Собрание для родителей: "ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ"
материал на тему

Метелева Наталья Викторовна

Собрание для родителей: "ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Собрание для родителей.

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

"Нужно поддерживать крепость тела,

чтобы сохранить крепость духа".

Виктор Гюго

"Надо быть ясным умственно,

 чистым нравственно и опрятный физически.

Физкультура - нравственность ума".

Антон Чехов

К собранию подготовлена выставка литературы:

Н. Мазнев «Энциклопедия народной медицины»; Поль Брег «Большая энциклопедия здоровья»; иллюстрации с изображением людей, занимающихся различными видами спорта.

Уважаемые родители! Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить об укреплении нервной системы.

    Человек - совершенство природы. Но для того, чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой, очень важно иметь здоровье. «Здоровье - не все, но без здоровья - ничто», - говорил мудрый Сократ.

Объясните, как вы понимаете эти высказывания?

•        Здоровье - не только физическая сила, но и душевное равновесие.

•        Здоровье - это физическая и гигиеническая культура нашего тела: нет ничего красивее человеческого тела.

•        Здоровье - наш капитал. Его можно увеличить, его можно и прокутить. Хочешь быть здоровым - будь им!

•        Хочешь быть здоровым - подружись с физической культурой, чистым воздухом и здоровой пищей.

Что значит понятие «здоровый человек»? (Ответы родителей.)

    Безусловно, это жизнерадостный, активный, доброжелательный к людям человек. Положительные эмоции преобладают в его жизни, а к отрицательным переживаниям он относится стойко. Физически развит. Достаточно быстр, ловок и силен. Он закален. Его система терморегуляции хорошо тренирована. Не имеет лишней массы тела.

Быть здоровым - естественное желание каждого человека. Основы физического и психического здоровья закладываются в детском возрасте. Учеными доказано, что 40% заболеваний взрослых своими истоками уходят в дошкольный возраст.

У детей, не приученных заботиться о своем здоровье, неизбежны психологические срывы, им сложнее вникать в реалии «взрослой жизни». А ведь жизнь заставит их столкнуться с возросшей конкуренцией, когда больших успехов в жизни и карьере добиваются более здоровые и образованные сверстники.

    Приятно чувствовать себя здоровым, бодрым и веселым! Недаром древние греки говорили: «В здоровом теле - здоровый дух».

Что помогает нам поддерживать здоровое тело?

Выберете нужное: Малоподвижный образ жизни. Высококалорийное питание. Здоровый образ жизни.

Что можете сделать вы для приобщения ребенка к здоровому образу жизни?

•        Использовать целебные природные факторы окружающей среды: чистую воду, ультрафиолетовые лучи солнечного света, чистый воздух, фитонцидные свойства растений.

•        Создать спокойный, доброжелательный психологический климат в семье. Перебранки в присутствии ребенка способствуют возникновению у него невроза, усугубляют уже имеющиеся нарушения нервной системы. Все это существенно снижает защитные возможности детского организма.

•        Организовать правильный режим дня.

•        Организовать полноценное питание.

•        Формировать интерес к оздоровлению своего организма.

•        Проводить регулярное закаливание.

•        Совместно проводить досуг.

•        Регулярно заниматься физкультурой и спортом.

    Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, это стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Наша задача - помочь ребенку вырасти крепким и здоровым, а также дать понятие, что здоровье - это главная ценность жизни человека.

     Необходимо вырабатывать разумное отношение ребенка к своему организму, прививать ему культурно-гигиенические навыки, помогать приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям окружающего мира, что проявляется в устойчивости к экстремальным ситуациям, невосприимчивости организма к неблагоприятным факторам. Для этого дети должны быть физически развиты и подвижны.

Возвращаясь к вопросу понимания здоровья, хотелось бы вспомнить слова профессора Г. Сигериста: «Здоровье - не значит просто отсутствие болезней; это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека».

    Замечательные слова подтверждают то, что нельзя определить здоровье ребенка только измерением его роста и веса или количеством дней болезни. Вопрос не простой, и не раз исследователи пытались его решить, и пришли к выводу: без физкультуры никак не обойтись. Любое нарушение комфортного состояния ребенка обязательно проявится в его двигательной деятельности.

     Вынужденная статическая поза, умственная работа ведут к утомлению, снижению работоспособности. Из-за ограничения амплитуды движений уменьшается подвижность суставов, нарушается поступление кислорода к внутренним органам и головному мозгу. Чтобы избежать этих негативных явлений, необходимо научить детей чередовать умственное напряжение с физической работой, то есть с активным отдыхом.

     Одной из форм здоровья является эмоциональное состояние. В то время, когда мы смеемся, из «зоны смеха» поступают нервные импульсы. Эти сигнала заставляют мозг вырабатывать вещества удовольствия. Минута смеха продлевает жизнь и очень полезна для здоровья.

Давайте продлим нашу жизнь и выполним следующее задание:

Игра «Возьмёмся за руки.»

Все стоят в кругу. Каждый стоящий желает соседу справа что-либо и берет его за руку. И так до тех пор, пока круг не замкнется.

     Давайте посмотрим, друг другу в глаза, сколько добрых и хороших слов сегодня было сказано. Мы сейчас с вами едины. Так давайте же вместе сделаем так, чтобы дети наши не болели, давайте помогать поддерживать друг друга в трудную минуту. Помните, что добрые дела, дружба - это тоже здоровье.

     Физиологи считают движение врожденной потребностью человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Без движений ребенок не может вырасти здоровым, ибо движение - это преграда любой болезни. Двигательный дефицит приводит к нарушениям сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем. Снижает иммунитет и работоспособность скелетной мускулатуры, слабость которой вызывает нарушение осанки, поэтому необходимым условием гармоничного развития личности дошкольника является достаточная двигательная активность.

Что можно отнести к физическим упражнениям? (Ответы родителей.)

     Сюда относится любая физическая деятельность: физический труд, занятия гимнастикой, физкультура, ходьба, бег, подвижные игры. При помощи физических упражнений проявляется главное качество живой материи — умение приспосабливаться; тренированный человек может вынести гораздо больше, чем нетренированный.

Согласны ли вы, что: (раздать для обсуждения родителям)

•        Физические упражнения улучшают деятельность всего организма, повышают уверенность в себе, улучшают настроение, дают ощущение радости.

•        Физические упражнения полезны тем, что в результате задержки дыхания в организме накапливается углекислота, необходимая для его жизнедеятельности.

•        Регулярные занятия физическими упражнениями увеличивают вдвое эластичность и емкость сосудов.

•        Выполнение физических упражнений в течение 20-30 минут способствует увеличению количества и активности лейкоцитов, ответственных за распознание и уничтожение пораженных вирусом клеток.

•        Выполнение физических упражнений улучшает умственные способности человека, стимулирует выработку организмом эндорфинов.

•        Физические упражнения положительно воздействуют на умственные способности человека, стимулируют их. Регулярные занятия физкультурой способствуют поддержанию устойчивости интеллекта.

•        Упражнения совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, способствуют снижению заболеваемости и делают жизнь ребенка более безопасной, благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость.

•        Физические упражнения готовят ребенка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю.

•        Физические упражнения способны помочь ребенку справляться со стрессовыми ситуациями и постоять за себя в необходимых случаях.

•        Снятие напряжений в мышцах влияет на наш мозг и дает ему отдых.

•        Снятие умственного напряжения влияет на тело и дает ему отдых.

Как вы думаете, занятия спортом способствуют выработке гормона удовольствия?

    Ученые давно исследуют влияние физической активности на головной мозг человека. Биологам удалось обнаружить, что занятия спортом активируют выработку гормона удовольствия, который помогает справиться с последствиями сильного стресса.

    Как часто мы повторяем: «Движение — это жизнь». Но движение — это и огромная радость, которая появляется от удовлетворения естественной потребности человека в движениях, от познания окружающего мира, от сознания, что тело подчинено разуму и воле.

     Физические упражнения и занятия спортом - испытанные средства профилактики и ликвидации нервного утомления. Они вызывают повышение функций нервной и других систем, способствуя их тренировке. И чем больше движений, чем они разнообразнее и интенсивнее, тем чаще приходится организму мобилизовывать свои физиологические механизмы, обеспечивающие активную функцию органов и систем, тем лучше он тренируется в целом.

     Одновременно мобилизуются и развиваются функции нервной системы, направленные на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Весьма ценно, что физические упражнения, повышая тонус нервной системы, оказывают разностороннее влияние на функции психики, обеспечивая их активность и устойчивость рефлекторной функции центральной нервной системы в целом. Вот почему разносторонние физические упражнения, закаливание, туристические походы, словом, все виды массовой физкультуры и активного отдыха — незаменимые средства укрепления нервной системы, следовательно, и всего организма.

    Здоровая нервная система невозможна без физических упражнений. Поль Брегг считал, что нет ничего лучше для укрепления нервов, чем ходьба в энергичном темпе на дистанции от 3 до 8 км. Она полезна в любом возрасте, и, если вы чувствуете, что такое расстояние для вас чрезмерно, начинайте с малого 1,5-2 км; затем постепенно увеличивайте дистанцию. Энергичная ходьба заставит вашу кровь бежать по сосудам быстрее, нормализует ваше дыхание. Приятная усталость после прогулки поможет лучше спать и пробудит в вас здоровый аппетит. Помните - особенно полезна именно ходьба, а во вторую очередь - бег!

     Ежедневные физические упражнения дисциплинируют, значит, помогают стать более уравновешенными. Вы заметите, как станете спокойнее относиться к проблемам, которые раньше приводили к эмоциональным взрывам. Жизненная энергия наполнит все ваше тело, нервы станут крепче, устойчивость к недугам повысится.

    Так пусть же ваш ребенок как можно больше гуляет и играет в подвижные игры, бегает, прыгает, лазает, плавает. Это очень важно для полноценной деятельности мозга, а, следовательно, и всего организма ребенка.

    Физические упражнения только тогда приносят пользу, когда ими занимаются систематически, поэтому необходимо ежедневно находить время для занятий физическими упражнениями со своими детьми и тщательно следить за их здоровьем, обращая внимание на внешний вид, настроение и самочувствие ребенка.

Укрепляет ли нервную систему правильное дыхание?

Правильное дыхание - еще одно условие укрепления нервной системы. Как известно, есть два способа дыхания. Грудное дыхание — естественный способ дыхания человека при физических усилиях. При нем работает грудная клетка, которая во время вдоха расширяется, а во время выдоха сжимается. Диафрагмальное (брюшное) дыхание проявляется в основном в спокойном состоянии. По сравнению с грудным дыханием оно обеспечивает более полное насыщение крови кислородом, выполняет самомассаж и улучшает работу органов брюшной полости, улучшает перистальтику кишечника, успокаивающе действует на нервы. Дышите правильно и живите долго.

Предлагаю вам выполнить эффективное дыхательное упражнение, укрепляющее нервную систему.

Упражнение для укрепления нервов.

Исходное положение. Стоя, ноги врозь.

Техника исполнения. Сделать выдох. Делая медленный вдох, вытянуть руки вперед на уровне плеч ладонями вверх.

Задерживая дыхание, сжимаем пальцы в кулаки, резко притягиваем руки к плечам и снова выпрямляем их. Сделать 3 раза.

С выдохом опускаем руки и расслабляем их, немного наклоняясь вперед.

Выпрямлять руки медленно, с большим усилием, чтобы мышцы дрожали от напряжения (будто преодолеваем сильное сопротивление). Если трудно выдержать задержку дыхания на 3 раза, делать на 2 раза.

Терапевтический эффект. Укрепляет нервную систему, дает уверенность в себе при общении.

Влияет ли правильное питание на укрепление нервной системы?

Правильное, а значит натуральное, питание - также одно из важных условий укрепления нервной системы. Питаясь, вы снабжаете свой организм всеми необходимыми полезными веществами (витаминами, макро- и микроэлементами), которые помогают восстановить нервную силу.

Как вы считаете, какой минерал, входящий в состав продуктов питания, особенно важен для нервной системы?

Для нервной системы особенно важен кальций. Когда его не хватает, затрудняется передача нервных импульсов, нарастает нервное напряжение, люди становятся раздражительными, плаксивыми, вспыльчивыми без видимой причины.

Особенно важно достаточное поступление в организм кальция для детей и подростков. Его дефицит заметен сразу же: дети слишком возбуждены, их двигательная активность повышена, дети буквально не могут ни минуты усидеть на месте; возникают навязчивые состояния (они кусают ногти, ковыряют в носу).

Поль Брегг в своей практике часто наблюдал буквально перерождение людей после того, как они переходили к питанию натуральными продуктами с достаточным содержанием кальция - они становились доброжелательными, уверенными в себе.

Какие продукты богаты кальцием? (Бобы, свекла, капуста, кресс салат, миндаль, молочные продукты, сыры).

   В нашей жизни должно находиться место и напряжению, и расслаблению. Они должны чередоваться, и тогда происходит укрепление, тренировка нервной системы. Ведь пульсация естественное состояние для нашего организма, и, подобно сердцу, нервная система должна иметь свои ритмы напряжения и расслабления.

   И, наконец, позитивный настрой - великое лекарство. Сохра¬няйте чувство юмора, не забывайте о друзьях, старайтесь увидеть мир во всем его многообразии, созерцайте прекрасное.

   Стремитесь быть мудрыми в воспитании своего ребенка. Помните, позитивно общаясь с ребенком, вы заряжаете его положительной энергией. Наш негатив (крик, раздражение) разрушает неокрепшую психику ребенка и, в конечном счете, ослабляет его здоровье.

Современный мир жесток, но он же предлагает огромные возможности для того, чтобы получать положительные эмоции. Наслаждайтесь жизнью, и тогда ваша нервная система будет укрепляться день ото дня.

Прислушивайтесь к потребностям своего ребенка!

Будьте здоровы! Успехов вам! До свидания!

Памятка для родителей:

 как укрепить нервную систему

1.        Чаще нарушайте монотонность и однообразие физической или умственной работы. Отвлекайтесь и старайтесь мысленно отстраниться и расслабиться.

2.        Старайтесь проводить как можно больше времени на открытом воздухе, заниматься плаванием, работать в саду, выбирать время для регулярных занятий спортом или йогой.

3.        Лучший способ укрепить нервную систему и отдохнуть - это выехать на природу, за город. Замечено, что в процессе единения человека с природой значительно снижается переполненность мозга кровью, успокаивается нервная система, мышечные зажимы расслабляются и уходят.

4.        Научитесь правильно расслабляться. Не воспринимайте расслабление как полное бездействие, инертность или банальное лежание на диване. Расслабление - это сознательный отдых после совершенного усилия и напряжения. Правильное расслабление в сочетании с глубоким дыханием обеспечит максимальное восстановление сил за минимальный промежуток времени. Нервная система успокаивается, и все тело наполняется энергией. Расслабление может дать такой же эффект, как турецкая баня или лечебный массаж.

5.        Хорошо укрепляют нервы водные процедуры. С их помощью вы очищаете поры кожи, а значит, большее количество вредных токсинов будет выводиться из организма. Кроме того, когда вы принимаете душ, происходит стимуляция нервных окончаний на коже, в зависимости от температуры воды душ может быть как стимулирующим, так и успокаивающим средством. Холодная вода - прекрасный способ укрепления нервной системы, поэтому приучайте себя к ежедневным холодным обливаниям. Вечером же, перед сном, лучше подойдут успокаивающие теплые душ или ванна. Обязательно включите в свою жизнь плавание - лучшее из физических упражнений.

6.        Свобода от эмоций. Существует очень сильная связь между нашими эмоциями и такими функциями нашего организма как дыхание, кровообращение и внутренняя секреция. Эмоции часто могут стать причиной перенапряжения и усталости нервной системы, в результате чего организм испытывает нервный шок или вызывает заболевание. Наши эмоции обладают огромной силой. Благодаря собственным ощущениям мы можем «впасть» в болезнь, а можем и полностью излечиться. Свобода от эмоций и внешних и внутренних раздражителей - это залог крепкой нервной системы и здоровья головного мозга.

Литература:

1.        Большая энциклопедия здоровья Поля Брэгга / Моськин А. - М.: АСТ, Сова, ВКТ, - 2009.

2.        Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. - М.: Просвещение, 1990.

3.        Доман Г.Г. Как сделать ребенка физически совершенным. - М.: Просвещение, 1998.

4.        Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии физиологии и гигиены. -М.: Просвещение, 1992.

5.        Мазнев Н. Энциклопедия народной медицины. - М.: Мартин, 2004.

6.        Фельденкрайз М.Н. Осознание ребенка через движение. - М., 2000.

7.        Физическое воспитание детей дошкольного возраста. Сост. Лу- ури Ю.Ф. - М.: Просвещение, 1992.

8.        Фролов В.Г., Юрко П.П. Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. Возрастные особенности системы дыхания. 2.Анализ возрастных особенностей двух систем органов: нервной системы и сердечно-сосудистой системы у детей.

1.     Возрастные особенности системы дыхания.дыхание возрастной гигиенический воздушныйДыхание плода. Дыхательные движения у плода возникают задолго до рождения. Стимулом для их в...

Советы родителям. Физические упражнения дома – залог укрепления здоровья ребенка.

Советы родителям6 Физические упражнения дома – залог укрепления здоровья ребенка.     С чего начинать физическое воспитание ребенка в семье, как уберечь его от болезней, сохранить ...

Консультация для родителей "Укрепление нервной системы младшего дошкольника"

Очень часто родители обращаются за консультацией по поводу изменений в поведении ребёнка: стал тревожным, непослушным, упрямым, обидчивым, агрессивным, трудноуправляемым и т.д. Объединяет все эти проб...

Мелкая моторика представляет собой скоординированные действия мышечной системы в совокупности с костной и нервной системой.

Мелкая моторика представляет собой скоординированные действия мышечной системы в совокупности с костной и нервной системой.Сначала младенец рассматривает свои руки, потом пытается ими управлять, чтобы...

Памятка для родителей «Как снять нервное напряжение у детей» Упражнение на снятие нервного напряжения у детей ЗПР

Дети, подчас бывают такие легко возбудимые, подвижные, слишком уж активные! С ними только немножко повеселишься, так потом успокоить их не можешь, привести, так сказать, в чувства....