Проект на тему:" Соломенная скульптура"
проект (старшая группа) на тему
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает детям возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_solomka.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
«Волшебная соломка»
В нашем ДОУ проводился конкурс «Что нам осень подарила». Дети, увидев поделку из соломы, заинтересовались. Дети задавали много вопросов: Что такое солома? Как можно сделать поделку из соломы? Кто занимается изготовлением соломенных кукол?
С целью знакомства детей с традициями и с целью развития у детей уважительного отношения к культуре своего народа, я запланировала организовать проект по соломенной скульптуре.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает детям возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Цель проекта: Формирование у детей культурно-нравственных, духовно-патриотических чувств, основанных на ознакомлении с традициями русского народа.
Задачи:
Образовательные:
- Совершенствовать знания о традициях и обрядах нашего народа
- Расширять знания о происхождении соломы
- Познакомить с творчеством народных мастеров
- Расширять знания о некоторых обрядах и народных праздниках
Развивающие:
- Формировать изобразительные навыки и умения, обогащать художественный опыт для создания творческих работ
- Формировать умение выполнять разнообразные виды орнамента и освоить приемы декорирования геометрическим и растительным орнаментами
- Заложить основы художественного вкуса и креативности
- Развивать интерес к работе с природным материалом соломой, желание овладеть соломенным мастерством
- Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к культуре и традициям своего народа
- Воспитывать любовь к народному творчеству
Этапы реализации проекта
В ходе нашего проекта дети познакомились с историей возникновения соломенной куклы. Первые соломенные игрушки родились прямо в поле, когда крестьяне вынуждены были брать с собой малых детей. Оставшись без присмотра, дети капризничали. И быть может, чтобы как-то успокоить дитя, крестьянка сделала примитивную куклу из первого, что попало в руки,- из соломенного жгута для перевязки снопов. Сложенный пополам жгут отдаленно напоминал голову, а расходящиеся внизу веером соломины -платье или сарафан. В дальнейшем конструкцию соломенной куклы стали совершенствовать. Появились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в домашней обстановке стали делать кукол, фигуры коней, птиц, других животных.
Люди верили, что в соломе заключена таинственная сила плодородия. Поэтому не случайно ей отводилась особая роль на народных праздниках. Во время жатвы существовали традиции украшения соломой первого и последнего снопа, изготовления жатвенных чучел, урожайных бантов, венков. На масленицу соломенных чучел сжигали. Их «смерть» символизировала воскрешение зерна в новом урожае.
Дети познакомились с художественной литературой, в которых присутствовала солома: англ. сказка в обработке С.Михалкова «Три поросенка», русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть», укр.народная сказка «Соломенный бычок- смоляной бочок».
После каждого прочитанного произведения дети передавали свои впечатления в рисунках. Все работы были представлены на тематической выставке «Волшебная соломенная сказка».
Также, мы с детьми создали диафильм по сказке «Пузырь, соломинка и лапоть». Это необычное занятие оставило у детей неизгладимое впечатление.
С помощью мультимедийной презентации «Волшебная соломка» дети изучили процесс выращивания злаков и превращение пшеницы в солому.
Знакомство с мастером Е.К.Медянцевой повлекло за собой еще больший интерес детей к соломенным изделиям.
Опытно-экспериментальная деятельность помогла детям исследовать соломенный стебель: форма, длина, диаметр. Также с помощью эксперимента превратили соломенную трубочку в ленту.
Увлекательным занятием для детей оказалось пускание мыльных пузырей через соломинку.
Поскольку игра является ведущей деятельностью ребенка, то конечно же в проект вошли игры: пальчиковая игра «Мукомол», игровые упражнения «Наша елка», «Солнечные зайчики» , «Корзиночка»,народные подвижные игры, театрализованные, сюжетно-ролевые и др.
В непосредственно образовательной деятельности дети знакомились с традициями, обрядами, культурой русского народа, народными праздниками, а также технологией оформления аппликации из соломы. Путешествуя в лес, дети сделали мухомор, ветку рябины из соломы, знакомясь с изделиями народных мастеров украсили тарелочки, встречая Новый год сделали елку, создали орнамент из соломенных геометрических фигур.
Для приобщения детей к истокам народной и национальной культуры был создан мини-музей соломенной скульптуры. Мы стремились к тому, чтобы дети как можно больше вовлекались в процесс его создания. Ребята чувствовали свою ответственность за то, что они делали, и испытывали от этого гордость и удовольствие. В мини-музее в качестве экспонатов содержатся поделки из соломы, сделанные руками детей, а также готовые изделия. В нашем музее дети чувствуют свою причастность. В настоящем музее трогать ничего нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно. Наш мини-музей удобно посещать каждый день, можно самостоятельно переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее дети – лишь пассивные созерцатели, а здесь соавторы и творцы экспозиций. Конечно же, не только сам ребенок может распоряжаться экспонатами, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей нашей группы - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Важное место в работе нашего музея отводится экскурсиям. Мои дошкольники с помощью педагога проводят экскурсии для родителей и детей младшего дошкольного возраста по музею, рассказывая небольшие истории о возникновении соломенных игрушек. Дети используют экспонаты в сюжетно-ролевых играх «Семья», воплощая в жизнь, ту давнюю забытую историю.
Итоговым мероприятием послужил праздник «Масленица». Масленица – один из самых любимых в народе праздников. Россия – страна зимняя, холодная. Вот почему проводы зимы всегда праздник. Люди пекли румяные и горячие блины и радовались от души. В настоящее время во всех городах и сёлах очень широко празднуется Масленица. И самым ярким моментом праздника, конечно, является сжигание соломенной куклы «Масленица». Дети на празднике играли в народные игры, читали заклички, вместе с артистами пели народные песни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление детей со скульптурой
Обобщение знаний о скульптуре, знакомство с анималистикой в скульптуре....
Конспект НОД в подготовительной группе "Знакомство детей с видами изобразительного искусства (живопись, скульптура малых форм и монументальная скульптура)"
В конспекте представлен материал по формированию у детей представление о живописи как виде изобразительного искусства, о том, что скульптура бывает монументальной и малой форм. Основная ц...
Методическая разработка: проект в средней группе "Кто создает скульптуры животных?"
Описание проектной деятельности в средней группе по программе "Мы входим в мир прекрасного"...
"Лаборатория невиданных скульптур". Исследовательски-творческий проект.
"Лаборатория невиданных скульптур". Исследовательски-творческий проект....
Проект "О чём нам рассказывают скульптуры?"
Целью данного проекта является развитие у детей интереса к окружающему миру, формирование представлений о скульптуре, как виде избразительного искусства, о профессии скульптора. Здесь представлены цел...
Тема: "Мир скульптуры" (знакомство со скульптурой с использованием ИКТ)
Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию детей в подготовительной к школе группе. (из опыта работы по программе "Детство")...
Проект ознакомления детей старшего дошкольного возраста с малой бронзовой скульптурой родного города
Зеленогорск - небольшой городок, вытянувшийся на 13км вдоль северного побережья Невской губы, Финского залива Балтийского моря. Город входит в состав Курортного района Санкт-Петербурга. И он полностью...