Использование методики Монтессори в младших группах ДО
методическая разработка (младшая группа) на тему
Предлагаемый материал поможет работе воспитателя в младших группах детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_metodiki_m._montessori_v_dou.docx | 985.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ М. МОНТЕССОРИ В ДОУ
Крылова И.В.
Воспитатель, ГБОУ «Школа №281» ДО 3
Г.Москва
Идея использования методики М. Монтессори появилась, когда мне сообщили, что в моей группе будут находиться дети с ограниченными возможностями здоровья. Развитие ребенка, имеющего какой-либо дефект, протекает своеобразно в сравнении с нормой. Дети, страдающие задержкой психического развития, имеют комплекс нарушений, которые характеризуются эмоциональной незрелостью, недостаточной познавательной активностью, неадекватной самооценкой. Кроме основных целей группы ГКП , таких как:
- Создание плавного перехода от воспитания в условиях дома к воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении;
- Всестороннее развитие детей раннего возраста;
- Социализация детей раннего возраста, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям детского учреждения;
появилась еще одна цель:
4. Осуществление коррекционно-развивающего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагающего создание специальных условий для коррекции отклонений личности, психофизического, речевого развития, формирования базовых психологических новообразований, соответствующих возрасту.
Для того, чтобы достичь поставленных целей пришлось комбинировать, подбирать и выбирать наиболее эффективные и подходящие для работы с детьми программы и методики.
В своей группе, наряду с обязательной программой, по которой работает наш детский сад, я решила применить элементы из методики М.Монтессори, т.к. изначально эта методика была разработана в качестве компенсаторной, т.е. направлена на адаптацию детей с проблемами в развитии,
Более близкое знакомство с системой Монтессори показало, что элементы этой системы принесут много интересного, познавательного и полезного. Предлагаемые ею развивающие материалы побуждают ребенка к активной деятельности, при этом совершенствуется моторика ребенка, произвольные движения, мышление, воля, а также терпение и настойчивость. Из системы выбраны самые интересные элементы, с учетом сути ее-дать детям пространство для развития.
В связи с этим появились новые цели:
- Адаптировать технологию М. Монтессори к условиям дошкольного учреждения;
- Развить самостоятельность ребенка, его ответственность, концентрацию внимания, координацию движений, особенно пальцев и мускулатуры, реализовать самостоятельное познание мира, подражание деятельности взрослых.
Задачи:
- Предоставить возможность каждому ребенку индивидуально развивать и утончать свою сенсорику: слух, зрение, осязание, обоняние;
- Через развитие сенсомоторики подойти к упражнениям в развитии речи;
- Развивать математическое мышление, навыки счета;
- Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные существенные признака предметов и явлений, группировать их по этим признакам;
- Поощрять умение удивляться, радоваться собственным открытиям, самостоятельно искать ответы на свои вопросы;
- Внедрить в практику работы новые формы организации обучения детей.
Средство достижения поставленным целям: не внешнее воздействие на душу и тело ребенка, а в создании вокруг него специально подготовленной развивающей среды. Это среда позволяет ребенку в собственном темпе и ритме развивать сенсорно - перцептивную деятельность, психические процессы и познавательные способности, путем предоставления специальных дидактических материалов помогает освоить ребенку навыки практической жизни, знакомит детей с предметами, процессами и явлениями окружающей жизни. Передо мной встала задача создать монтессори-среду. Монтессори среда состоит из специальных дидактических материалов и пособий, занимаясь с которыми ребенок получает всестороннее развитие. Очень важно, что все, что находится в Монтессори-зоне, расположено таким образом, что ребенок может самостоятельно это достать и начать работу. Монтессори среда имеет четкое разделение на различные зоны: практическая жизнь, сенсорика, язык, математика, космос (окружающий мир), творчество. В построении подготовленной развивающей среды монтессори-группы предусматривается возможность свободного перемещения детей, свободного общения их друг с другом и со взрослыми, выбора самостоятельной или совместной деятельности. Среда насыщена автодидактическими материалами различной тематики и содержания. Каждый материал лежит на отдельном подносе, в коробке или корзине. Правила построения предметной развивающей среды детского сада по системе Монтессори предусматривают наличие на полках материалов только в одном экземпляре.
Это помогает детям научиться простым, но важным в жизни социальным навыкам —таким, как умение договориться, бесконфликтно общаться, уважать выбор другого, терпеливо ждать. Когда два ребенка одновременно хотят поработать с одним и тем же материалом, им предстоит разрешить эту ситуацию.
В силу разных обстоятельств мне не удалось организовать все зоны, как это должно быть, тем не менее, мы имеем материалы для сенсорной зоны, практической, языковой, практической и даже для развития крупной моторики.
Сенсорная зона
В период от рождения до 3 лет ребенок «впитывает» свое окружение с помощью органов чувств (вкус, осязание, обоняние, зрение, слух). Через окружающую среду на уровне бессознательного он вбирает в себя все оптические, акустические, тактильные впечатления, язык, движение человека, Он хочет трогать предметы, которые видит, и слышать, как называют их взрослые. В этой зоне находятся материалы для различения цвета, размера, формы, структуры поверхностей, шумов и звуков и др.
Практическая зона
Она имеет особое значение для детей раннего возраста, так как именно в ней находятся самые настоящие инструменты, приборы, вещества и другие предметы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. В «практической зоне» он переливает жидкости, пересыпает вещества, моет, сортирует их и нанизывает на веревочную основу и т.д. В процессе такой работы происходит совершенствование навыков самообслуживания ребенка. Например, зашнуровывать и застегивать вещи он учится с помощью специальных тренажеров- рамок со всевозможными застежками (пуговицами, пряжками, крючками, молниями, шнурками и т.д.).
Важнейшее условие организации образовательного пространства: все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными. Дети должны заниматься реальной деятельностью, а не осуществлять ее имитацию.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Задержка моторного развития почти всегда ведет к задержке психоречевого развития.
Поэтому на наших занятиях я много времени уделяю пересыпанию круп, переливанию воды, лепке, рисованию и др.
Со своими детьми я обязательно занимаюсь логоритмикой. Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Движения под музыку способствуют воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоничному физическому и художественному развитию детей, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость.
Уже доказана эффективность логопедической ритмики при работе с детьми, имеющими речевую, двигательную и интеллектуальную патологию.
В системе Монтессори есть такое понятие как «круг»- вид общего занятия, проводимого с детьми группы. Со звоном колокольчика дети собираются в круг на ковре, и в течение 10-20 минут они общаются. Тематические круги проводятся по различным направлениям развития детей: ознакомление с окружающим миром, развитие речи, ознакомление с художественной литературой и т.д..
Проблемы применения методики М.Монтессори в ДОУ
- Первая проблема, с которой я столкнулась, это полное отсутствие знаний об этой методике некоторых руководителей. Они требуют, чтобы на столах ничего не лежало, а пособия, которые сделаны своими руками, называют «хламом».
- Вторая проблема – это очень большое количество детей в группе. Для нормальной работы с детьми с использованием этой системы от 1,5 до 3 лет должно быть не больше 13 человек.
- Третья проблема - это СЭС. По их нормам не должно быть ни стеклянных сосудов для пересыпаний и переливаний, ни крупы, ни цветов.
- Четвертая проблема - выставлять фасоль и другие мелкие предметы можно только, если сидеть с ребенком рядом.
- Пятая проблема – дорогостоящие пособия. Самому покупать накладно, а ДОУ не может их профинансировать.
В заключении, могу сказать, что использование элементов из методики М. Монтессори в ДОУ в группах раннего развития непростое, но интересное и полезное дело.
Методика рассчитана на развитие аналитических способностей, мелкой моторики, логики, практических навыков. Я рекомендую использовать воспитателям в своей работе элементы методики Монтессори, сочетая их с другими методиками развития. В результате это поможет вырастить гармонично развитого человека, который легко находит общий язык со сверстниками и обладает достаточными навыками самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения детей младшей группы рисованию
Данный материал раскрывает основные задачи обучения детей рисованию.Основная цель обучения рисованию в детском саду - научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жиз...
План-конспект открытого занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных форм и методик во второй младшей группе. Тема «Ёжик»
(Рисование ватными палочками)...
Развивающая среда по методике М.Монтессори в младшей группе.
В данной презентации показана развивающая среда по сенсорному развитию, по методике М.Монтессори. Ключевое внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, ос...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Волшебное Зазеркалье» с использованием методики синквейн в старшей группе №10
МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» структурное подразделение «Солнышко» городского округа городМихайловка Волгоградской области» Конс...
Использование методики Монтессори для развития фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста
Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково ...
Конспект открытого занятия по речевому развитию с использованием игровой технологии и элементов методики ТРИЗ в младшей группе
Конспект открытого занятия по речевому развитию с использованием игровой технологии и элементов методики ТРИЗ в младшей группе...
«Использование методики Монтессори в развитии неречевого слуха, как подготовка к формированию фонематического слуха у детей раннего возраста» («шумовые коробочки»)
laquo;Использование методики Монтессори в развитии неречевого слуха, как подготовка к формированию фонематического слуха у детей раннего возраста» («шумовые коробочки»)...