Статья "К вопросу о взаимодействии педагога и родителей дошкольников с нарушением слуха"
статья по коррекционной педагогике
В статье раскрываются проблемы взаимодействия со стороны родителей детей с нарушением слуха и со стороны специалистов, работающих с этими детьми. В статье обозначены основные направления и формы работы учителя-дефектолога по взаимодействию с родителями детей с нарушением слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о взаимодействии педагогов и родителей детей с нарушением слуха. | 21.08 КБ |
Предварительный просмотр:
М.Г.Мелехова
Санкт-Петербург
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПЕДАГОГА И РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА.
В настоящее время активно идёт процесс обновления содержания и развития образовательной системы, а значит, без поддержки семьи педагогам трудно решать свои профессиональные задачи. Необходимо помнить и постоянно учитывать тот факт, что семья – это центр жизни ребенка, каждый родитель – это первый воспитатель и педагог, а педагоги – это помощники и доверенные лица родителей в деле воспитания и образования ребенка.
Новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы, а так же степень заинтересованности родителей образовательной деятельностью и необходимость повышения педагогической грамотности семьи.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушением слуха, испытывают повышенную необходимость в опоре на взрослых, их судьба в значительной степени зависит от позиции семьи и окружающих их взрослых. Общеизвестный факт, что детям с нарушением слуха удается достичь гораздо лучших результатов в слухоречевом развитии, когда в коррекционном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи.
На мой взгляд, в основе взаимодействия семьи и учителя-дефектолога должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Проанализировав свой опыт общения с родителями детей с нарушением слуха, можно сформулировать ряд причин, которые затрудняют эффективность процесса взаимодействия: недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей; пассивность родителей, безразличное отношение к своему ребенку (не знаю и не хочу делать);
чрезмерная занятость родителей; недоверие родителей к педагогу, нежелание идти на контакт; агрессивное восприятие информации, идущей от учителя-дефектолога; перенасыщенность теоретическими знаниями некоторых родителей и недостаточное внимание к практическим навыкам (знаю, но не хочу делать).
Надо сказать, что и со стороны учителя-дефектолога существуют проблемы, оказывающие влияние на успех процесса взаимодействия с родителями:
-недостаточный уровень профессионализма некоторых учителей-дефектологов; небольшой опыт работы с детьми с нарушением слуха;
-неполная информированность педагогов об условиях жизни ребенка дома и, соответственно, родителей о жизни ребенка в детском саду;
-отношение учителей-дефектологов к родителям как к объектам воспитания. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. - индивидуальный подход необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение педагога успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
-стремление педагогов избегать "живого" общения, подменить его анкетированием, информационными стендами.
-"закрытость" дошкольного учреждения. К сожалению, среди коллег нашей профессии есть педагоги, которые недостаточно используют в своей работе активные формы общения с родителями: открытые занятия, практические семинары.
Субъективные причины действуют, как правило, и со стороны учителей-дефектологов, и со стороны родителей. К ним можно отнести неоправданно позитивные или неоправданно негативные ожидания родителей от дошкольного учреждения. Неоправданно позитивное отношение возникает, когда родители, отдавая ребенка в детский сад, начинают жить в неком мифе, что «детский сад всему научит». Негативные же отношения могут проявляться из уже полученного ранее негативного опыта взаимодействия с другими дошкольными учреждениями или родителями.
Учитывая вышеизложенное, можно определить основные направления работы учителя-дефектолога по взаимодействию с родителями детей с нарушением слуха: формировать и совершенствовать педагогические компетенции родителей в вопросах развития своего ребенка; оказывать консультативно – методическую помощь родителям в коррекции слухоречевых нарушений дошкольников, в правильной организации занятий дома; расширять практический опыт родителей в слухоречевом развитии ребенка; формировать у родителей желание помогать своему ребенку, уметь правильно реагировать на проблемы, помогать преодолевать их, а также радоваться достижениям и успехам своего ребенка.
Значимость и разнообразие форм работы учителя – дефектолога с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагога, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение.
Исходя из собственного опыта, рекомендую использовать некоторые формы работы, которые будут способствовать успешному сотрудничеству с родителями:
- индивидуальные беседы.
В ходе бесед по вопросу слухоречевого развития ребенка родители узнают, что может ребенок, каковы психологические закономерности его развития. Учитель-дефектолог рассказывает об учебной деятельности, об индивидуальной работе, указывает слабые места, дает советы что закрепить дома, обсуждаются достижения ребенка.
- индивидуальные практические занятия.
В ходе этих занятий происходит обучение родителей методам и приёмам коррекционного воздействия для развития речи, для развития слухового восприятия и обучения произношению ребенка.
Становясь активными участниками жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя "хорошими родителями", поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают новые умения.
- консультации (подгрупповые и индивидуальные)
Регулярно учитель-дефектолог рассказывает родителям, как можно развивать речь и слух ребенка в домашних условиях, какие игры и упражнения следует взять на заметку и проводить систематически, дает советы родителям, какие игры лучше приобрести или изготовить дома, какие познавательные процессы они развивают.
- открытое занятие
Как показывает практика, открытое занятие – это один из самых сложных видов взаимодействия учителя-дефектолога с родителями и детьми, эффективность которого зависит от профессионализма педагога.
Присутствие родителей на открытом занятии имеет для них большое значение:
- родители могут наблюдать за своим ребёнком на фоне их сверстников, что даёт возможность и дома применять подходящие методы воспитания и обучения детей;
- формируется более высокая оценка своих детей и гордость за них;
- появляется возможность поработать в профессиональной сфере, некоторые родители открывают в себе "прирождённого педагога";
- развивается более глубокое понимание процесса обучения детей - формируется правильное понимание возможностей и сложностей обучения;
- возникает доверие и уважение к учителю-дефектологу и другим сотрудникам детского сада;
- устанавливаются длительные дружественные связи с другими родителями, сплачивается коллектив группы.
- рекомендации учителя-дефектолога по выполнению домашних заданий в индивидуальных тетрадях, прописях.
«Домашнее задание» в детском саду – это игры, игровые задания и упражнения, которые строятся на материале изучаемой лексической темы. В последнее время в детском саду среди педагогов и родителей идет дискуссия о том, что надо ли давать и надо ли выполнять «домашние задания». Учитывая психофизиологические особенности детей с нарушением слуха, специфику обучения, с уверенностью можно сказать, что нашим детям это просто необходимо. Выполнение еженедельного «домашнего задания» способствует наилучшему закреплению изученного материала, дает возможность свободно использовать полученные знания, а также дисциплинирует малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных заданий.
- информационный материал
Раздевальные комнаты детского сада оснащены консультативным материалом, стендами, папками-передвижками, позволяющими настроить и привлечь внимание родителей к проблеме слухоречевого развития ребенка.
Обобщив вышесказанное, можно утверждать, что от совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса:
- родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимают и налаживают взаимоотношения;
- педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения;
- дети, оказавшиеся в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее и, в конечном итоге, успешнее.
Таким образом, опыт работы с детьми с нарушением слуха показывает положительную роль коррекционной работы, особенно в тех случаях, когда активным участником этой работы становятся родители, хорошо ориентированные в проблемах своего ребенка.
При активном взаимодействии со специалистом родители смогут почувствовать себя увереннее, что, несомненно, скажется на развитии ребёнка и обеспечит дальнейшее полноценное и гармоничное развитие его личности в целом.
Моя задача состоит в том, чтобы сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса, понимающими значимость педагогического труда и готовыми к интенсивным взаимоотношениям с ребенком в различных образовательных и жизненных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поделимся опытом работы с родителями дошкольников с нарушением слуха.
В материале обобщен опыт работы педагогов группы с родителями детей с нарушением слуха. Так как 90 процентов родителей также имели нарушение слуха, то перед педагогами стояла непростая задача: и...
Преемственность ДОУ и школы.Принципы взаимодействия педагогов и родителей дошкольников.
доклад на гмо...
Конференция "Совместная работа педагога и родителей по слухоречевой реабилитации дошкольников с нарушенным слухом"
Создание слухоречевой среды - важнейшее условие эффективной работы по речевому развитию. Работа родителей по развитию речи детей проводится в единстве с рекомендациями сурдопедагога....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
взаимодействие педагогов и родителей в ДОО...
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания финансовой грамотности дошкольников»
Консультация для педагогов«Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания финансовой грамотности дошкольников»...
Механизм построения дистанционного взаимодействия педагогов с родителями дошкольников в реализации проектной деятельности
Статья описывает актуальность проблемы построения дистанционного взаимодействия педагогов с родителями дошкольников в реализации проектной деятельности...
Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей в вопросах воспитания финансовой грамотности дошкольников»
Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, всех ее члено...