"Новые формы организации педагогического процесса в соответствии с ФГТ"
календарно-тематическое планирование по теме
Статья содержит некоторые рекомендации о планировании в ДОУ. Рассмотрены примерные формы организации непосредственной образовательной деятельности в ДОУ в образовательных областях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_publ.docx | 27.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 12
«НОВЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С ФГТ»
Подготовила: Жданова Ольга Васильевна,
воспитатель ДОУ детского сада № 12.
В настоящее время педагоги ДОУ ищут ответы на многие вопросы. Например, чем же отличается занятия от непосредственно образовательной деятельности? В каких формах организовать образовательную деятельность? и многие другие вопросы. Найти ответы на эти вопросы помогут нормативно-правовые документы нового поколения, в которых указано, что слово «занятие» заменяется словом «непосредственно образовательная деятельность».
В связи с этим возникает вопрос: в чем же отличие занятий от непосредственно образовательной деятельности? И прежде всего это отличие в обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в его индивидуализации, изменении позиции воспитателя (взрослого) по отношению к детям.
РАЗЛИЧИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ДОУ, ОРГАНИЗОВАННОГО В ВИДЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕТСКИХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Процесс обучения в детском саду
В виде учебной деятельности | Через организацию детских видов деятельности |
| 1.Ребенок и взрослый- оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости, каждый в равной степени ценен, хотя взрослый, конечно, и старше и опытнее. |
| 2.Активность ребенка не меньше, чем активность взрослого. |
| 3.Основная деятельность- детские виды деятельности: общение, игра, предметная деятельность. конструирование, изобразительная деятельность, элементарная трудовая деятельность. сам процесс их выполнения и итоги прежде всего радуют самих детей и окружающих взрослых, не имея при этом каких либо жестких норм и правил. Цель- подлинная активность (деятельность ) детей, а освоение знаний, умений и навыков- побочный эффект этой активности. |
| 4.Основная модель организации образовательного процесса- совместная деятельность взрослого и ребенка. |
| 5. Основная форма работы с детьми- рассматривание, наблюдение, беседы, разговоры, экспериментирование и исследования, чтение, реализация проектов, мастерская и т.д. |
| 6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых). |
| 7.Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны с интересом детей к этим видам деятельности. |
| 8.Допускается так называемый «вход» и «выход» детей. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтения и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора- участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела. |
| 9.Образовательный процесс предполагает внесение изменений (коррективов) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей. Конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала, отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса. |
Новая модель организации образовательного процесса, согласно п.2.4. ФГТ предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Н.А. Короткова разъясняет, что образовательный процесс должен осуществляться с использованием форм работы с воспитанниками, адекватных их возрасту. При этом основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Игра выступает как самая важная деятельность, через которую педагоги решают все образовательные задачи, в том числе и задачи обучения.
В современном ДОУ образовательный процесс не должен сводиться только к непосредственно образовательной деятельности, он должен быть растянут в режиме всего дня. Именно поэтому режим дня является главным документом, в котором отражается многообразие форм взаимодействия взрослых с детьми и самостоятельная деятельность воспитанников.
В качестве примера я представлю формы организации непосредственно образовательной деятельности в ДОУ.
ПРИМЕРНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ.
Двигательная | Подвижные игры с правилами. Подвижные дидактические игры. Игровые упражнения. Соревнования. Игровые ситуации. Досуги и развлечения. Ритмика. Аэробика. Детский фитнес. Спортивные игры и упражнения. Аттракционы и эстафеты. Спортивные праздники. Гимнастика (утренняя и пробуждения). Организация плавания .Гимнастика коррегирующая. |
Игровая | Сюжетные игры. Игры с правилами. Создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения. Игры с речевым сопровождением. Пальчиковые игры. Театрализованные игры. |
Продуктивная | Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества. Реализация проектов. Создание творческой группы. Творческие мастерские. Детский дизайн. Опытно-экспериментальная деятельность. Выставки. Мини-музеи. |
Чтение художественной литературы | Чтение. Обсуждение. Заучивание, рассказывание. Беседа. Театрализованная деятельность. Самостоятельная художественная речевая деятельность. Викторина. КВН. Конкурсы чтецов. Вопросы и ответы. Презентация книжек. Выставки в книжном уголке. Литературные праздники, досуги. Посещение библиотеки. |
Познавательно-исследовательская | Наблюдения. Экскурсии. Решение проблемных ситуаций. Экспериментирование. Коллекционирование. Моделирование. Исследование и исследовательские работы. Реализация проекта. Игры (сюжетные, с правилами). Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады). Мини-музей. Конструирование. Увлечения. Конкурсы знатоков. |
Коммуникативная | Беседа. Ситуативный разговор. Речевая ситуация. Составление и отгадывание загадок. Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные). Игровые ситуации. Этюды и постановки. Логоритмика. Проблемные ситуации. |
Трудовая | Дежурство. Поручения. Задания. Самообслуживание. Совместные действия. Экскурсия. |
НОД | Интегрированные занятия. Тематические занятия. Экскурсия. Коллективное занятие. Занятие-труд. Занятие-творчество. Занятие-посиделки. Занятие-сказка. Занятие-пресс-конференция журналистов. Занятие-путешествие. Занятие-эксперимент. Занятие-конкурс. Занятие-рисунки-сочинения. Занятие-беседа. Реализация проектной деятельности. Игры-экскурсии. Модульное обучение. |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ.
Интегрированные занятия- соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии воспитатель имеет возможность решить несколько задач развития и направлены на формирование у детей навыков и умений при помощи разнообразных средств выразительности и могут быть направлены как на усвоение новых знаний, так и на закрепление. В форме интегрированных занятий целесообразно проводить обобщающие занятия, на которых будут раскрыты проблемы наиболее важные для двух или нескольких разделов. В процессе таких занятий решаются разные задачи, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Интегрированные занятия предполагают обязательное развитие творческой активности дошкольников.
К основным особенностям интегрированного занятия относится синтез:
- содержания изучаемого материала, теоретического и практического обучения;
- предметов образовательного цикла между собой;
- деятельности двух или более педагогов.
Важно заметить, что методика проведения интегрированного занятия отличается от методики проведения обычного занятия.. В процессе обучения на интегрированных занятиях необходимо использовать различные методы и приемы:
- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность.
- проблемные вопросы, стимулирующие проявления своего рода совместных с педагогом «открытий», помогающих ребенку найти ответ. Используется задания типа «Докажи», «Объясни», «Как ты узнал?» и др.
- разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно-речевыми эталонами, активизации словаря, расширения представлений о многообразии граней родного языка, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Структура интегрированных занятий отличается от структуры обычных, и к ней предъявляются следующие требования:
- четкость, компактность, сжатость учебного материала.
- продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии.
- взаимообусловленность, взаимосвязанность материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия.
- большая информативная емкость учебного материала, используемого на занятии.
- систематичность и доступность изложения материала.
- необходимость соблюдения временных рамок занятия.
При организации и проведении занятия возникают определенные сложности:
- сложность отбора учебного материала;
- подробное структурирование занятия;
- проблема личной совместимости педагогов;
- общий подход к оценке знаний и умений детей;
- согласованное применение одинаковых терминов и понятий.
МОДУЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
В традиционной системе обучения все занятия разрознены, в модульной- объединены между собой на основе какого-либо сюжета. Этот сюжет делает педагогический процесс интересным для детей и позволяет реализовать принцип обучения в игре. Он позволяет «вывести из подполья» предварительную работу педагога. Центральным звеном, вокруг которого группируются знания, является тематика модулей. Модуль имеет начало («завязку»), основную часть и завершение- заключительное итоговое занятие.
Модуль коренным образом отличается от цикла занятий:
- цикл организуется в пределах одного вида деятельности, в модуль включаются занятия по всем видам деятельности.
- в модуле практически все занятия являются комплексными;
- термину «занятие» возвращается его исходный смысл, т.к все дети все время заняты;
- модуль, в отличие от цикла, имеет сюжет, который развертывается на протяжении долгого времени (месяца и более);
- в модуле педагогический процесс становится самой жизнью, жизнью детей, здесь ничего не делается «понарошку», условно, а все происходит в реальности;
- деятельность детей приобретает целесообразность, они усваивают знания не потому, что так запланировал педагог, а потому что эти знания совершенно реально понадобятся им сегодня или в ближайшее будущем.
Работа по составлению модуля начинается с выбора тематики и общей направленности, т.е того центрального звена, вокруг которого будут выстраиваться все знания. Затем решается вопрос о сюжете модуля, ведь он служит объединяющим стержнем для всех занятий. Сюжет позволяет сделать цель обучения понятной для детей- они знают для чего проводится каждое занятие, где и как будут использованы результаты их работы. Это облегчает формирование целеполагания, деятельность детей приобретает целесообразность. НАМЕТИВ ТЕМУ И РАЗРАБОТАВ СЮЖЕТ, НЕОБХОДИМО ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛИТЬ «ЗАВЯЗКЕ» МОДУЛЯ. ОНА ПОЗВОЛЯЕТ СВЯЗАТЬ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ С РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ ДЕТЕЙ, ТОЙ СИТУАЦИЕЙ, КОТОРАЯ СКЛАДЫВАЕТСЯ В ГРУППЕ. Благодаря этому у детей создается впечатление, что их деятельность является не занятием, а игрой и любимым делом. Разрабатывая содержание модуля, воспитатель стремится, чтобы каждое занятие несло определенную функциональную нагрузку, существовала логическая связь между занятиями, одни и те же формы не повторялись, а были разнообразными, одно и то же дело не выполнялось разными методами. На последнем занятии подводят итоги проделанной работы, и организуют не в форме опроса, а в виде праздника, игры, конкурса, чаепития, бала- того дела, ради которого задумывался сюжет модуля и на котором все полученные знания реализуются в неформальной обстановке.
В модульном обучении реализуются все принципы педагогики содружества, осуществляется раскрепощение детей, в их жизнь вносится положительная эмоциональная окраска.
Таким образом, перестройка организации образовательного процесса должна проходить в каждом учреждении постепенно и параллельно с обучением всех сотрудников коллектива путем использования разных форм методического сопровождения. Необходимы методические объединения, встречи по знакомству с новыми требованиями, обобщению опыта работы в новых направлениях ФГТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые формы организации учебного процесса с использованием лего-технологий.
Конспект НОД по лего - конструированию. Тема: "Домик для друзей"...
Новые формы организации учебного процесса и улучшение разработки учебных занятий с использованием цифрового оборудования
Конспект занятия по лего конструированию с использованием цифрового оборудования....
Особенности организации педагогического процесса в соответствии с ФГОС ДО
В консультации отмечены важные моменты организации пед. процесса в соответствии с требованиями с ФГОС ДО...
Статья на тему:"Педагогическая технология как форма организации педагогического процесса в ДОО"
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве.Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный на...
Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации как форма организации педагогического процесса
Проектная деятельность – это совместная деятельность взрослых и детей по планированию и организации педагогического процесса в рамках определенной темы, т.е. осуществление замысла от моме...
« Планирование и организация педагогического процесса в соответствии ФГОС и возрастными особенностями детей»
Тема: «Исследовательская деятельность детей в ДОУ» Продолжительность: Долгосрочный (2016-2019гг.)Актуальность:ФГОС к основным принципам дошкольного образования относит: формиров...
Паспорт инновационного проекта "Картинная галерея как новая форма организации образовательного процесса в художественно-эстетическом развитии дошкольников"
Проект "Картинная галерея как новая форма организации образовательного процесса в художественно-эстетическом развитии дошкольников" направлен на интеграцию репродукций произведени...