Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через фольклор.
консультация (младшая группа) на тему

Терешина Надежда Юрьевна

Я знаю, что это знают все педагоги, но хотелось напомнить, что использование фольклора в работе с детьми помогают развивать речь, обогащают словарный запас, расширяют воображение. Колыбельные песенки, пестушки, потешки являются первой ступенькой к познанию родного языка, а так же к познанию окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno_rechevoe.docx15.15 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-речевое развитие детей

младшего дошкольного возраста

через фольклор.

     Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в речевом развитии дошкольника.  Именно в младшем дошкольном возрасте  целенаправленное и систематическое использование произведений народного фольклора позволяет заложить фундамент в познавательно-речевом развитии детей.              Фольклор   является   богатейшим   источником   нравственного познавательно-речевого, развития   детей.   Через   фольклор   дети   лучше   усваивают звуковую систему языка, овладевают основными грамматическими формами, появляются сложные формы предложений, осваивают навыки разговорной речи. Фольклор   помогает   в   развитии   различных   средств интонационной   выразительности,   накапливается   и   обогащается   активный словарь.

Фольклор - народная мудрость, поэзия и культура народа. Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки. Получается, что именно с фольклором ребенок встречается раньше, чем с литературой, и именно фольклор является своеобразным проводником в прекрасный мир художественной литературы. Задача педагога при изучении фольклора - развивать речь, опираясь на склонность к подражанию, быстрому запоминанию, воспитывать у детей самостоятельность, умение активно применять эти знания. Но самое главное - использовать материал ненавязчиво и увлекательно. Детский фольклор - это очень веселый жанр народного творчества. В шуточной форме можно похвалить или поругать ребенка. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка. Расширяют словарный запас, расширяют воображение. Ведь чтобы использовать простейшие заклички и считалки ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке, что бы проговорить ее. Считалки помогают вести честную игру, прежде всего, выбрать водящего, помогают работать над звукопроизношением речи ребенка.  Потешка является первой ступенью ведущей к познанию родного языка. Дети воспринимают богатство звуков русского языка. При произношении потешки развивается речевое дыхание, артикуляционный аппарат, правильное произношение звуков. В играх с потешками нужно ориентировать ребенка на смысловую сторону речи. В результате чего возникает в воображении образ персонажа потешки. Народные песенки, частушки, потешки, пестушки, заклички являются речевым материалом по формированию словаря, грамматического строя и связной речи детей. Для совершенствования дикции можно использовать специальные упражнения - заучивание скороговорок, чистоговорок, потешек.

Эти упражнения развивают фонематический слух, формируют грамматический строй речи, развивают звуковую культуру речи, чувство ритма и рифмы.

        При заучивании скороговорки сначала нужно произнести её в замедленном темпе, отчетливо выделяя звуки, стараясь научить сначала медленно, но четко, произнося с разной интонацией и силой голоса. Через пословицы и поговорки дошкольники учатся лаконично выражать свои мысли, развивать мастерство слова, использовать пословицы и поговорки в своей речи, понимать их смысл, иносказательную особенность и красоту фразы. А для этого необходимо знать и понимать пословицы и поговорки, ведь в них народная мудрость.

        Особенно интересной формой фольклора является загадка, через неё дети учатся видеть признаки предметов, данных в особой предельно сжатой, образной форме. Цель разгадывания загадок - умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, четко выделять характерные, выразительные признаки предметов, явлений, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивать у детей поэтический взгляд на действительность. Через загадку дети узнают о предметах, уже знакомых им, много новых для них признаков, о том, как можно ещё сказать о предмете. Сам процесс разгадывания загадок учит детей рассуждать, сравнивать, находить поэтические описания, доказывать своё мнение.

       Таким образом, анализ загадки предполагает не только лучше понимать и быстро отгадывать, но и приучает внимательно относиться к слову, вызывает интерес к образным характеристикам, помогает запомнить и употреблять их в речи, создавая яркий точный образ.

       Познание окружающего мира, правил жизни, в большей степени, дается в сказках. Цель сказки заключена в словах : « в сказке - ложь, да в ней намек -добрым молодцам урок» - урок быть добрым, смелым, находчивым, трудолюбивым. Через сказку дети получают понятие о зле, добре, лжи, хитрости, узнают о том, что если стараться и верить, то добро обязательно победит зло, и всё закончится хорошо.

       Использование малых форм фольклора вносит «оживление», они заставляют взглянуть на те или иные предметы по-новому, увидеть необычное, интересное.

       Значимость народного фольклора очень велика в адаптационный период. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, помогает установить контакт, вызвать положительные эмоции у детей, заклички приглашают детей поиграть в игры, использование колыбельных песен во время сна создает комфорт нахождения в детском саду, желание услышать, запомнить и использовать их во время игр.        

        Использование малых форм фольклора в совместной деятельности, непосредственно образовательной деятельности, игре повышает интерес к устному народному творчеству, развивая и обогащая мир ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому  развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...

«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

Пояснительная записка                    «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной я...

План работы с воспитанниками и родителями первой младшей группы по теме «Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

Цель:  развитие речи детей дошкольного возраста средствами малых форм фольклора.Задачи:1.  Развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного и слухового аппара...

«Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора»

                  «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова...

Самообразование по теме "Формирование познавательно-речевой активности у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора"

Одним из действенных средств воспитания человека и его полноценного развития является устное народное творчество.Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его...