статья «Роль игрового общения в жизни детей дошкольного возраста»
статья на тему
Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.zip | 16.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дом творчества «Вектор»
статья
«Роль игрового общения в жизни
детей дошкольного возраста»
подготовила
Педагог дополнительного образования
Летенко Анастасия Юрьевна
г. Новокузнецк
2016
Роль игрового общения в жизни детей дошкольного возраста
Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность.
Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка, на протяжении которого ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что пока ему еще недоступно, кроме того, он стремится к самостоятельности. «Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых»
На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Один из видов игры этого периода - образно-ролевая игра. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для развертывания такой игры - яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им».
Образно-ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры, которая ярко проявляется с середины дошкольного периода. Игровое действие имеет символический характер. Играя, ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом - другой. Не имея возможности обращаться с реальными предметами, ребенок учится моделировать ситуации с предметами-заместителями. Игровые заместители предметов могут иметь очень небольшое сходство с реальными предметами. Ребенок может использовать палочку в качестве подзорной трубы, а затем, по ходу сюжета, в качестве шпаги. В ролевой игре знак входит в жизнь ребенка и становится средством организации его деятельности, так же, как и в жизни взрослого человека.
В каждой игре имеются свои игровые средства: участвующие в ней дети, куклы, игрушки и предметы. Их подбор и сочетание различны для младших и старших дошкольников. В младшем дошкольном возрасте игра может состоять из однообразных повторяющихся действий, иногда напоминающих манипуляции с предметами, а состав участников игры может быть ограничен одним - двумя детьми. Например, трехлетний ребенок может «готовить обед» и пригласить на обед «гостью» или «готовить обед» для своей дочки-куклы. Игровые условия детей старшего дошкольного возраста могут включать большое количество участников игры. Каждый участник может иметь несколько дополнительных предметов и игрушек для более полного раскрытия своего образа. В ходе игры иногда складывается сложная схема перехода игрушек и предметов от одного участника к другому, в зависимости от развития игрового сюжета.
Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность дошкольного возраста. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры. Игра не кончается в дошкольном возрасте, и ростки так называемой игры с правилами появляются впоследствии в сюжетно-ролевой игре.
Что касается взаимосвязи игры и общения в периоде дошкольного развития ребенка, то именно дошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда прежние рамки жизни ребенка – рамки семьи, раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребенок, находясь в кругу семьи, получал необходимые условия для своего развития, то в дошкольном возрасте расширяется круг его интересов. Преодолев кризис 3-х лет ребенок стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра - самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Ролевая игра, или как ее еще называют творческая игра, проявляющаяся в дошкольном возрасте - это деятельность детей, в которой они берут на себя «взрослые» роли и в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.
Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.
Игра у детей начинается с договора. Дети договариваются о начале игровой деятельности, выбирают сюжет, распределяют между собой роли и выстраивают свои действия и поведение в соответствии с выбранной ролью. Взяв на себя роль, ребенок начинает принимать и понимать ролевые права и обязанности. Так, например, врач, если он лечит больного, должен быть уважаемым человеком, он может потребовать от больного раздеться, показать язык, измерить температуру, то есть потребовать, чтобы пациент выполнял его указания.
В ролевой игре дети отражают свой окружающий мир и его многообразие, они могут воспроизводить сцены из семейной жизни, из взаимоотношений взрослых, трудовой деятельности и так далее. По мере взросления ребенка, усложняются и сюжеты их ролевых игр. Так, например, игра в «дочки-матери» в 3-4 года может продолжаться 10-15 минут, а в 5-6 лет - 50-60 минут. Старшие дошкольники способны играть в одну и ту же игру несколько часов подряд, то есть наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается и длительность игры .
Игровой сюжет, так же как и игровая роль, чаще всего не планируются ребенком младшего дошкольного возраста, а возникают в зависимости от ситуации, от того, какой предмет или игрушка попали в данный момент ему в руки (например, посуда, - значит, будет играть в дом). Ссоры у детей этого возраста возникают из-за обладания предметом, с которым один из них захотел поиграть.
Ролевая игра у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из взятой на себя роли. Дети планируют свое поведение, раскрывая образ выбранной ими роли. Ссоры детей старшего дошкольного возраста, как правило, возникают из-за неправильного ролевого поведения в игровой ситуации и заканчиваются либо прекращением игры, либо изгнанием «неправильного» игрока из игровой ситуации.
В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.
Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.
Именно в игре дети учатся общению друг с другом, умению подчинять свои интересы интересам других. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением, подчинения правилам складывается именно в сюжетно-ролевой игре, а затем проявляется и в других видах деятельности (например, в учебной). В развитой ролевой игре с ее сложными сюжетами и ролями, которые создают широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение. Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребенка. Игра создает реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.
Список литературы
1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст]. - М., «Просвещение», 1980. - 56 с.
2. Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст]. – М.: Форум, 2012. – 144 с.
3. Берн, Э. Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений) [Текст].- М.: Педагогика, 1992. – 237 с.
4. Добрович, А.Б. Воспитатель о психологии и психогигиене общения [Текст].- М., «Просвещение», 1987. - 205 с.
5. Дошкольная педагогика [Текст] / под. ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой, Б.С. – М.: Просвещение, 1988 - 270 с.
6. Зверева, О. Сюжетно – ролевая игра [Текст] // Игры и дети.-2003.-№6. - С. 3-8.
6. Мухина, В. С. Психология детства и отрочества [Текст]. - Москва : Ин-т
7. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст].- М.: Педагогика, 1978.- 158 с.
http://kommunikativnykh-sposobnostey-u-detey-doshkolnogo-vozrasta.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль игрового общения в жизни детей дошкольного возраста
ИгСюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность дошкольного возраста. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для п...
Роль игрового общения в жизни детей дошкольного возраста
Формирование личностных качеств ребенка в игровой деятельности, осуществление двух видов взаимоотношений - игровые и реальные....
Статья - роль нетрадиционных техник рисования в развитии детей дошкольного возраста
В нетрадиционных техниках нет единого и главного образца, каждая работа будет уникальна, что способствует развитию творчества, воображения, самостоятельности, инициативы и позволит проявить индивидуал...
Инновации в образовательном пространстве: Опыт, проблемы, перспективы Статья:"Роль проектной в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста"
Инновации в образовательном пространстве:ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ,ПЕРПЕКТИВЫ. Статья: "Роль проектной в развитии позновательной активности детей дошкольного возраста" (ссылка)...
Статья на тему:ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, РОЛЬ ИГРОВОГО ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легчи обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность....
Статья Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста.
Статья о значении дидактических игр в развитии речи ребенка, начиная с раннего возраста и необходимости участия родителей в совместных играх детей....
Статья " Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста"
Цели и задачи :Побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности. Развивать воображение, умение самостоятельно проигрывать сначала в уме, а затем в действии цепочку зад...