ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
консультация по теме
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
"Секреты успешной работы с родителями "
Цель:
• повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
-Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями.
-Познакомить с правилами конструктивного общения с родителями, выяснить проблемы в общении и пути их преодоления.
1. Знакомство участников друг с другом, создание в группе позитивной атмосферы.
Педагог-психолог. Я очень рада всех вас всех ещё раз поприветствовать, и надеюсь, что мы отлично продолжим наше общение, так как сегодня мы будем тренировать наши коммуникативные умения во взаимодействии с родителями.
Для начала нашей совместной работы предлагаю поближе познакомиться.
Упражнение «Сердечки»
Участники семинара-практикума сидят в общем кругу. Педагог-психолог передает по кругу коробочку с сердечками со словами: «Возьмите, пожалуйста, себе немного сердечек». После того как все участники взяли сердечки, просит каждого представиться и сообщить о себе столько фактов, сколько сердечек он взял.
2. Знакомство с темой семинара-практикума
Мини-лекция
Педагог-психолог. Нормативные документы дошкольного образования нацеливают нас на работу с родителями «на основе сотрудничества, вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность» (ФГОС, п. 3.2.1). Важно, чтобы педагог не только владел внедряемыми технологиями и ориентировался в новой организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с ФГОС, но и был открыт к общению.
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема построения конструктивных взаимоотношений с родителями воспитанников.
Как вы думаете, почему одним педагогам удаётся наладить с родителями контакт так, что те по первому зову готовы, что называется, горы свернуть, а другие, как ни бьются, — не могут дозваться родителей ни на одно мероприятие?
Ответы участников семинара.
Педагог-психолог. Даже при очень хорошем воспитателе и замечательном устройстве детского сада множество причин порождают сложные отношения.
Посмотрите на шарики в нашей корзинке. Это трудности, с которыми сталкивается воспитатель в общении с родителями. Сейчас мы раздадим их вам. (Раздает мягкие шарики по кругу). Я раздаю вам:
- непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства и его значения;
- неоправданно позитивные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение возникает тогда, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, думают о том, что детский сад всему научит, а родителям ничего не нужно будет делать. Если эти ожидания оказываются напрасными, возникает огромное напряжение между родителями и педагогами. На самом деле детский сад способен многое сделать для развития детей, но у него есть свои специфические задачи и он никогда не сможет полностью заменить родителей и воспитательное воздействие семьи;
- неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Если личный детсадовский опыт родителя был неудачным или сам родитель не посещал детского сада, но слышал множество разговоров о том, что это очень плохо, возникает неоправданно негативное отношение. Такой заранее подготовленный отрицательный настрой обязательно передается ребенку и не лучшим образом влияет и на него, и на отношения между воспитателем и родителем;
- излишняя озабоченность родителей о его ребенке только нервирует малыша, настраивает его против детского сада.
Кроме того:
- воспитатель порой становится для родителей символом власти, неким контролером, который оценивает их действия, поучает их. Когда воспитатель оценивает ребенка, дает какие-то рекомендации, родитель очень часто ошибочно считает, что оценивают его самого, его состоятельность как человека и родителя;
- непонимание педагогами своей роли в отношениях с родителями, неуверенность и неспособность вести диалог, а порой и полное отсутствие навыков общения.
Удобно ли вам держать столько шариков? Что вам хочется сделать?
Давайте вместе подумаем, при каких условиях мы можем решить эту проблему?
В связи с этим актуальны и просто необходимы мероприятия с педагогами, направленные на восполнение знаний и отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями.
3. Психологический практикум.
Педагог-психолог. Все родители разные, это взрослые люди и к каждому нужно найти определенный подход.
Для того чтобы понимать другого человека, необходимо хорошо знать самого себя. Я предлагаю сейчас проверить вам свои установки на общение с родителями: из каждой пары приведенных утверждений выделите одно, которое применимо в вашем понимании этого слова.
Раздаточный материал
1. А) Я должна как можно чаще предоставлять родителям самим принимать решения.
Б) Мне нужно настоять на своей позиции или мнении.
2. А) Меня должны уважать.
Б) Я должен завоевать уважение.
3. А) Я должен быть в центре внимания.
Б) Необходимо держаться в тени, но знать, что работа идет.
4. А) Я считаю, что кредит доверия должен накапливаться.
Б) Я всегда авансирую доверие родителям.
Оценка результатов: правильные ответы: 1Б, 2Б, ЗБ, 4Б.
Если правильны не все ваши ответы, есть опасность превратиться в авторитарного, всезнающего эксперта. Не от того ли, что зачастую родители и воспитатели просто не умеют прислушаться друг к другу и встают по разные стороны баррикад?
4. Обучение педагогов навыкам гибкого и доброжелательного отношения в общении с родителями.
Педагог-психолог. Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд!
Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «правило трёх плюсов»: приветствие, имя, улыбка.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка! Она вроде бы ничего не стоит, но много дает.
Имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя и отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрасьте!», а: здравствуйте, Кафия Ахметханифовна!»
Во время конфликтов, желая снять остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом своё имя.
В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого, поэтому самым лучшим комплиментом для родителей служат добрые слова об их ребенке. Кроме того, умение педагогов отметить хорошее качество в каждом ребенке свидетельствует о его компетентности в глазах родителей.
Слова, составляют всего лишь 1/6 часть общего объема общения. Немаловажным моментом является невербальное общение: позы, движения, мимика, тон голоса, интонации, ритм, тембр голоса – 5/6 часть. Роль невербального общения огромна и умение его контролировать – один из факторов эффективного общения. Важное значение в технике общения имеет умение педагога владеть невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, пантомимика, оттенки голоса, темп речи, паузы, контакт глаз, прикосновения). Осознанию значимости невербальной манеры общения, развитию мимической и пантомимической выразительности, умению адекватно выражать себя и “прочитывать” эмоциональную реакцию партнера по общению способствуют созданию условий для эффективного общения.
Раздаточный материал «Что такое активное слушание», мини-лекция «Важный средства общения».
Сейчас мы с вами попробуем одно из упражнений на умение интонировать.
Упражнение на умение интонировать
Произнести следующие фразы (“Мне не безразличны успехи вашего ребенка” с оттенками иронии, упрека, вызова, безразличия, требовательности, доброжелательности. По ходу произношения воспитатели могут сообщить, какой тон поможет им достичь цели.
Упражнение “Диалог с ролями”
Цель: отследить взаимосвязь роли (добровольной или вынужденной) и успешности общения.
Выбираются пять человек, желающих отработать умение договариваться. Им на голову надеваются ободки с их ролью, которую они не видят. Цель участников: договориться о чем-нибудь не выходя из рамок роли каждого участника. Наблюдатели фиксируют вербальные и невербальные реакции игроков и соответствие их ролей.
5. Обучение педагогов практическим приемам и упражнениям по преодолению барьеров в общении с «трудными» родителями
Педагог-психолог. Общение — это деятельность и, как любая деятельность, поддается анализу, который проходит свернуто — в диалоге с самим с собой. Что я чувствую? Меня понимают или не понимают? Часто именно это является основой всех наших споров и непонимания. Как этого избежать? Конечно, нужно научиться слышать (а не слушать) друг друга. Умение слышать собеседника требуется любому человеку, желающему быть успешным в сфере общения.
Раздаточный материал: мини - лекция: «Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями»
Упражнение «Испорченный телефон»
Участники выходят за дверь и по приглашению ведущего входят в комнату по одному. Каждому входящему дается инструкция: «Представьте себе, что вы получили письмо, информацию к размышлению, телефонограмму, содержание которой должны передать следующему участнику группы. Текст вам сейчас зачитают, его можно не передавать дословно, главное — как можно точнее выразить содержание». Затем зачитывается текст первому участнику группы, который должен передавать его следующему вошедшему тот — следующему и т. д.
Текст. «Дорогой Джо! Мы живем здесь вот уже две недели, погода в общем хорошая. Морской воздух действует неплохо, но печень моя пошаливает, и я с удовольствием вернусь в Лондон. О Джун ничего хорошего сказать не могу, здоровье и состояние духа у нее скверные, и я не знаю, чем все это кончится». Обсуждение упражнения
Почему последний участник получил текст с искажением?
Какую игру это напоминает? («Испорченный телефон»).
Что помешало правильно передать информацию? Что помогло?
Динамичность упражнения, его отчетливые «прозрачные» результаты обладают большим мотивирующим эффектом, увеличивают включение участников в групповой процесс.
6. Подведение итогов семинара-практикума. Обратная связь
Раздаточный материал «Методы саморегуляции эмоциональных состояний».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Преемственность ДОУ и школы.Принципы взаимодействия педагогов и родителей дошкольников.
доклад на гмо...
Взаимодействие логопеда с родителями в коррекционно-образовательном процессе.
Одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности является работа с родителями, потому что первостепенное влияние на речевое и познавательное развитие оказывает семья (родители...
Статья "К вопросу о взаимодействии педагога и родителей дошкольников с нарушением слуха"
В статье раскрываются проблемы взаимодействия со стороны родителей детей с нарушением слуха и со стороны специалистов, работающих с этими детьми. В статье обозначены основные направления и ...
Механизм построения дистанционного взаимодействия педагогов с родителями дошкольников в реализации проектной деятельности
Статья описывает актуальность проблемы построения дистанционного взаимодействия педагогов с родителями дошкольников в реализации проектной деятельности...
«Взаимодействие педагогов и родителей в воспитательно – образовательном процессе».
laquo;Современные формы взаимодействия педагогов и родителей в воспитательно – образовательном процессе»...
Взаимодействие педагога-психолога с воспитателями в образовательном процессе
Педагог-психолог — это специалист, реализовывающий комплексную психологическую работу с детьми обучающую, развивающую и коррекционную. Такая возможность существует благодаря многим условиям и од...
вебинар "Применение эффективных техник взаимодействия педагогов с родителями в современном образовательном пространстве в соответствии с ФГОС ДО"
вебинар "Применение эффективных техник взаимодействия педагогов с родителями в современном образовательном пространстве в соответствии с ФГОС ДО"...