Статья "Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения"
статья (подготовительная группа)
Каковы же критерии развития ребенка, необходимые для его успешного обучения и адаптации к новым условиям школьной жизни, т. е. готовности к началу школьного обучения?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogich.harakt.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения
Готовность к школьному обучению можно определить как целостное психофизическое и личностное развитие ребенка, которое обеспечивает ему успешность обучения и легкую адаптацию к новым условиям школьной жизни. У Л. Венгера есть прекрасное высказывание: «Быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Каковы же критерии развития ребенка, необходимые для его успешного обучения и адаптации к новым условиям школьной жизни, т. е. готовности к началу школьного обучения?
• Общее развитие:
- ребенок способен устанавливать причинно-следственные связи;
- умеет выделять общие и отличительные признаки предметов, явлений, классифицировать и систематизировать их;
- имеет элементарный запас знаний об окружающем мире, о себе, своей семье, стране, умеет ими пользоваться;
- активно воспринимает новую информацию, интересуется ей, задает вопросы;
- может продолжить словесное рассуждение, высказать свое суждение, сделать простой логический вывод.
• Развитие памяти и внимания:
- ребенок может работать, не отвлекаясь, 10-15 минут, даже если деятельность ему не очень интересна;
- переключается с одного вида деятельности на другой, не отвлекаясь на внешние раздражители;
- может запомнить 8-10 картинок или не связанных между собой слов при трехкратном повторении;
- после нескольких повторений запоминает стихотворение из восьми строк.
У детей с неустойчивым вниманием и низким объемом памяти возникают комплексные трудности при усвоении программного материала.
• Речевое развитие:
- ребенок правильно произносит все звуки родного языка;
- четко дифференцирует все звуки;
- может выделять звук в начале, середине, конце слова;
- может производить звукобуквенный анализ и синтез слова;
- использует разные способы словообразования и грамматически правильного построения высказывания;
- умеет связно рассказывать и пересказывать, правильно понимать прочитанное и отвечать на вопросы по его содержанию;
- способен составить рассказ по картинке, передать интонацией различные чувства без нарушений темпа речи.
Отклонения в фонематическом и лексико-грамматическом развитии создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению.
• Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации:
- ребенок дифференцирует различные фигуры, буквы, цифры, выделяя их характерные признаки;
- может классифицировать фигуры по форме, цвету, величине, направлению штрихов и другим признакам;
- копирует буквы, цифры, простые геометрические фигуры и их сочетание, соблюдая направление штрихов и всех элементов;
- дорисовывает элементы согласно схеме (образцу) ;
- находит части целого, складывает разрезную картинку из 7-8 частей на основе зрительного восприятия;
- не испытывает затруднений при рисовании, выполнении графических движений, при работе с мелким конструктором, мозаикой, хорошо манипулирует их мелкими деталями.
Эти функции считаются «школьно значимыми», т. к., при их недостаточной сформированности невозможно научиться хорошо читать и правильно писать.
• Социально-личностное развитие:
- ребенок осознает, как вести себя со сверстниками и со взрослыми, спокойно идет на контакт с ними;
- может заниматься и учиться, а не только играть;
- может планировать свою деятельность, не действует хаотично;
- доводит начатую работу до конца, умеет объективно оценить ее качество, стремится к успеху в тех видах деятельности, которые выполняет;
- может дифференцировать «что такое хорошо и что такое плохо», оценивать свои поступки;
- проявляет активный познавательный интерес к новым видам деятельности, к миру взрослых и т. п., стремится к личным достижениям, самоутверждению, признанию;
- хорошо адаптируется к новой обстановке, не меняет своего поведения, не возбуждается;
- способен управлять своим поведением.
Этот компонент определяет успешность психологической адаптации в школе.
• Развитие движений и пространственная ориентация:
- ребенок полностью владеет навыками самообслуживания и уверенно действует в быту;
- освоил основные виды движений: разные виды ходьбы, бега, прыжков, лазаний и пр. ;
- при сохранении равновесия движения координированы и ловки;
- хорошо ориентируется в пространстве, способен выполнить движения руками, ногами, туловищем вперед, назад, вверх, вниз, налево, направо.
• Здоровье:
- ребенок не подвержен частым простудным заболеваниям (3-4 раза в год) ;
- не подвержен тяжелым и хроническим заболеваниям, страхам;
- спокоен, нераздражителен, усидчив;
- в поведении отсутствуют навязчивые движения (непроизвольные подергивания мышц лица, моргания, кусание ногтей и т. п.)
- в речи нет выраженных задержек в развитии.
Таким образом, готовность к школе – это определенный уровень социальных умений, включающих умение общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать ситуацию и регулировать свое поведение; развития
тех функций, без которых обучение невозможно или затруднено - это развитие речи, памяти, внимания, зрительного восприятия, моторной координации и пр.; личностного развития, характеризующего самосознание, самооценку, мотивацию; и, конечно же, главный фактор, состояние здоровья ребенка.
Психолого-педагогическая характеристика ребенка 6-7 лет
Поступление ребенка в школу ставит целый ряд задач перед психологами и педагогами в период работы с будущим первоклассником:
· выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения;
· по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации;
· спланировать стратегию и тактику обучения будущего первоклассника с учетом его индивидуальных возможностей.
Сенсорное развитие старшего дошкольника характеризуется совершенствованием его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Существенно снижаются пороги всех видов чувствительности. Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим, возрастают целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия, устанавливаются взаимосвязи восприятия с речью и мышлением, и, как следствие, восприятие интеллектуализируется. Особую роль в развития восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам — общепринятым представлениям об основных разновидностях свойств и отношений. Нормально развитой ребенок к шестилетнему возрасту уже может правильно обследовать предметы, соотносить их качества с эталонными формами, цветами, размерами и т.д. Усвоение системы общественно выработанных сенсорных эталонов, овладение некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов и основанная на этом возможность дифференцированного восприятия окружающего мира свидетельствуют о том, что ребенок достиг необходимого уровня сенсорного развития для поступления в школу.
Усвоение общественно выработанных эталонов, или мер, меняет характер детского мышления, в развитии мышления к концу дошкольного возраста намечается переход от эгоцентризма (центрации) к децентрации. Это подводит ребенка к объективному, элементарно научному восприятию действительности, совершенствованию возможности оперировать представлениями на произвольном уровне. Формирование новых способов умственных действий в значительной степени опирается на освоение определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления.
Для мышления детей 6—7 лет характерны следующие особенности, которые могут использоваться в качестве диагностических признаков достижения ребенком готовности к обучению в школе, с точки зрения его интеллектуального развития:
· ребенок решает мыслительные задачи, представляя их условия, мышление становится внеситуативным;
· освоение речи приводит к развитию рассуждения как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;
· детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;
· появляется новое соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения; возрастает планомерность мышления;
· экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, попробовать свои силы;
· складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. Одним из главных достижений старшего дошкольника является развитие произвольного запоминания. Важной особенностью этого возраста является и то обстоятельство, что перед ребенком в 6-7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что старший дошкольник начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. Таким образом, к 6-7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания.
Внимание дошкольника еще носит непроизвольный характер. Состояние повышенного внимания связано с ориентировкой во внешней среде, эмоциональным отношением к ней. С возрастом значительно возрастают концентрация, объем и устойчивость внимания, складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития планирующей функции речи и познавательных процессов; внимание остановится опосредованным; появляются элементы послепроизвольного внимания.
Соотношение произвольной и непроизвольной форм, аналогичное памяти, отмечается и в такой психической функции, как воображение. Воображение постепенно приобретает произвольный характер: ребенок умеет создать замысел, спланировать его и реализовать. Большой скачок в его развитии обеспечивает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и наличие предметов-заместителей. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов; воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов.
При всей важности познавательного развития ребенка 6—7 лет его гармоничное становление невозможно без эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами общества.
Психолого-педагогический статус первоклассника
Параметры психолого-педагогического статуса | Психолого-педагогические требования к содержанию статуса учащихся 1-х классов |
1. Познавательная сфера: 1.1. Произвольность психических процессов | Высокий уровень учебной активации, самостоятельности Способность самостоятельно спланировать, осуществить и проконтролировать результат учебных действий Совершение учебных действий по правилу и образцу Поддержание внимания на учебной задаче Наличие собственных усилий для преодоления трудностей в решении учебной задачи |
1.2. Уровень развития мышления | Высокий уровень развития наглядно-образного мышления: вычленение существенных свойств и отношений предметов, использование схем, способность к обобщению свойств предметов. Начальный уровень развития логического мышления: способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных |
1.3. Сформированность важнейших учебных действий | Умение выделить учебную задачу и превратить ее в цель деятельности Сформированность внутреннего плана умственных действий |
1.4. Уровень развития речи | Понимание смысла текста и простых понятий Использование речи как инструмента мышления (владение сложноподчиненными конструкциями в устной речи) |
1.5. Уровень развития тонкой моторики | Способность к сложной двигательной активности при обучении письму и рисованию |
1.6. Умственная работоспособность и темп умственной деятельности | Способность сосредоточенно работать в течение 15-20 минут Сохранив удовлетворительной работоспособности в течение всего учебного дня Способность работать в едином темпе со всем классом |
2. Особенности общения и поведения: 2.1. Взаимодействие со сверстниками | Владение приемами и навыками эффективного межличностного общения со сверстниками: установление дружеских отношений, готовность к коллективным формам деятельности, умение разрешать конфликты мирным путем |
2.2. Взаимодействие с педагогами | Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков Проявление уважения к учителю |
2.3. Соблюдение социальных и этических норм | Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения |
2.4. Поведенческая саморегуляция | Произвольная регуляция поведения и естественной двигательной активности в учебных и других ситуациях внутришкольного взаимодействия. Сдерживание непроизвольных эмоций и желаний Способность к ответственному поведению (в рамках возрастных требований) |
2.5. Активность и автономность поведения | Активность и самостоятельность в познавательной социальной деятельности |
3. Особенности мотивационно-личностной сферы: 3.1. Наличие в характере учебной мотивации | Желание учиться, идти в школу Наличие познавательного или социального мотива учения |
3.2 Устойчивое эмоциональное состояние в школе | Отсутствие выраженных противоречий между - требованиями школы (педагога) и родителей - требованиями взрослых и возможностями ребенка |
4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе 4.1. Отношения со сверстниками | Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками |
4.2. Отношение с педагогами | Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами и воспитателями |
4.3. Отношение к значимой деятельности | Эмоционально-положительное восприятие школы и учения |
4.4. Отношения к себе | Устойчивая положительная самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая характеристика готовности ребёнка к началу школьного обучения
Педагогическая характеристика готовности ребёнка к началу школьного обучения.Готовность к школьному обучению можно определить как целостное психофизическое и личностное развитие ребенка, которое обесп...
Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения
Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения Для характеристики ребенка группы необходимо оценить выраженность каждого признака (не пропуская ни одного) по 4...
Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения
На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению - многокомплексное образование, которое требует комплексных психологических исследований....
Критерии готовности ребенка к началу школьного обучения
В статье приведены основные критерии развития ребенка, необходимые для его успешного обучения и адаптации к новым условиям школьной жизни....
оценка готовности дошкольников к началу школьного обучения
Данная программа позволяет оценить уровень познавательных процессов дошкольников, с минимизацией длительности обследования детей. Позволяет выявить трудности при обучении индивидуально у каждого ребен...
Психолого-педагогическая оценка готовности ребенка к началу школьного обучения (Семаго Н. Я., Семаго М. М.)
Методика позволяет оценить сформированности предпосылок к учебной деятельности ребенка, его готовность к началу школьного обучения....
Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения
Сведения о личностных особенностях, способностях ребенка и взаимоотношениях его с окружающими, готовности к школьному обучению....