Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие» Музыка
рабочая программа на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Образовательная область
«Художественно – эстетическое развитие»
Музыка
Рабочая программа
Музыкальный руководитель:
Никулина Н.П.
Содержание
- Пояснительная записка
- Возрастные особенности детей ДОУ.
Планируемые результаты (интегративные качества) освоения программы.
- Первая младшая группа
- Возрастные особенности детей ДОУ.
Планируемые результаты (интегративные качества) освоения программы.
- Вторая младшая группа
- Возрастные особенности детей ДОУ.
Планируемые результаты (интегративные качества) освоения программы.
- Средняя группа
- Возрастные особенности детей ДОУ.
Планируемые результаты (интегративные качества) освоения программы.
- Старшая группа
- Возрастные особенности детей ДОУ.
Планируемые результаты (интегративные качества) освоения программы.
- Подготовительная : к школе группа
- Программно -методическое обеспечение.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа составлена в виде развернутого календарно – перспективного планирования на основе основной общеразвивающей программы дошкольного образования в группах оздоровительной и общеразвивающей направленностей МКДОУ «Д\с №2», в основе которой примерная основная общеобразовательная программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
«Содержание образовательной области „Музыка" направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству».
Развитие детей первой и второй младшей группы позволяет проводить с ними планомерную работу по формированию основ музыкальной культуры на занятиях и в повседневной жизни. Музыкальные занятия состоят из трех частей.
1. Вводная часть.
Музыкально-ритмические упражнения. Цель настроить ребенка, развивать навыки основных и танцевальных движений, которые впоследствии будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
2. Основная часть.
Слушание музыки. Цель- приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать. Подпевание и пение. Цель- развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.
В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
3. Заключительная часть.
Игра или пляска. Цель - доставить ребенку эмоциональное наслаждение, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них. На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 10 и 15 минут в первой младшей и второй младшей группе, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.
Слушание.
Приобщать детей к народной и классической музыке. Познакомить с тремя музыкальными жанрами: песней, танцем, маршем. Формировать эмоциональную отзывчивость на произведение, умение различать веселую и грустную музыку. Приучать слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении. Развивать способность различать музыкальные звуки по высоте в пределах октавы - септимы, замечать изменения в силе звучания мелодии (громко, тихо). Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).
Пение.
Учить выразительному пению. Способствовать развитию певческих навыков: петь без напряжения в диапазоне ре (ми) - ля (си), в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).
Песенное творчество.
Развивать желание детей петь и допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля». Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.
Музыкально-ритмические движения.
Формировать умение двигаться в соответствии с двухчастной формой музыки и силой ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание. Развивать умение маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку.
Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать переменно двумя ногами и одной ногой. Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками и без них. Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д. Развивать танцевально-игровое творчество.
Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии. Формировать навыки более точного выполнения движений, передающих характер изображаемых животных.
Игра на детских музыкальных инструментах.
Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием. Формировать умение подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.
Дети средней группы уже имеют достаточный музыкальный опыт, благодаря которому начинают активно включаться в разные виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах и творчество.
Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально-художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству[1].
Занятия являются основной формой обучения. Задания, которые дают детям, более сложные. Они требуют сосредоточенности и осознанности действий, хотя до какой-то степени сохраняется игровой и развлекательный характер обучения. Занятия проводятся два раза в неделю по 20 минут. Их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в программе.
В этом возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые проявляются при восприятии музыки, подпевании, участии в игре или пляске и выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому приоритетными задачами являются развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкально-ритмических движениях.
Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни.
Музыкальные занятия состоят из трех частей.
1. Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения. Цель - настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
2. Основная часть. Слушание музыки. Цель - приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально па них реагаровать. Подпевание и пение. Цель - развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем. Песенное творчество. Цель - побуждать ребёнка к самостоятельному сочинению мелодии колыбельной и формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст[2].
В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
3. Заключительная часть. Игра или пляска. Цель - доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них. На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 15 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.
«Содержание образовательной области „Музыка" в старшей группе направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
- развитие музыкально художественной деятельности;
- приобщение к музыкальному искусству».
Продолжительность занятия в старшей группе составляет 25 минут два раза в неделю.
Музыкальные занятия состоят из трех частей:
Слушание
Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее.
Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической,- народной и современной музыкой; со структурой 2- и 3-частного музыкального произведения, с построением песни. Продолжать знакомить с композиторами.
Воспитывать культуру поведения при посещении концертных залов, театров (не шуметь, не мешать другим зрителям наслаждаться музыкой, смотреть спектакли).
Продолжать знакомить с жанрами музыкальных произведений (марш, танец, песня).
Развивать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза).
Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкальных инструментов (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).
Пение
Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы, брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно, громко и тихо.
Способствовать развитию навыков сольного пения с музыкальным сопровождением и без него.
Содействовать проявлению самостоятельности, творческому исполнению песен разного характера.
Развивать песенный музыкальный вкус.
Песенное творчество
Развивать навык импровизации мелодии на заданный текст, сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую.
Музыкально-ритмические движения
Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер - музыки, ее эмоционально-образное содержание; умение свободно ориентироваться в пространстве, выполнять npocTeniririe перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами.
Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед).
Познакомить детей с русскими хороводом, пляской, а также с танцами других народов.
Продолжать развивать навыки инсценирования песен; умение изображать сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т.д.) в разных игровых ситуациях.
Развитие танцевально-игрового творчества
Развивать танцевальное творчество; формировать умение придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя самостоятельность в творчестве.
Совершенствовать умение самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни.
Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов.
Игра на детских музыкальных инструментах
Развивать умение исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп.
Развивать творчество, побуждать детей к активным самостоятельным действиям.
У детей 6—7 лет появляется интерес к музыкальной грамоте, стремление выразительно исполнить песню, танец, проявлять творчество, желание высказать свое мнение об услышанном. Они мотивируют свои предпочтения, проявляют повышенный интерес к импровизации и сочинительству.
Продолжительность занятия составляет 30 минут два раза в неделю.. При организации занятий необходимо учитывать следующее:
• Восприятие музыки проходит как диалог с композитором, как переживание определенного эмоционального состояния и эстетических чувств.
• Осознание эстетических эмоций, связанных с музыкой, означает в конечном счете развитие музыкального вкуса и сознания, которое зависит от педагога, организующего работу так, чтобы ребенок почувствовал образ и смог передать его с помощью разных видов культурно-художественной деятельности. Синтез разных видов искусств и интеграция культурно-художественной деятельности в эстетическом воспитании основываются на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими для каждого из них средствами.
• Воплощение переживаемого в творческой деятельности дошкольника 6-7 лет является обязательным. Синтезируя имеющийся у него художественный опыт, ребенок испытывает потребность выразить свои переживания и фантазии в объективной форме. Известно: чем богаче художественный опыт дошкольника, тем точнее критерии оценки, тем выразительнее его творчество.
Музыкальное развитие детей осуществляется и на занятиях, и в повседневной жизни. Музыкальные занятия состоят из трех частей:
1. Вводная часть. Музыкально-ритмические упражнения. Цель - настроить ребенка на занятие и развивать навыки основных и танцевальных движений, которые будут использованы в плясках, танцах, хороводах.
2. Основная часть. Слушание музыки. Цель - приучать ребенка вслушиваться в звучание мелодии и аккомпанемента, создающих художественно-музыкальный образ, и эмоционально на них реагировать. Подпевание и пение. Цель - развивать вокальные задатки ребенка, учить чисто интонировать мелодию, петь без напряжения в голосе, а также начинать и заканчивать пение вместе с воспитателем.
В основную часть занятий включаются и музыкально-дидактические игры, направленные на знакомство с детскими музыкальными инструментами, развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.
3. Заключительная часть. Игра или пляска. Цель - доставить эмоциональное наслаждение ребенку, вызвать чувство радости от совершаемых действий, интерес к музыкальным занятиям и желание приходить на них. На занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 15 минут, используются коллективные и индивидуальные методы обучения, осуществляется индивидуально-дифференцированный подход с учетом возможностей и особенностей каждого ребенка.
Планируемые промежуточные результаты (интегративные качества) освоения данной программы* Возрастные особенности детей ДОУ.
Первая младшая группа
(от 2 до 3 лет)
На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.
Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации.
Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения , в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов.
К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.
Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия, которые совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности.
В середине третьего года жизни появляются действия с предметами заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.
На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.
Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
в первой младшей группе:
- узнают знакомые мелодии и различают высоту звуков (высокий - низкий);
- вместе с воспитателем подпевают в песне музыкальные фразы;
- двигаются в соответствии с характером музыки, начинают движения с первыми звуками музыки;
- умеют выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук;
- называют музыкальные инструменты: погремушки, бубен[3].
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
- В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
- Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
- Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
- Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
- Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
- Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу. - В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса—и в помещении всего дошкольного учреждения.
- Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
- Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
- В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
- Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
- Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
- В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
во второй младшей группе:
- слушает музыкальное произведение до конца;
- узнает знакомые песни;
- различает звуки по высоте (в пределах октавы);
- замечает изменения в звучании (тихо - громко);
- поет, не отставая и не опережая других;
- умеет выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно
ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.);
- различает и называет детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие,
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.
Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изоб-эазительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; говершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, знимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.
в средней группе:
- внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением;
- узнавать песни по мелодии;
- различать звуки по высоте (в пределах сексты - септимы);
- петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение;
- выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения;
- выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах;
- выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками);
- инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы;
- играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.
Старшая группа
(от 5 до 6 лет)
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры н строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрастрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования: 1) от природного материала к художественному образу (в этом случае ребенок «достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к природному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядногс моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектоЕ и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объектс-в результате различных воздействий, представления о развитии и т. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.
Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой родуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.
Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение юбщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
в старшей группе
- Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).
- Различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
- Может петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента.
- Может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.
- Умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении).
- Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует, не подражая другим детям.
- Умеет играть мелодии на металлофоне по одному и в небольшой группе детей.
Подготовительная :
к школе группа (от 6 до 7 лет)
В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, трудоустройство и т. д.
Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель-шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.
Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д,
Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.
При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.
Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.
Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.
В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.
Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.
У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.
Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со .таршей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произволъным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер ощений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.
В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половойя идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
в подготовительной группе:
- Узнают мелодию Государственного гимна Российской Федерации.
- Определяют жанр прослушанного произведение (марш, песня, танец) и инструмент, на котором оно исполняется.
- Определяют общее настроение, характер музыкального произведения.
- Различают части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев).
- Могут петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание).
- Могут петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него.
- Умеют выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок.
- Умеют выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг).
- Инсценируют игровые песни, придумывают варианты образных движений в играх и хороводах.
- Исполняют сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии.
Программно -методическое обеспечение.
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. «От рождения до школы»
Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. —М,:
Мозаика-Синтеэ, 20052010.
Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность. — М., 2004.
Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. — М.:-Мозаика-Синтез, 2005-2010.
Зацепина М. Б., Антонова ТВ. Праздники и развлечения в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
[1] От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Всраксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М: Мозаика-Синтез, 2010. С. 152.
[2] Там же, с. 153.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность во второй младшей группе. Образовательная область ,, Художественное творчество". «Коммуникация», «Познание» «Музыка». Тема: « Украшаем сапожок».
Интегрированное занятие во второй младшей группе по теме: " Украшаем сапожек"...
НОД в образовательной области "Художетственно-эстетическое развитие. Музыка"
Конспект НОД на тему: "В гости кукла к нам пришла" (образовательная область "Художественно-эстетическое развитие. Музыка")...
Непосредственная образовательная деятельность Художественно-эстетическое развитие «Музыка» Ознакомление с миром природы Средняя группа Тема: «В гости к Осени»
Цель: « Художественно-эстетическое развитие »: Приобщать детей к музыкальной культуре. Развивать голосовой аппарат, музыкальный слух. Совершенствовать навыки игры на детских музыка...
Образовательная деятельность Художественно- эстетическое развитие (Музыка) «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей 6-7 лет через песни военных лет».
Реализация содержания программы в образовательных областях : познавательное, социально- коммуникативное, речевое, художественно- эстетическое, физическое.Виды детской деятельности: восприятие художест...
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности Художественно-эстетическое развитие. Музыка с детьми старшей группы Тема: «Школа горошка»
Методическая разработка непрерывной образовательной деятельностиХудожественно-эстетическое развитие. Музыка с детьми старшей группыТема: «Школа горошка»...
Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Ветка рябины» Образовательная область: художественно-эстети; познавательное развитие; ; физическое развитие;
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 73 «Искорка» г. Минеральные Воды Минераловодского городского округаСтавропольского края...
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Художественно- эстетическое развитие" (Музыка)
Одним из приоритетных направлений работы с детьми в детском саду является исследовательская деятельность. Вот и на музыкальном занятии мы не обошли стороной тему поиска ответа на вопрос: "М...