Выступление из опыта работы в кружковой деятельности
статья (подготовительная группа) по теме
Выступление из опыта работы в кружковой деятельности в подготовительной к школе группе по теме "Книжный дизайн". Дизайн-деятельность в детском саду - прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности. А книжный дизайн стимулирует развитие устойчивого интереса к художественной литературе. описывается содержание деятельности с детьми, родителями, социумом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Выступление из опыта работы по дизайн-деятельности в кружковой работе | 29.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление из опыта работы
Кружковая деятельность в подготовительной к школе группе
«Книжный дизайн»
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Меня зовут Шулятьева Елена Валентиновна, я воспитатель МДОУ «Увинский детский сад №2». Сегодня я представляю вашему вниманию программу кружковой деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Юные дизайнеры» по теме «Книжный дизайн».
Свое выступление я хочу начать со слов Яна Амоса Коменского :
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать»
Интерес к дизайн-деятельности у меня возник не случайно, а как следствие углубленной работы на протяжении нескольких лет по развитию художественно-творческих способностей детей.
Поэтому темой самообразования на период 2013-2017 г.г. стала: Дизайн-деятельность как условие развития творческих способностей дошкольников.
Дизайн-деятельность детей предполагает авторизацию культурного опыта и выражается в создании уникального – оригинального и нового – продукта.
Совместную деятельность с детьми по выбранной теме решила организовать, в традиционной форме для нашего ДОУ, кружок «Юные дизайнеры»
ФГОС ДО являлись основой при разработке программы кружковой работы.
1.В условиях перехода на ФГОС ДО один из основных принципов дошкольного образования, отраженный в Стандарте:
«Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».
Дизайн- деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.
2.Программа кружка «Юные дизайнеры» соответствует основным требованиям ФГОС ДО, в частности, построения части, формируемой участниками образовательных отношений (2.11.2):
-учитывает образовательные потребности и интересы детей, родителей и педагога;
-направлена на художественно-эстетическое развитие детей в совместной творческой деятельности;
Актуальность темы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы кружка с требованиями жизни. Учитывая то, что мы живем в спроектированной среде, ребенку необходимо дать элементарные знания о дизайне, который сейчас называют «символом современной цивилизации».
Как отмечает Г. Н. Пантелеев – член Союза профессиональных художников, старший научный сотрудник центра Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, в практике детского сада нередко смешивают содержание понятий «изобразительная деятельность», «творческое конструирование» и собственно «деятельность детского дизайна». Детская продукция, после художественно-дидактических занятий, сложенная в папки – это не дизайн. А, например, создание декораций к кукольному спектаклю, оформление выставки, оформление книги, аранжировки из природного материала, первые шаги в архитектуре и т.д. относятся к детскому дизайну. Эта деятельность близка занятиям творческого конструирования, но вместе с тем подготавливаем ребёнка к основам социопространственного творчества. В результате дизайн-деятельности у детей развивается элементарное дизайнерское мышление, которое позволяет комплексно подходить к оценке и созиданию окружающей его предметной среды.
Работу по дизайн-деятельности с детьми я разделила на разделы, которые соответствуют возрастным интересам и способностям детей:
2013/2014 | Плоскостной(аппликативно-графический) дизайн – рамочки |
2014/2015 | Предметно-пространственный дизайн –мобиль |
2015-2016 | Плоскостной(аппликативно-графический) дизайн –открытка |
2016-2017 | Плоскостной(аппликативно-графический) дизайн – книжка-самоделка |
Актуальность программы в подготовительной к школе группе обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и опыт в дальнейшей жизни. Квалифицированное руководство со стороны педагога должно способствовать активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов, развитию детской одаренности.
Новизна программы состоит в том, что предлагается ознакомление детей с книжным дизайном, что способствует в процессе кружковой деятельности получить знания о простейших закономерностях строения формы, цветоведения, композиции, декоративной стилизации форм, красоте природы.
Целью является развитие способностей и творческого потенциала у каждого ребенка, стремление к самосовершенствованию и самореализации.
Сопутствующая цель: развитие устойчивого интереса к книге, а также бережного отношения к ней.
Основные задачи (соответствуют ФГОС ДО п.1.6.):
- развивать эстетическое восприятие предметов окружающего мира как эстетические объекты;
- развивать художественно-творческие способности детей в продуктивных видах детской деятельности;
- воспитать художественный вкус и чувство гармонии;
- ознакомить детей с основами книжной графики в среде дошкольного учреждения и библиотеки;
-приобщать к художественной литературе.
Программа предполагает проведение одного занятия в две недели, во вторую половину дня в рамках работы кружка. Общее количество занятий в год – 16.
Особенностью является совместная с детской библиотекой организация некоторых занятий с целью приобщения детей к художественной литературе.
Основной принцип (ФГОС п.1.4.)– развитие творческой индивидуальности каждого, побуждение к самостоятельному творчеству.
Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает образовательные области (ФГОС п.2.6.):
а) художественно-эстетическое развитие: формирование элементарных представлений о видах искусства. Видоизменяются детские игры художественного содержания, переходящие в продуктивную деятельность различного вида: рисование, лепку, аппликацию, творческое конструирование.
Создаются условия для приобщения дошкольников к художественной литературе.
б) речевое развитие: формируется культура речи и общения, речевое творчество, знакомство с книжной культурой, детской литературой.
в) познавательное развитие: развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды книг, профессии людей), формируется способность к анализу и обобщению, пространственное воображение, проектное мышление, творческая активность, расширяется кругозор.
в) социально-коммуникативное развитие: решаются задачи нравственного воспитания в условиях социализации детей в коллективе и в семье; становление самостоятельности, целенаправленности собственных целей; формирование позитивных установок к творчеству.
г) в области “Физическое развитие”: энергетика и динамизм детского дизайна позволяют решать задачи охраны здоровья ребенка (снижение явлений гиподинамии, неврозов, сколиозов, близорукости и т. д.)
Для решения поставленных задач реализуется не только деятельность с детьми, но и взаимодействие с родителями детей и социумом, участие в различных конкурсах.
Содержание деятельности с детьми
Книжный дизайн ориентирован на создание не просто красивых оригинальных предметов, но немаловажное значение имеет практическая составляющая результатов творческой деятельности.
В течение учебного года дети знакомятся с авторами художественных произведений, художниками-иллюстраторами, с элементарным дизайном: создание обложки, страниц книги в едином стиле, буквицами, видами книг:
- Книги-сказки на примере творчества И.Билибина (слайд)
- Книжка-образ на новогоднюю тематику(слайд)
- Книжка-раскладушка, созданная в подарок детям младшей группы к дню рождения А.Барто-17 февраля (слайд)
- Книжка с иллюстрацией-сюрпризом (слайд)
- Книжки-картинки по мотивам рассказов и иллюстраций Е.Чарушина (слайд)
- Фотокнижка, созданная из фотографий детей с их любимыми игрушками. Создание этой книги может входить в систему работы по речевому развитию детей по программе «Радуга» в цикл мероприятий «Моя любимая игрушка». Книга сейчас находится в стадии заполнения, т.е. дети, с помощью воспитателя, постепенно заполняют свои страницы фотографиями и рассказами о своих игрушках (сдайд)
- В перспективе изготовление книжек с глазками, книжка-схема «У лукоморья дуб зеленый…» (рисование схем-подсказок), объемная книжка-дерево «Времена года» и книжка-альбом «До свидания, детский сад!».
На протяжении года у детей не угасает интерес к творческому созданию книг.
Книги-самоделки активно используем для чтения в книжном уголке и в организованной деятельности, для пересказа любимых произведений, сочинения новых историй, что неразрывно связано с речевым развитием основной программы ДОУ.
Взаимодействие с родителями
Для достижения высоких результатов по данной теме большое значение имеет взаимодействие с родителями. Необходимо их заинтересованное участие в процессе ознакомления дошкольников с книжным дизайном. При этом используются такие формы работы как:
-выступления на родительских собраниях,
- консультации,
- привлечение родителей к изготовлению и приобретению материалов для детского творчества,
-посещение родителями выставок детских работ, детской библиотеки.
- участие в создании коллективных работ.
В совместном творчестве детей и родителей созданы несколько книг:
- «Красная книга. Животные России»;
- «Красная книга. Растения России»;
- « Осень золотая»
- «Зимняя книга»
- «Весенняя капель»
Взаимодействие с социумом
Большое значение отводим взаимодействию с социумом. Тесно сотрудничаем с детской библиотекой. В начале учебного года организовали встречу с заведующей детской библиотекой З.И.Зариповой, на которой она рассказала о направлениях работы библиотеки, значении и разнообразии детской литературы. В течение года мы систематически посещаем различные мероприятия. В конце марта в библиотеке запланирована организация выставки наших книжек-самоделок, к чему дети с энтузиазмом готовятся, пригласили своих родственников.
Также в нашем детском саду проводим акции «Подарок маленьким детям» (книжки А.Барто), «Вместе почитаем» (детям младших групп).
Дети и их родители участвуют в различных творческих конкурсах:
- «Подарок книге» Трефилов Захар
- Конкурс «Зимняя книга» на уровне ДОУ – 1 место
- Конкурс «Мир животных» -
- Всероссийские конкурсы……
Если рассматривать требования ФГОС ДО к результатам освоения ООП ДО, то можно утверждать, что предлагаемая программа кружковой деятельности направлена на возможные достижения ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования:
- у детей сформированы первоначальные представления о книжном дизайне;
- у ребенка достаточно хорошо развиты умения, дающие возможность создавать предметы окружающего мира по законам красоты;
- дети знают некоторых художников-иллюстраторов;
- у них достаточно хорошо развито чувство ритма, симметрии, цвета;
- обладает творческим мышлением;
- ребенок способен к созданию задуманного, к созданию выразительного художественного образа;
-знаком с произведениями детской литературы.
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки ребенка является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата.
И также, как следствие, приобщение к художественной литературе.
Таким образом, искусство дизайна активно входит в нашу жизнь.
Детский дизайн - новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка.
Более подробно ознакомиться с программой кружковой деятельности можно на сайтах по представленным адресам в буклетах и оставить комментарий. (слайд)
Спасибо за внимание! Я надеюсь, что кого-то заинтересует данное направление в работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы по теме: "Практическое использование экспериментальной деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Выступление из опыта работы по теме: "Практическое использование экспериментальной деятельности при работе с детьми старшего дошкольного возраста"...
Выступление из опыта работы "Технология проектной деятельности как основа программы летнего отдыха дошкольников"
В свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуален вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОО метода прое...
Выступление из опыта работы:"Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Использование технологии проектного метода позволяет мне создать условия для поддержки детской инициативы в условиях детского сада, семьи, что способствует получению следующих результатов:...
Выступление из опыта работы на ГМО воспитателей «Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»
laquo;Презентация опыта работы «Проектирование и наполнение персонального сайта/блога педагога, отвечающего требованиям конкурсного отбора «Воспитатель года»»...
Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.
Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....
Выступление из опыта работы «Опытно-экспериментальная деятельность детьми раннего дошкольного возраста»
Давно не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим...
Обобщение опыта работы «Организация кружковой работы детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди детей дошкольного и школьного возраста - отсутствие интересов. Они не отходят от компьютера и телефона, играя в игры и днем, и ночью. К...