Открытый день для родителей и педагогов г. Канска
материал

Кляузова Татьяна Александровна

 Открытый  день для родителей и педагогов г. Канска

Тема: «Создание развивающей предметно-пространственной среды ДОУ для развития самостоятельности и инициативности детей дошкольного возраста»

Выступление старшего воспитателя Кляузовой Татьяны Александровны 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya_1.pdf2.91 МБ
Файл den_otkrytyh_dverey_2.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №11 «Яблонька»

663600 Красноярский край, г. Канск, ул. Пролетарская 31, телефон 3-22-03, эл.почтаlapitch-nina@yandex.ru

Тема:

«Условия для формирования инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста»

Старший воспитатель: Кляузова Т.А.

г. Канск

Важной задачей ДОУ при введении Федеральных Государственных Образовательных Стандартов  становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность детей и позволяющей наиболее полно реализовать себя. А одной из ключевых идей стандарта является принцип поддержки инициативы и самостоятельности детей в разных видах деятельности.

        Только при включенности ребенка в активную деятельность он становится субъектом деятельности, у него формируется познавательная активность и интересы. Поэтому в детском саду у нас созданы все условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить инициативность, самостоятельность  и творчество. Вот здесь и встаёт вопрос о месте педагога в организации образовательного процесса.

        От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависит и уровень общего развития, которого достигнет ребёнок, и степень приобретённых им определенных качеств. Только  поистине преданный своему делу воспитатель является автором всего образовательного процесса, ведь он, зная особенности развития каждого ребёнка, творит, проектирует и создаёт окружение, определяя своё место в нём относительно каждого ребёнка.

        Все это стимулировало  воспитателей  на необходимость  обновления игровых центров  в соответствии с современными требованиями,  создания развивающего пространства для предоставления детям свободы, большого «поля» для самостоятельных действий в реализации своих интересов, изготовления универсальных дидактических пособий для решения образовательных областей и воспитательного процесса.

        Учитывая что все дети, как известно, разные,  интересы и запросы тоже разные, мы даем право определиться с деятельностью с помощью пособия «Доски выбора». Воспитанники  самостоятельно  планируют  с кем и в каких центрах они будут заниматься в течение дня, а это способствует проявлению инициативности и участию в совместной деятельности.  Воспитатели  же могут отследить какой центр востребован, а какой нет и почему, и что нужно сделать или изменить, для того чтобы заинтересовать детей в этом месте.  Центры активности  обозначены в картинках и символах.         В средней группе  «Доска выбора» называется «Я хочу», в старшей «Я могу», а в подготовительной «Я планирую».

        Обновились  центры экспериментирования. Здесь, дети превращаются в маленьких исследователей с неутолимой жаждой новых знаний, впечатлений,  стремлению к самостоятельному поиску новых сведений о мире. Воспитанникам  предложены разные виды материалов: природный, бросовый, разного вида бумага, ткань, весы, разнообразные магниты, микроскопы, глобус, дидактические игры для самостоятельного пользования. В центре дети совместно с воспитателем и самостоятельно проводят эксперименты. Для развития познавательного интереса подобрана специальная детская литература, энциклопедии, пооперационные карты, алгоритмы для проведения опытов, оформлена картотека экспериментов «Я смогу! Я сделаю!».

        Воспитатель и дети взаимодействуют в экспериментальном центре как партнеры.

        В подготовительной группе в центре экспериментирования появилось универсальное дидактическое пособие «Домик волшебных превращений» для решения задач нескольких образовательных областей. Это  пособие предназначено как для совместной со взрослым, так и для самостоятельной деятельности детей. Оно поможет познакомить детей с новым материалом, закрепить пройденный и систематизировать знания детей.

        Детское экспериментирование является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как познавательная инициативность и самостоятельность.

        Универсальные дидактические пособия появились во всех возрастных группах, в них обозначена  тема недели. Это плоскостные планшеты  с разным количеством  карманов, на которых символами или картинками изображены задания. Они предназначены как для совместной со взрослым, так и самостоятельной деятельности детей. Для старших дошкольников они усложняются (по количеству заданий, степени сложности действий, способу выбора партнера).

Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагоги работают, ориентируясь на особенности каждого ребенка и группы в целом. В группах выделено место для  личностного центра, в котором размещены детские коллекции по интересам. Коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в "собирательстве сокровищ". В процессе коллекционирования ребенок учится систематизировать и изучать собираемые предметы. Педагог помогает с поиском новых экспонатов, информации в книгах и энциклопедиях, организацией посещения музея.         Рассказывая  о своей коллекции сверстникам воспитанник вызывает  у них  интерес и желание создать собственную. В группах нашего детского сада есть коллекции камней, открыток, значков, часов, блокнотов, предметов неживой природы,  игрушек из киндеров сюрпризов и др.

В личностном центре собраны семейные фотоальбомы, оформлены портфолио дошкольников, группы. Воспитатели  вместе с ребенком здесь в творческой форме фиксируют его достижения «Копилка добрых дел», «Ладошки успеха», «Звездная дорожка» все это стимулируют желание дошкольника присоединяться к интересам, успехам и деятельности сверстников, поддерживать высокий уровень мотивации, поощрять активность и самостоятельность, развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.  Коробочка "Деловые хлопоты" заполнена бейджиками с изображенным символом роли, которую сегодня ребенок исполняет: «Модельер», «Главный врач», «Эколог», "Главный строитель", «Директор гаража» и др. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, участвовать в игре, предоставляют возможность проявить инициативность, почувствовать свою значимость и уникальность.

Отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня можно благодаря рубрике «Мое настроение», где помещаются фишки или магниты в соответствии с настроением дошкольников. Дети учатся определять не только свое настроение, но и друзей, в старших группах используют для этого пиктограммы эмоционального состояния.

        Дети подготовительной группы предложили  создать «Уголки именинника», атмосфера которого  создается с помощью красивой скатерти и нарядного стула, именинной посуды с ярким рисунком, календарем с обозначением дня рождения детей. Педагоги  поддержали инициативу детей и с радостью воплотили эту идею в каждой возрастной группе.

        Обновлен  речевой центр.  В старшем возрасте возрастает роль книги, как источника новых знаний.  Поэтому необходимо приучить детей самостоятельно выбирать книгу, правильно пользоваться ею.  Для этого в уголке размещены  знаки символы-указатели: как правильно пользоваться книгой, что разрешается, что запрещается. Символы-указатели, например, колобок – это сказки, ёлочка – это природоведческая литература, глобус или знак вопроса –  это  познавательная литература, а книги, принесённые из дома –  домик и т. д. Все это позволяет детям самостоятельно ориентироваться в разнообразии художественной литературы.

При создании игровой среды воспитатели приобрели и используют – магнитные стеновые панели по темам «Наземный, водный и воздушные транспорт», «Животные и птицы», «Насекомые», «Обитатели рек», «Улицы города»,  «Овощи и фрукты». С помощью магнитов дети могут не только самостоятельно  создавать  и развивать игровой сюжет, но и обогащать и активизировать словарный запас, расширять знания, развивать связную речь, строить деятельность на партнерских отношениях.

Обогатилась предметная среда настольными игровыми полями, на которых можно функционально моделировать условия для разных тематических игр. Родители изготовили специальные чехлы на столы для организации настольных режиссерских игр: «Морское путешествие», «Военные учения». Настольно игровые поля  вызывают у детей большой интерес и побуждают их к выполнению в будущем специфичных для их пола ролей. Центры  гендерного воспитания пополнены игрушками профессионального назначения.

Большое внимание педагоги ДОУ уделяют воспитанию у дошкольников чувства патриотизма. Важное место при организации предметно-развивающей среды отведено центру краеведения, где дети могут ознакомиться с национальной культурой, традициями и обычаями своего народа, узнать историю города Канска и Красноярского края. В центре представлены  дидактические игры, куклы в национальных костюмах, сшитые руками воспитателей, родителей, тематические альбомы «Русская изба».

При оформлении центров педагоги не только учитывали мнения воспитанников, но и использовали их творческие работы, изготовленные самостоятельно. Включение дошкольников в общий процесс способствует развитию у них эстетического вкуса, более бережного отношения к обстановке, которая создавалась при их непосредственном участии.

Материалы во всех центрах  группы связаны с ТЕМОЙ недели. Тема дня и неделя размещаются на стенде для информации родителей.

Со всей серьезностью творческая группа педагогов отнеслась к оформлению холла.  Появился  новый центр «Мой Красноярский край - люби и знай». Здесь представлена выставка картин «Народы Красноярского края», народные музыкальные инструменты, расписные матрешки, а также рисунки, поделки,  выполненные детьми и их родителями.

        Такая развивающая среда обеспечивает разнообразие детской занятости по интересам, моделирует ближайшее и  перспективное развитие детской деятельности, а также обладает релаксирующим воздействием.

Работа по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды постоянно продолжается. Педагоги в постоянном поиске новинок, интересных форм работы.

Преимущество созданной развивающей предметно-пространственной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов.   Воспитанники  меньше  конфликтуют  между собой: реже  ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой дошкольников свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад. Значительно  возрастет продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети  создают и выполняют много рисунков, экспериментов, игровых импровизаций, поделок, рассказов это способствует обогащению среды группы и детского сада.

Подводя итоги работы по проектированию пространства детского сада, нужно отметить, что педагогический коллектив ведет свою деятельности не от образовательных форм работы к ребенку, а от ребенка к выбору форм, путей и методов, от возможностей, которыми располагает каждый воспитанник,  развивать его с учетом потенциальных способностей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический педсовет с использованием компетентного подхода по работе с родителями и педагогами на тему «Безопасность глазами детей, родителей и педагогов».

Цель педагогического совета была такова: совершенствовать совместную работу педагогов и родителей по формированию безопасного образа жизни у детей. ...

Буклет для родителей "Мой любимый город -Канск"

В буклете представлены материалы с достопримечательностями и памятниками культуры города Канска....

Консультация для педагогов и родителей "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ ДОУ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ"

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ  ДОУ   И РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОПРОСАМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ...

консультация и презентация для родителей и педагогов " Дети ОВЗ. Принятие родителем и педагогом"

Презентация и консультация " Дети ОВЗ. Принятие родителем и педагогом" подойдёт для просмотра педагогам и родителям как в детском саду так и в школе. Тема принятия ребёнка ОВЗ актуальна в на...

Консультация для педагогов. "Урегулирование конфликта в ДОУ между родителями и педагогом " «Беспокойные родители»

Медиация - это переговоры с целью урегулирования конфликтных, спорных, сложных ситуаций в интересах каждого с участием нейтрального третьего лица (медиатора). А медиатор - нейтральная, беспристрастная...

Информационно - наглядное пособие для работы с родителями мой любимый город Канск

Выходные – это лучшее время для семейного отдыха. Это 48 часов, которые можно весело провести с самыми родными людьми. Здесь подготовлены для вас лучшие идеи совместного отдыха с детьми....

Сценарий спортивного КВН между родителями и педагогами «Педагоги и родители – спортсмены высший класс» (ко Дню 8 марта).

Цель: создать праздничное настроение, уютную, домашнюю обстановку, привлечь родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада, помочь лучше узнать друг друга, воспитывать тёплый, нравстве...