Метод проектов как форма организации педагогического процесса в ДОУ
консультация на тему

Каширина Светлана Сергеевна

Консультация для педагогов ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Метод проектов как форма

организации педагогического процесса в ДОУ»

Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15—20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность дает метод проектов, позволяющий педагогам расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, дать возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка.

Проектная культура как часть общей культуры созидательной преобразующей деятельности имеет широкие возможности для решения задач гуманизации дошкольного образования, поддержки и оптимизации процессов разностороннего развития и личностного становления детей.

Метод проектной деятельности развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать свою значимость, ощутить себя полноправным участником событий, способствует усилению позиций: «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе.

Атмосфера поддержки и творчества, ответственности за результат стимулируют взрослых и маленьких участников проекта к самосовершенствованию. Изменение отношения человека к возможностям самопознания, преобразования себя и окружающего мира — один из определяющих критериев успешности проектной деятельности.

Важные особенности проектной деятельности — непосредственная связь с повседневной жизнью, интересными событиями и необычными свойствами привычных предметов; возможность достичь объективно и субъективно значимого результата; нерасчлененность на предметные области; широкий спектр видов деятельности; важность не только результата, но и процесса и способов его достижения; возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения.

Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны. Например, Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода и М.Б. Зуйкова в младшем дошкольном возрасте определяют их как: вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизацию желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом); формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте это: формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; формирование умения использовать данные методы, способствующие решению поставленной задачи; развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

В основе проекта обычно лежит какая-либо проблема. В зависимости от ее характера, способов разрешения и преобладающих форм деятельности участников проекта различают несколько видов проектов.

Исследовательские проекты предполагают проверку некоего предположения (гипотезы) с использованием научных методов познания (наблюдения, эксперимента). Опыт показывает, что старшие дошкольники могут стать полноценными участниками этапов формулировки цели проекта, разработки плана мероприятий, обсуждения путей решения проблемы, практического осуществления запланированного.

Творческие проекты связаны с подготовкой праздников, театральных представлений, съемкой видеофильмов. Дети 5—7 лет могут принимать участие в разработке отдельных фрагментов сценария, стать исполнителями заданных взрослыми ролей.

Приключенческие и игровые проекты - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношении в определенных проблемных или учебных ситуациях. Поскольку в основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра, дети охотно включаются в проектную деятельность, легко осваивают свои роли, активно участвуют в развитии сюжета, с интересом собирают информацию и выполняют действия, необходимые для соответствия роли и достижения поставленных целей.

Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации о каком-либо объекте, явлении. Благодаря присущей детям любознательности, потребности выполнять общественно значимую работу, приносить пользу старшие дошкольники охотно включаются в информационные проекты в том случае, если им интересна проблема, лежащая в его основе, и очевиден прикладной характер предполагаемого результата. Для обеспечения самостоятельности детей при работе над проектом педагогу необходимо заранее составить вместе с детьми детальный план описания объекта, определить последовательность действий.

Практико-ориентированные проекты связаны с работой по достижению значимого результата. В отличие от информационных, исследовательских, творческих проектов в данном случае спектр видов деятельности, ведущих к достижению цели, может быть различным.

Проекты также подразделяют:

  • по составу и количеству участников;
  • по степени определенности результата (предполагаемые результаты могут быть заранее известны участникам проекта или на основе его результатов создается нечто заранее им неизвестное);
  • по срокам реализации (краткосрочные и долговременные);
  • по тематике (темой проектов могут стать определенный раздел образовательной программы, программы дополнительного образования. Но если тема возникла по инициативе детей, это очень ценно и должно найти поддержку со стороны взрослых).

Проектная деятельность организуется в условиях ДОУ. Ведущий вид деятельности дошкольников — игра. Начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками. Например: «Моя любимая игрушка», «В гостях у сказки». В старшем дошкольном возрасте появляются следующие виды проектной деятельности. Комплексные: выставка творческих работ и праздники: «Моя родина Россия», «Дорогая моя столица», «Космонавты живут на земле», «День птиц», «Осенняя пора», «Книжкина неделя». Творческие: спектакль для малышей, вернисаж «Красивое своими руками», «Концерт для мам». Практико-ориентированные: благоустройство группы, оформление и уход за клумбой. Индивидуальные: «Зверье мое», «Моя семья». Групповые: «Нам на улице не страшно», «В стране математики», «Мы любим спорт». Исследовательские: «Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде?», «День и ночь», «Здоровое питание», «Как растет горох?» и др.

Чтобы грамотно выстроить проектную деятельность, нужно определить видовую принадлежность планируемого проекта, поскольку каждый вид имеет определенную логику построения.

Общая схема организации проектной деятельности может быть представлена такой последовательностью.

  1. Определение проблемы, актуальной и интересной для всех предполагаемых участников проекта, разрешение которой посильно детям, а также соответствует материально-техническим возможностям ДОУ и уровню подготовки специалистов. По-настоящему «жизненные» проекты обычно возникают спонтанно, являются органичной частью общего контекста жизни детей и взрослых. Но существуют области знаний и деятельности, интересные абсолютному большинству детей. Примерами таких «беспроигрышных» затей могу служить проекты: «Интересное рядом» (о необычных свойствах привычных вещей), «Знакомые незнакомцы» (об удивительных особенностях жизнедеятельности знакомых детям животных и свойствах растений), «Мультфильм своими руками», «Тайны ремесел», «Космический комикс» и др.

Необходимо отметить, что помимо содержания работы, определяющим фактором интереса детей и развивающего эффекта проектной деятельности служит степень их участия в проекте. Поэтому, становясь исполнителями даже самой интересной задумки, дети быстро утрачивают к ней интерес, теряется формирующий потенциал проекта.

  1. Мотивирующее начало проекта, понимаемое как создание проблемной, личностно-ориентированной (личностно-развивающей) ситуации. По форме — это задача, учебная проблема, вызывающая у детей интерес, потребность участвовать в ее разрешении. Отличительная особенность такой ситуации состоит в том, что в ее рамках ребенку предоставляется возможность увидеть себя в отношении к другим членам, сделать вывод из собственного опыта, преодолеть незнание и непонимание.

Осознание сути проблемы, учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление. Важно отметить, что речь идет о цели, поставленной детьми перед собой, а не навязанной им извне. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь воспитанникам сделать выбор самостоятельно, осознать, сформулировать, уточнить цели, желания, проблемы.

  1. Поиск форм реализации проекта. В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предложить конкретные пути решении проблемы, но при помощи взрослых способны наметить ориентиры и составить план действий.
  2. Этап организации работы над проектом связан с подготовкой необходимых материалов, распределением ролей между участниками, составлением развернутого плана. Огромное значение приобретает организация развивающей, познавательной, предметной среды. По мысли одного из родоначальников проектного метода Дж. Дьюи, важнейшим в данном способе построения учебной деятельности является создание в организованном образовании условий, близких к естественным. Прежде всего, это касается свойств образовательной среды, которая в таких условиях становится более насыщенной и разнообразной, чем это принято в условиях традиционных методов, приобретает «способность побуждать к активной поисковой, творческой деятельности» участников проекта. Такую среду принято называть активизирующей.
  3. Реализация проекта:
  • информационный запрос, начальная проблема для проектной деятельности обычно представляет собой противоречие между неким фактом и уровнем представлений детей о нем, определенными задачами и возможностями их решения. Поэтому на начальной стадии реализации проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний и умений для достижения поставленной цели. В ответ на возникающий у них «информационный запрос» организуется работа по поиску информации, ее анализу, освоению необходимых навыков. Таким образом обеспечивается мотивационная основа образовательного процесса, расширяется спектр осваиваемых дошкольниками умений, формируются образовательные потребности;
  • практическая деятельность по реализации проекта, в ходе которой может вновь возникать «информационный запрос», а также необходимость в промежуточной оценке работы, внесении определенных коррективов.

На этапе реализации проекта открываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей, готовится почва для проявления и развития индивидуальности детей, осознания ими своих интересов, склонностей, способностей. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов, наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам и пр. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не лишали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.  Самостоятельность детей на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств, как ответственность, независимость, уверенность в себе, творческий подход к деятельности, способность актуализировать свои потенциальные возможности, умение самостоятельно добывать и использовать знания;

  • презентация проекта имеет специфику для различных видов проектной деятельности. Практико-ориентированные проекты завершает выполнение намеченного дела, ребенок непременно должен увидеть и ощутить плоды своего труда; творческие — показ спектакля, мультипликационного или видеофильма; исследовательские — сообщение о ходе и результатах исследования, открытиях; информационные — демонстрация и использование собранной информации. Приключенческие и игровые проекты изначально нацелены на «проживание» определенных ситуаций, событий, их важнейшая составляющая — процесс деятельности, результат же имеет подчиненное по сравнению с другими видами проектов значение; 
  • рефлексивно-оценочный этап проекта. Как отмечалось выше, сильная сторона метода проектов — не только достижение детьми высоких практических и учебных результатов, но и осознание ими способов продвижения к успеху, отслеживание принципов деятельности. Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов отмечали, что смещение акцентов с результатов на процесс деятельности — одно из важнейших достижений старшего дошкольного возраста, закладывающих основы будущей учебной деятельности.

Именно поэтому на этапе осмысления итогов проекта необходимо обсудить с детьми не только то, чему они научились, но и как они достигли поставленных целей. Анализ пути познания, успехов и неудач на каждом этапе дополняется обращением к чувствам и ощущениям, испытанным детьми при работе над проектом.

Проектирование как деятельность строится на уникальных отношениях «ребенок — взрослый», на соучастии взрослого и ребенка. Соучастие в деятельности — это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Педагог ведет ребенка к соучастию постепенно, от наблюдений за его деятельностью к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству и, наконец, к сотрудничеству. Поэтапное стимулирование проектной деятельности взрослым позволяет формировать у ребенка умения, которые могут развиваться только в деятельности, — умение работать в коллективе, подчинять свой темперамент, характер интересам общего дела, умение решать творческие споры, достигать договоренности, оказывать помощь участникам деятельности, умение обсуждать результаты деятельности, оценивать действия каждого.

Творческое проектирование требует от педагога терпения, любви к ребенку, веры в его возможности на пути вхождения в мир взрослых. Исследования Е. Евдокимовой позволили выделить три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Первый этап автор обозначает как подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми трех с половиной — пяти лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путем подражания ему, что не противоречит природе маленького ребенка: в этом возрасте еще сильны как потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому, так и подражательность. Второй этап — развивающий, он характерен для детей пяти-шести лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребенок уже реже обращается ко взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся отправной точкой творческих, исследовательских, опытно-ориентировочных проектов. Третий этап — творческий, он характерен для детей шести-семи лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать ее.

В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между развитием, стимулируемым действиями взрослого, и саморазвитием, обусловленным собственной активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении «ребенок — взрослый» или на соучастии в деятельности на партнерских правах.

Алгоритм проектной деятельности педагога и детей

  1. Постановка проблемы

Деятельность педагога: формулирует для себя проблему, исходя из которой подводит детей к необходимости задуматься над проблемной ситуацией.

Деятельность детей: учатся видеть проблему, формулировать важные вопросы.

  1. Определение цели деятельности

Деятельность педагога: ставит цель с опорой на интересы и потребности детей.

Деятельность детей: обозначают цель деятельности (становятся активными исследователями окружающего мира).

  1. Конкретный замысел

Деятельность педагога: продумывает и представляет то, что будет происходить и к какому результату это приведет.

Деятельность детей: участвуют в обсуждении: как организовать то или иное дело, выслушивают любые мнения, вплоть до нестандартных и неожиданных.

  1. Планирование

Деятельность педагога: определяет основные этапы работы с детьми в зависимости от дидактических, социальных, предметно-материальных и индивидуально-личностных условий.

Деятельность детей: перечисляют любимые занятия, предлагают игры, участвуют в определении последовательности операций (что сначала, что потом).

  1. Реализация проекта и постоянная рефлексия

Деятельность педагога: организует и мотивирует различные виды деятельности через их интеграцию. Проводит рефлексию и своевременную коррекцию отдельных шагов.

Деятельность детей: участвуют в разнообразных видал деятельности, выступают партнерами и помощниками воспитателя.

6. Анализ результатов и презентация

Деятельность педагога: выявляет положительные и отрицательные моменты в совместной деятельности с детьми.

Деятельность детей: проводят посильный анализ с подачи взрослого. Участвуют в игровой презентации достигнутых результатов.

Однако, все обучение не должно сводиться в проектную деятельность, какой бы продуктивной она не являлась. Целесообразно со старшими дошкольниками реализовывать в течение года до пяти проектов, среди которых разнообразные по продолжительности (кратко-, средне-, долгосрочные), по количеству участников (индивидуальные, парные групповые, межгрупповые и др.), совместные с родителями и без них. Родителям можно предоставлять различную степень участия в проекте: руководитель, участие на всех или отдельных этапах, консультант, материально-техническая поддержка и др.

Определяющее значение для успеха реализации учебного проекта имеет профессионализм педагога, его понимание задач и возможностей проектной деятельности, неформальное отношение к ней, значимость возможности вместе с детьми вновь пережить минуты вдохновения, превратить образовательный процесс в созидательную творческую работу. Если проект не становится способом достижения отчужденного от детей и взрослых участников результата, а остается вариантом совместного проживания увлекательных, волнующих событий, где есть место игре, творчеству, мукам познания, взаимопомощи, сопереживанию, непрерывному поиску себя и постоянному росту, дети вырастают, не приспосабливаясь, а преобразуя себя и мир вокруг к лучшему.

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции; использование метода в обучении дошкольников — подготовительный этап для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

Список литературы

Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л. Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы. Методическое пособие. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013.

Морозова Л.Д. Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. — М.: ТЦ Сфера, 2010.

Тимофеева Л.Л. Метод проектов в ДОУ. Журнал «Управление ДОУ» № 3, 2011.

Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение проблемного педагогического совета «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства»

Цель– определение инновационных ресурсов организации образовательного пространства ДОУ с использованием метода проектов. Форма: организационно-деятельностная игра. Метод:"мозговой штурм".Установочное ...

"Новые формы организации педагогического процесса в соответствии с ФГТ"

Статья содержит некоторые рекомендации о планировании в ДОУ.  Рассмотрены примерные формы организации непосредственной образовательной деятельности в ДОУ в образовательных областях....

«Метод проектов, как способ организации педагогического процесса»

Главная особенность метода проектов, его сущность остается прежней – стимулировать интерес дошкольников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне...

Открытый просмотр к педагогическому совету «Метод проектов как форма организации единого образовательного пространства» Конспект совместной деятельности в режимные моменты взрослого с детьми старшего дошкольного возраста

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних ...

Статья на тему:"Педагогическая технология как форма организации педагогического процесса в ДОО"

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный на...

«Метод проектов как форма организации целостного педагогического процесса в дошкольной образовательной организации»

laquo;Метод проектов как форма организации целостного педагогического процесса в дошкольной образовательной организации»...

Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации как форма организации педагогического процесса

Проектная деятельность – это совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, т.е. осуществление замысла от моме...