Роль игры в в жизни детей дошкольного возраста
консультация (старшая группа)

Хрипушина Наталья Владимировна

Консультация для родителей дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_zhizni_detey_doshkolnogo_vozrasta.statya.docx17.36 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в жизни детей дошкольного возраста

воспитатель МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №24», Хрипушина Наталья Владимировна, г. Воронеж

        Аннотация: Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре-важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств. В игре реализуются потребность воздействия на мир.

Игра-основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх.

Дети очень любят, когда взрослые играют вместе с ними. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие.

Необходимо позаботиться об игрушках. Для детей в первую очередь нужны куклы, мебель, посуда, мягкие игрушки, машины, строительные наборы, конструкторы. Самые интересные игрушки у детей-самоделки. Особенно ценны они тогда, когда ребята сами вместе со взрослыми включаются в процесс изготовления самодельных игрушек.

Важно выработать у ребенка привычку беречь игрушку, аккуратно их складывать, убирая после игры. Научить делиться игрушками, дарить игрушки.

Народная дидактическая игрушка-игрушка, в которой отображена народная мудрость, желание порадовать, позабавить детей и вместе с тем чему-то научить.

Особенно важно то, что в жизненном предметном содержании народной дидактической игрушки ясно и отчетливо выведен познавательный элемент, который вместе с тем забавляет и радует ребенка. Этим игрушка отличается от пособия, в котором познавательное содержание составляет основу и не допускает забавы, игры.

Игра-постоянная и неизменная спутница детства. Каждый взрослый, будь-то воспитатель или родитель, должен знать игры, владеть методикой их проведения, уметь подбирать их в соответствии с возрастом дошколят для достижения педагогических целей.

Игра для детей-важное средство самовыражения, проба сил. В играх воспитатель может лучше узнать своих воспитанников, их характер, привычки, организаторские способности, творческие возможности. Игры сближают воспитателя с детьми, помогают устанавливают с ними более тесный контакт.

Дети в игре чувствуют себя самостоятельными-по своему желанию общаются со сверстниками. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространства, знакомятся с растениями, животными и т.д.

В игре у ребенка раскрываются такие его возможности, которые еще не реализуются в обыденной жизни. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях.

Игра формирует и познавательные способности, и речь, и произвольность поведения.

Игра бурно развивает воображение ребенка: из стульев он сооружает поезд, из кубиков гараж. Ребенок постоянно импровизирует в игре.

Дети, наблюдая за взрослыми, стремятся подражать им во всем. Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми играми. Они присущи ребенку после 3-4 лет.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Основной путь воспитания в игре-влияние на ее содержание, т.е. на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию игровых образов.

Наблюдая поведение ребенка в игре, можно судить о взаимоотношениях взрослых в семье, об их общении с детьми. Эти игры помогли воспитывать у детей уважение к родителям, к старшим, желание заботиться о малышах. Подражая домашней работе взрослых, дети усваивают некоторые навыки хозяйственного труда: вытирают пыль с кукольной мебели, подметают пол в своем «доме», стирают кукольное белье.

Жизнь в детском саду также дает богатый материал для игровой деятельности. Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда разных профессий. Во всех детских садах ребята летают на самолетах. Повсюду в нашей стране идет строительство, и дети строят дома, новые города. Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Я перед собой ставлю задачу помочь детям организовать эти игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями.

Чтобы решить вопрос о методах влияния на игровую деятельность детей, необходимо понять, чем они руководствуются во время выбора игры, почему подражают именно данному герою, изображают данное событие.

Многочисленные наблюдения показывают, что выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.

Моя задача-помочь ребенку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры.

Сильное влияние на игру оказывают зрелища, особенно телевидение, которое прочно вошло в быт каждой семьи. Телепередачи дают интересный материал для игр.

Полноценного развития игра детей достигает лишь, когда воспитатель систематически и целенаправленно формирует эту деятельность, отрабатывая все ее основные компоненты. Так, при сюжетно-ролевой игре он выделяет для ребят на фоне целостного сюжета содержания и способов ролевого взаимодействия; в дидактических играх помогает им выделить и осознать правила, определить последовательность действий и конечный результат, во время организации и проведения подвижных игр знакомит с содержанием правил и требований к игровым действиям, раскрывает смысл игровой символики и функции игровых атрибутов, помогает оценивать достижения сверстников. Наряду с этим воспитатель руководит и самостоятельными играми детей, осторожно направляя их в нужное русло с помощью организации игрового пространства и специального подготовленного этапа игры.

Важно лишь помнить, что дети-личности со своими предпочтениями, они обязательно найдут свой путь, а мы, взрослые, можем и должны помочь маленькому человеку адаптироваться в этом мире.

                          Список использованной литературы

1. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика. Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А.Куликова. - М.: Academia, 2006. - 416 с.

2. Короткова, Н.А. Сюжетная игра с детьми раннего возраста / Н.А.Короткова // Ребенок в детском саду. - 2006. - №6. - С.83.

3. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя / Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игрового общения в жизни детей дошкольного возраста

ИгСюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность дошкольного возраста. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для п...

Роль игрового общения в жизни детей дошкольного возраста

Формирование личностных качеств ребенка в игровой деятельности, осуществление двух видов взаимоотношений - игровые и реальные....

статья «Роль игрового общения в жизни детей дошкольного возраста»

Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность....

Статья на тему:ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, РОЛЬ ИГРОВОГО ОБЩЕНИЯ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Игровое общение очень важно для ребенка, посредством игрового общения дети легчи обучаются, игра раскрепощает ребенка, раскрывает его как самостоятельную личность....

Роль подвижных игр в жизни детей дошкольного возраста.

       В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное и правильно организованно...

Консультация на тему «Роль подвижных игр в жизни детей дошкольного возраста»

Консультация на тему «Роль подвижных игр в жизни детей дошкольного возраста»...