Дидактические игры математического содержания в организации предметно-пространственной среды как условие формирования финансовой грамотности у старших дошкольников.
статья по основам финансовой грамотности

Комарова Татьяна Владимировна

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.

Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komarova_tatyana_vladimirovna.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Комарова Татьяна Владимировна,

воспитатель МАДОУ «Детский сад «Сказка»,

Артинский городской округ

Дидактические игры математического содержания в организации предметно-пространственной среды как условие формирования финансовой грамотности у старших дошкольников.

Ключевые слова: развивающая предметно-пространственная среда/ дидактическая игра/ математика/ финансовая грамотность

Аннотация: В статье описан опыт работы по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ по ФГОС, использование дидактических игр математического содержания  как структурной части предметно-пространственной среды, для формирования финансовой грамотности дошкольников.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

Я.Коменский

Игра как  средство всестороннего развития и воспитания личности ребенка, является ведущей в деятельности дошкольника. Через игру дети познают мир, осваивают простейшие бытовые навыки, проигрывают житейские ситуации, пробуют себя в новых ролях. С самых ранних лет жизни ребенку необходимо создавать такие условия, чтобы он как можно больше играл. И задача взрослых не только не мешать играм ребенка, но и создавать развивающую игровую среду, учить ребенка играть в самые разные игры.

Согласно ФГОС развивающая предметно-пространственная среда— это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Прежде всего, разнообразные игры структурно включают развивающую среду, становятся её естественным фоном. Одной из требований организации РППС – одновременное наличие игр, способствующих развитию умений сравнивать. Воссоздавать, изменять, варьировать, упорядочивать, классифицировать. Это обеспечивает выбор ребёнком той игры, которая его интересует.

Многоплановое, сложное педагогическое явление представляет собой дидактическая игра: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

 Содержание дидактических игр формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания детей, а главное развивает познавательную активность.

С помощью дидактических игр педагог приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачу рационально использовать имеющиеся знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки и явления окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения. Дидактические игры развивают сенсорные способности, речь детей.

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра.

Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач.

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.

Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.

У детей старшего дошкольного возраста уже есть определенный багаж знаний в сфере экономики: они с родителями (или уже без них) совершают в магазинах покупки, пользуются разными услугами (парикмахеров, фотографов…), знают, что родители за свой труд получают зарплату, и что у многих она перечисляется на электронную карточку и т. д. Задача педагогов дошкольного образования на доступном уровне расширить эти знания, разъяснить, как и почему происходят те или иные экономические явления в жизни общества. 

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность. Они играют, не подозревая, что овладевают определенными знаниями,  умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.

Все дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у старших дошкольников основ экономических знаний. В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

В дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

  Мне хотелось бы остановиться на дидактических играх математического содержания.

Математика вооружает детей средствами рационального познания мира. Количество, счет измерение, элементарные вычисления – это те средства, которые ребенок используют при решении задач экономического содержания.

Математические знания являются основой развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений. В то же время ознакомление с экономической сферой деятельности способствует переходу ребенка от формального усвоения математических знаний к их осознанному применению в новой области.

Рассмотрим несколько дидактических игр, используемых мной в организации предметно-пространственной среды группы.

Игра «Магазин». Для игры понадобятся логические блоки Дьенеша, товар (карточки с изображением предметов), представленный в пособии «Давайте поиграем». Игра направлена на развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор. Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить только одну игрушку. Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)

Игра «Домино». До этого дети должны знать игру: обычное детское домино.

Материалом служат карточки домино, на которых нарисованы монеты разного достоинства и в разном наборе. Правила игры – общие для домино. Один из детей выставляет карточку домино, следующий ребенок слева или справа, кладет карточку с соответствующим «набором» монет. По окончании игры осуществляется проверка, устанавливается, правильно ли подобраны карточки.

Вариант. На карточках домино изображены денежные знаки разных стран. Игра направлена на закрепление знаний о названии, достоинстве монет; развитие внимания памяти.

Игра «Что дешевле» помогает закрепить представления о таких категориях как товар, цена товара. Материалом служат  карточки с изображением разных предметов, ценники.

Целью игры является формирование умения ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развитие самостоятельности в выборе решения. Сначала дети подбирают предметы товаров (сериационные ряды) от предмета самого дешевого до самого дорогого и наоборот. Дети сравнивают цены, находят разные и одинаковые по цене предметы.

Игра «Копилка» В ходе игры дети знакомятся с понятием о накоплении денежных средств. Материалом являются «копилки» и монеты разного достоинства. Детям нужно выбрать монеты разного достоинства, чтобы они в сумме составляли: для первой копилки — 5 рублей, для второй — 10.

Дидактическую игру «Магазин» можно использовать при организации непосредственно образовательной деятельности по развитию и ФЭМП с детьми старшего дошкольного возраста. Она позволяет решать несколько задач: упражнять в счете в пределах 10, закреплять умение выполнять арифметические действия; расширять представление детей о том, что такое магазин; закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги; воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем. Материал: картинки с ценниками, монеты разного достоинства. Дети, имея монеты разного достоинства выбирают нужный им товар.

Судоку «Первые деньги». (Автор разработчик Ю.С. Скворцова) (Вариация) Игра направлена на формирование первичных финансово-экономических представлений, развитие экономического мышления, развитие внимания и любознательности. Перед игрой детей необходимо познакомить с понятием «деньги», какими были первые деньги у разных народов. Правила игры соответствуют правилам игры в лото и судоку: на игровом поле из 9 клеток разместить картинки так, чтобы в каждом столбике и строке каждая картинка встречалась только один раз.

 В данном случае игры являются одним из средств организации непосредственной образовательной деятельности, а также самостоятельной познавательно-игровой деятельности детей.

Дидактические игры математического содержания позволяют решать задачи не только математического развития, но и являются средством формирования личности ребенка, источником его знаний и социального опыта.

Библиографический список:

1.ФГОС дошкольного образования от 17 октября 2013 года

2. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.

И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО

«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. — 000 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.

Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.   Организация предметно-пространствен...

Картотека «Дидактические игры по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников»

Картотека дидактических финансовых игр создана с целью оказания методической помощи в организации дидактических игр с экономической направленностью с детьми старшего дошкольного возраста. В картотеке ...

Консультация для родителей (законных представителей) по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников "Играть с детьми в финансовые игры можно уже с 5 лет"

Родитель должен и своим примером, и с помощью игр, рассказов, образовательных программ научить своих детей азам капиталистического устройства. Для этого отцу или матери совсем не нужно иметь докторску...

Сюжетно - ролевые игры по формированию финансовой грамотности для старших дошкольников.

Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников(картотека игр).                                       ...

КАРТОТЕКА «ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Главной особенностью дидактических игр является то, что задания предлагаются детям в игровой форме. Они играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общ...

«Дидактические игры, как универсальный вариативный элемент предметно-пространственной развивающей среды, непосредственно влияющий на развитие речи детей дошкольного возраста»

laquo;Дидактические игры, как универсальный вариативный элемент предметно-пространственной развивающей среды, непосредственно влияющий на развитие речи детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности у старших дошкольников «Играть с детьми в финансовые игры можно уже с 5 лет

Экономическое воспитание – важная составляющая развития ребенка. Если вовремя не обучить чадо планированию расходов, совершению покупок, получению и проверке сдачи, то рынок его научит сам. Прав...