«Метод проектов, как способ организации педагогического процесса»
методическая разработка по теме
Главная особенность метода проектов, его сущность остается прежней – стимулировать интерес дошкольников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен детского сада.
В методе проектов комплексную тему намечают и прорабатывают дети, а не педагог...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 23.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,
мудр бываешь лишь собственной мудростью...
М. Монтень
«МЕТОД ПРОЕКТОВ», система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.
УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ – организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов.
Главная особенность метода проектов, его сущность остается прежней – стимулировать интерес дошкольников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен детского сада.
В методе проектов комплексную тему намечают и прорабатывают дети, а не педагог...
Проекты направлены на достижение уникальных целей в определенные сроки:
Возможна классификация проектов по:
• тематическим областям;
• масштабам деятельности;
• срокам реализации;
• количеству исполнителей;
• важности результатов.
Но независимо от типа проекта, все они:
• в определенной степени неповторимы и уникальны;
• направлены на достижение конкретных целей;
• ограничены во времени;
• предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития
1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
2. Развитие познавательных способностей.
3. Развитие творческого воображения.
4. Развитие творческого мышления.
5. Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формировать умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
В практике дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результат оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
3. Информационно-практико-ориентировочные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. Творческие (оформление результата в виде детского дизайна, праздника).
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Выделяют следующие основные этапы:
1. Целепологание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу)
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана движения к цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей.
Они распределяются следующим образом по этапам проекта:
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 этап | 1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формулирует задачу (нежестко). | 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
2 этап | 4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность. 6. Организует деятельность. | 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. |
3 этап | 7. Практическая помощь (по необходимости) 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. | 7. Формирование специфических знаний, умений, навыков. |
4 этап | 9. Подготовка к презентации. Презентация. | 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют зрителям или экспертам продукт деятельности. |
Основные требования к использованию метода проектов в детском саду
1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
2. Проект – это «игра всерьез», результаты ее значимы для детей и взрослых.
3. Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Параметры оценки реализуемых проектов
1. Значимость и актуальность выдвинутых проблем, соответствие их изучаемой тематике.
2. Конкретность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов.
3. Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.
4. Коллективный характер принимаемых решений.
5. Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта.
6. Глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.
7. Эстетика оформления результатов реализуемого проекта.
8. Умение лаконично и аргументировано отвечать на вопросы оппонентов.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Рекомендации педагогу по работе в рамках проекта
1. Работа должна быть организована так, чтобы каждый ребенок участвовал в ней с желанием, проявлял инициативу, чувствовал, что проект – та деятельность, которой, кроме него, никто заняться не может.
2. Детям необходима свобода выбора, которая реализуется при выборе объекта исследований.
3. Относитесь к наблюдениям детей серьезно, дети должны чувствовать значимость того, что они делают. Похвала взрослого – прекрасный стимул для них.
4. Проявляйте доброжелательное, заинтересованное отношение к детским исследованиям. Никогда не говорите, что ребенок сделал что-то неправильно, а его выводы ошибочны. Это может погасить интерес к работе. Даже если кто-то сделал неправильный выбор, не акцентируйте на этом внимания, а при помощи наводящих вопросов, ненавязчиво, совместно с ребенком проанализируйте его выводы, чтобы он сам понял, в чем не прав. Ребенок не должен бояться ошибиться.
5. Старайтесь избегать назидательности, морализаторства, лозунгов. Экологически грамотное поведение основано на понимании, а не на запоминании.
6. Поддерживайте естественный интерес ребенка к окружающему миру, его любознательность. Эти качества – залог успеха реализации проекта. Иногда, кажется, что ребенок приводит факты, не относящиеся непосредственно к проблеме. Не торопитесь его прерывать. У него своя логика, дайте ему возможность все объяснить самому и вы наверняка, в конце концов, согласитесь с ним.
7. В процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств – и зрение, и слух, и обоняние, и осязание.
8. Помогайте ребенку видеть необыкновенное в повседневном.
9. Работу в рамках проекта надо вести регулярно, постоянно давая детям небольшие по объему задания, пусть несложные.
10. Необходимо помнить о личностной ориентации, индивидуальном подходе, которые очень важны для дошкольников.
11. Работа в рамках проекта предполагает сотрудничество, сотворчество ребенка и педагога.
12. Никогда не делайте нравоучительных выводов на основе высказываний, заключений ребенка.
13. Развивайте детскую фантазию. Иногда дошкольники дополняют реальные исследования фантастическими рассказами, причем искренне в них верят. Не переубеждайте их и не уличайте во лжи, им просто хочется придумать что-нибудь особенное. Постарайтесь выйти из ситуации с юмором.
14. Важно творчески развить идеи предлагаемого проекта, разработав собственную методику, дополнительные задания с учетом региональных особенностей, истории вашей местности.
15. Старайтесь привлечь к участию в проекте семью ребенка.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Воспитатель ДОУ № 8, 09 стр.77 Проектный метод как способ реализации субъективного подхода.
2. Воспитатель ДОУ № 12, 08 ст.42 Проект «Мамы разные нужны», «Комнатные растения»
3. Воспитатель ДОУ № 3, 09 стр. 126 Метод проектов в экологическом воспитании.
4. Воспитатель ДОУ № 9, 08 стр.20 Экологический проект по трудовому воспитанию.
5. Управление ДОУ № 2, 09 стр.52 Митрофанова Е.М. «Правила дорожные знать каждому положено», «Книжкина неделя», «Мы – пешеходы»
6. Управление ДОУ № 3, 05 стр.18 Евдокимова Е.С. Развитие проектной культуры в образовательном процессе.
7. Управление ДОУ № 7, 06 стр.76 Боровлев А.В. Проектный метод как средство повышения качества образования.
8. Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение./ И.А.Урмина, Т.А.Данилина. – М.:Линка-Пресс, 2009.
9. Управление ДОУ № 8, 08 стр.81 Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.ТЦ. Сфера, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы организации педагогического процесса в детском саду с учётом ФГОС.
В статье рассматриваются способы организации педагогического процесса в детском саду выделяются качества современного воспитателя как педагога-профессионала,приводится ознакомление с обновленной прогр...
"Метод проектов как средство организации образовательного процесса в старшем дошкольном возрасте"
Описание опыта работы...
Метод проектов как форма организации педагогического процесса в ДОУ
Консультация для педагогов ДОУ...
презентация для родительского собрания «Формы, методы, приёмы и способы организации образовательного процесса по формированию элементарных математических представлений с детьми от 2-х до 3-х лет» 1 младшая группа
презентация для родительского собрания по формированию элементарных математических представлений 1 младшая группа...
« Проектная деятельность в ДОУ как способ организации педагогического процесса при внедрении ФГОС дошкольного образования»
Конспект мероприятия по русским народным сказкам....
«Метод проектов как форма организации целостного педагогического процесса в дошкольной образовательной организации»
laquo;Метод проектов как форма организации целостного педагогического процесса в дошкольной образовательной организации»...