Современные образовательные технологии в работе воспитателя
статья на тему

Политова Валентина Арнольдовна

Использование современных технологий в воспитательно – образовательном процессе положительно влияет на успешность воспитанников в социальном и интеллектуальном развитии, а также на освоении детских видов деятельности и творчества. В статье описала современные технологии, которые использую в своей работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные образовательные технологии в работе воспитателя

(из опыта работы)

Использование в своей работе современных образовательных технологий является условием интеллектуального, творческого и духовного развития  моих воспитанников. В основе этих технологий лежат принципы, приемы, методы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания и развития задачами сохранения здоровья и формирования ключевых компетенций. Большой акцент делаю на применение здоровьесберегающих технологий.  Перед собой ставлю цель – обеспечить условия для формирования физически здоровой личности ребенка, создать целостную систему работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников. В рамках здоровьесберегающих технологий выделяю несколько направлений, работа по которым строится с учетом психофизических особенностей  детей. Использую  дыхательную, пальчиковую, глазодвигательную гимнастики, динамические паузы, профилактические упражнения для профилактики плоскостопия и сколиоза.  Все это положительно сказывается на психоэмоциональном состоянии детей, развивает их потенциал. Кроме того, защищает детский организм от перенапряжения и усталости.

Пальчиковую гимнастику провожу в любой удобный отрезок времени. Начинается она с разминки пальцев рук – сжимание в кулак и разжимание пальцев. Затем использую упражнения для расслабления пальцев и кистей рук. Далее даю задания на удержание позы кисти руки. Сначала все упражнения выполняем медленно. Постепенно задания усложняются. Мы приступаем к работе двумя руками одновременно. Упражнения по удержанию позы проводятся по подражанию, по речевой инструкции. Каждый комплекс разучиваем в течение недели, затем повторяем. Физминутки провожу для того, чтобы сбросить напряжение от непосредственно образовательной деятельности. На занятиях ребенок часто утомляется, внимание его рассеивается, поэтому в середине занятия провожу физминутку продолжительностью 2-3 минуты, после чего, сняв напряжение, ребенок с новыми силами приступает к образовательной деятельности. Чаще всего физминутки сопровождаю текстом. Гимнастику для глаз провожу ежедневно по 3-5мин. В любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.  Данная гимнастика помогает снять статистическое напряжение мышц глаза. Гимнастику дыхательную провожу в различных формах физкультурно – оздоровительной работы с младшего возраста. Благодаря дыхательной гимнастики, у детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации его работы в целом. Гимнастика пробуждения провожу ежедневно после дневного сна, 5-10мин. Во всех возрастных группах. Форма проведения такой гимнастики может быть различна: упражнения на кроватках, ходьба по массажным дорожкам, легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях.

Подвижные и спортивные игры провожу ежедневно на занятиях физической культуры, на прогулке, в групповой комнате – малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираю в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Закаливающие мероприятия содействуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Одной из самых действенных закаливающих процедур в повседневной жизни является прогулка, во время которой дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Кроме подвижных игр на свежем воздухе, широко использую разнообразные упражнения в основных видах движений: бег и ходьба, прыжки, метание, бросание и ловля мяча, упражнения на полосе препятствий.

Помимо всего выше перечисленного, в ДОУ проводится витаминизация блюд.

Таким образом, применение здоровьесберегающих технологий формирует у детей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья.

Технология проектирования поддерживает и обеспечивает развитие умственных и речевых способностей детей, формирует познавательную компетенцию. Вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие дополнительных задач проекта помогает мне формировать у детей активную жизненную позицию, умение грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач, формировать разные умения и навыки. Использование проектной деятельности в своей работе позволяет мне лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка. Используя данную технологию, работу строю следующим образом. Сначала ставлю  перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребенка, в решение проблемы вовлекаю дошкольников, намечаю план движения к цели (поддерживаю интерес детей и родителей), на родительском собрании обсуждаем план работы, составляем схему проведения проекта, собираем информацию, материал, провожу занятия, игры, наблюдения, даю домашние задания родителям и детям, поощряю самостоятельные творческие работы детей и родителей, организовываю презентацию проекта, подвожу итоги, выступая на педсовете, обобщаю опыт работы.

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребенка.

Используя в своей практике игровую технологию, для себя ставлю цель – не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким – то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Ведь игра – это тот вид деятельности, где дети в полную меру учатся общаться друг с другом, дружить, уважать мнение сверстника. Игровую технологию я строю как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

В игровую деятельность последовательно включаю:

-игры – упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

-группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

-группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

-группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку.

В своей практике большое внимание уделяю дидактическим играм, таким как: игры – поручения, игры – предположения, игры – беседы, игры – путешествия.

Проведя ряд практических занятий с детьми можно сделать следующие выводы: дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

Одними из приоритетных технологий образовательной системы в дошкольном воспитании являются личностно – ориентированные технологии, которые ставят в центр всей образовательной деятельности личность ребенка. Основная и очень ответственная задача ДОУ – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Поэтому перед собой поставила цель: создать такие  условия, которые  позволят работать с каждым ребенком в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Личностно – ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому моя педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему: обращаюсь с детьми ласково, с улыбкой, стремлюсь установить доверительные отношения, поощряю самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывая их индивидуальные особенности, слушаю детей внимательно и с уважением, вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы, обсуждаю проблемы, разговариваю с детьми, выбирая позицию «на уровне глаз», общаясь с ребенком, присаживаюсь рядом, в течение дня общаюсь не только с группой в целом, но и с каждым ребенком индивидуально.  Находясь рядом с детьми, создаю условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками. Стремлюсь разрешать конфликты между детьми в мягкой форме. Помогаю овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, благодарить за помощь. Работая длительное время с детьми, я взяла за правило не ограничивать естественный шум в группе, приучаю разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям общаться и играть. Воспитательно – образовательный процесс выстраиваю таким образом, что в ходе организованной образовательной деятельности учитываю возрастные возможности и интересы детей. Организовываю образовательную деятельность в форме совместной игры.  Поддерживая положительное самоощущение детей, способствую формированию у них знаний о себе: предоставляю детям самостоятельность в выборе игрушек, занятий, партнеров по игре. Обращаюсь к ребенку по имени, подчеркивая его достоинства, поощряю высказывание детьми их чувств и мыслей, рассказывание о событиях, участниками которых они были. Чаще пользуюсь поощрением, поддержкой, чем порицанием и запрещением. Собственным поведением демонстрирую уважительное отношение ко всем детям.

Таким образом, использование современных технологий в воспитательно – образовательном процессе положительно влияет на успешность воспитанников в социальном и интеллектуальном развитии, а также на освоении детских видов деятельности и творчества. В дальнейшем планирую продолжать повышать свой профессиональный уровень, внедрять инновационные технологии, разрабатывать новые проекты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные образовательные технологии в работе воспитателя ДОУ: «О природных явлениях через исследовательскую деятельность»

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знани...

Презентация "Использование современных образовательных технологий в работе воспитателя Ревякиной И. А."

Презентация содержит информацию об использовании образовательных технологий в работе с детьми....

Мастер-класс для воспитателей "Современные игровые технологии в работе воспитателя"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20315866","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20315871","attributes":{"alt":"","class"...

1.1.1 Отчет об использовании современных образовательных технологий в работе воспитателя Дзигоевой Инги Темуровны

Педагогическая технология - это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого р...

Использование современных образовательных технологий в работе воспитателя детского дома

отчет воспитателя детского дома об использовании современных образовательных технологий в своей работе с детьми...

Консультация для воспитателей «Современные образовательные технологии в работе с детьми раннего возраста в ДОУ»

Консультация для воспитателей«Современные   образовательные технологии в работе с детьми раннего возраста в ДОУ»...

Мастер – класс «Использование современных образовательных технологий в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 22          Мастер – класс «Использование современных образовательны...