Консультация для педагогов «Макет, как, один из элементов предметно- пространственной среды в условиях ФГОС ДО»
консультация
Консультация для педагогов
«Макет, как, один из элементов предметно- пространственной среды в условиях ФГОС ДО»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_metod_modelirovaniya.docx | 22.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждении
«Детский сад общеразвивающего вида № 34»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Консультация для педагогов
«Макет, как, один из элементов предметно- пространственной среды в условиях ФГОС ДО»
Составила:
Старший воспитатель
Зорькина О.С
2020 год
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является макетирование.
Макеты — это модели, представляющие собой уменьшенные объекты. Макетирование — это творческая конструктивная деятельность детей, создание специального игрового пространства. Макеты могут быть использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры, что способствует развитию творчества и воображения.
Использование макетов в предметно-пространственной среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются цели и задачи из различных областей: «Речевого развития», «Познавательного развития», «Социально-коммуникативного развития», «Художественно-эстетического развития». В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествует о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой запас. В процессе макетирования развиваются интегративные качества личности:
‒ Эмоциональная отзывчивость
‒ Любознательность
‒ Активность
‒ Умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками.
Классификация макетов. По Н. А. Коротковой, макеты условно делятся на два типа модели и карты.
Макеты-модели, представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием, имеющим фасадную часть и данное в вертикальном разрезе внутреннее помещение этого здания. «Кукольный дом» это комната с предметами мебели (стол, пара стульев, кровать, диван).
Макеты-карты, это плоскости (не менее50x60 см) с планом — схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов. Например, на макете «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, а территория дополняется различными объектами (дома, гараж, бензоколонка, мост).
Универсальность макета в том, что это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивая границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Универсальные макеты служат основой для организации сюжетной игры дошкольников с мелкими игрушками. Достоинство универсального макета в том, что он дает возможность вариативного использования игрушек и может быть дополнен разнообразным предметным материалом. В процессе игр с универсальными макетами развивается творческая инициатива детей, возникают разнообразные игровые замыслы. Они меняются, дополняются предметами, могут соединяться два или три макета, например «Улица города», «Дорожное движение», «Кукольный домик».
Ландшафтный макет-карта — это плоскость с обозначенной цветом и рельефом природной территории (лес — зеленый цвет, река — голубой цвет, земля — коричневый цвет). Территория дополняется мелкими маркерами пространства (деревья, изгородь, изба, мельница). Макет может быть:
‒ Напольным (макет имеет более крупные конструкционные объемы)
‒ Настольным (размер ограничивается размером стола или его части); ‒ Подиумным (на специальных подставках-подиумах);
‒ Настенным (макеты в виде объемных предметных картин с передним предметным планом, а задний — картина.
Требования к макетам: они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место; удобным в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры; должны быть эстетически оформлены; служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:
‒ Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.).
‒ Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме. ‒ Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).
‒ Развитие монологической и связной речи.
‒ Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии.
‒ Развитие общей и мелкой моторики рук.
‒ Развитие коммуникативных навыков
‒ Активизация лексического словаря. ‒ Формирование навыков сочинительства.
‒ Формирование творческих способностей.
‒ Воспитание доброжелательности.
‒ Умения работать в коллективе.
Этапы работы по созданию макета:
‒ Предварительный (подготовка и сбор материала для создания макета; сбор методической и художественной литературы по теме; создание развивающей предметно–пространственной среды; подбор дидактических игр; обогащение личного опыта детей).
‒ Основной (изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом). Работа на данном этапе включает элементы конструирования и художественно — изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготавливаются в процессе совместной продуктивной деятельности воспитанников и воспитателей из бумаги, картона, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. Можно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.
‒ Активизация игры с макетом. Созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы — заместители, педагог вместе с детьми придумывают игровые сюжеты. Игры с макетами развивают интеллектуальные качества ребенка, инициативу и волевое усилие. У детей повышается уровень любознательности, они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека).
Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления. На основе готовых макетов мы проводим беседы, составление рассказов детьми, сюжетно-ролевые и режиссерские игры. На всех этапах работы дети закрепляют впечатления в продуктивной деятельности. Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета. Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.
Макет является не только центральным элементом, организующим предметную среду для игры с мелкими игрушками, но и связующим звеном разных видов совместной деятельности взрослого с детьми и свободной детской активности. Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия.
Педагогам следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет. Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках. А использовались как самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Макеты — это формы организации образовательного пространства, способствующие развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития речи как для самых маленьких, так и для детей старшего возраста. Без сомнения, игровые макеты представляют огромный интерес для познавательной деятельности ребенка. Не менее интересным для детей, является, возможность дополнить макет, внести свою лепту в создание нового мира. Наиболее доступный способ предоставить ребенку такую возможность, создать основу для его творческой деятельности. Как бы создать незаконченный мир, и предложить ребенку дополнить его, теми или иными предметами и формами, позволить воображению ребенка опираясь на уже готовые образы, сформировать свои, более конкретные, детализированные, индивидуальные.
Литература:
Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. М.: Академический проект,- 2001.
Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д»,- 1997
Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — М.:ЛИНКА-ПРЕСС, — 2007.
Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. — 2010.
Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин // Москва. — 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ «Нестандартный подход к организации предметно-пространственной среды как условие развития воображения дошкольников»
Развивая у детей творческое воображение (креативность) – ведущее свойство личности, воспитатель развивает всю систему творческих способностей: продуктивное мышление, рефлексию и др....
Предметно-пространственная среда в условиях ФГОС ДО
Выступление на городской конференции "Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"...
Тема проекта : «Макет, как, один из элементов предметно- пространственной среды в условиях ФГОС ДО»
На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности .Так в жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры –режиссерская игра с мелкими игрушками .Но для ...
Консультация для педагогов: «Обновление развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС»
Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающее пространство должно отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверст...
КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов на тему: Требования к развивающей предметно-пространственной среде Анализ предметно-пространственной среды с учетом задач воспитания.
Организация ППРСО в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активност...
«Макет, как, один из элементов предметно- пространственной среды в условиях ФГОС ДО»
На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. Так в жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры –режиссерская игра с мелкими игрушками. Но для ...