Использование методики Монтессори в младших группах ДО
методическая разработка (младшая группа) на тему
Предлагаемый материал поможет работе воспитателя в младших группах детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_metodiki_m._montessori_v_dou.docx | 985.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ М. МОНТЕССОРИ В ДОУ
Крылова И.В.
Воспитатель, ГБОУ «Школа №281» ДО 3
Г.Москва
Идея использования методики М. Монтессори появилась, когда мне сообщили, что в моей группе будут находиться дети с ограниченными возможностями здоровья. Развитие ребенка, имеющего какой-либо дефект, протекает своеобразно в сравнении с нормой. Дети, страдающие задержкой психического развития, имеют комплекс нарушений, которые характеризуются эмоциональной незрелостью, недостаточной познавательной активностью, неадекватной самооценкой. Кроме основных целей группы ГКП , таких как:
- Создание плавного перехода от воспитания в условиях дома к воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении;
- Всестороннее развитие детей раннего возраста;
- Социализация детей раннего возраста, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям детского учреждения;
появилась еще одна цель:
4. Осуществление коррекционно-развивающего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, предполагающего создание специальных условий для коррекции отклонений личности, психофизического, речевого развития, формирования базовых психологических новообразований, соответствующих возрасту.
Для того, чтобы достичь поставленных целей пришлось комбинировать, подбирать и выбирать наиболее эффективные и подходящие для работы с детьми программы и методики.
В своей группе, наряду с обязательной программой, по которой работает наш детский сад, я решила применить элементы из методики М.Монтессори, т.к. изначально эта методика была разработана в качестве компенсаторной, т.е. направлена на адаптацию детей с проблемами в развитии,
Более близкое знакомство с системой Монтессори показало, что элементы этой системы принесут много интересного, познавательного и полезного. Предлагаемые ею развивающие материалы побуждают ребенка к активной деятельности, при этом совершенствуется моторика ребенка, произвольные движения, мышление, воля, а также терпение и настойчивость. Из системы выбраны самые интересные элементы, с учетом сути ее-дать детям пространство для развития.
В связи с этим появились новые цели:
- Адаптировать технологию М. Монтессори к условиям дошкольного учреждения;
- Развить самостоятельность ребенка, его ответственность, концентрацию внимания, координацию движений, особенно пальцев и мускулатуры, реализовать самостоятельное познание мира, подражание деятельности взрослых.
Задачи:
- Предоставить возможность каждому ребенку индивидуально развивать и утончать свою сенсорику: слух, зрение, осязание, обоняние;
- Через развитие сенсомоторики подойти к упражнениям в развитии речи;
- Развивать математическое мышление, навыки счета;
- Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные существенные признака предметов и явлений, группировать их по этим признакам;
- Поощрять умение удивляться, радоваться собственным открытиям, самостоятельно искать ответы на свои вопросы;
- Внедрить в практику работы новые формы организации обучения детей.
Средство достижения поставленным целям: не внешнее воздействие на душу и тело ребенка, а в создании вокруг него специально подготовленной развивающей среды. Это среда позволяет ребенку в собственном темпе и ритме развивать сенсорно - перцептивную деятельность, психические процессы и познавательные способности, путем предоставления специальных дидактических материалов помогает освоить ребенку навыки практической жизни, знакомит детей с предметами, процессами и явлениями окружающей жизни. Передо мной встала задача создать монтессори-среду. Монтессори среда состоит из специальных дидактических материалов и пособий, занимаясь с которыми ребенок получает всестороннее развитие. Очень важно, что все, что находится в Монтессори-зоне, расположено таким образом, что ребенок может самостоятельно это достать и начать работу. Монтессори среда имеет четкое разделение на различные зоны: практическая жизнь, сенсорика, язык, математика, космос (окружающий мир), творчество. В построении подготовленной развивающей среды монтессори-группы предусматривается возможность свободного перемещения детей, свободного общения их друг с другом и со взрослыми, выбора самостоятельной или совместной деятельности. Среда насыщена автодидактическими материалами различной тематики и содержания. Каждый материал лежит на отдельном подносе, в коробке или корзине. Правила построения предметной развивающей среды детского сада по системе Монтессори предусматривают наличие на полках материалов только в одном экземпляре.
Это помогает детям научиться простым, но важным в жизни социальным навыкам —таким, как умение договориться, бесконфликтно общаться, уважать выбор другого, терпеливо ждать. Когда два ребенка одновременно хотят поработать с одним и тем же материалом, им предстоит разрешить эту ситуацию.
В силу разных обстоятельств мне не удалось организовать все зоны, как это должно быть, тем не менее, мы имеем материалы для сенсорной зоны, практической, языковой, практической и даже для развития крупной моторики.
Сенсорная зона
В период от рождения до 3 лет ребенок «впитывает» свое окружение с помощью органов чувств (вкус, осязание, обоняние, зрение, слух). Через окружающую среду на уровне бессознательного он вбирает в себя все оптические, акустические, тактильные впечатления, язык, движение человека, Он хочет трогать предметы, которые видит, и слышать, как называют их взрослые. В этой зоне находятся материалы для различения цвета, размера, формы, структуры поверхностей, шумов и звуков и др.
Практическая зона
Она имеет особое значение для детей раннего возраста, так как именно в ней находятся самые настоящие инструменты, приборы, вещества и другие предметы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. В «практической зоне» он переливает жидкости, пересыпает вещества, моет, сортирует их и нанизывает на веревочную основу и т.д. В процессе такой работы происходит совершенствование навыков самообслуживания ребенка. Например, зашнуровывать и застегивать вещи он учится с помощью специальных тренажеров- рамок со всевозможными застежками (пуговицами, пряжками, крючками, молниями, шнурками и т.д.).
Важнейшее условие организации образовательного пространства: все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть настоящими, а не игрушечными. Дети должны заниматься реальной деятельностью, а не осуществлять ее имитацию.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Задержка моторного развития почти всегда ведет к задержке психоречевого развития.
Поэтому на наших занятиях я много времени уделяю пересыпанию круп, переливанию воды, лепке, рисованию и др.
Со своими детьми я обязательно занимаюсь логоритмикой. Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. Движения под музыку способствуют воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоничному физическому и художественному развитию детей, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость.
Уже доказана эффективность логопедической ритмики при работе с детьми, имеющими речевую, двигательную и интеллектуальную патологию.
В системе Монтессори есть такое понятие как «круг»- вид общего занятия, проводимого с детьми группы. Со звоном колокольчика дети собираются в круг на ковре, и в течение 10-20 минут они общаются. Тематические круги проводятся по различным направлениям развития детей: ознакомление с окружающим миром, развитие речи, ознакомление с художественной литературой и т.д..
Проблемы применения методики М.Монтессори в ДОУ
- Первая проблема, с которой я столкнулась, это полное отсутствие знаний об этой методике некоторых руководителей. Они требуют, чтобы на столах ничего не лежало, а пособия, которые сделаны своими руками, называют «хламом».
- Вторая проблема – это очень большое количество детей в группе. Для нормальной работы с детьми с использованием этой системы от 1,5 до 3 лет должно быть не больше 13 человек.
- Третья проблема - это СЭС. По их нормам не должно быть ни стеклянных сосудов для пересыпаний и переливаний, ни крупы, ни цветов.
- Четвертая проблема - выставлять фасоль и другие мелкие предметы можно только, если сидеть с ребенком рядом.
- Пятая проблема – дорогостоящие пособия. Самому покупать накладно, а ДОУ не может их профинансировать.
В заключении, могу сказать, что использование элементов из методики М. Монтессори в ДОУ в группах раннего развития непростое, но интересное и полезное дело.
Методика рассчитана на развитие аналитических способностей, мелкой моторики, логики, практических навыков. Я рекомендую использовать воспитателям в своей работе элементы методики Монтессори, сочетая их с другими методиками развития. В результате это поможет вырастить гармонично развитого человека, который легко находит общий язык со сверстниками и обладает достаточными навыками самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика обучения детей младшей группы рисованию
Данный материал раскрывает основные задачи обучения детей рисованию.Основная цель обучения рисованию в детском саду - научить детей изображению предметов и явлений как средству образного отражения жиз...
План-конспект открытого занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных форм и методик во второй младшей группе. Тема «Ёжик»
(Рисование ватными палочками)...
Развивающая среда по методике М.Монтессори в младшей группе.
В данной презентации показана развивающая среда по сенсорному развитию, по методике М.Монтессори. Ключевое внимание здесь обращено на развитие мелкой моторики, чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, ос...
Личностно ориентированные приемы и методики, используемые в младшей группе
Личностно ориентированные приемы и методики, используемые в младшей группе...
Методика обучения детей младшей группы рисованию
Задачи обучения (слайд 2) - Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движ...
Конспект образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Волшебное Зазеркалье» с использованием методики синквейн в старшей группе №10
МБДОУ «Детский сад «Лукоморье» структурное подразделение «Солнышко» городского округа городМихайловка Волгоградской области» Конс...
Использование методики Монтессори для развития фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста
Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково ...