Методическая разработка по экологическому воспитанию « Роль экологической тропы в жизни детей дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру на тему


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_ekologiya.docx52.58 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение    детский сад комбинированного вида№24                                                             муниципального образования Усть-Лабинский район

Методическая разработка по экологическому воспитанию

« Роль  экологической тропы в  жизни  детей дошкольного возраста»

        Подготовила:              

                                                                        воспитатель Петренко Е.А.

г. Усть – Лабинск

2015г

                                               Содержание:

1. Пояснительная записка ………………………………………3

2.Введение………………………………………………………..5

3.Актуальность…………………………………………………..7

4.Этапы создания тропы…………………………………………9

5.Формы,методы , способы и средства  работы на

экологической тропе………….……………………….……….10

6.Роль и значение каждой точки экологической тропы……….13

7.Требования ФГОС к реализации                                                              образовательной области «Познавательное развитие»………..23

8.Заключение……………………………………………………25

9. Литература …………………………………………………...26

10. Приложение …………………………………………………..27

10.1Перспективное планирование………………………………27

10.2Консультация для родителей «Экология и мы» ………….30

10.3Консультация «Экологические игры дома». ……………..32

10.4Картотека дидактических игр на экологической тропе…..35

10.5Мастер-класс для педагогов «Путешествие в экологию»..41

10.6 Развлечение «Счастливый случай»……………………….47

                             1.   Пояснительная записка

   Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности. Процесс формирования личности дошкольника в целом и экологическое воспитание в частности должны опираться на систему знаний, которая включает элементарные сведения о биосфере (живая природа: растения, животные, человек; неживая природа.

Цель:  систематизация и углубление знаний детей о растениях и природных явлениях, о состоянии окружающей среды.                                                                            

-развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе           ознакомления их с явлениями природы;

-формировать обобщённые представления о признаках природных объектах и явлений, устанавливать простейшие связи между ними;  

- воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.

-закладывать основы экологической культуры личности.

Условия реализации: экологическая тропа детского сада.

Применение: экскурсии, занятия-опыты, наблюдения, практическая деятельность в природе (труд по уходу за растениями, посадка кустарников, овощей на огороде, выращивание цветов), экологические игры, конкурсы, викторины, праздники

Способы  взаимодействия с детьми, воспитателями, родителями.

Краткая характеристика содержания: проект «Экологическая тропа» открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность

Принцип построения методической разработки: личносто-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

 - создание образовательной среды, способствующей, познавательному, эстетическому развитию ребенка,

-поощрение , поддержка инициативы и самостоятельных действий детей.

Ожидаемый результат: повысится уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности дошкольного возраста;

 - взаимодействие ребенка с природой: улучшится состояние здоровья, позитивно повлияет на эмоциональное самочувствие детей.

-повысится уровень профессиональной подготовки педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы

                                                 

                                            2.      Введение

   В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных учреждений в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.

   Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанию поведения в природной сфере. Экологическое воспитание – это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофы нависли над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех.

   Сущность экологического воспитания С. Н. Николаева рассматривает как процесс формирования осознанно – правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют; осознания себя, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимость от состояния. Все составляющие подобного комплексного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существуют не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

         Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её – дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны быть готовы подражать каждое его движение. Они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.

   Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.  

   Общение с природой необходимо для физического и нравственного здоровья человека, для снятия стрессов городской жизни. Оттого и усиливается тяга людей к животным обитателям леса, рек, полей. Есть такая возможность для установления контактов с природой – создание живых уголков. Занятие это хлопотное, но какой блеск в глазах, умиление на лицах детей, радость от общения с маленькими друзьями. Ребята становятся добрыми,  ответственные.

                                             

                                      3.       Актуальность

          Знакомя наших воспитанников с явлениями природы и особенностями  взаимоотношений человека  с окружающей средой , формируя начала экологической культуры я выбрала такую форму работы как  «Экологическая тропа детского сада»

        Экологическая тропа - это специально оборудованный маршрут, проходящий через различные экологические системы и другие природные объекты, , имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность. Организация экологической тропы - одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.                                                                                                       Основное назначение тропы природы - воспитание культуры поведения людей в природе. Таким образом, она выполняет природоохранную функцию.                                                                                                                    С помощью таких троп углубляются и расширяются знания детей  об окружающей их природе (растительном и животном мире), совершенствуется понимание закономерностей биологических и других естественных процессов. Натуральные объекты выступают источником преимущественно познавательной информации. Это виды растений, животных.  Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах происходит знакомство детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. Экологическая тропа играет важную роль в системе накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения .  Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике разные знания в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.        На экологической тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно здесь постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав - важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.          Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у детей трудолюбие и уважение к труду. Дошкольники не только расширяют свои естественнонаучные знания, но и постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические последствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Высшим проявлением связи обучения с жизнью становится их участие в улучшении общего состояния природы в зоне экологической тропы.                                                                                                    

   Основополагающими принципами работы по экологическому воспитанию являются:

Принцип регионального компонента (изучение природы родного края) позволяет:

-формировать у детей понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;

-использовать имеющую у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;

-помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.

-создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.

Цель :

      -формирование человека   нового  типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.                                                                                                                                                  

-выработка системного подхода для развития экологической воспитанности детей с учетом их возрастных особенностей в рамках дополнительного образования .                                                                                                            формирование высокой экологической морали человека, несущего ответственность за судьбу своего и будущих поколений, живущих в одном единственном доме – Земля.                                                                                                                                           Задачи:

- Сформировать понимание, что человек – не царь природы, а ее часть;

- Воспитать стремление сохранить свое здоровье и окружающую среду;

- Объяснить важность природных ресурсов в жизни людей;

- Заложить навыки бережного отношения ко всему живому;

- Привить четкие знания, как вести себя в лесу, около водоемов, в парке;

- Показать красоту природы посредством средств изобразительного искусства.

- Становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых (воспитателей, родителей), их воспитывающих.

                   

                    4. Этапы создания экологической тропы                                                              

1.Обследование территории детского сада.

2. Составление картосхем тропинки разного назначения. Картосхема  для детей  содержит небольшое количество информации  понятной для ребенка. Чем меньше возраст детей, тем понятней должна быть схема.

3. Выбор вместе с детьми «хозяина –тропинки» -сказочного персонажа.

4. Составление паспорта экологической тропы.

5. Изготовление табличек с рисунками и надписями для пунктов маршрута.

6. Составление рекомендаций по использованию объектов для работы с детьми.

7. Оформление тропы и изготовление оборудования для организации занятий, проведений опытов, наблюдений, игр

В дальнейшем экологическую тропу можно будет дополнять новыми объектами, наиболее интересными и привлекательными.

8. Разработка маршрута экологической тропы.

Краткое описание маршрута.

Маршрут экологической тропы представляет собой последовательное движение по часовой стрелки от одного объекта к другому, и наглядно показан нумерацией на картосхеме тропы, приведенной в приложениях.

 Таким образом, экологическая тропа состоит из объектов, Они специально созданы нами на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога.

5.Формы, методы, способы и средства работы на экологической тропе.

Формы и методы работы с детьми

Как же следует организовать деятельность педагогов и детей, чтобы

реализовать ее ведущий мотив - воспитание у дошкольников экологической

культуры и достичь конкретных целей.

- демонстрация воспитателем образца (эталона) взаимодействия человека с

природой, в котором реализуется экологический подход ко всему живому,

гуманное отношение;

- демонстрация способов общения с объектами природы, обеспечивающих

заинтересованное, эмоционально окрашенное, практическое взаимодействие

с ними;

- ненавязчивое обучение детей приемам и операциям по уходу за растениями

и животными, построенное на основе понимания потребностей живого

организма;

- косвенное обучение диалогу, вопросно-ответной речи, умению слушать и

слышать другого человека, реагировать на его слова;

- развитие наблюдательности, формирование понимания причинно-

следственных связей в природе.

Формы и методы работы с детьми, на экологической тропе могут быть разнообразными. Например: проведение комплексных занятий, закрепление материала, знакомство с природными объектами, игры, театрализованные занятию практическая деятельность, исследовательская работа. При организации работы с детьми следует учитывать объекты, которые есть на каждой из точек.

-региональный компонент

-научность и доступность понятий

-экологические минутки;

-экскурсии;

-экологические сказки;

-практическая деятельность в природе;

-эксперименты и опыты;

-развивающие дидактические игры.

-выставки

-наблюдения

-трудовой десант

-экологические досуги, развлечения, праздники.

Развивающая экологическая среда                                                                                                              уголки в группах (экспериментальные, природные, коллекционные);

растительный мир на участке;

учебно-наглядные пособия;

Работа с родителями

ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы, собрания, конференции и т. д.);

организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, лесничего, пожарника).

ознакомление родителей с результатами обучения (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее).

Субботники по облагораживанию территории детского сада.

Формы и методы с педагогами

Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

      Характерными особенностями совместной деятельности являются:

- контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;

- понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;

- наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников;

- возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата.  

-Деловая игра

-Круглый стол

- Тренинги

-Консультации

 -Мини-лекции

-Семинары практикумы

- Практические семинары

               

    6.     Роль и значение  каждой точки экологической тропы.                                        

        

1. Объект «Цветники»    

Информация об объекте:

«Цветник» - это ограниченная территория (клумба),  где выращиваются различные декоративные растения. Как правило, это травянистые цветковые растения. Цветники предназначены для украшения и улучшения вида территории ДОУ.

Объекты для наблюдения: многолетние и однолетние цветущие растения: тюльпаны, ирисы, нарциссы, георгины, бархатцы, петунья и др.

Образовательные задачи:

-Уточнять представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;

- Сравнивать разные цветы по внешнему виду, способам размножения, связь с насекомыми.

 -Формировать умение  понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия.

Развивать умение наблюдать за растениями на цветочной клумбе.

Расширять представления о сезонных изменениях в природе.

Закреплять увиденное в художественно- творческой деятельности.

Формы организации детской деятельности:

-Прогулки по территории детского сада с целью изучения  цветов на цветнике.

-Наблюдения за цветами: биологические особенности, сравнение разных цветов по внешнему виду, способам ухода, способам размножения, связь с насекомыми.

-Проведение исследований о взаимосвязи цветов с окружающей средой.

-Рассматривание иллюстраций цветов.

-Познавательные беседы с детьми о росте и развитии растений, об умении ухаживать за ними.

-Чтение художественной литературы, заучивание стихов,

-Разучивание  песен о цветах.

-Дидактические игры « Найди такой же», «Угадай растение по описанию», «Что изменилось?»,

-Подвижная игра « Чей кружок скорее соберется?», игра « Садовник»

-Инсценирование  сценок о цветах.

-Организация коллективного труда на клумбе: подготовка клумб, посадка новых растений, полив, рыхление, прополка, сбор семян.

-Выставка детского творчества «Поделки из природного материала», коллективная работа  « В мире цветов», создание коллажа « Цветы нашего края».

- Проведение развлечения «Праздник цветов».

2. Объект «Муравейник»

Информация об объекте:

Муравейник – название гнезда муравьев, которое, как правило, заметно своей надземной частью, представляющей собой кучу из кусочков листьев, хвои, веточек и земли ( является надземной частью муравьиного гнезда), которое состоит из сложной системы ходов и миниатюрных сооружений.  Муравьи живут в муравейнике одной большой и дружной семьей. Муравьи уничтожают множество вредных насекомых, поэтому их называют «санитарами леса». Муравьи содержат свои дома в идеальной чистоте.

Объекты  для наблюдения:   муравейник, муравьи.  

Образовательные задачи:

- Углублять знания детей о муравьях, их образе жизни.

-Сформировать представления о роли муравьёв в жизни леса.

-Воспитывать бережное отношение к муравьям.

3. Объект «Смешанный лес»    

Информация об объекте:

« Смешанный лес»- объект экологической тропы, насажденный  различными  породами деревьев и кустарников (сосна, ель, береза, осина, дуб, клен, рябина, малина, боярышник и др.), мхами и лишайниками,  лесными породами ягод ( черника, брусника, земляника, ) цветами ( ландыши, подснежники и др.), грибов, макетами лесных зверей, птиц, насекомых.

Объекты для наблюдения: деревья, кустарники, мхи и лишайники, цветы, ягоды, грибы, макеты лесных зверей и птиц.

Образовательные задачи:

-Расширять и закреплять знания детей о лесе, о растениях и деревьях, растущих  в лесу, о лесных обитателях.

-Формировать элементарные экологические знания о лесе.

-Научить детей устанавливать и понимать причинно-следственные связи в лесном сообществе.

-Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за деревьями и обитателями леса.

-Развивать связную речь,  обогащать словарь детей, зрительное внимание, мышление, воображение, творческие способности.

-Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть прекрасное в природе, наслаждаться красотой леса в любое время года.

-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Знать правила поведения в лесу.

Формы организации детской деятельности:

Экскурсия  в уголок леса в разное время года.

-Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

-Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений.

-Познавательные занятия с детьми.

 Беседы « Лес- наше богатство».

-Просмотр презентаций  «Лес- многоэтажный дом», « Деревья и растения нашего леса», « Грибы», « Обитатели леса»,  « Правила поведения в лесу» и др.

- Чтение художественной литературы  С, Вохринцева « Деревья и листья», мини- энциклопедия в картинках « Деревья»,  Ю. Дмитриев « Кто в лесу живет и что в лесу растет», Ф. Тютчев « Подснежник», стихи о лесе, о природе,  о деревьях, стихи про зверей, пословицы, поговорки, отгадывание загадок,

-Просмотр мультфильмов по мотивам сказки В. Бианки « Путешествие муравья», «Сказка старого дуба», « Дерево желаний».

-Дидактические игры  «С какого дерева листок?», «Когда это бывает?», «У кого листочки, у кого иголки», « Четвертый лишний» и пр.

-Подвижные игры « У медведя во бору», «Зайцы и волк», «Лиса и зайцы» и др. -Драматизация сказок «Теремок», « Капризный медвежонок».

-Слушание музыкальных произведений,  разучивание песен и танцев о  лесе, лесных обитателях, «Лесная песенка» муз. Попатенко, «Лесной марш» муз. Чичкова « Ландыш» муз. Красева, «Подснежник» муз. Чайковского,  «Спят деревья на опушке» муз. Иорданского, «Грибы» муз. Сидельникова, « Танец грибочков» и др.

-Проведение досугов « Путешествие в лесное царство»,  « В гости к Лесовичку» и др.

-Выставка детского творчества « Лес в разные времена года», « Берегите лес от пожара».

4. Объект «Пчелиный домик»

Информация об объекте:

Пчелиные домики  называется ульями.  Ульи размещаются на специально отведенном месте-пасеке. В них пчелы  живут большой семьей и выполняют различные функции: молодые пчелы кормят молодняк, так как у них очень хорошо развито маточное молочко. Более взрослые пчелы занимаются устройством  жилья- у них усиленно работают восковые железы.  В улье  пчелы строят соты, ухаживают за потомством, маткой. Пчелы среднего возраста выполняют роль санитарки, пожилые- вентиляторщицы. И только старые пчелы носят мед.  Для получения ложки меда 200 пчел должны  вовремя собирать нектар в течение дня. Мужская часть семьи-  трутни. Они крупнее и сильнее самок. Никаких работ трутни не выполняют ни в гнезде, ни в поле: они не собирают нектар, не строят соты, не защищают гнездо- у них нет жала и яда, они не могут добывать себе пищу.

Пчела является не только единственным насекомым, но и единственным живым существом, пожалуй, которое полезно абсолютно. Она одна из немногих, живущих не за счёт кого-то или чего-то, а исключительно за счёт нектара и пыльцы, которые растения отдают ей взамен опыления.  Все продукты жизнедеятельности пчелиной семьи, без исключения, имеют пищевую и лечебную ценность. Пчелиный мёд – одно из самых первых лекарств, используемых человеком, а страшный пчелиный яд является эффективным лекарством. Даже после своей смерти пчела приносит людям пользу: из пчелиного подмора (погибших пчёл) делают лекарство.

Ухаживает за пчелами человек- пчеловод.

Образовательные задачи:

-Расширять представления детей о жизни пчел и профессии пчеловода.

-Познакомить со строением  и стадиями развития пчелы.

-Расширять и активизировать словарный запас детей ( улей, рой,  пасека, пчеловод, нектар, соты, опыление, жало, матка, рабочая пчела, трутень).

-Воспитывать интерес к наблюдению за насекомыми.

-Закреплять знание о пчелах в различных видах детской деятельности.

Формы организации детской деятельности:

-Экскурсии в природу.

- Наблюдение за пчелами во время прогулки.

-Познавательные занятия о пчелах.

-Беседы  «Пчелы- наши друзья», «Пасека», «Куда летит пчела?»

-Просмотр презентации « Пчелки- труженицы»

-Чтение художественных произведений – К. Ушинский « Пчелки на разведках» ,Г. Зайцев « Цветы и пчелы», К. Паустовский « Муха и пчела», «Паук и пчела», «Пчелиный доктор», «Пчелы и трутни», М. Пришвин « Цветущие травы», заучивание стихов о пчелах, отгадывание загадок.

-Рассматривание иллюстраций о пчелах.

-Дидактические игры « Правильно-неправильно», « Что лишнее?» и др.

   5. Объект «Огород»

Информация об объекте:                                                                                                       «Огород» на территории детского сада содействует развитию наблюдательности и любознательности у детей, помогает лучше ознакомится с растительным миром. Он способствует расширению представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для их роста и развития. Кроме того, «Огород» развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда.

Объекты для  наблюдения: Овощные культуры.

 Образовательные задачи:

-Расширять и обобщать знания детей о культурных огородных растениях  (помидоре, фасоли, горохе, луке,  морковке, редиске, свекле, картошке, кабачке, укропе, петрушке);

обучать навыкам ухода за ними, формировать представления о значении овощей в жизни  человека.

- Обогащать и развивать активный словарь детей.

- Вызывать у детей познавательную активность  посредством игровой,  трудовой и практической деятельности.

-Закреплять знания об  объекте во всех видах детской деятельности.

Формы организации детской деятельности:

-Экскурсия на огород.

-Наблюдения за биологическими особенностями овощных культур, сравнение разных овощей  по внешнему виду, способам ухода, способам размножения; за связью с насекомыми; наблюдение за трудом взрослых.

-Сенсорное развитие детей.

-Познавательные занятия.

-Беседы с детьми о роли овощей в жизни людей, о роли людей в жизни овощей, о полезных свойствах овощей и пр.

-Чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц  про овощи, отгадывание загадок про овощи.

-Рассматривание иллюстраций овощей.

-Дидактические игры «Что лишнее?», « Что приготовим?».

-Подвижные игры «Кто быстрее соберет овощи» и др.

-Инсценирование песен «Огородная хороводная», «Урожай собирай», « Веселый огород» « Капуста» муз. Львова- Компанейца и др.;

-Музыкальная игра « Здравствуй, Осень!»

-Проигрывание сценки « Спор овощей».

-Драматизация сказки « Репка»

-Проведение досугов « Праздник урожая», « Дары осени»                        

-Трудовая деятельность на огороде: посадка растений, уход за растениями: полив, рыхление земли, прополка сорняков, сбор урожая.

-Оформление выставки «Дары природы».

6. Объект  «Березовая роща»

Информация об объекте:

Специально отведенный участок на территории детского сада, насажденный березами. Большинство видов берѐз - деревья высотой 30-45 м, с обхватом ствола до 120—150 см, некоторые виды — кустарники от крупных до мелких, вплоть до стелющихся, едва приподнимающихся над землѐй. В давние времена, когда еще не было бумаги, умельцы особым образом выделывали верхний слой березовой коры — бересту, чтобы на ней можно было писать. Древесина дерева и сегодня служит для изготовления мебели, листья и почки используются в лекарственных целях, березовый сок не только вкусен, но и полезен, а из гибких тонких веток получаются отличные веники для бани.

Образовательные задачи:

-Расширять представления детей о березе, как символе нашей Родины, о частях березы, ее целебных свойствах.

-Познакомить с народными приметами и обрядами, а так же  художественными произведениями поэтов - С. Есенина, А. Фета,  А. Прокофьева, художников- И. Левитана, Е. Волкова, Ю. Клевера.

-Пополнить словный запас словами: береста, деготь, чечевички и др.

-Развивать эстетический вкус, мелкую моторику, координацию движений.

- Воспитывать бережное отношение к природе, потребность ее охранять.

Формы организации детской деятельности:

-Экскурсии в березовую рощу в разное время года.

-Наблюдение за деревьями в разное время года, сравнение их между собой.

-Познавательные беседы с детьми.

-Проведение исследований: измерение толщины и высоты деревьев, рисование тени дерева.

-Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений

-Просмотр презентаций « Люблю березку русскую!», «Березовая роща».

-Чтение художественной литературы  С. Вохринцева « Деревья и листья», заучивание стихов о березе: С. Есенин « Береза»,  А. Фет « Печальная береза»,  А. Прокофьев  «Люблю березку русскую» отгадывание загадок,  народные приметы о березе и др.

-Слушание и разучивание  песен и хороводов  « Березка» муз. Тиличеевой, « Хоровод у березки», инсценировка  рус. нар. песни « Во поле береза стояла».

7. Объект « Липа» 

Информация об объекте:

Липа- дерево с сердцевидными мелкозубчатыми листьями, душистым цветками и плодами-орешками. Высота до 30 метров. Цветет в мае-июне. Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси люди широко использовали ее в быту. Из мочалистой коры липы изготавливали лыко для плетения лаптей, изготовления рогож, мочалок. Мягкая липовая древесина также находила применение: из нее делали скакалки, ложки, веретена, миски и другую утварь. Липа- растение медогон. В медицине используется кора, листья, цветы  и почки. Липовый мед полезен при простуде.

Объекты для наблюдения: Липа

Образовательные задачи:

- Формировать представление о жизни дерева- липы,  расширять знания об использовании растения человеком: в строительстве, столярном деле, в медицине, кулинарии.

-Обогащать словарь детей  посредством разучивания пословиц и поговорок о липе, о пчелах и т.п.

-Познакомить с образом липы в народной и музыкальной культурах, в изобразительном искусстве, художественной литературе.

-Воспитывать любовь к природе, желание ее охранять.

Формы организации детской деятельности:

-Экскурсии детей к липе в разное время года.

-Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

-Познавательно-исследовательская деятельность.

-Игры и эксперименты с липой (ее листьями, цветами и пр.)

 -Беседы с детьми «Цветы и семена липы», « Какая польза от липы»,  «Семь  факторов о липе».

-Чтение художественной литературы, заучивание пословиц и  стихов про липу «Липа пахнет свежим медом» неиз. авт, А. Фет «Как свежо под липою густой», С. Маршак « Липка» и др..

-Рассматривание иллюстраций, рассматривание поделок из липы.

-Просмотр мультфильма « Золотая липа».

-Дидактические игры «С какого дерева листок?», «Узнай по описанию».

- Сюжетно-ролевая игра « Столярная мастерская».

-Драматизация сказок.

-Выставка детского творчества « Липа».

8. Объект «Зеленая аптека»

Информация об объекте:

«Зеленая аптека»- это специально выделенный участок на территории детского сада, насажденный  некоторыми видами лекарственных растений. Лекарственные растения - обширная группа растений, применяемых в медицинской и ветеринарной практике при различного рода заболеваниях с лечебными или профилактическими целями. Лечебные  свойства лекарственных растений обусловлены наличием в них  определённых химических соединений, называемых действующими веществами: алкалоидов, гликозидов, витаминов, дубильных веществ и др. Обычно используются лишь те части растения, где накапливается максимальное количество действующих веществ. Состав и количество действующих веществ в лекарственных растениях изменяется в течение года, с возрастом растения и в зависимости от условий его местообитания, температуры, освещенности, влажности воздуха, почвенных условий и др.

Применяют лекарственные растения в виде сборов, настоев, отваров, чаёв, порошков и т.д.

Объекты для исследования: лекарственные растения

Образовательные задачи:

-Познакомить детей с лечебными свойствами растений, произрастающих на территории детского сада, уметь их различать и называть.

-Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.

-Обогащать  природоведческий, обществоведческий словарь детей.

-Развивать умение рационально использовать лекарственные растения для здорового образа жизни.

-Научить пользоваться некоторыми растениями в целях оказания первой медицинской помощи;

-Обучать правилам сбора и сушки лекарственных растений.

-Познакомить со словом «гербарий», совместно с детьми изготовить его.

-Прививать любовь и бережное отношение к природе родного края .

Формы организации детской деятельности:

-Экскурсии к объекту.

-Наблюдения за лекарственными растениями.

-Познавательные беседы с детьми.

-Просмотр презентации « Зеленая аптека»

-Чтение литературы о лекарственных растениях « В Бианки « О травах», Р. Кудашев « Песенка долгой жизни», Б. Заходер « Дождик и зернышко», М. Пришвин « Золотой луг»,  заучивание стихов о лекарственных растениях,  пословиц и поговорок.

-Рассматривание иллюстраций, энциклопедии « Лекарственные растения нашего края».                                                                                                                                                      -Дидактические игры  «Можно и нельзя», «Узнай  лекарственное растение»,  « Угадай, кто я», « Приготовь лекарство».

-Изготовление книги  совместно с родителями « Интересное о лекарственных растениях»

- Изготовление гербария «Лекарственные растения детского сада».

 9. Объект «Альпинарий»

Информация об объекте:

Альпинарий – ландшафтная композиция, как правило, высотная, устроенная на естественном или искусственном рельефе в сочетании с подпорными стенками, небольшими водными устройствами. Для альпинария характерен подбор растений горных ландшафтов. Растения альпийской горки неприхотливы, большинство из них в естественных условиях растет на каменистых участках или на песке.  Альпинарий поможет наглядно показать связи между растениями и насекомыми, которые их посещают.

Объекты для наблюдения:

альпийская горка, искусственный водоем.

Образовательные задачи:

- Формировать представления об «альпинарии», как разновидности цветника;

-Дать детям знания о составляющих частях «альпинария» (сочетание объектов живой и неживой природы).

Формы организации детской деятельности:

-Экскурсии  по объекту экологической тропы, рассматривание объектов.

-Наблюдение за объектами живой и неживой природы.

-Исследовательская деятельность.

-Познавательные беседы с детьми.

-Чтение  художественной и познавательной литературы.

-Коллекционирование  камешков для альпийской горки.

-Рассматривание иллюстраций, фотографий альпинариев.

-Слушание и исполнение  песен и танцев « Лягушки», « Про лягушек и комара»  

-Выставка детского творчества – Коллективная работа « Наш альпинарий»

10. Объект «Тропа здоровья»

Информация об объекте:

«Тропа здоровья»- объект на территории детского сада, позволяющий проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме. Она выполнена из естественных материалов в форме небольших отрезков, вымощенных  разнофактурным природным материалом (спилы деревьев, галька, сосновые шишки, песок).

Упражнения с использованием природных материалов помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребёнка.

Образовательные задачи:

- Подводить  детей к пониманию того, что каждый человек должен сам заботиться о своем здоровье, приобщать к здоровому образу жизни.

-Повышать защитные силы организма при воздействии  различных раздражителей на стопу через  самомассаж биологически активных точек.

-Профилактика плоскостопия у детей.

-Укреплять здоровье детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной деятельности, содействовать воспитанию активности, самостоятельности, дисциплинированности.

-Улучшать координацию движений.

-Улучшать функции сердечнососудистой и дыхательной систем.

-Улучшать эмоционально-психическое состояние детей.

Формы организации детской деятельности:

-Экскурсии  по объекту экологической тропы, рассматривание  объекта.

 -Беседы « Наше здоровье в наших руках», « Я здоровье берегу- быть здоровым я смогу!», « Пешком ходить- долго жить!» и др.

-Оздоровительные  занятия с детьми на тропе здоровья.

- Чтение пословиц и поговорок о здоровье, заучивание стихов.

-Проведение спортивных досугов.

11. Объект «Метеостанция» 

Информация об объекте:

«Метеостанция» – площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При наблюдении за природными явлениями ( движением облаков, состоянием растений, поведением животных), при пользовании простыми приборами для определения погоды у ребенка развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщать, – все это необходимо для общего развития ребенка.

Объекты для наблюдений:

-Солнечные часы

-Термометр – прибор для изменения температуры воздуха.

-Дождемер – прибор для измерения количества осадков.

-Флюгер — прибор для определения направления и силы ветра.

-Растения –барометры ( васильки, одуванчики, душистый табак)

Образовательные задачи:

-Развивать умение наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы; --Обучать детей элементарному прогнозированию состояния погоды.

-Познакомить детей с приборами- помощниками: термометром, барометром, снегомером, дождемером, с профессией метеоролога.

- Формировать простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра.

-Обеспечивать условия для проведения детьми исследований.

-Обогащать словарь детей новыми словами, развивать связную речь.

-Воспитывать интерес к природным явлениям.

Формы организации детской деятельности:

Экскурсии на метеостанцию.

         

7. Требования ФГОС к реализации образовательной области «Познавательное развитие».

Нормативно-правовые документы, которые должны учитывать при работе с детьми по экологическому воспитанию:

-Закон Российской Федерации «Об образовании»

-Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды»

-ФГОС ДО

-Экологическое воспитание должны реализовывать в образовательной области «Познавательное развитие».                                                                                         -ФГОС ДО регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации (ДОО) и позволяет по иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.

2.«Требования ФГОС образования нового поколения к экологическому воспитанию дошкольников в системе планирования образовательной деятельности»

Одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» – это формирование духовно-нравственной личности. Духовно-нравственное воспитание детей многогранна по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.

Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:

1. формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

2. развитие познавательного интереса к миру природы;

формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

3. воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

4. формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

5. формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

6. освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

7. формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

8. формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

                                                 

                                                     

                                           8.   Заключение

     Создание  экологических троп способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые  дети  получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на  занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знания из разных предметов в комплексе, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

    На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс.

Дошкольники усваивают здесь не только научные знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав — важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

     Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у дошкольника трудолюбие и уважение к труду. Дети не только расширяют свои  знания, но постигают отношения человека с окружающей средой в  процессе труда и отдыха.   Создание учебных экологических троп помогает гуманизировать образование.

     Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени — оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе. Экологическая тропа — это перспективная учебная территория, где дети выступают в роли учителей, пропагандистов, тружеников, где формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.

                                                 

                                        9.    Литература, используемая в работе:

Л. Н. Калмыкова «Картотека тематических игр» -М. Просвещение, 2011г.

Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников»: Учебное пособие. – М. Просвещение, 2010г.

Римашевская Л.С. «Теории и технологии экологического воспитания»-Москва центр педагогического образования,  2012г.

Федотова А.М. «Познаем  окружающий мир играя» - Москва ТЦ Сфера, 2013г.

Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (М.: Мозаика-Синтез, 2014г.) .

Голицына Н. С. «Экологическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 20013г

Соломенникова О. А. «Ознакомление с природой в детском саду. Методическое пособие,  М. Просвещение, 2010г.

Зенина Т. Н. «Циклы наблюдений за объектами природы». Старший дошкольный возраст. Учебно- методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2009.- 96с.

Интернет ресурсы:

http://2015.vospitately.ru/-

https://www.maam.ru/- 

http://www.eduportal44.ru/-

                                                                                                                                                           

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста. "Прогулка в зимний лес".

Представлен конспект непрерывной образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста....

Методическая разработка по патриотическому воспитанию "Дружная семейка". Старший дошкольный возраст.

Нравственно - патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.    Нравственно-патриотическое развитие дошкольников ф...

Методическая разработка по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Этих дней не смолкнет слава» «Письмо с фронта» авторский сценарий выступления патриотической агитбригады для детей старшего дошкольного возраста

Данная методическая разработка направлена на раскрытие творческих способностей дошкольников средствами музыкальной, театрализованной деятельности, развитие духовно-нравственного начала у подрастающего...