ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О РОДНОЙ СТРАНЕ
статья (старшая группа) на тему

Шипулина Наталья Валерьевна

Важно, чтобы предметно – развивающая среда способствовала социально-культурному становлению дошкольника. Необходимость развития интереса дошкольников к родной стране связано с социальным запросом общества: чем содержательнее будут знания детей о родном городе, ближайшем окружении, природе, традициях, культуре, тем более действенными окажутся они в воспитании чувства ответственности и гордости за свою страну.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шипулина Н.В.

Российский Государственный Педагогический Университет

 им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург

Научный руководитель – Березина Т.А., к.п.н. доцент кафедры                                                                                      дошкольной педагогики, г. Санкт-Петербург                                                                                    

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО - ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КАК  УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ О РОДНОЙ СТРАНЕ

В настоящее время одной из важных проблем, которая стоит перед дошкольным образованием, является проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания начал гражданственности.

Актуальность этой проблемы связана и с тем, что в содержании ФГОС дошкольного образования особое место уделяется формированию  первичных представлений о малой родине и Отечестве, даются представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. В связи с этим значительно возросла роль дошкольных образовательных учреждений в решении этих задач.

Сегодня становится ясно, что патриотическое воспитание дошкольников должно иметь свою духовно-нравственную основу – любовь к своей Родине, родному городу, приобщение детей к культуре своей страны, уважение к людям разных национальностей. Дошкольный возраст является  важнейшим периодом становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств.

В современных исследованиях Кондрыкинской Л.А., Березиной Т.А., Кочневой Н.Н., Каримовой Л.Г. отмечается, что одним из ведущих факторов формирования патриотического сознания детей является их ознакомление с историей родного края, культурой и традицией родной страны. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что их окружает, что им близко и дорого.

Анализ работ Корнеевой Е.И. , Маханевой М.Д., Алешиной Н.В., Николаевой С.Н. показывает, чтобы  стать гражданином и патриотом своей Родины, ребенку важно знать культуру и историю родного края, он должен уметь любоваться красотой окружающей его природы, бережно относиться к историческим памятникам, видеть результаты созидательного труда.

Необходимость углубленной работы по решению задач патриотического воспитания подчеркивается принятием «Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы".

Изучение психолого – педагогической литературы (Болдырев Н.И., Щукина Г.И., Харламов И.Ф., Болотина Л.Р., Новоселова С.Л.) показало, что развитие представлений о родной стране, интереса к её истории и культуре в дошкольном возрасте тесно связано с позиций близких взрослых и организацией предметно-развивающей среды, направленной на обогащение и самостоятельное использование представлений дошкольников о родной стране.

Важной задачей в работе воспитателя становится изучение особенностей влияния предметно - развивающей среды на развитие представлений дошкольников о родной стране, которая через своё содержание влияет на представления детей о родном крае, знакомит с достопримечательностями, с важнейшими государственными символами – гербом, флагом, гимном, отражает их интересы к истории и культуре родной страны. Организация предметно-развивающей среды является  важной задачей  дошкольной  педагогики, для  решения которой  предполагается единство предметных и социальных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка в группе детского сада.

 В работах О.А. Артамоновой, О. Толстиковой, Т.М. Бабуновой, М.Н. Поляковой раскрываются педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды. Предметно-развивающая среда является важным компонентом в развитии ребёнка, которая служит интересам и потребностям дошкольника. Среда должна побуждать ребенка делать сознательный выбор; применять свои знания и уже накопленный жизненный опыт в самостоятельной деятельности; вызывать желание поделиться впечатлениями со своими близкими, друзьями, поощряет интерес к событиям прошлых лет. Иначе говоря, такая среда в группе детского сада должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

Одной из задач, поставленной в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», которую необходимо начинать решать в дошкольном детстве, является: «формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе».

Решая задачи патриотического воспитания, необходимо строить свою работу в группе детского сада в соответствии с возрастными особенностями детей. Дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление, поэтому возникают  трудности в ознакомлении детей с историческими фактами, бытом, традициями русской культуры. В связи с этим требуется насыщение окружающей ребенка действительности в группе атрибутами, предметами и пособиями, позволяющими ему более точно представить себе то, о чем говорит воспитатель. (Шорыгина Т.А., Попова Е.И., Акулова О.В.)

Важно, чтобы предметно – развивающая среда способствовала социально-культурному становлению дошкольника. Необходимость развития интереса дошкольников к родной стране связано с социальным запросом общества: чем содержательнее будут знания детей о родном городе, ближайшем окружении, природе, традициях, культуре, тем более действенными окажутся они в воспитании чувства ответственности и гордости за свою страну.

Список литературы:

1. Т. А..  Березина «Гражданско-патриотическое воспитание современных дошкольников : проблемы и пути их решения // Патриотизм в диалоге поколений [Текст] : сб. науч. тр. / РГПУ, Сев.-Зап. отделение РАО, Герцен. филос. о-во. – СПб 2012. - С. 216-220..

2. А. Л. Захарчук Методические особенности формирования представлений о малой Родине у старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — №2. — С. 25-27.

3.   О.Л. Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуре»  учебно-методическое пособие 2 издание Спб Детство – Пресс 2010 304 стр.       

4. Т. А. Шорыгина «Наша Родина – Россия»: методическое  пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Конструктивно-модельная деятельности."

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (специальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цвета, размера), а также разнооб...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Художественно-эстетическое развитие."

В дошкольном возрасте дети должны получить опыт осмысления происходящих событий и выражения своего отношения к ним при помощи культурных средств — линий, цвета, формы, звука, движения, сюжета и пр. ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Развитие речи."

Развивающая речевая среда.  Способствовать развитию речи как  средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загл...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития Двигательной деятельности."

У младших детей активно развиваются движения, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем, движения еще плохо координированы, нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому при пространствен...

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития проектной деятельности

Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности педагогов, родителей, детей, как проекты (проектная деятельность - создание педагогом условий, позволяющих детям самостоятельно...