По дороге сказок
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Кириченко Ирина Александровна

Викторина для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_po_pushkinu.docx28.25 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА

ПО СКАЗКАМ А.С.ПУШКИНА «У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЁНЫЙ…»

Цель: формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина.

Задачи:

  1. Проверить знание детьми сказок А. С. Пушкина.
  2. Расширить кругозор воспитанников.
  3. Развивать внимание, память, речь и мышление, коммуникативные способности.
  4. Воспитывать доброжелательные отношения в детском коллективе, навыки работы в команде и групповой сплоченности.

Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим интересное, увлекательное путешествие по сказкам А.С.Пушкина.

У сказки чистая душа,

Как ручеек лесной.

Она приходит не спеша

В прохладный час ночной.

Родной народ ее творец,

Народ-хитрец, народ-мудрец,

В нее мечту свою вложил,

Как золото в ларец.

Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки передавались из уст в уста, и шагала она по свету, яркая умная, веселая. А вы любите и знаете сказки? Вот это мы сегодня и проверим!

(Звучит музыка Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»)

Ведущий:

Ветер по морю гуляет,

Дует в паруса.

Никогда не перестанем

Верить в чудеса.

Где царевна оживает

Злу наперекор,

Где красавиц похищает

Мрачный Черномор,

Где Балда с чертями спорит,

Белочка поет,

Где разбитые корыта

Рыбка раздает,

Где шумит волна морская,

Нас туда зовет

Лукоморье, цепь златая

И ученый кот.

Кот (из-за декорации): Мурр-мяу! (Появляясь.) Здравствуйте, ребята! Пришел я к вам, да не один. Со мной герои ваших любимых сказок. Я не ошибся? Ведь вы любите читать и слушать сказки?

(Ответ и комментарии детей)

Сейчас проверю. (Звучит музыка.) Мурр-мяу! Сказка, начинайся! Первый гость, появляйся! (Входит Царица с зеркальцем)

Царица (надменно): Здравствуйте! Узнаете меня? (Ответы ребят.) Царица-то, царица! А из какой сказки? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях») А еще в каких сказках Пушкина есть царицы? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане».) А простое ли у меня зеркальце? (Ответы ребят.) С какими словами я к нему обращалась? («Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее» и т.д.) Что ответило мне зеркальце в конце сказки? («Ты прекрасна, слова нет; но царевна все ж милее, все румяней и белее»)

(Кот провожает царицу на скамеечку под зеленым дубом)

Кот: Мурр-мяу! Молодцы, ребята! Эту сказку вы знаете. Мурр-мяу! Сказка, продолжайся! Новый гость, появляйся! (Входит Старик с рыболовной сетью)

Старик (ласково, с небольшим поклоном): Здравствуйте, милостивые государи. Знаком ли я вам? (При варианте ответа «Дед» - Кот вставляет реплику: «Дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает» - и, побуждает детей к правильному ответу) Как называется моя сказка? (Ответы ребят) А сильны ли вы в арифметике? Сколько лет я рыбачил? («Ровно тридцать лет и три года») Сколько раз за всю сказку ходил я на берег моря? (Шесть) С какими просьбами я обращался к рыбке. (новое корыто, …) (Старик садится рядом с Царицей.)

(Появляется Царица, переодетая старушкой, с яблоком)

Кот: Ой, бабушка пришла, яблочком угощает. А яблочко румяное, наливное. Спасибо, бабушка!

Царица: На здоровье, касатик!

Кот: Ребята, можно я съем это яблоко? (Нет)

Царица: Почему это нет? (Отравленное) А откуда вы знаете? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях») Может, я кого-то им уже угощала? (Царевну)

Кот: Что случилось с Царевной? (она заснула)

Входит старуха с корытом

Старуха: из какой я сказке, угадали? Задам вам трудный вопрос - как начинается моя сказка? («Жил старик со своею старухой у самого синего моря». При вероятном варианте ответа «Жили-были старик со старухой у самого синего моря». Кот импровизирует: «Жили-были дед да баба, ели кашу с молоком», «Жили-были старик со старухой, не было у них детей, слепили они Снегурочку», «Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба», поет: «У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе». При затруднении детей сам подсказывает правильный ответ. Как сказка заканчивается? («На пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто») Верно, ребята. Нескромно я себя вела, теперь так и хожу с корытом. (Садится рядом со стариком)

Кот: Мурр-мяу! Ребята, не терпится мне пойти направо, только что я при этом должен делать? («Идет направо - песнь заводит») Правильно!

Ведущий: Давайте послушаем музыкальные произведения. Ведь по сказкам Пушкина написаны оперы. Может, кто-то уже слушал их целиком, а кто-то знаком с ними по фрагментам. Внимание! Сейчас будет звучать музыка, а вы попробуйте угадать сказку.

(Звучит фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» - тема «Белка»).

Ведущий: Композитор этой оперы Римский-Корсаков (показ портрета)

Кот: Мурр-мяу! (Достает из приготовленной корзины игрушечную белку.) Давайте вспомним, как Пушкин описал белочку:

Белка там живет ручная,

Зрители продолжают декламировать сами.

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра - чистый изумруд;

Вот что чудом-то зовут...

Князь для белочки потом

Выстроил хрустальный дом.

Караул к нему приставил

И притом дьяка заставил

Строгий счет орехам весть:

Князю прибыль - белке честь.

Кот: Мурр-мяу! Молодцы, верно угадали. (Достает из корзины шмеля)

Тут он очень уменьшился,

Шмелем князь оборотился,

Полетел и зажужжал;

Судно на море догнал,

Потихоньку опустился

На корму - и в щель забился.

(Звучит фрагмент той же оперы «Полет шмеля»)

КОНКУРС «ЧЬИ ВЕЩИ?»

Ученый Кот задает вопросы участникам викторины.

Разбитое корыто? (Старуха)

Невод? (Старик)

Орешек? (Белка)

Говорящее зеркало? (Злая Царица-мачеха)

Дубовый лук? (Князь Гвидон)

Прялка? (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», три девицы из «Сказки о царе Салтане»)

Конкурс «Назови сказку»

Кот: О каких героях сказок А.С. Пушкина идет речь в этих отрывках? Назовите эти сказки.

  1. «За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит»

О ком это говорится? (Царевна-лебедь. «Сказка о царе Салтане»)

  1. «Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда»

Из какой это сказки? («Сказка о попе и его работнике Балде»)

  1. «Отпусти ты, старче, меня в море,

Дорогой за себя дам откуп,

Откуплюсь, чем только пожелаешь»

Кто так говорил? (Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке»)

  1.  «Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна»

Какая сказка так начинается? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

  1.  «Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: «Ки-ри-ку-ку!

Царствуй, лежа на боку!»

Про кого это говорится? (Золотой петушок. «Сказка о золотом петушке»).

Кот: Молодцы! Все загадки отгадали. Сказки со мною повсюду, их никогда не забуду. Стоит сомкнуть мне ресницы, вмиг Лукоморье приснится

Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах. Но добро, прославляемое Александром Сергеевичем Пушкиным в своих сказках надолго останется в наших сердцах, а злу там никогда не найдётся места.

К нам приходят пушкинские сказки.

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы

Всё скорей нам хочется узнать.

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,

В 20, в 30 лет и в 45

Убегаем мы порою в детство,

Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство свежих красок

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в Пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.

Ребята, я думаю, вы со мной согласитесь, что сегодня у нас нет победителей, так как на все задания вы отвечали дружно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по развитию речи в старшей-подготовительной группе "По дорогам сказок"

Разработанное занятие по развитию речи в старшей-подготовительное группе детского сада...

Литературная викторина по теме"Дорогами сказок К.Чуковского"

- Закрепить знание детей о прочитанных сказках К. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки;- Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку;- Развивать творческую инициативу, и...

Конспект занятия "По дорогам сказок"

Конспект занятия по развитию речи  предназначен для воспитателей старших дошкольных групп , а также для логопедических групп детей с общим недоразвитием речи...

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Спортивный праздник "По дорогам сказок"

Спортивный праздник,посвященный 23 февраля с нестандартным оборудованием....

Нетрадиционные формы проведения родительского собрания "КВН По дорогам сказок"

Детство-самое счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений детства остаётся в памяти человека  навсегда. Вот почему необходимо воспитывать любовь к чтению и к книге с раннего детства. В...

Развлечие "По дорогам сказок" старшая группа

Развлечение по художественной литературе, старшая группа...