Статья на тему:ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, РОЛЬ ИГРОВОГО ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
статья (средняя группа) на тему
Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легчи обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование навыков межличностного взаимодействия, роль игрового общения в жизни детей дошкольного возраста.
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовать свои действия в процессе любой деятельности,
адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.
Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Потребность в общении друг с другом у ребенка возникает уже на 3 году его жизни. Как показывают исследования Шипицыной Л.М., ранние формы общения во многом определяют их дальнейшее развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно. [ 19 c. 31 ]
Согласно теории деятельности, разработанной А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным, В.В. Давыдовым развитие ребенка осуществляется в процессе различных деятельностей.
Для ребенка – дошкольника это, прежде всего игра. Именно в игре ребенок может проявить себя субъектом деятельности. Утверждение, что игра — ведущий вид деятельности дошкольника, давно стало аксиомой. Эта важная сфера жизни ребенка досконально изучена специалистами в области педагогики, психологии, возрастной физиологии. Однако мы вновь и вновь возвращаемся к ней. «Дошкольный ребенок - человек играющий, поэтому в ФГОС закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры», - сказал академик А. Асмолов. Право играть зафиксировано также в Конвенции о правах ребенка: «Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни».
Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легчи обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность.
Очень важно использовать в дошкольных учреждениях именно игровые методики для более интенсивного развития ребенка, нежели просто обучающие методы.
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка, на протяжении которого ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Ребенок- дошкольник испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что пока ему еще недоступно, кроме того, он стремится к самостоятельности. <<Из этого противоречие рождается сюжетно ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых>>.
Ролевая игра, или как ее еще называют творческая игра, проявляющая в дошкольном возрасте - это деятельность детей, в которой они берут на себя <<взрослые>> роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствует этой роли образ – доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.
В ролевой игре дети отражают свой окружающий мир его многообразие, они могут воспроизводить сцены из семейной жизни, из взаимоотношений взрослых, трудовой деятельности и так далее. По мере взросления ребенка, усложняются и сюжеты их ролевых игр. Старшие дошкольники способны играть в одну и ту же игру несколько часов подряд, то есть наряду с увеличением разнообразием сюжетов увеличивается и длительность игры.[14 c.17 ]
Игра у детей начинается с договора. Дети договариваются о начале игровой деятельности, выбирают сюжет, распределяют между собой роли и выстраивают свои действия и поведение в соответствии с выбранной ролью. Взяв на себя роль, ребенок начинает принимать и понимать ролевые права и обязанности. Так, например, врач, если он лечит больного, должен быть уважаемым человеком, он может потребовать от больного раздеться, показать язык, измерить температуру, то есть потребовать, чтобы пациент выполнял его указания.
Что касается взаимосвязи игры и общения в периоде дошкольного развития ребенка, то именно дошкольное детство (от 3 до 7 лет)- это отрезок жизни ребенка, когда прежние рамки жизни ребенка- рамки семьи, раздвигаются до пределов улицы , города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребенка, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в дошкольном возрасте расширяется круг его интересов. Преодолев кризис 3-х лет, ребенок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
В среднем дошкольном возрасте ведущей деятельностью постепенно становится сюжетно – ролевая игра. В игровых объединениях начинают появляться общность требований, согласованность действий, совместное планирование. Ребенок начинает принимать во внимание интерес партнеров. Постепенно развивается умение взаимной поддержки, чувство товарищества, сопереживание успехов и неудач. Дети начинают осознать эффективность совместно организованной деятельности. В этом возрасте преобладают устойчивые диады и появляются объединения, включающие в 3 и более человек. В группах 5-го года жизни преобладают << чистые >> по полу объединения детей, в этом возрасте уже более четко отмечаются разделения << групповых ролей >> - << звезды >>, << непринятые >>. Так, значимыми характеристиками << звезд >> выступают: умения организовывать игру, стремление к справедливости, доброта, дружелюбие, внешняя привлекательность, широта кругозора. << Неприятных >> детей характеризуют дефекты нравственно – волевой сферы, замкнутость, непривлекательность. Взаимоотношение дошкольников 5 – го года жизни определяются, главным образом, наличием или отсутствием у ребенка нравственных качеств, которые имеют важное значение для всей группы. Поэтому педагогу необходимо повышать социометрический статус детей в группе, организовывая правильно общение, чтобы у детей не появились негативные эмоциональные состояния.
В игре осуществляются два вида взаимоотношений – игровые и реальные.
Игровые отношения – это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения – это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, учатся подчинять свои действия действию других игроков.
Именно в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управление своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно – ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной). В развитой ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.
В общении со сверстником у ребенка совсем иная позиция. Точка зрения, особенно не совпадающая с его собственной, тщательно обдумывается, мнение сверстника можно попытаться и изменить, чего нельзя сделать при общении со взрослым. Общение только со взрослыми не дает личностного и познавательного развития. При общении со сверстником <<ребенок должен выработать свою точку зрения, сделать моральный выбор. Только общаясь со сверстником, ребенок может стать действительно равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить ребенку себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом>>.
В общении со сверстниками всем видам деятельности присуща яркая эмоциональная насыщенность. Ребенок приобретает способность сочувствовать другому, переживать чужие радости и печали как свои собственные, становиться эмоционально на точку зрения другого. Все формы общения к сверстникам гораздо менее нормативны и регламентированы. В общении со сверстниками у ребенка больше возможности проявлять инициативу.
Роль воспитателя в игре способствует развитию её замысла, расширению содержания, уточнению игровых действий, ролей, проявлению доброжелательных отношений. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эти отношения закреплялись, становились реальными отношениями детей и вне игры. Являясь основным видом деятельности игра позволяет ребенку получать необходимый набор знаний о способах эффективного взаимодействия и их использовании в практике общения[23;с. 172].
Список использованной литература
- Абрамова Н., Кормилица В. К проблеме активизирующего общения взрослого и ребенка в игре //Дошкольное воспитание. – 1996. - №3. –С. 30 -32.
- Зверева О. Сюжетно-ролевая игра/ Игра и дети.-2003.-№ 6.-С.14-17.
- Игра со всех сторон/ под ред. Е.С. Жорняк.-М.,2003
- Ремизова Г.Е. Общение ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте//Обруч.-2001.№4.-С.17-21.
- www.psy.msu.ru
- www.psyJournals.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игрового общения в жизни детей дошкольного возраста
ИгСюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность дошкольного возраста. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для п...
Роль игрового общения в жизни детей дошкольного возраста
Формирование личностных качеств ребенка в игровой деятельности, осуществление двух видов взаимоотношений - игровые и реальные....
статья «Роль игрового общения в жизни детей дошкольного возраста»
Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность....
Роль подвижных игр в жизни детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованно...
Консультация на тему «Роль подвижных игр в жизни детей дошкольного возраста»
Консультация на тему «Роль подвижных игр в жизни детей дошкольного возраста»...
Роль игры в в жизни детей дошкольного возраста
Консультация для родителей дошкольников...