«Метод проектов, как способ организации педагогического процесса»
методическая разработка по теме

Главная особенность метода проектов, его сущность остается прежней – стимулировать интерес дошкольников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен детского сада.

В методе проектов комплексную тему намечают и прорабатывают дети, а не педагог...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx23.14 КБ

Предварительный просмотр:

Хотя чужое знание может нас кое-чему научить,

мудр бываешь лишь собственной мудростью...

М. Монтень

«МЕТОД ПРОЕКТОВ», система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.

УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ – организационная форма работы, которая (в отличие от занятия или учебного мероприятия) ориентирована на изучение законченной учебной темы или учебного раздела и составляет часть стандартного учебного курса или нескольких курсов.

Главная особенность метода проектов, его сущность остается прежней – стимулировать интерес дошкольников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен детского сада.

В методе проектов комплексную тему намечают и прорабатывают дети, а не педагог...

Проекты направлены на достижение уникальных целей в определенные сроки:

Возможна классификация проектов по:

• тематическим областям;

• масштабам деятельности;

• срокам реализации;

• количеству исполнителей;

• важности результатов.

Но независимо от типа проекта, все они:

• в определенной степени неповторимы и уникальны;

• направлены на достижение конкретных целей;

• ограничены во времени;

• предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития

1.   Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

2.   Развитие познавательных способностей.

3.   Развитие творческого воображения.

4.   Развитие творческого мышления.

5.   Развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это:

-  вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

-  активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации вместе с педагогом;

-  формирование начальных предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.

В старшем дошкольном возрасте – это:

-  формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

-  развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-  формировать умение применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

-  развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

В практике дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:

1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результат оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2. Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

3. Информационно-практико-ориентировочные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

4. Творческие (оформление результата в виде детского дизайна, праздника).

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Выделяют следующие основные этапы:

1.   Целепологание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2.   Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

      -     к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу)

      -     в каких источниках можно найти информацию;

      -     какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

      -     с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3.   Выполнение проекта – практическая часть.

4.   Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:

1.   На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2.   Разработка плана движения к цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3.   Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4.   Составление плана-схемы проекта.

5.   Сбор, накопление материала.

6.   Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7.   Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.

8.   Презентация проекта, открытое занятие.

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей.

Они распределяются следующим образом по этапам проекта:

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

1 этап

1. Формулирует проблему (цель). При

постановке цели определяется и продукт

проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формулирует задачу (нежестко).

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

2 этап

4. Помогает в решении задачи.

5. Помогает спланировать деятельность.

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

3 этап

7. Практическая помощь (по  необходимости)

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний,     умений, навыков.

4 этап

9. Подготовка к презентации. Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют зрителям или экспертам продукт деятельности.

 

Основные требования к использованию метода проектов в детском саду

1.  В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

2.   Проект – это «игра всерьез», результаты ее значимы для детей и взрослых.

3.  Обязательные составляющие проекта – детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Параметры оценки реализуемых проектов

1.   Значимость и актуальность выдвинутых проблем, соответствие их изучаемой тематике.

2.   Конкретность используемых методов исследования и обработки получаемых результатов.

3.   Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

4.   Коллективный характер принимаемых решений.

5.   Характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта.

6.   Глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей.

7.   Эстетика оформления результатов реализуемого проекта.

8.   Умение лаконично и аргументировано отвечать на вопросы оппонентов.

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.

Рекомендации педагогу по работе в рамках проекта

1.  Работа должна быть организована так, чтобы каждый ребенок участвовал в ней с желанием, проявлял инициативу, чувствовал, что проект – та деятельность, которой, кроме него, никто заняться не может.

2.  Детям необходима свобода выбора, которая реализуется при выборе объекта исследований.

3.  Относитесь к наблюдениям детей серьезно, дети должны чувствовать значимость того, что они делают. Похвала взрослого – прекрасный стимул для них.

4.  Проявляйте доброжелательное, заинтересованное отношение к детским исследованиям. Никогда не говорите, что ребенок сделал что-то неправильно, а его выводы ошибочны. Это может погасить интерес к работе. Даже если кто-то сделал неправильный выбор, не акцентируйте на этом внимания, а при помощи наводящих вопросов, ненавязчиво, совместно с ребенком проанализируйте его выводы, чтобы он сам понял, в чем не прав. Ребенок не должен бояться ошибиться.

5. Старайтесь избегать назидательности, морализаторства, лозунгов. Экологически грамотное поведение основано на понимании, а не на запоминании.

6.  Поддерживайте естественный интерес ребенка к окружающему миру, его любознательность. Эти качества – залог успеха реализации проекта. Иногда, кажется, что ребенок приводит факты, не относящиеся непосредственно к проблеме. Не торопитесь его прерывать. У него своя логика, дайте ему возможность все объяснить самому и вы наверняка, в конце концов, согласитесь с ним.

7.  В процессе исследований должны быть задействованы все органы чувств – и зрение, и слух, и обоняние, и осязание.

8.  Помогайте ребенку видеть необыкновенное в повседневном.

9.  Работу в рамках проекта надо вести регулярно, постоянно давая детям небольшие по объему задания, пусть несложные.

10. Необходимо помнить о личностной ориентации, индивидуальном подходе, которые очень важны для дошкольников.

11. Работа в рамках проекта предполагает сотрудничество, сотворчество ребенка и педагога.

12. Никогда не делайте нравоучительных выводов на основе высказываний, заключений ребенка.

13. Развивайте детскую фантазию. Иногда дошкольники дополняют реальные исследования фантастическими рассказами, причем искренне в них верят. Не переубеждайте их и не уличайте во лжи,  им просто хочется придумать что-нибудь особенное. Постарайтесь выйти из ситуации с юмором.

14. Важно творчески развить идеи предлагаемого проекта, разработав собственную методику, дополнительные задания с учетом региональных особенностей, истории вашей местности.

15. Старайтесь привлечь  к участию в проекте семью ребенка.

ЛИТЕРАТУРА:

1.   Воспитатель ДОУ № 8, 09 стр.77 Проектный метод как способ реализации субъективного подхода.

2.   Воспитатель ДОУ № 12, 08 ст.42 Проект «Мамы разные нужны», «Комнатные растения»

3.   Воспитатель ДОУ № 3, 09  стр. 126 Метод проектов в экологическом воспитании.

4.   Воспитатель ДОУ № 9, 08 стр.20 Экологический проект по трудовому воспитанию.

5.   Управление ДОУ № 2, 09 стр.52 Митрофанова Е.М. «Правила дорожные знать каждому положено», «Книжкина неделя», «Мы – пешеходы»

6.   Управление ДОУ № 3, 05 стр.18 Евдокимова Е.С. Развитие проектной культуры в образовательном процессе.

7.   Управление ДОУ № 7, 06 стр.76 Боровлев А.В. Проектный метод как средство повышения качества образования.

8.   Инновационная деятельность в ДОУ: программно-методическое обеспечение./ И.А.Урмина, Т.А.Данилина. – М.:Линка-Пресс, 2009.

9.   Управление ДОУ № 8, 08 стр.81 Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.ТЦ. Сфера, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы организации педагогического процесса в детском саду с учётом ФГОС.

В статье рассматриваются способы организации педагогического процесса в детском саду выделяются качества современного воспитателя как педагога-профессионала,приводится ознакомление с обновленной прогр...

«Метод проектов как форма организации целостного педагогического процесса в дошкольной образовательной организации»

laquo;Метод проектов как форма организации целостного педагогического процесса в дошкольной образовательной организации»...