Использование современных образовательных технологий в работе воспитателя детского дома
статья

Сидорова Ирина Валентиновна

отчет воспитателя детского дома об использовании современных образовательных технологий в своей работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovatelnye_tehnologii.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий в работе воспитателя детского дома «Солнышко» Сидоровой И.В.

Современное государство  предъявляет педагогам особые требования и раскрывает новые направления в организации воспитания и развития детей дошкольного возраста.  Для оптимизации образовательного и воспитательного процесса педагоги успешно используют в своей практике различные образовательные технологии.

К числу современных образовательных технологий относятся: здоровьесберегающие технологии; технологии проектной деятельности; технология исследовательской деятельности; формационно-коммуникационные технологии; личностно-ориентированные технологии; технология портфолио; игровые технологии; технология «ТРИЗ»; сайтостроение.

В своей работе я так же активно использую современные образовательные технологии, т.к. они помогают повысить эффективность  моей профессиональной деятельности, а так же дают возможность моим воспитанникам расти активными, любознательными и творческими людьми.

Здоровьесберегающие  технологии.

Цель - обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него привычки к здоровому образу жизни.

В нашем детском доме осуществляется комплексный подход к организации здоровьесберегающего пространства: укрепление, сохранение здоровья наших воспитанников. Коллектив сотрудников целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт.

В детском доме постоянно осваивается комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах обучения и развития. Разнообразные лечебно-оздоровительные мероприятия, осуществляемые в рамках программы по здоровьесбережению, наряду с активно проводимой разносторонней санитарно-просветительной работой, позволяют максимально использовать все доступные средства для достижения главной цели – формирование, сохранение и укрепление здоровья всех детей дошкольного учреждения.

С учетом индивидуальных особенностей детей применяю на практике комплекс закаливающих процедур, в своей работе, согласно режима дня, организовываю двигательную деятельность детей. Я провожу  такие технологии сохранения и стимулирования здоровья: - соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН; - облегченная одежда в детском доме; - утренняя гимнастика; - гимнастика после сна; - ребристые дорожки для профилактики плоскостопия;- правильная организация прогулок и их длительность;- ритмопластика;- динамические паузы;- релаксация;- пальчиковая гимнастика;- мытье прохладной водой рук по локоть (средний, старший возраст);- самомассаж;- дыхательная и звуковая гимнастика по А.Стрельниковой.

Технологии проектной деятельности.

Цель - развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

Технология проектной деятельности дает возможность педагогу научить своих воспитанников находить и извлекать необходимую информацию и усваивать ее в виде новых знаний. 

В феврале-марте 2021 года с воспитанниками ОГКОУ Ивановского специального (коррекционного) детского дома «Солнышко мной был реализован педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Я люблю тебя, Россия!»

Цель проекта: создание условий для становления основ патриотического сознания детей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

 Задачи: 1. Знакомить воспитанников со значимыми событиями, государственными праздниками, расширять представления о стране, столице, символике государства.

2. Формировать у детей любовь к родному краю (причастности к родному городу, области, знакомство с природой родного края).

3. Поддерживать интерес к культурному наследию своего народа.

4. Воспитывать патриотические чувства и чувства уважения к людям разных национальностей.

Технология исследовательской деятельности.

Цель - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления. Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная  задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты. Так же ТРИЗ позволяет нам  использовать в учебном процессе метод моделирования.

Я широко использую метод наглядного моделирования и мнемотехники в своей работе. При разучивании стихотворений и песен к утренникам, для закрепления алгоритмов режимных моментов (умывание, одевание на прогулку и т.д.). Этот метод помогает моим воспитанникам мыслить нестандартно, самим добывать знания, а не получать готовые ответы.

Информационно-коммуникационные технологии.

Современные реалии мира предъявляют качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования. Сегодня трудно представить процесс образования без использования современных информационных технологий. В условиях детского дома  осуществляется использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности, в учебно-воспитательном процессе. В организованной, в совместной деятельности, на праздниках и развлечениях, при подборе иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, при обмене опытом педагогов, при оформление групповой документации, отчетов, создании презентаций в программе Рower Рoint для занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний, создание интерактивных игр и тренажеров для детей, при осуществлении работы персональных сайтов и сайта детского дома.

Работа с  детьми дошкольного возраста имеют свою специфику, чтобы привлечь внимание детей и заинтересовать их,  вся информация  должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Это могут обеспечить только средства ИКТ.

В своей работе я использую следующие средства ИКТ: компьютер (ноутбук), мультимедийное оборудование; принтер; телевизор; магнитофон; фотоаппарат.

При всей необходимости использования ИКТ не следует забывать следующие правила:

- ИКТ должны только дополнять педагога, а не заменять его;

- нельзя использовать ИКТ очень часто, так как при подготовке и организации таких мероприятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке (при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям);

- не забывать о продолжительности использования ИКТ в соответствии с Сан ПиН и возрастом детей.                          

Таким образом, внедрение ИКТ в учебно - воспитательный процесс влечет за собой необходимость формирования ИКТ - компетентности педагога, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. Педагог, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности.

Личностно - ориентированная технология.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированная технология реализуется так же в предметно – пространственной развивающей среде,  которая позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, свои возможности и интересы. В группах детского дома широко используется метод зонирования. Каждый ребенок может найти себе задание по интересам: почитать книгу в книжном уголке, сделать поделку в уголке творчества, поиграть в игровой зоне.

Чтобы приблизить условия детского дома к домашним, и чтобы каждый наш воспитанник чувствовал свою индивидуальность и уникальность, мы оборудовали каждому ребенку свою «полочку личных вещей», свой фотоальбом и свою накопительную папку с  рисунками, которые они с удовольствием демонстрируют гостям нашего детского дома.

Технология портфолио.

          У каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все самое важное, радостное, интересное и достойное из того, что происходит в профессиональной деятельности.  Таким досье может стать портфолио педагога. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности, и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога.

У меня тоже есть свое накопительное портфолио. Мое портфолио красочное, яркое, с множеством фотографий. Оно каждый год пополняется новыми материалами.

Так же совместно с воспитанниками мы ведем и портфолио группы, где копятся достижения наших воспитанников в разнообразных видах деятельности, их успехи, положительные эмоций.

Портфолио дает нам возможность еще раз пережить приятные моменты нашей жизни, это своеобразный маршрут развития.  

Игровая технология.

Педагогам-дошкольникам всегда надо помнить о  том, что игра – является ведущим видом деятельности детей.  Игровой метод обучения и воспитания способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки, установлению психологически адекватной возрасту ситуации общения. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопонимания, развиваются творческие способности детей. Хорошая, умная и занимательная игра активирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, обеспечивает восприятие нового материала.

Я широко использую игровую мотивацию и игровые приемы обучения. Отдельно хотелось бы остановиться на играх для развития мелкой моторики рук. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего детства. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. При этом хорошо проговаривать простые песенки и потешки («Сорока», «Ладушки», «Коза» и т.д.). Именно с этих игр-потешек я начинаю свою работу с  неговорящими детьми раннего возраста.  В  младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения с предметами, застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки, играть в пальчиковые игры («Семья», «В гости к пальчику большому…», «Замок», «Черепашки», «Ежик»   и т.д.) И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе. Здесь могут использоваться элементы самомассажа, графические упражнения, игры с сухим бассейном.

Таким образом, воспитателю очень важно владеть игровыми технологиями, и я  убеждена, что именно использование игр обеспечивают успех занятий, делают их увлекательными и желанными для детей.

Сайтостроение.

Изменения, происходящие в современном мире, на сегодняшний день не могут не затрагивать сферу образования. Одним из популярнейших источников получения информации сегодня для большинства жителей нашей планеты стал интернет, который многогранен и безграничен. Благодаря созданному сайту происходит: развитие сотрудничества между педагогами и родителями посредством живого общения  на страницах сайта; информирование родителей о закономерностях развития и особенностях методики воспитания детей; педагогическое просвещение  (полезные ссылки, статьи); непосредственный обмен видео- и фотоматериалами на страницах сайта. У меня тоже есть свой персональный сайт в социальной сети работников образования http://nsportal.ru/

Ссылка на мой сайт: https://nsportal.ru/i-sidorova

Таким образом, обобщая все вышеизложенное можно сделать вывод о том, что применение современных педагогических технологий в образовательном и воспитательном процессе актуально, современно и эффективно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в работе по музыкальному воспитанию в детском саду

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Мы открываем перед ним дверь в этот мир, помогаем развивать у него способности, и прежде всего эмоциональную отзывчивость. Применение  на музыкальн...

Использование современных образовательных технологий в работе по музыкальному воспитанию в детском саду

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Какие же педагогические технологии может применять в своей р...

Презентация "Использование современных образовательных технологий в работе воспитателя Ревякиной И. А."

Презентация содержит информацию об использовании образовательных технологий в работе с детьми....

1.1.1 Отчет об использовании современных образовательных технологий в работе воспитателя Дзигоевой Инги Темуровны

Педагогическая технология - это такое построение деятельности воспитателя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого р...

Мастер – класс «Использование современных образовательных технологий в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 22          Мастер – класс «Использование современных образовательны...