Консультация для родителей "Укрепление нервной системы младшего дошкольника"
консультация

Воробьева Ольга Александровна

Очень часто родители обращаются за консультацией по поводу изменений в поведении ребёнка: стал тревожным, непослушным, упрямым, обидчивым, агрессивным, трудноуправляемым и т.д. Объединяет все эти проблемы перевозбуждение нервной системы ребёнка, когда реакция становится неадекватной раздражителю. Реагируя бурно, малыш долго не может успокоиться, а успокоившись обещает вести себя хорошо, но снова происходит срыв. Необходимо стабилизировать нервную систему ребёнка, потренировать его быть более уравновешенным. Некоторые советы:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_oktyabr_2.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Укрепление нервной системы  младшего дошкольника»

Материал подготовил

Педагог-психолог

Воробьева О.А.

Очень часто родители обращаются за консультацией по поводу изменений в поведении ребёнка: стал тревожным, непослушным, упрямым, обидчивым, агрессивным, трудноуправляемым и т.д. Объединяет все эти проблемы перевозбуждение нервной системы ребёнка, когда реакция становится неадекватной раздражителю. Реагируя бурно, малыш долго не может успокоиться, а успокоившись обещает вести себя хорошо, но снова происходит срыв. Необходимо стабилизировать нервную систему ребёнка, потренировать его быть более уравновешенным. Некоторые советы:

  1. Преобладание процессов возбуждения или торможения  в ЦНС зависит от врожденного типа высшей нервной деятельности и темперамента ребёнка (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). В стрессовой ситуации флегматик скорее всего замкнётся и замолчит, меланхолик расплачется, холерик проявит бурную эмоциональную реакцию)
     
  2. Способ реагирования на различные жизненные ситуации не передаётся генетически, а формируется после рождения ребёнка и зависит от того, какую реакцию дают окружающие ребёнка люди. Если родители малыша в стрессовой ситуации избыточно тревожны, пугаться будет и ребёнок. Если родные излишне возбуждены или агрессивны, так же будет реагировать и малыш. 
     
  3. Чтобы ребёнку было легче справляться со своими эмоциями и переживаниями, требования в семье должны быть едиными и постоянными.
     
  4. Несмотря на капризы малыша, последнее слово должно оставаться за родителями.
     
  5. Если есть подозрения на формирующееся гиперактивное поведение, можно проконсультироваться с детским неврологом или детским психиатром. Вовремя назначенное лечение стабилизирует нервную систему ребёнка, воспитательное воздействие будет более эффективным.
     
  6. Можно заниматься с психологом на индивидуальных и подгрупповых занятиях.
     
  7. У детей, имеющих трудности в общении со взрослыми и сверстниками, есть определённая зацикленность на себе. Ребёнку трудно понять чувства, эмоции и желания окружающих, трудно предвидеть последствия своих поступков. Эти умения надо формировать. 
     
  8. Ребёнок с преобладанием процесса возбуждения с трудом переносит ожидание, часто конфликтует со сверстниками, с трудом соблюдает правила распорядка в детском саду. Задача взрослых тренировать процесс торможения у малыша, сделать ребёнка более выносливым и уравновешенным. 

Развитие навыков эмпатии (умения понимать чувства и переживания окружающих) 

  1. Самое важное – личный пример родителей и ближайших родственников.
     
  2. Взрослым необходимо озвучивать свои чувства и учить этому ребёнка. Например, вместо того, чтобы сказать: «Ты - жадина, не дал брату конфету!», можно произнести: «Твой брат огорчился, ему грустно, порадуй его, угости конфетой». Свои чувства и ощущения необходимо называть словом. К примеру: «Я так обрадовалась, когда ты сам убрал игрушки!», «Я очень расстроена тем, что ты капризничал и кричал».
     
  3. Иногда, когда малыш плачет, капризничает хорошо притвориться, что вы его не понимаете. Когда ребёнок успокоится, спросите у него: «Ты плакал, потому-то рассердился? (устал, огорчился и т.д.), чтобы побудить его назвать свои чувства словами. 
     
  4. Можно попросить ребёнка в следующий раз не кричать, а спокойно сказать, что ему нужно.
     
  5. В домашней обстановке любая просьба, любое обращение домашних друг к другу должны быть высказаны спокойно и вежливо с обязательной благодарностью за выполнение. 
     
  6. Необходимо, чтобы вежливые и этикетные слова и выражения присутствовали в словаре ребёнка.
     
  7. Надо приучать малыша делиться, угощать, помогать, дарить подарки и т.д., поясняя: «Папа так обрадовался, когда ты подарил ему свой рисунок»
     
  8. Надо стремиться к тому, чтобы у ребёнка формировалось стойкое желание радовать старших своими поступками. 
     
  9. Когда вы читаете сказки, или ребёнок смотрит мультфильмы, можно комментировать, объясняя переживания персонажей: «Лисичка хитрая, злая, выгнала зайца из дома», «Какой смелый петушок! Он помог зайчику!»
     
  10. Хорошую помощь в этом может оказать кукольный театр или игры с игрушками, когда разыгрывается хорошо знакомая сказка. Ребёнок получает возможность в игре побывать и в роли смелого персонажа, и в роли обиженного, и в роли агрессора. 
     
  11. Можно предложить малышу поиграть в «Больницу», в «Магазин», где он взял бы на себя роль доброго, заботливого доктора или продавца. В любую сюжетную игру можно вносить такие моменты, где ребёнок помогал бы персонажу. 
     
  12. Чтобы чувства окружающих были ребёнком поняты, он должен сосредоточить на них своё внимание. Для детей с преобладающим процессом возбуждения это очень сложно. Развитие активного внимания - ещё одна наша задача.

Развиваем внимание

 

Развитию и совершенствованию умения сосредотачивать внимание на объекте по просьбе взрослого способствуют следующие игры:

  • «Угадай, чем делаю массаж»
  • «Что звучит?»
  • «Чего не стало?
  • Настольные игры
  • Наблюдения (за облаками, за деревом, за собачкой, за машиной и т.д.)
  • Лепка, рисование, аппликация, проводимые совместно со взрослым. В них ребёнок учиться действовать по просьбе и указанию взрослого и предлагает что-то своё спокойно без крика. Можно побуждать ребёнка вносить свои предложения в ходе работы. 
  • Подвижные игры с правилами. Это самый сложный вид игр, т.к. ребёнку приходиться не только подчиняться правилам, но иногда и проигрывать. Умение проиграть, остаться спокойным и порадоваться за партнёра – важное умение, которое формируется по подражанию.
     

Сенсорные игры

Детям нравиться трогать незнакомые предметы, перебирать, рассматривать, раскладывать, сортировать, нюхать или даже пробовать на вкус. Очень удивляет детей, вызывает положительные эмоции, когда знакомый предмет используется неожиданным способом. Малыша может привлечь необычный или яркий цвет предмета, оригинальная форма, размер, издаваемый звук или другие  свойства вещи. Игры, направленные на знакомство ребёнка со свойствами предметов, вещей и явлений, называют сенсорными. Такие игры  развивают интеллект ребёнка, успокаивают и стабилизируют его нервную систему.
 

  1. Игры с красками: «Цветная вода» - для игры потребуются акварельные краски, кисточки, прозрачные стаканы; можно просто смешивать краски в воде, можно рисовать разноцветные разводы на мокром или на сухом листе, можно поиграть в дом: красная краска – томатный сок, белая – молоко, коричневая – кофе. 
     
  2. Игры с водой: переливание, брызгание, бросание в воду, купание кукол, мытьё посуды и т.д.
     
  3. Игры с мыльными пузырями: сперва подуть на кусочки ватки в воздухе, на кораблик на воде, на игрушку – вертушку, через трубочку в стакан, а затем перейти к мыльным пузырям.
     
  4. Игры со светом и тенями: игра «солнечный зайчик», тени на стене, игра с фонариком…
     
  5. Игры со льдом: «тает льдинка» - опустить льдинку в стакан с горячей водой, замораживание разноцветного льда в формочках, рассматривание на улице льдинок и сосулек.
     
  6. Игры с крупами: прячем ручки, находим игрушки, пересыпаем, делаем «дождь», варим кашу.
     
  7. Игры с пластичными материалами. Мнём, отщипываем, надавливаем, катаем и т.д. Можно сочетать лепку с рисованием и аппликацией, украшать вылепленные фигурки крупой, горошком, макаронами и т.д.
     
  8. Игры со звуками. Слушаем звуки: скрип двери, стук ложки о стакан, звон бокалов, стук колёс, звук пылесоса, шуршание бумаги и пакета, стучим сами, играем на музыкальных инструментах.
     
  9. Игра с ритмами. Хлопаем в ладоши, топаем ножками, прыгаем в определённом ритме, танцуем, проговариваем стихи, поём песни.


Желаю успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Игры - экспериментирования а воспитание младшего дошкольника, как субъект здоровьсберегающей деятельности" для воспитателей

Консультация "Игры - экспериментирования в воспитаниии младшего дошкольника, как субъекта здоровьесберегающей деятельности" для воспитетелей...

Консультация для родителей "Показатели успешности младших дошкольников"

Автором представлена консультация для родителей младших дошкольников....

Консультация для воспитателей «Театрализованная деятельность младших дошкольников»

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в младшем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, ...

Консультация для родителей «Игра для младших дошкольников — способ познания окружающего».

Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ...

Консультация для воспитателей. Развитие речи младших дошкольников через игру и игровые приемы.

Консультация для воспитателей.Развитие речи младших дошкольников через игру и игровые приемы....

Консультация для родителей "Как знакомить младших дошкольников с неживой природой"

Консультация для родителей "Как знакомить младших дошкольников с неживой природой"...