Преемственность ДОУ и школы.Принципы взаимодействия педагогов и родителей дошкольников.
статья (подготовительная группа) на тему

Антоненко Евгения Владимировна

доклад на гмо

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Когда ребенок переходит из детского сада в школу-он попадает не просто в иную образовательную среду,  но и в другое культурное пространство,  другую социальную ситуацию развития.

     Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного  и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическим коллективом сада, школы и родителями воспитанников.

        Успешность адаптации в школе во многом зависит от сформированности у детей познавательного интереса. Наличие знаний само по себе не определяет  успешность обучения.  Развитие познавательного интереса в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенок в детском саду учится размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы.

Введение и принятие ФГОС  дошкольного образования является важным этапом преемственности дошкольных учреждений и школы. Это повышает качество образования во всей системе, ведь школа и сад – это смежные звенья  в образовании.

Цели у педагогов и родителей здесь должны совпадать:

-необходимо создать преемственность при  переходе из детского сада в школу;

- систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников;

-создать благоприятные условия в детском саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка;

Задачи можно выделить в отдельный пункт:

-укрепление и сохранение здоровья дошкольника, готовящегося к обучению в школе;

-всестороннее развитие детей, помогающее успешно овладеть школьной программой;

--создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка;

   Ребенок должен быть готов к восприятию нового образа жизни, нового режима, что даст ему возможность легче овладеть широкой познавательной программой.

    К сожалению, не всегда родители и педагоги идут общим путем, чтобы помочь дошкольнику в этот сложный период. Многие педагоги , да и большинство родителей до сих пор убеждены , что ребенок должен до школы получить некоторые знания школьного уровня. Например, существует распространенное мнение, что для успешной учебы в школе ребенок уже должен уметь читать, считать и даже писать… Серьезной проблемой является игнорирование возрастных психических особенностей детей. Недопустимо при работе с дошкольниками, например, излишне увлекаться школьными технологиями: фронтальные занятия, вербальные методы обучения… Этим осуществляется искусственная акселерация развития ребенка. А интенсивность образовательного процесса в начальной школе, преждевременное формирование ряда учебных навыков ( курсивное письмо, беглое чтение…) не только не способствуют развитию, но и тормозят его. Многолетние наблюдения и мониторинг показал, что развитие у дошкольников этих умений – не залог  дальнейшего успешного  обучения.  Посещение бесчисленного количества занятий по обучению чтению, счету и письму в ущерб  детской игре не есть правильный путь.  На консультациях, родительских собраниях, через информацию на стендах , на встречах с учителями начальных классов родителей необходимо познакомить с личностными характеристиками дошкольника, помогающими успешно преодолеть адаптацию:

-ребенок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности;

-ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим, обладает чувством собственного достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

-ребенок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством…

-ребенок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может следовать социальным нормам;

-ребенок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений , опираясь на свои знания и умения в различных сферах деятельности.

    Если родители и педагоги будут одинаково понимать свои задачи  и взаимодействовать в этом направлении, то к концу дошкольного периода у ребенка сформируются предпосылки учебной деятельности.

   При успешном развитии вышеперечисленных качеств   в детском саду,  адаптация к школьной среде пройдет успешнее и ребенок легче вольется в учебную деятельность.

Непрерывность обучения может проявляться в разных формах и методах. Можно перечислить некоторые из них. При работе педагогов ДОУ с детьми :

-экскурсии в школу

-посещение школьного музея

-посещение дошкольниками адаптационного курса занятий при школе

-совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников

-совместные выставки рисунков и поделок

Совместная работа педагогов:

-совместные педагогические советы (ДОУ и школа)

-семинары, мастер-классы

-круглые столы педагогов ДОУ  и школы

-открытые показы занятий ДОУ и открытых уроков в школе

-педагогические и психологические наблюдения

Работа с родителями:

-совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и школы

-консультации с педагогами, встречи с будущими учителями

-дни открытых дверей

-анкетирование, тестирование родителей

-образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей

-заседание родительских клубов и др…

В результате можно ожидать:

-обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения в школе;

-снижение количества первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению;

-общая положительная динамика психического и физического здоровья детей;

-мотивационная готовность детей к школе;

-разработка системы преемственности ЛОУ и школы.

-

Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие ребенка требуют  нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что поможет выстроить непрерывность образовательного процесса. Проблема преемственности может быть успешно решена только при тесном взаимодействии детского сада и школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Тема: «Организация взаимодействия педагогов с родителями старших дошкольников с ОНР»

В работах А.В. Запорожца, М.И. Лисиной и многих других указывается на тот факт, что общения ребенка со взрослым является основой его психического развития. Еще Л.С. Выготский говорил о том, что наибол...

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников».

В данной публикации опубликованы рекомендации для педагогов по взаимодействию с родителями на тему финансовой грамотности...

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания финансовой грамотности дошкольников»

Консультация для педагогов«Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания финансовой грамотности дошкольников»...

Статья "К вопросу о взаимодействии педагога и родителей дошкольников с нарушением слуха"

В статье раскрываются проблемы взаимодействия со стороны родителей детей с нарушением слуха и со стороны специалистов, работающих с этими детьми. В статье обозначены  основные направления и ...

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей с целью сохранения физического здоровья детей и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»

Сохранение здоровья ребенка – одна из самых актуальных задач обучения и воспитания.О неутешительных прогнозах свидетельствует неблагоприятная экологическая обстановка, неправильно...

Механизм построения дистанционного взаимодействия педагогов с родителями дошкольников в реализации проектной деятельности

Статья описывает актуальность проблемы построения дистанционного взаимодействия педагогов с родителями дошкольников в реализации проектной деятельности...