно-ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в воображаемой ситуации; реальные предметы используются в качестве воображаемых; ребенок берет на себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в воображаемом пространстве способствует тому. Что дети приобретают способность к творческому воображению.

Использование переносных модулей в играх и занятиях развивает воображение. Нестандартные модули – полифункциональный  игровой материал можно изготовить своими руками из различных по величине коробок. Используя коробки, дети любят разграничивать пространство группы в сюжетно-ролевых играх, в режиссерских играх «Комната куклы», «Поезд» и других.

Дети младшего дошкольного возраста любят приносить воспитателю разные предметы и показывать их. Такие ситуации можно перевести в маленькие игровые эпизоды. Например, ребенок принес маленький мячик. Педагог говорит: «Какой красивый мячик! А давай поиграем, как будто это арбуз? Сейчас мы его порежем». Педагог имитирует разрезание, делает вид что ест арбуз, потом протягивает пустую ладонь ребенку: «Попробуй, какой вкусный арбуз, сочный, сладкий. А теперь отрежь и мне кусочек». Вот перечень подобных игр на развитие воображения: «Посмотри в окошко» (кольцо), «Согреем птенчиков» (предметы в ладонях), «Разноцветные салфетки» (лужок, речка), «Найди зайчика» (зайчик из носового платка), «Яблочко» (шарик), «Бабочки» (разноцветные листочки), «Курица и цыплята», «Козлята и волк»,  «Качели», «На что это похоже?» (бесформенный материал).

Принцип эмоциогенности среды. Необычные игрушки будят воображение и предназначены сопровождать детей в игре-занятии, быть друзьями и советчиками. Например, игрушки-символы: «Зайчик-Любознайчик», «Хрюша-Удивлюша», «Утенок-Удивленок», «Девочка Почемучка». У кукол-символов есть рюкзачок, карман для интересных вещей и вопросов, которые они хотят задать детям. Эти герои вместе с детьми составляют правила работы с различными материалами, вместе с детьми становятся сообразительными и умелыми.

Сказочные игрушки. Вот Кузьма Кузьмич, добряк и мастер на все руки. Он «заведует» изостудией. Ради укрепления спортивного духа ребят старается лохматый Тимофей. Каждое утро он встречает детей в спортзале, приветствует их, следит, чтобы зарядку делали. А если у кого-то упражнение не получается, подбодрит, словечко ласковое скажет. В группе для самых маленьких поселился забавный рыжеволосый человечек – домовенок Кузя. Он – частый гость на детских днях рождения. Бабушка-загадушка с особенностями в характере, соответствующими «региональному компоненту»: любит наряжаться, готовить, загадывать загадки, рассказывать про старину. А еще она обожает учиться: выспрашивает у детей, какая вещь для чего служит да как ею пользоваться, как одеваться правильно, как умываться, руки вытирать.

Есть и представитель интеллектуальной элиты – кукольный мальчик по имени Веснушка или Знайка. В его ведении материалы по занимательной математике.
Но он не только невероятно умный, но и веселый.

В общем, жизнь полна удивительных событий. Куклы становятся настоящими помощниками педагогов, и от общения с ними получают удовольствие взрослые и дети.

Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетически организованной среде. Использование языка искусства в дизайне: образы, линии, краски;  включение эффектных зрелищ: подсветка, занавеси, разноуровневая планировка помещения и другое. Можно оформить книжные полки для сказок декоративной росписью, которая дает пищу для детских фантазий. Можно легкими занавесями создать атмосферу чудесного действа.

А что таится в глубине «таинственного» зала? Педагог-дошкольник при подготовке к празднику проявляет себя в самых разнообразных сферах мастерства, так или иначе связанных со сценой, от режиссуры до технического обслуживания, в том числе в области создания сценических эффектов и оформления зала.

Сцена – с секретом, она снабжена выдвижным подиумом. По этому подиуму с удовольствием дефилируют юные модели в костюмах «фирмы» «Мама и другие».

Для чего нужны подиумы? Они позволяют усложнить сценическое пространство, сделать его более интересным и разнообразить двигательные траектории действующих персонажей.

Таким образом, нестандартный подход к организации предметно-пространственной среды позволяет воспитателю решать конкретные образовательные задачи, вовлекать детей в процесс познания, развивать их воображение, любознательность, творчество, коммуникативные способности.

Воображение – великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга.

Великий немецкий математик Давид Гильберт на вопрос о судьбе одного из своих учеников ответил: «Он стал поэтом. Для математика у него не хватило воображения». Именно благодаря воображению в науке совершены великие открытия, такие, например, как создание периодической системы элементов Д.И. Менделеева и теории относительности Эйнштейна.

Но воображение, как любая психологическая функция ребенка, требует педагогической заботы, если мы хотим, чтобы оно развивалось.

Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Наиболее успешно становление воображения происходит в игре, а также на занятиях рисованием, особенно когда ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым.

В дошкольном возрасте для развития воображения необходимо:

  • расширение кругозора детей, обогащение их сенсорного опыта, «включение» всех анализаторов – для создания более полной и обширной основы для воображения;
  • активизация и развитие речи, обучение детей комбинированию и воспроизведению опыта, приемам оперирования представлениями.

Но самое важное условие раскрытия творческих способностей детей – это создание общей атмосферы принятия, свободы, возможности для каждого ребенка пережить опыт своей успешности, «момент достижения». Такая задача требует от взрослых особого внимания. Детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно ободряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым требуется и совместная работа со взрослым. В любом случае взрослый строит общение таким образом, чтобы каждый ребенок мог публично порадоваться результату своего собственного или общего со взрослым творчества.

Литература

  1. Григорьев С.В. Игровая психолого-педагогическая диагностика развития. М.: МГДД(Ю)Т, 2004.
  2. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. М.: Просвещение, 1996.
  3. Кравцова Е.Е., Тышенбаева А.А., Степанова В.В. Развитие воображения и коррекция детей с трудностями в поведении. Смоленск: СГПИ, 1992.
  4. Эльконин Д.Б. Проблемы психологии детской игры в работах Л.С. Выготского, его сотрудников и последователей. / Вопросы психологии № 6, 1976.
  5. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О РОДНОЙ СТРАНЕ

Важно, чтобы предметно – развивающая среда способствовала социально-культурному становлению дошкольника. Необходимость развития интереса дошкольников к родной стране связано с социальным запросом обще...

«Современные подходы к организации предметно - пространственной среды в дошкольной образовательной организации»

Авторские методические пособия по безопасности дорожного движения для дошкольников в контексте с ФГОС....

Консультация для педагогов " Организация предметно- пространственной среды как средство развитие речи"

Согласно ФГОС ДО речевое направление может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого малыша. Дошкольный возраст является самым благоприятным для формирования основных речев...

Консультация для воспитателей "Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка"

Предметно-пространственная среда – это организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ре...

Консультация для педагогов «Макет, как, один из элементов предметно- пространственной среды в условиях ФГОС ДО»

Консультация для педагогов«Макет, как, один из элементов предметно- пространственной среды в условиях ФГОС ДО»...

Консультация для воспитателей на тему: "Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды ДОУ как фактора социализации ребенка"

Предметно-пространственная среда – это организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности, психологического благополучия и развития ре...

Дидактические игры математического содержания в организации предметно-пространственной среды как условие формирования финансовой грамотности у старших дошкольников.

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (вклю...