Проект на тему:" Соломенная скульптура"
проект (старшая группа) на тему

немцова зульфия вахитовна

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает детям возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_solomka.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Волшебная соломка»

В нашем ДОУ проводился  конкурс «Что нам осень подарила». Дети, увидев поделку из соломы, заинтересовались. Дети задавали много вопросов: Что такое солома?   Как можно сделать поделку из соломы? Кто занимается изготовлением соломенных кукол?

С целью знакомства детей с традициями и с целью развития у детей уважительного отношения к культуре  своего народа,  я запланировала  организовать проект по  соломенной скульптуре.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает детям возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Цель проекта: Формирование у детей культурно-нравственных, духовно-патриотических чувств, основанных на ознакомлении с традициями русского народа.

Задачи:

Образовательные:

  • Совершенствовать знания о традициях и обрядах нашего народа
  • Расширять знания о происхождении соломы
  • Познакомить с творчеством народных мастеров
  • Расширять знания о некоторых обрядах и народных праздниках

Развивающие:

  • Формировать изобразительные навыки и умения, обогащать художественный опыт для создания творческих работ
  • Формировать умение выполнять разнообразные виды орнамента и освоить приемы декорирования геометрическим и растительным орнаментами
  • Заложить основы художественного вкуса и креативности
  • Развивать интерес к работе с природным материалом соломой, желание овладеть соломенным мастерством
  • Развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности

Воспитательные:

  • Воспитывать уважительное отношение к культуре и  традициям своего народа
  • Воспитывать любовь к народному творчеству

Этапы реализации проекта

В ходе нашего проекта дети познакомились с историей возникновения соломенной куклы. Первые соломенные игрушки родились прямо в поле, когда крестьяне вынуждены были брать с собой малых детей. Оставшись без присмотра, дети капризничали. И быть может, чтобы как-то успокоить дитя, крестьянка сделала примитивную куклу из первого, что попало в руки,- из соломенного жгута для перевязки снопов. Сложенный пополам жгут отдаленно напоминал голову, а расходящиеся внизу веером соломины -платье или сарафан. В дальнейшем конструкцию соломенной куклы стали совершенствовать. Появились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в домашней обстановке стали делать кукол, фигуры коней, птиц, других животных.

Люди верили, что в соломе заключена таинственная сила плодородия. Поэтому не случайно ей отводилась особая роль на народных праздниках. Во время жатвы существовали традиции украшения соломой первого и последнего снопа, изготовления жатвенных чучел, урожайных бантов, венков. На масленицу соломенных чучел сжигали. Их «смерть» символизировала воскрешение зерна в новом урожае.

Дети познакомились с художественной литературой, в которых присутствовала солома: англ. сказка в обработке С.Михалкова «Три поросенка», русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть», укр.народная сказка «Соломенный бычок- смоляной бочок».

После каждого прочитанного произведения дети передавали свои впечатления в рисунках. Все работы были представлены на тематической выставке «Волшебная соломенная сказка».

Также, мы с детьми создали диафильм по сказке «Пузырь, соломинка и лапоть». Это необычное занятие оставило у детей неизгладимое впечатление.

С помощью мультимедийной презентации «Волшебная соломка»  дети изучили процесс выращивания злаков и превращение пшеницы в солому.

Знакомство с мастером Е.К.Медянцевой  повлекло за собой еще больший интерес детей к соломенным изделиям.

Опытно-экспериментальная деятельность помогла детям исследовать соломенный стебель: форма, длина, диаметр. Также с помощью эксперимента превратили соломенную трубочку в ленту.

Увлекательным занятием для детей оказалось пускание мыльных пузырей через соломинку.

Поскольку игра является ведущей деятельностью ребенка, то конечно же в проект вошли игры: пальчиковая игра «Мукомол», игровые упражнения «Наша елка», «Солнечные зайчики» , «Корзиночка»,народные подвижные игры, театрализованные, сюжетно-ролевые  и др.

В непосредственно образовательной деятельности дети знакомились с  традициями,  обрядами, культурой русского народа, народными праздниками, а также технологией оформления аппликации из соломы. Путешествуя в лес, дети сделали мухомор, ветку рябины из соломы, знакомясь с изделиями народных мастеров украсили тарелочки, встречая Новый год сделали елку, создали орнамент из соломенных геометрических фигур.

Для приобщения детей к истокам народной и национальной культуры был создан мини-музей соломенной скульптуры.  Мы стремились к тому, чтобы дети как можно больше вовлекались в процесс его создания. Ребята чувствовали свою ответственность за то, что они делали, и испытывали от этого гордость и удовольствие. В  мини-музее в качестве экспонатов содержатся поделки из  соломы, сделанные руками детей, а также готовые изделия. В нашем музее дети чувствуют свою причастность. В настоящем музее трогать ничего нельзя, а в нашем музее не только можно, но и нужно. Наш мини-музей удобно посещать каждый день, можно самостоятельно переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее дети – лишь пассивные созерцатели, а здесь соавторы и творцы экспозиций. Конечно же, не только сам ребенок может распоряжаться экспонатами, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Мини-музей нашей группы - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Важное место в работе нашего музея отводится экскурсиям. Мои дошкольники с помощью педагога проводят экскурсии для родителей и детей младшего дошкольного возраста по музею, рассказывая небольшие истории о возникновении соломенных игрушек. Дети используют экспонаты в сюжетно-ролевых играх  «Семья»,  воплощая в жизнь, ту давнюю забытую историю.

Итоговым мероприятием послужил праздник «Масленица».  Масленица – один из самых любимых в народе праздников. Россия – страна зимняя, холодная. Вот почему  проводы зимы всегда праздник. Люди  пекли румяные и горячие блины и радовались от души.  В настоящее время во всех городах и сёлах очень широко празднуется Масленица. И самым ярким моментом праздника, конечно, является сжигание соломенной куклы «Масленица». Дети на празднике играли в народные игры, читали заклички, вместе с артистами пели народные песни.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей со скульптурой

Обобщение знаний о скульптуре, знакомство с анималистикой в скульптуре....

Конспект НОД в подготовительной группе "Знакомство детей с видами изобразительного искусства (живопись, скульптура малых форм и монументальная скульптура)"

В конспекте представлен материал по формированию   у детей представление о живописи как виде изобразительного искусства, о том, что скульптура бывает монументальной и малой форм. Основная ц...

Методическая разработка: проект в средней группе "Кто создает скульптуры животных?"

Описание проектной деятельности в средней группе по программе "Мы входим в мир прекрасного"...

"Лаборатория невиданных скульптур". Исследовательски-творческий проект.

"Лаборатория невиданных скульптур". Исследовательски-творческий проект....

Проект "О чём нам рассказывают скульптуры?"

Целью данного проекта является развитие у детей интереса к окружающему миру, формирование представлений о скульптуре, как виде избразительного искусства, о профессии скульптора. Здесь представлены цел...

Тема: "Мир скульптуры" (знакомство со скульптурой с использованием ИКТ)

Конспект занятия по художественно- эстетическому развитию детей в подготовительной к школе группе. (из опыта работы по программе "Детство")...

Проект ознакомления детей старшего дошкольного возраста с малой бронзовой скульптурой родного города

Зеленогорск - небольшой городок, вытянувшийся на 13км вдоль северного побережья Невской губы, Финского залива Балтийского моря. Город входит в состав Курортного района Санкт-Петербурга. И он полностью...