«Значение комплексной диагностики для подготовки ребенка к началу школьного обучения»
статья (подготовительная группа) на тему

Ксения Анатольевна Кокорина

подготовка к школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

К.А.Кокорина

воспитатель МБДОУ муниципального образования "Город Архангельск"

Детский сад комбинированного вида  №172 «Клюковка» г. Архангельск

«Значение комплексной диагностики для подготовки ребенка к началу школьного обучения»

Дошкольный период непосредственно предшествует следующему, очень важному этапу в жизни ребёнка – поступлению в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми шестого и седьмого года жизни занимает подготовка к школе. По мнению Е.Е. Кравцовой, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию, как проблема смены ведущих типов деятельности, т.е. это переход от сюжетно-ролевых игр к учебной деятельности [1,С.47]. Такой подход является актуальным и значительным, но готовность к учебной деятельности не охватывает полностью феномена готовности к школе. При этом следует помнить, что при изучении детей в переходный период от дошкольника к младшему школьному возрасту диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода. 

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению – это один из важнейших итогов психологического развития в период дошкольного детства.

[2,  189 с.]

По данным Л.А. Венгера, В.В. Холмовской, Л.Л. Коломинского, Е.Е.Кравцовой и других в структуре психологической готовности принято выделять следующие компоненты:

1.Личностная готовность, которая включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. В личностную готовность входит определение уровня развития мотивационной сферы.

2.Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора и развития познавательных процессов.

3.Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент включает в себя формирование у детей нравственных и коммуникативных способностей.

4.Эмоционально-волевая готовность считается сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решения, намечать план действий и принимать усилие к его реализации.

Также выделяют следующие подходы к пониманию психологической готовности к школе:

  • Л.И. Божович основным критерием готовности к школе считает особое новообразование – «внутреннюю позицию школьника», представляющую собой сплав познавательной потребности и потребности в общения на новом уровне. Сочетание этих потребностей позволяет ребенку включаться в учебный процесс в качестве субъекта школьной жизни, что проявляется в произвольном поведении ученика[3].
  • А. Запорожец разделял точку зрения Л. И. Божович и рассматривал готовность к обучению в школе как целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, характеризующую достижение ребенком новой, более высокой стадии общего физического, умственного, нравственного и эстетического развития. Весьма существенное значение для эффективного школьного обучения имеет достигнутый уровень общего физического и духовного развития и, в первую очередь, развитие нравственно-волевых качеств и мотивации учения [4].
  • Н.И. Гуткина подчеркивает определяющую роль мотивации в готовности детей к школьному обучению. Особое внимание автор уделяет произвольности, слабое развитие которой рассматривается как основная предпосылка возникающих в школьном обучении трудностей.
  • С точки зрения А. Л. Венгера, готовность к школе представляет собой не простую сумму интеллектуальных, мотивационных, эмоциональных и прочих достижений, а характеризуется достижением определенного уровня регуляции деятельности, который стоит рассматривать как целостное образование, где лишь условно могут быть выделены составляющие. К ним относятся: ориентация ребенка на указания взрослого и условие задачи, механизмы анализа конкретной ситуации и выработки возможного плана действий, механизмы контроля над соответствием плана заданным нормам, побуждение к соблюдению норм, эмоции, в которых отражается указанное побуждение [4].
  •  Д. Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, обращает основное внимание на наличие у ребенка предпосылок к формированию учебной деятельности. В его работах исследуется генезис отдельных компонентов учебной деятельности, выявляются пути их формирования на специальных учебных занятиях [2].

Не смотря на некую схожесть подходов к рассмотрению психологической готовности к школьному обучению, в современной психологии, к сожалению, нет единого и четкого представления рассматриваемого вопроса.

Для того, чтобы ребенок в полной мере был готов к усвоению математических знаний, у него должны быть сформированы знания о количественном счете, величине, форме, ориентировке в пространстве и ориентировке во времени.

Обучение детей началам математики строится так, чтобы, прежде всего, на основании действий с конкретными множествами и формирования у детей знаний об общих характеристиках формы, размере и количестве, потом учить их считать, измерять, прибавлять и вычитать. При этом дети получают не только знания по математике, но и повышают уровень общего умственного развития: приобретают умения и навыки воспринимать и понимать инструкцию воспитателя, использовать ее в процессе работы, выполнять работу качественно и контролировать результаты соответственно образцу. Н.Я.Попова, В.И. Стаховская, А.В. Сочнева показали, что в условиях обучения дети дошкольного возраста приобретают умения различать существенные признаки объектов (цвет, форму, размер).

Исходя из этого, можно сказать, что для поступления в школу ребенку нужно овладеть элементарными математическими представлениями. Ребенок должен обладать достаточно высоким уровнем развития зрительного и пространственного восприятия, наглядно-образного мышления, основами логического мышления (в том числе операции классификации, нахождения признака, по которому произведена классификация), зрительно-моторных координаций, иметь определенный уровень дочисловых представлений.

Также ребенок должны быть сформированы все компоненты устной речи. Выделяют особые критерии готовности к школьному обучению, предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения. А именно:

  • Сформированность звуковой стороны речи. У ребёнка должно быть правильное, чёткое произношение звуков всех фонетических групп.
  • Сформированность фонематических процессов, умение слышать, различать фонемы родного языка.
  • Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу: умение выделять звуки в слове. Дети должны знать и правильно употреблять термины  «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, твёрдый, мягкий. Уметь работать со схемой слова и схемой предложения.
  • Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных.
  • Сформированность грамматического строя речи: умение правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять однородными и второстепенными членами; работать с деформированным предложением; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, владеть пересказом рассказа. Самостоятельно составлять рассказ-описание.

Если у ребенка обнаружены даже небольшие отклонения в фонематическом и лексико-грамматическом развитии, то это может привести к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

        Ребёнку с хорошо развитой речью легко общаться с окружающими, он понятно выражает свои мысли, желания. И наоборот, невнятная речь ребёнка затрудняет его взаимоотношения с людьми, и может наложить отпечаток на его характер.

Таким образом, под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. К концу дошкольного возраста у ребенка должны быть сформированы основные психологические образования (внутренний план действий, произвольность, воображение, обобщенное внеситуативное отношение к себе), элементарные математические представления и основные компоненты устной речи. У ребенка возникает стремление к выполнению общественно значимой, общественно оцениваемой деятельности.  Для этого необходима всесторонняя подготовка детей к школе.

Список информационных источников

  1.  Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М.: Педагогика, 2007.-145с
  2. Венгер, Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?». М.: Знание, 2009. – 189 с.
  3. Гуткина, Н.И. «Психологическая готовность к школе». М.: Просвещение, 2008.-143 с.
  4. Чернокова Т.Е. Готовность детей к школе. – Архангельск, 2004. Объем: 10-15 стр. (ТNR, 14, одинарный)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения

Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу  школьного обучения Для характеристики ребенка группы необходимо оценить выраженность каждого признака (не пропуская ни одного) по 4...

Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения

На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению - многокомплексное образование, которое требует комплексных психологических исследований....

Критерии готовности ребенка к началу школьного обучения

В статье приведены основные критерии развития ребенка, необходимые для его успешного обучения и адаптации к новым условиям школьной жизни....

Статья "Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения"

Каковы же критерии развития ребенка, необходимые для его успешного обучения и адаптации к новым условиям школьной жизни, т. е. готовности к началу школьного обучения?...

Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения (Семаго Н. Я., Семаго М. М.)

Методика позволяет оценить сформированности предпосылок к учебной деятельности ребенка, его готовность к началу школьного обучения....

Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения

Сведения о личностных особенностях, способностях ребенка и взаимоотношениях его с окружающими, готовности к школьному обучению....