«Квест-современная игровая технология обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 5 "Огонёк" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Туринского городского округа
«Квест-современная игровая технология обучения дошкольников в
условиях реализации ФГОС ДО»
Воспитатель
старшей группы
Дорошенко И.М.
2018г
Дайте детству наиграться
Вдоволь, досыта, не вкратце,
Дайте дождиком умыться,
Дайте, как цветку раскрыться.
Дайте детству наиграться,
Насмеяться, наскакаться.
Дайте радостно проснуться,
Дайте в ласку окунуться!
Детство – это самый незабываемый отрезок жизни человека, когда он активно познает окружающий мир. Всё, что нам удается изучить в детстве, становится частью бесценного опыта, помогающего ориентироваться во взрослой жизни. Мир детства – это мир любопытнейших приключений и захватывающих путешествий.
В последние годы в связи с реализацией федерального государственного стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Воспитатели используют в своей деятельности современные технологии и методы работы. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. К таким формам организации образовательной деятельности относятся: интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, экспериментирование. Все эти формы могут существовать как отдельно взятые элементы, а могут сочетаться между собой и варьироваться педагогом при планировании того или иного вида детской деятельности или совместного мероприятия с родителями и детьми.
Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как его еще называют образовательный квест, который чаще всего пользуется популярностью у детей и взрослых. Но и в детском саду мы тоже используем эту технологию, она знакома нам под таким название как игра по станциям. Так что же такое «квест»? И что мы подразумеваем, когда говорим об образовательном квесте, о квест-технологии? Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления.
Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, может быть квест – игра.
«Квест» – это командная игра. Идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку или сюрприз-одобрение к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Детские игры-квесты — эта такая форма проведения развлекательных мероприятий, которая представляет собой комплекс проблемных задач, поставленных с определенной целью. Такой праздник напоминает театрализацию: составляется «приключенческий» сюжет с участием популярных среди детей сказочных или мультипликационных героев. Продумываются декорации и материалы для заданий. Нередко квесты для детей проводятся на свежем воздухе. Дошкольники принимают активное участие в процессе игры, они становятся «искателями», героями сказочных сюжетов.
Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи: образовательные -участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся; развивающие -в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей; воспитательные- формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь.
Квесты по числу участников: групповые, индивидуальные.
По продолжительности: краткосрочные, долгосрочные.
По содержанию: сюжетные, несюжетные.
По структуре сюжетов:
1. Линейный - основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.
2. Штурмовой – каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино.
3. Кольцевой – отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь и вновь возвращается в пункт «А».
При разработке и проведении квестов важно использовать следующие принципы:
1. Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить
4 основных условия:
1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
3. Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять танцевать, если ребенок стеснителен.
4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
Варианты квестов:
1. Поиск по запискам.
2. Поиск по карте.
3. Поиск по подсказкам (картинкам, указателям).
Темы квестов могут быть самыми различными:
1. Поиск сокровищ (путешествие на необитаемый остров, в поисках приключений).
2. Помощь героям или герою (сказки, мультфильма,) «Поможем Винни-Пуху добыть мёд», «По дорогам Цветочного города с Незнайкой».
3. Познавательные (по временам года, изучаем и закрепляем животных, растения, птиц, рыб). «Отправляемся в путешествие к Лесовичку», «Ищем клад», «В гостях у Почемучки».
4. С многообразием опытов и экспериментов «Фокусы от Бима».
5. Литературные (по произведениям автора, либо по произведениям на конкретную тему). «В гостях у сказки», «Помоги Золушке».
6. Физкультурные.
Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:
• загадки, ребусы, игры «Найди отличия», «Что лишнее?»;
• пазлы, творческие задания, опыты, эксперименты;
• лабиринты, спортивные эстафеты.
Таким образом, для дошкольников эффективнее организовывать сюжетные, красочные детские квесты, желательно, чтобы дети не знали об этом. Сценарий разрабатывается с учетом поставленных целей и задач, выбирается место для проведения игры, подготовить задания, реквизит для игры. Работая с детьми я провела квест – игру «Поиски спрятанного подарка» (фото-слайды), «Помоги Алёнушке» (фото-слайды).
ВЫВОД: хочется сказать, что играя в квест-игру дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Сама форма квест-игры предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми. Квест-игра создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Квест-позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач. Создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность.
Квест-игра является одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест – игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.
Главное-чтобы было весело, познавательно и запомнилось надолго!
«Дети должны жить в мире красоты,
Игры, сказки, музыки, рисунка,
Фантазии, творчества.»
В.А.Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedchteniya_2018.docx | 28.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад № 5 "Огонёк" общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Туринского городского округа
«Квест-современная игровая технология обучения дошкольников в
условиях реализации ФГОС ДО»
Воспитатель
старшей группы
Дорошенко И.М.
2018г
Дайте детству наиграться
Вдоволь, досыта, не вкратце,
Дайте дождиком умыться,
Дайте, как цветку раскрыться.
Дайте детству наиграться,
Насмеяться, наскакаться.
Дайте радостно проснуться,
Дайте в ласку окунуться!
(Слайд 4) Детство – это самый незабываемый отрезок жизни человека, когда он активно познает окружающий мир. Всё, что нам удается изучить в детстве, становится частью бесценного опыта, помогающего ориентироваться во взрослой жизни. Мир детства – это мир любопытнейших приключений и захватывающих путешествий.
В последние годы в связи с реализацией федерального государственного стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Воспитатели используют в своей деятельности современные технологии и методы работы. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. К таким формам организации образовательной деятельности относятся: интерактивная игра, мастер-класс, проектная деятельность, создание проблемных ситуаций, экспериментирование. Все эти формы могут существовать как отдельно взятые элементы, а могут сочетаться между собой и варьироваться педагогом при планировании того или иного вида детской деятельности или совместного мероприятия с родителями и детьми.
(Слайд 5)Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как его еще называют образовательный квест, который чаще всего пользуется популярностью у детей и взрослых. Но и в детском саду мы тоже используем эту технологию, она знакома нам под таким название как игра по станциям. Так что же такое «квест»? И что мы подразумеваем, когда говорим об образовательном квесте, о квест-технологии? Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления.
Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, может быть квест – игра.
«Квест» – это командная игра. Идея игры проста – команда, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку или сюрприз-одобрение к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию.
(Слайд 6) Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Детские игры-квесты — эта такая форма проведения развлекательных мероприятий, которая представляет собой комплекс проблемных задач, поставленных с определенной целью. Такой праздник напоминает театрализацию: составляется «приключенческий» сюжет с участием популярных среди детей сказочных или мультипликационных героев. Продумываются декорации и материалы для заданий. Нередко квесты для детей проводятся на свежем воздухе. Дошкольники принимают активное участие в процессе игры, они становятся «искателями», героями сказочных сюжетов.
(Слайд 7) Таким образом, детские квесты помогают реализовать следующие задачи: образовательные -участники усваивают новые знания и закрепляют имеющиеся; развивающие -в процессе игры происходит повышение образовательной мотивации, развитие творческих способностей и индивидуальных положительных психологических качеств, формирование исследовательских навыков, самореализация детей; воспитательные- формируются навыки взаимодействия со сверстниками, доброжелательность, взаимопомощь.
Квесты по числу участников: групповые, индивидуальные.
По продолжительности: краткосрочные, долгосрочные.
По содержанию: сюжетные, несюжетные.
По структуре сюжетов:
1. Линейный - основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.
2. Штурмовой – каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино.
3. Кольцевой – отправляется по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь и вновь возвращается в пункт «А».
(Слайд10)При разработке и проведении квестов важно использовать следующие принципы:
1. Доступность заданий – не должны быть чересчур сложны для ребёнка.
2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий. Методические задачи должны быть спрятаны за игровыми формами и приёмами.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
(Слайд11) При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить
4 основных условия:
1. Игры должны быть безопасными. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
3. Недопустимо унижать достоинство ребенка. К примеру, нельзя заставлять танцевать, если ребенок стеснителен.
4. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
(Слайд12) Варианты квестов:
1. Поиск по запискам.
2. Поиск по карте.
3. Поиск по подсказкам (картинкам, указателям).
(Слайд13) Темы квестов могут быть самыми различными:
1. Поиск сокровищ (путешествие на необитаемый остров, в поисках приключений).
2. Помощь героям или герою (сказки, мультфильма,) «Поможем Винни-Пуху добыть мёд», «По дорогам Цветочного города с Незнайкой».
3. Познавательные (по временам года, изучаем и закрепляем животных, растения, птиц, рыб). «Отправляемся в путешествие к Лесовичку», «Ищем клад», «В гостях у Почемучки».
4. С многообразием опытов и экспериментов «Фокусы от Бима».
5. Литературные (по произведениям автора, либо по произведениям на конкретную тему). «В гостях у сказки», «Помоги Золушке».
6. Физкультурные.
(Слайд14) Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными:
• загадки, ребусы, игры «Найди отличия», «Что лишнее?»;
• пазлы, творческие задания, опыты, эксперименты;
• лабиринты, спортивные эстафеты.
(Слайд15-20) Таким образом, для дошкольников эффективнее организовывать сюжетные, красочные детские квесты, желательно, чтобы дети не знали об этом. Сценарий разрабатывается с учетом поставленных целей и задач, выбирается место для проведения игры, подготовить задания, реквизит для игры. Работая с детьми я провела квест – игру «Поиски спрятанного подарка» (фото-слайды), «Помоги Алёнушке» (фото-слайды).
ВЫВОД: хочется сказать, что играя в квест-игру дети учатся оценивать свою работу, работу товарища, помогать друг другу. Сама форма квест-игры предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми. Квест-игра создаёт условия для поддержки и развития детских интересов и способностей, но и нацелена на развитие индивидуальности ребёнка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Квест-позволяет решать бесчисленное множество интеллектуальных и творческих задач. Создаются комфортные условия обучения, при которых каждый ребёнок чувствует свою успешность.
(Слайд22 ) Квест-игра является одним из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО.
(Слайд23) Если вы хотите вместе с детьми окунуться в волшебный мир загадок и тайн, помочь им сделать новые открытия и получить позитивные эмоции от достижения поставленных задач, то, безусловно, квест – игра поможет осуществить задуманное с легкостью и заинтересованностью.
Главное-чтобы было весело, познавательно и запомнилось надолго!
(Слайд24) «Дети должны жить в мире красоты,
Игры, сказки, музыки, рисунка,
Фантазии, творчества.»
В.А.Сухомлинский.
(Слайд 25) Спасибо за внимание!
Список литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
2. Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2016 г.
3. Сокол И. Н. Классификация квестов // Молодийвчений. - 2014. - Вып. №6 (09). – С. 138-140
4. http://mirdoshkolnikov.ru/
5.https://infourok.ru/
6.http://doshkolnik.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Квест - современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАЕЛЕЙ О НОВОЙ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИИ - КВЕСТ....
«Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО»
Применение новой игровой технологии КВЕСТ в работе с дошкольниками....
Мастер-класс "Квест-современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС "
В преддверии праздника Дня Космонавтики данный материал будет актуален для начинающих педагогов в интересной форме провести увлекательное путешествие используя квест-технологию. Квес...
"Квест – современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни в процессе проведения физкультурно-досуговых мероприятий....
Презентация на тему: "Повышение качества образования через использование инновационных образовательных технологий" и "Квест- современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО"
Повышение качества образования через использование инновационных образовательных технологий Инновация (англ. innovation) — новшество, нововведение. Использование инноваций в детском са...
Мастер-класс для педагогов "Квест-современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"22970132","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...