самообразование
методическая разработка на тему

Шагланова Альбина Борисовна

работа по самообразованию "Правила дорожного движения для дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_shaglanova.docx33.06 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

                 

                               умник1

Тема:   «Правила дорожного движения для дошкольников»

Шагланова А.Б.

ПРИМЕРНАЯ  ПРОГРАММА  РАБОТЫ

НАД  ТЕМОЙ  ПО  САМООБРАЗОВАНИЮ

  • Индивидуальная тема самообразования по проблеме воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Начало и предполагаемый срок окончания работы над темой.
  • Цели и задачи самообразования по теме.
  • Основные вопросы намеченные для изучения.
  • Этапы переработки материала (что намечается сделать в текущем году). Изучаемые вопросы по теме можно распределить поквартально.
  • Литература, которую необходимо изучить по теме самообразования.
  • Чей опыт предполагается изучить по теме самообразования.
  • Собственная опытно - экспериментальная новаторская работа.
  • Творческое сотрудничество по теме самообразования (это может быть педагог, работающий над этой же темой, или педагог  другого учреждения)
  • Практические выходы после проработки темы или отдельных вопросов темы (рефераты, тезисы, доклады, статьи, методические разработки).
  • Перечень наиболее интересных работ, с которыми познакомился в процессе самообразования.
  • Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы коллег.
  • Изучение передового опыта (сколько  мероприятий посещено, у кого и по каким вопросам).
  • Знакомство с передовым опытом по теме самообразования  на семинарах, конференциях, педагогических совещаниях.
  • Чей и какой опыт по теме был заимствован и использован в практической работе, какие результаты достигнуты.
  • Экспериментальная работа по теме самообразования (какие идеи и научные рекомендации были апробированы на  мероприятиях и какие результаты дала экспериментальная работа).  
  • Где и когда выступал с собственным опытом работы и по каким вопросам.
  • Самооценка: что дало самообразование по теме:

- для повышения теоретического уровня;

- для совершенствования методического мастерства.

  • Выводы по окончанию работы над темой.
  •  Предпосылки выбора темы. 

Одной, из приоритетных и важных для человечества потребностей является: обеспечение безопасности его жизнедеятельности. Это находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М.В. Ломоносова, В.А. Левицкого, И.М. Сеченова, А.А. Сочинского, и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли исследования зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др. Современное общество несет колоссальные материальные и человеческие потери от несчастных случаев, техногенных аварий, катастроф, стихийных бедствий, в том числе и на дорогах.
Россия имеет многовековые традиции поддержания порядка на дорогах и улицах страны. Ещё при царе Иване III повелевалось соблюдать правила езды и хождения по дорогам. Появляются указы, определяющие своего рода первые правила передвижения, по дорогам, а нарушителей этих правил предписывалось строго наказывать. В 1720 г. выходит указ Петра I, связанный с правилами дорожного движения. Несмотря на строгие меры, принимаемые верховной властью России, было много нарушителей запрета ездить быстро, были частые случаи наездов на пешеходов и столкновений транспортных средств. Самый строгий порядок на дорогах России был при Екатерине II, это отмечали её современники. 
В 1812г. были введены правила, которые устанавливали правостороннее движение, ограничивали скорости движения, требовали технической исправности экипажей и гужевых повозок и были введены для них уже металлические номерные знаки.
С первых лет установления советской власти в нашей стране было уделено большое внимание развитию и организации движения, особенно общественного городского транспорта, и грузовым перевозкам.
    Современные города с  каждым годом растут и хорошеют. Много  красивых улиц, большой поток транспорта на улицах. По этим улицам проходят сотни пешеходов. Среди них, конечно, дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, он попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Это объясняется тем, что дети не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Избежать опасности можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста.  Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.

Обучение правилам дорожного движения детей нужно начинать с дошкольного возраста, так как знания, полученные в детстве наиболее прочны, а правила дорожного движения, усвоенные в этом возрасте, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. По словам К. Д. Ушинского: «Все, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы».

Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировке в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств становится причиной дорожных происшествий.  Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний. Наиболее эффективной формой является игра-занятие. Занятия, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий.

На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города очень актуальна. Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.

        Благодаря этому  целью деятельности по самообразованию стало: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах. 

Задачи:

  1. Изучение  теоретического материала  по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах.
  2. Разработка программы   по обучению безопасному поведению на дорогах детей дошкольного возраста.
  3. Экспериментально апробировать Программу
  4. Разработать методические рекомендации по  осуществлению работы по ознакомлению с ПДД детей дошкольного возраста.    

       Гипотеза исследования - обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах будет более успешным при условиях:    

-  учета возрастных особенностей детей дошкольного возраста;

-      использования  игровых форм и методов обучения детей на занятиях и в повседневной деятельности;
-  осуществления сотрудничества с семьей дошкольников.         

    Теоретический раздел.

Задача раздела:

  • обновление знаний у дошкольников о безопасном поведении на дорогах;
  • изучение литературы.

А) Изучение литературы.

1) Н.В.Коломеец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет» Волгоград 2011

2) Авдеева Н.Н, Князева О.Л, Стряпкина Р.Б, Маханева М.Д. «Безопасность на улицах и дорогах». М.: Просвещение, 2004.  

3)Азбука поведения на дороге. Программа обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах города, М. : «Центр Пропаганды», 2008 г. 4) Ваш ребенок и дорога: Брошюра, М.: Центр Пропаганды – 2006 г. Е.А. Козырева, Т.А. Пухова, В.Л. Шмундяк

5) Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб.: Пресс, 2009.

6)Как обеспечить безопасность дошкольников. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 1998.

Б) Консультации у специалистов, посещение курсов и семинаров

Сроки: 2015г. – 2020г.

План работы по самообразованию

Раздел

Сроки

Содержание работы

Изучение литературы

Работа с детьми

Игра «Красный – зеленый»

Игра «Найди свой цвет»

«Грузовая машина»

«Автобус»

 

«Светофор»

«Профессия – водитель»

«Улица»

«Кто поможет на дороге?»

Знакомство с грузовым автомобилем, другими видами спецтранспорта.

Знакомство с пассажирским транспортом, переездом в нем.

Светофор для машин и пешеходов.

Знакомство с трудом водителей разного транспорта.

Знакомство с тротуаром, с улицей, ее опасностями.

Работа с родителями

Консультация о ПДД

Самореализация

Отчет о проделанной работе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...