Использование технологий арт-терапии в условиях реализации ФГОС
статья (подготовительная группа) на тему
Существует много публикаций, посвященных использованию арт-терапии в образовательных учреждениях разных стран мира. Самый высокий уровень профессионализма в США и Великобритании. Арт-терапевтическая деятельность осуществляется в этих странах в основном дипломированными арт-терапевтами, получившими специальную постдипломную подготовку, рассчитанную как минимум на два или три года. Основной целью внедрения арт-терапии в образовательные учреждения видят адаптацию детей (в т.ч. страдающих эмоциональными и поведенческими расстройствами) к условиям образовательного учреждения и повышение их познавательной способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvonareva_art_terapiya.doc | 51 КБ |
zvonareva_art_terapiya.pptx | 429.35 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование технологий арт-терапии в условиях реализации ФГОС»
Звонарева Елена Сергеевна. Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 411» г.о.Самара.
Арт-терапия в деятельности
образовательных учреждений разных стран мира.
Существует много публикаций, посвященных использованию арт-терапии в образовательных учреждениях разных стран мира. Самый высокий уровень профессионализма в США и Великобритании. Арт-терапевтическая деятельность осуществляется в этих странах в основном дипломированными арт-терапевтами, получившими специальную постдипломную подготовку, рассчитанную как минимум на два или три года. Основной целью внедрения арт-терапии в образовательные учреждения видят адаптацию детей (в т.ч. страдающих эмоциональными и поведенческими расстройствами) к условиям образовательного учреждения и повышение их познавательной способности. Так же имеется ряд долгосрочных задач, таких, в частности, как развитие у учащихся навыков решения проблем и способности справляться со стрессом, повышение их межличностной компетентности и совершенствование коммуникативных навыков, а так же раскрытие творческого потенциала у учащихся и формирование у детей здоровых потребностей.
Арт-терапию возможно применять не только для коррекции поведенческих проявлений, но и познавательных. Представление о том, что познавательные способности детей, в особенности тех из них, у которых имеются нарушения речи, могут в значительной степени быть связанными с образным мышлением, побудили американского арт-терапевта Р.Сильвер к разработке и внедрению в образовательные учреждения ряда развивающих программ, основанных на использовании системы упражнений изобразительного характера.
Британские арт-терапевты К.Кейз и Т.Дэлли описывают свою работу с учениками младших классов в одной из общеобразовательной школ Великобритании. Они проводили работу в малых группах – 3 ученика первого класса, которые были направлены на арт-терапию по рекомендации учителя. Все дети характеризовались эмоциональными и поведенческими проблемами. Занятия имели относительно свободный формат. Как правило, они начинались с краткой беседы, в ходе которой дети высказывали свои пожелания о том, чем они хотели бы сегодня заняться, после чего каждый переходил к изобразительной деятельности, выбирая для себя подходящие материалы и средства. Иногда дети переходили от одного вида деятельности к другому и взаимодействовали друг с другом. Арт-терапевт же периодически присоединялся то к одному, то к другому ребенку, стремясь понять его чувства и кратко комментируя его работу.
Принципы системной арт-терапии.
Александр Иванович Копытин считает, что наиболее адекватной моделью арт-терапевтического вмешательства является, ориентированная не на восстановления того, что было до происшествия или какого-нибудь стресса, а на приведение человека к состоянию большей зрелости, гармоничности и жизнестойкости. Поэтому важнейшей целью является поступательное или даже форсированное развитие различных психических процессов и подсистем личности ребенка. Предлагает следующие основные принципы:
- Принцип субъективности (отношение к участникам арт-терапевтического процесса не как к пассивным реципиентам коррекционных и развивающих воздействий, а как к личностям с индивидуальным набором потребностей, взглядов, установок и т.д.);
- партнерство в терапевтических отношениях (уважение позиции клиента, иногда – «следование» за его инициативами, стимулирование его к выражению своих чувств и мыслей);
- опора на наглядно-чувственный характер деятельности (активное использование визуальных, музыкально-аудиальных, кинестетических и игровых средств самовыражения)
- постоянная обратная связь (отчет участников арт-терапевтических занятий о своих чувствах, мыслях и впечатлениях от работы и взаимодействии друг с другом и ведущим);
- единство и взаимодополнение вербальной и невербальной экспрессии;
- сочетание группового характера коррекционного процесса с индивидуализацией его задач;
- интегративность (активизация и развитие в ходе занятий эмоциональных, познавательных и поведенческих аспектов личности, преодоление противоречий между чувствами, мыслями и поступками);
- системность;
- ориентация на саморазвитие, доверие к внутренним ресурсам организма и психики ребенка с параллельным привлечением внешних ресурсов;
- признание регрессивности психологических реакций как закономерных и даже необходимых для развития онтогенетически более зрелых и совершенных форм психической деятельности.
Формы и методы работы.
Программы арт-терапевтической профилактики и коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей могут быть основаны на использовании разных форм творческого самовыражения, в первую очередь, изобразительных средств (включая графику, живопись, лепку, коллаж, фотографию и т.д.), которые дополняются средствами музыкальной и драматической экспрессии, элементами литературного творчества, движения и танца.
Арт-терапия может осуществляться как в индивидуальном, так и в групповых вариантах.
Этапы арт-терапевтического процесса.
- Этап подготовительных организационных процедур и исходной диагностики. На этом этапе решаются следующие задачи:
- создание и оборудование кабинета;
- проведение предварительных собеседований с кандидатами для участия в индивидуальных или групповых арт-терапевтических занятиях;
- исходная диагностика и определения показаний для применения индивидуальных либо групповой арт-терапии и ее конкретных техник, игр и упражнений;
- знакомство, формирование терапевтического альянса и взаимного доверия участников группы;
- вовлечение прошедших исходную диагностику кандидатов в арт-терапевтический процесс, освоение ими арт-терапевтического кабинета.
- Коррекционных этап, оценка промежуточных результатов. Задачи:
- поддержание атмосферы высокой взаимной терпимости и психологической безопасности участников арт-терапевтического процесса;
- раскрытие индивидуальных потребностей, чувств и проблем участников арт-терапевтического процесса в изобразительной и иной творческой деятельности и обсуждениях;
- структурирование и организация поведения и опыта участников арт-терапевтического процесса, удерживание их внимания на деятельности и терапевтических (групповых) отношениях;
- укрепление и развитие терапевтического альянса;
- преодоление тревоги, психологических защит и сопротивлений, препятствующих самораскрытию;
- постепенная коррекция имеющихся у участников нарушений поведения и эмоциональных расстройств;
- развитие у участников арт-терапевтического процесса более адаптивных моделей поведения, развитие здоровых потребностей и формирование положительной «Я» - концепции
- текущий мониторинг и оценка промежуточных эффектов арт-терапевтической программы и, в случае необходимости, ее корректировка.
- Этап завершения работы, оценки конечных результатов. Задачи:
- Открытая и всесторонняя проработка связанных с завершением арт-терапевтической программы чувств;
- Закрепление полученного положительного опыта;
- Планирование участниками конкретных шагов по применению полученного опыта в повседневной жизни;
- Формирование у участников арт-терапевтического процесса механизмов самоподдержки;
- Планирование дальнейшей работы (в случае необходимости);
- Проведение участниками арт-терапевтического процесса личных итогов;
- Оценка результатов программы.
Основными результатами программы являются изменения у детей, делающие их обучение и психосоциальное функционирование более успешным. Оценка таких изменений производится с использованием методов наблюдения, психологической диагностики, клинического анализа, самоотчетов и интервьюирования участников арт-терапевтической программы, а так же социального и педагогического мониторинга.
Собственный опыт.
Правила группы.
Материалы: разнообразные средства и материалы в достаточном количестве. Важно, чтобы у каждого участника был полный индивидуальный набор всего необходимого для работы.
Структура занятия (по Л.Д. Лебедевой):
1.Настрой («разогрев»)
2. Актуализация визуальных, аудиальных, кинестетических ощущений.
3. Индивидуальная изобразительная работа.
4. Этап вербализации (активизация вербальной и невербальной коммуникации).
5. Коллективная работа.
6. Заключительный этап. Рефлексивный анализ.
Начало занятия – настрой на творчество. Задача подготовить участников к спонтанной, художественной деятельности и внутригрупповой коммуникации. Для этого используются различные игры. Например, различные варианты техники «Каракули», техника «закрытых глаз», «автографы», позволяющие снизить контроль со стороны сознания в процессе рисования (Д.Винникотт, Ф.Кейн, М. Ричардсон, Э.Ульман и др.).
Музыка как терапевтическое средство, по данным исследований отечественных и зарубежных ученых регулирует настроение, улучшает самочувствие, стимулирует волю к выздоровлению, помогает человеку активно участвовать в лечебном процессе.
Для занятий лучше подбирать малознакомые мелодичные композиции без текста, музыкальные импровизации, оркестровые произведения с мягким мелодико-ритмическим рисунком, которые не вызывают протеста у участников. Громкость звучания устанавливается собщего согласия. Причем, необходимо изменить композицию или выключить музыку, если этого хочет хотя бы один из присутствующих.
3 этап предполагает индивидуальное творчество для исследования собственных чувств, проблем и переживаний. Все виды подсознательных процессов, в том числе страхи, сновидения, внутренние конфликты.
Задача 4 этапа занятий заключается в создании условий для внутригрупповой коммуникации. Считается, что вербализация помогает улучшить самочувствие и в какой-то мере освободиться от внутренних переживаний.
Поэтому каждому участнику предлагается показать свою работу, поделиться впечатлениями, рассказать о тех мыслях, эмоциях, ассоциациях, которые возникли в процессе работы. Степень открытости и откровенности самопрезентации зависит от уровня доверия к группе, арт-терапевту, личных особенностей и определяется самим субъектом. Если он по каким-то причинам отказывается участвовать в этой форме работы, настаивать не следует.
5 этап коллективная работа в малых группах. Участники придумывают сюжет и разыгрывают небольшие спектакли. Перевод травмирующих переживаний в комическую форму, эмоциональное переключение приводит к катарсису, освобождению от неприятных эмоций. Доказано, что ритуальный характер действий повышает самоисцеляющие возможности спонтанного творчества.
В итоге, участники приобретают ценный опыт осознания и контроля своих эмоциональных состояний.
К тому же, в процессе совместной работы успешнее формируются рефлексивные умения, способствующие среди прочего формированию адекватного самовосприятия (Н.Е.Щуркова).
Заключительный шестой этап предполагает рефлексивный анализ работы в безопасной обстановке группы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Арт-терапия в деятельности образовательных учреждениях разных стран мира. Арт-терапию активно используют в образовательных учреждениях разных стран мира. Эта деятельность осуществляется дипломированными арт-терапевтами . Самый высокий уровень профессионализма в США и Великобритании. Основной целью использования технологий арт-терапии видят в адаптации детей к условиям образовательного учреждения и повышение их познавательной способности. Арт-терапию возможно применять не только для коррекции поведенческих проявлений, но и познавательных.
Портрет выпускника детского сада любящий свою семью, принимающий ее ценности и традиции любящий свою Родину, эмоционально реагирующий на государственные символы, проявляющий любознательность к истории и культуре своей малой Родины, народа, России осознающий себя личностью, проявляющий заботу и внимание к окружающим умеющий организовать игровую деятельность самостоятельно и в группе мотивированный на исследовательскую и творческую деятельность, способный к самостоятельному поиску решений владеющий универсальными предпосылками учебной деятельности, мотивированный к познанию осознающий и принимающий элементы гендерной идентичности осознающий и принимающий элементарные общественные нормы и правила поведения, владеющий элементарными навыками управления эмоциональным состоянием, здорового и безопасного образа жизни владеющий средствами вербального и основами невербального общения
Миссия дошкольного образования – становление и развитие личности в её индивидуальности, уникальности, неповторимости
Принципы системной арт-терапии . Принцип субъективности; Партнерство в терапевтических отношениях; Опора на наглядно-чувственный характер; Постоянная обратная связь; Единство и взаимодополнение вербальной и невербальной экспрессии; Сочетание группового характера коррекционного процесса с индивидуализацией его задач; Интегративность ; Системность; Ориентация на саморазвитие
Формы и методы работы. Формы творческого самовыражения: Изобразительные средства; Музыкальные; Драматическая экспрессия; Литературное творчество; Движение и танец. Может осуществляться как индивидуально, так и в групповых вариантах.
Этапы арт-терапевтического процесса . 1 этап – подготовительный и диагностический. 2 этап - коррекционный. 3 этап – завершение работы и оценки конечных результатов.
Структура занятий. (по Л.Д.Лебедевой) 1. Настрой («разогрев»). 2. Актуализация визуальных, аудиальных , кинестических ощущений. 3. Индивидуальная изобразительная деятельность. 4. Этап вербализации. 5. Коллективная работа. 6. Заключительный этап (рефлексия).
Результаты реализации программы. Было проведено 12 занятий. У детей отмечено снижения уровня тревожно в целом на 65 %, самооценка повысилась на 32 %, изменение рисунков в позитивную сторону на 50 %. Последующее наблюдение за детьми показало, что дети умеют устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать и решать конфликтные ситуации, находить компромиссные решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические технологии в образовании в условиях реализации ФГОС
Дошкольный возраст является уникальным периодом для развития личности ребёнка. В данный период активно протекает психическое и интеллектуальное развити...
Круглый стол "Инновационные технологии в ДОУ в условиях реализации ФГОС"
материалы педагогического совета...
«Квест-современная игровая технология обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 5 "Огонёк" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию дет...
Здоровье и здоровьесберегающие технологии :воспитание детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
Здоровье и здоровьесберегающие технологии :воспитание детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования ....
Квест-игра-современная игровая технология обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.
В статье акцентрируется внимание на современной игровой технологии- квест. Это новый и очень интересный вид педагогической деятельности, удобный в организации для педагога и очень увлекательный для де...
"Воспитательная работа и технологии активного обучения в условиях реализации ФГОС ДО"
Выступление на педагогическом совете...
План по самообразованию музыкального руководителя Акимовой С. А. Тема: «Развитие личностного потенциала ребенка дошкольного возраста с помощью технологии КВЕСТ – ИГРЫ» в условиях реализации ФГОС ДО» на 2020 – 2021 учебный год.
План по самообразованию музыкального руководителя Акимовой С. А. Тема: «Развитие личностного потенциала ребенка дошкольного возраста с помощью технологии КВЕСТ – ИГРЫ&raqu...