По дороге сказок
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Викторина для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_po_pushkinu.docx | 28.25 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА
ПО СКАЗКАМ А.С.ПУШКИНА «У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЁНЫЙ…»
Цель: формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина. Задачи:
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами совершим интересное, увлекательное путешествие по сказкам А.С.Пушкина. У сказки чистая душа, Как ручеек лесной. Она приходит не спеша В прохладный час ночной. Родной народ ее творец, Народ-хитрец, народ-мудрец, В нее мечту свою вложил, Как золото в ларец. Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказки передавались из уст в уста, и шагала она по свету, яркая умная, веселая. А вы любите и знаете сказки? Вот это мы сегодня и проверим! (Звучит музыка Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане») Ведущий: Ветер по морю гуляет, Дует в паруса. Никогда не перестанем Верить в чудеса. Где царевна оживает Злу наперекор, Где красавиц похищает Мрачный Черномор, Где Балда с чертями спорит, Белочка поет, Где разбитые корыта Рыбка раздает, Где шумит волна морская, Нас туда зовет Лукоморье, цепь златая И ученый кот. Кот (из-за декорации): Мурр-мяу! (Появляясь.) Здравствуйте, ребята! Пришел я к вам, да не один. Со мной герои ваших любимых сказок. Я не ошибся? Ведь вы любите читать и слушать сказки? (Ответ и комментарии детей) Сейчас проверю. (Звучит музыка.) Мурр-мяу! Сказка, начинайся! Первый гость, появляйся! (Входит Царица с зеркальцем) Царица (надменно): Здравствуйте! Узнаете меня? (Ответы ребят.) Царица-то, царица! А из какой сказки? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях») А еще в каких сказках Пушкина есть царицы? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане».) А простое ли у меня зеркальце? (Ответы ребят.) С какими словами я к нему обращалась? («Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее» и т.д.) Что ответило мне зеркальце в конце сказки? («Ты прекрасна, слова нет; но царевна все ж милее, все румяней и белее») (Кот провожает царицу на скамеечку под зеленым дубом) Кот: Мурр-мяу! Молодцы, ребята! Эту сказку вы знаете. Мурр-мяу! Сказка, продолжайся! Новый гость, появляйся! (Входит Старик с рыболовной сетью) Старик (ласково, с небольшим поклоном): Здравствуйте, милостивые государи. Знаком ли я вам? (При варианте ответа «Дед» - Кот вставляет реплику: «Дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает» - и, побуждает детей к правильному ответу) Как называется моя сказка? (Ответы ребят) А сильны ли вы в арифметике? Сколько лет я рыбачил? («Ровно тридцать лет и три года») Сколько раз за всю сказку ходил я на берег моря? (Шесть) С какими просьбами я обращался к рыбке. (новое корыто, …) (Старик садится рядом с Царицей.) (Появляется Царица, переодетая старушкой, с яблоком) Кот: Ой, бабушка пришла, яблочком угощает. А яблочко румяное, наливное. Спасибо, бабушка! Царица: На здоровье, касатик! Кот: Ребята, можно я съем это яблоко? (Нет) Царица: Почему это нет? (Отравленное) А откуда вы знаете? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях») Может, я кого-то им уже угощала? (Царевну) Кот: Что случилось с Царевной? (она заснула) Входит старуха с корытом Старуха: из какой я сказке, угадали? Задам вам трудный вопрос - как начинается моя сказка? («Жил старик со своею старухой у самого синего моря». При вероятном варианте ответа «Жили-были старик со старухой у самого синего моря». Кот импровизирует: «Жили-были дед да баба, ели кашу с молоком», «Жили-были старик со старухой, не было у них детей, слепили они Снегурочку», «Жили-были дед да баба, и была у них курочка Ряба», поет: «У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе». При затруднении детей сам подсказывает правильный ответ. Как сказка заканчивается? («На пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое корыто») Верно, ребята. Нескромно я себя вела, теперь так и хожу с корытом. (Садится рядом со стариком) Кот: Мурр-мяу! Ребята, не терпится мне пойти направо, только что я при этом должен делать? («Идет направо - песнь заводит») Правильно! Ведущий: Давайте послушаем музыкальные произведения. Ведь по сказкам Пушкина написаны оперы. Может, кто-то уже слушал их целиком, а кто-то знаком с ними по фрагментам. Внимание! Сейчас будет звучать музыка, а вы попробуйте угадать сказку. (Звучит фрагмент из оперы «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» - тема «Белка»). Ведущий: Композитор этой оперы Римский-Корсаков (показ портрета) Кот: Мурр-мяу! (Достает из приготовленной корзины игрушечную белку.) Давайте вспомним, как Пушкин описал белочку: Белка там живет ручная, Зрители продолжают декламировать сами. Да затейница какая! Белка песенки поет Да орешки все грызет, А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Ядра - чистый изумруд; Вот что чудом-то зовут... Князь для белочки потом Выстроил хрустальный дом. Караул к нему приставил И притом дьяка заставил Строгий счет орехам весть: Князю прибыль - белке честь. Кот: Мурр-мяу! Молодцы, верно угадали. (Достает из корзины шмеля) Тут он очень уменьшился, Шмелем князь оборотился, Полетел и зажужжал; Судно на море догнал, Потихоньку опустился На корму - и в щель забился. (Звучит фрагмент той же оперы «Полет шмеля») КОНКУРС «ЧЬИ ВЕЩИ?» Ученый Кот задает вопросы участникам викторины. Разбитое корыто? (Старуха) Невод? (Старик) Орешек? (Белка) Говорящее зеркало? (Злая Царица-мачеха) Дубовый лук? (Князь Гвидон) Прялка? (Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке», три девицы из «Сказки о царе Салтане») Конкурс «Назови сказку» Кот: О каких героях сказок А.С. Пушкина идет речь в этих отрывках? Назовите эти сказки.
Что не можно глаз отвесть. Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит» О ком это говорится? (Царевна-лебедь. «Сказка о царе Салтане»)
Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда Идет, сам не зная куда» Из какой это сказки? («Сказка о попе и его работнике Балде»)
Дорогой за себя дам откуп, Откуплюсь, чем только пожелаешь» Кто так говорил? (Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке»)
В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна» Какая сказка так начинается? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
Верный сторож как со сна Шевельнется, встрепенется, К той сторонке обернется И кричит: «Ки-ри-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!» Про кого это говорится? (Золотой петушок. «Сказка о золотом петушке»). Кот: Молодцы! Все загадки отгадали. Сказки со мною повсюду, их никогда не забуду. Стоит сомкнуть мне ресницы, вмиг Лукоморье приснится |
Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах. Но добро, прославляемое Александром Сергеевичем Пушкиным в своих сказках надолго останется в наших сердцах, а злу там никогда не найдётся места.
К нам приходят пушкинские сказки.
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы
Всё скорей нам хочется узнать.
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже если мы уже не дети,
В 20, в 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство свежих красок
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в Пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
Ребята, я думаю, вы со мной согласитесь, что сегодня у нас нет победителей, так как на все задания вы отвечали дружно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по развитию речи в старшей-подготовительной группе "По дорогам сказок"
Разработанное занятие по развитию речи в старшей-подготовительное группе детского сада...
Литературная викторина по теме"Дорогами сказок К.Чуковского"
- Закрепить знание детей о прочитанных сказках К. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки;- Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку;- Развивать творческую инициативу, и...
Конспект занятия "По дорогам сказок"
Конспект занятия по развитию речи предназначен для воспитателей старших дошкольных групп , а также для логопедических групп детей с общим недоразвитием речи...
Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)
Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...
Спортивный праздник "По дорогам сказок"
Спортивный праздник,посвященный 23 февраля с нестандартным оборудованием....
Нетрадиционные формы проведения родительского собрания "КВН По дорогам сказок"
Детство-самое счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений детства остаётся в памяти человека навсегда. Вот почему необходимо воспитывать любовь к чтению и к книге с раннего детства. В...
Развлечие "По дорогам сказок" старшая группа
Развлечение по художественной литературе, старшая группа...