Преемственность ДОУ и школы.Принципы взаимодействия педагогов и родителей дошкольников.
статья (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Когда ребенок переходит из детского сада в школу-он попадает не просто в иную образовательную среду, но и в другое культурное пространство, другую социальную ситуацию развития.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическим коллективом сада, школы и родителями воспитанников.
Успешность адаптации в школе во многом зависит от сформированности у детей познавательного интереса. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Развитие познавательного интереса в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенок в детском саду учится размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы.
Введение и принятие ФГОС дошкольного образования является важным этапом преемственности дошкольных учреждений и школы. Это повышает качество образования во всей системе, ведь школа и сад – это смежные звенья в образовании.
Цели у педагогов и родителей здесь должны совпадать:
-необходимо создать преемственность при переходе из детского сада в школу;
- систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников;
-создать благоприятные условия в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка;
Задачи можно выделить в отдельный пункт:
-укрепление и сохранение здоровья дошкольника, готовящегося к обучению в школе;
-всестороннее развитие детей, помогающее успешно овладеть школьной программой;
--создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка;
Ребенок должен быть готов к восприятию нового образа жизни, нового режима, что даст ему возможность легче овладеть широкой познавательной программой.
К сожалению, не всегда родители и педагоги идут общим путем, чтобы помочь дошкольнику в этот сложный период. Многие педагоги , да и большинство родителей до сих пор убеждены , что ребенок должен до школы получить некоторые знания школьного уровня. Например, существует распространенное мнение, что для успешной учебы в школе ребенок уже должен уметь читать, считать и даже писать… Серьезной проблемой является игнорирование возрастных психических особенностей детей. Недопустимо при работе с дошкольниками, например, излишне увлекаться школьными технологиями: фронтальные занятия, вербальные методы обучения… Этим осуществляется искусственная акселерация развития ребенка. А интенсивность образовательного процесса в начальной школе, преждевременное формирование ряда учебных навыков ( курсивное письмо, беглое чтение…) не только не способствуют развитию, но и тормозят его. Многолетние наблюдения и мониторинг показал, что развитие у дошкольников этих умений – не залог дальнейшего успешного обучения. Посещение бесчисленного количества занятий по обучению чтению, счету и письму в ущерб детской игре не есть правильный путь. На консультациях, родительских собраниях, через информацию на стендах , на встречах с учителями начальных классов родителей необходимо познакомить с личностными характеристиками дошкольника, помогающими успешно преодолеть адаптацию:
-ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;
-ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
-ребенок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством…
-ребенок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может следовать социальным нормам;
-ребенок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений , опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности.
Если родители и педагоги будут одинаково понимать свои задачи и взаимодействовать в этом направлении, то к концу дошкольного периода у ребенка сформируются предпосылки учебной деятельности.
При успешном развитии вышеперечисленных качеств в детском саду, адаптация к школьной среде пройдет успешнее и ребенок легче вольется в учебную деятельность.
Непрерывность обучения может проявляться в разных формах и методах. Можно перечислить некоторые из них. При работе педагогов ДОУ с детьми :
-экскурсии в школу
-посещение школьного музея
-посещение дошкольниками адаптационного курса занятий при школе
-совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников
-совместные выставки рисунков и поделок
Совместная работа педагогов:
-совместные педагогические советы (ДОУ и школа)
-семинары, мастер-классы
-круглые столы педагогов ДОУ и школы
-открытые показы занятий ДОУ и открытых уроков в школе
-педагогические и психологические наблюдения
Работа с родителями:
-совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и школы
-консультации с педагогами, встречи с будущими учителями
-дни открытых дверей
-анкетирование, тестирование родителей
-образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей
-заседание родительских клубов и др…
В результате можно ожидать:
-обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения в школе;
-снижение количества первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению;
-общая положительная динамика психического и физического здоровья детей;
-мотивационная готовность детей к школе;
-разработка системы преемственности ЛОУ и школы.
-
Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие ребенка требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что поможет выстроить непрерывность образовательного процесса. Проблема преемственности может быть успешно решена только при тесном взаимодействии детского сада и школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Тема: «Организация взаимодействия педагогов с родителями старших дошкольников с ОНР»
В работах А.В. Запорожца, М.И. Лисиной и многих других указывается на тот факт, что общения ребенка со взрослым является основой его психического развития. Еще Л.С. Выготский говорил о том, что наибол...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
взаимодействие педагогов и родителей в ДОО...
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников».
В данной публикации опубликованы рекомендации для педагогов по взаимодействию с родителями на тему финансовой грамотности...
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания финансовой грамотности дошкольников»
Консультация для педагогов«Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания финансовой грамотности дошкольников»...
Статья "К вопросу о взаимодействии педагога и родителей дошкольников с нарушением слуха"
В статье раскрываются проблемы взаимодействия со стороны родителей детей с нарушением слуха и со стороны специалистов, работающих с этими детьми. В статье обозначены основные направления и ...
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей с целью сохранения физического здоровья детей и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»
Сохранение здоровья ребенка – одна из самых актуальных задач обучения и воспитания.О неутешительных прогнозах свидетельствует неблагоприятная экологическая обстановка, неправильно...
Механизм построения дистанционного взаимодействия педагогов с родителями дошкольников в реализации проектной деятельности
Статья описывает актуальность проблемы построения дистанционного взаимодействия педагогов с родителями дошкольников в реализации проектной деятельности...