Выступление из опыта работы "Технология проектной деятельности как основа программы летнего отдыха дошкольников"
материал
В свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуален вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОО метода проектов.
Основной целью технологии проектной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем. Проект позволяет ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
«Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Особенности проектной деятельности, по нашему мнению заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, он нуждается в помощи взрослых. Поэтому в образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители. С родителями складываются партнерские отношения: они участвуют в реализации проектной деятельности, выступают героями в различных праздниках. Сами выдвигают идеи и всегда готовы на сотрудничество. В рамках проектов дети совместно с родителями занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют, оформляют книжки-малышки, альбомы, готовятся к совместным выступлениям. Таким образом, родители стали нашими полноправными партнерами и участниками воспитательно-образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moyo_vystuplenie_18.10.doc | 123 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проектной деятельности как основа программы летнего отдыха
дошкольников.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте, люди, обладающие проектным типом мышления.
В свете реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования актуален вопрос создания системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОО метода проектов.
В ФГОС-е дошкольного образования заложены такие принципы как:
- содействие и сотрудничество детей и взрослых;
- признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество Организации с семьёй.
Одной из актуальных и эффективных технологий реализации данных принципов, является технология проектной деятельности или метод проектов. Основываясь на личностно-ориентированном и деятельностном подходе, технология проектной деятельности развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, даёт ребёнку возможность экспериментировать, использовать полученные знания в различных ситуациях, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Основной целью технологии проектной деятельности в детском саду является развитие свободной творческой личности ребёнка.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем. Проект позволяет ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.
«Всё, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис современного понимания метода проектов.
В условиях внедрения новых стандартов дошкольного образования в нашем ДОУ появилось приоритетное направление деятельности по теме: «Развитие познавательных способностей детей и повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования технологии проектной деятельности». За время работы по данному направлению изучен опыт работы других дошкольных образовательных учреждений, обобщен опыт двух педагогов по данной теме (Виноградовой Е.А., Швецовой Е.А.), изучена научно-методическая литература, проведены организационно-методические мероприятия по повышению компетентности педагогов по реализации проектной деятельности.
Особенности проектной деятельности, по нашему мнению заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, он нуждается в помощи взрослых. Поэтому в образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители. С родителями складываются партнерские отношения: они участвуют в реализации проектной деятельности, выступают героями в различных праздниках. Сами выдвигают идеи и всегда готовы на сотрудничество. В рамках проектов дети совместно с родителями занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют, оформляют книжки-малышки, альбомы, готовятся к совместным выступлениям. Таким образом, родители стали нашими полноправными партнерами и участниками воспитательно-образовательного процесса.
Надо отметить, что работа над проектом - дело творческое. Именно поэтому педагог, берущийся за организацию и руководство проектом, должен обладать, творческими способностями, фантазией, без которых он не сможет быть генератором развития интересов детей и его творческого потенциала. В этом отношении в коллективе сложились дружеские, партнерские отношения, образовалась команда единомышленников, способная творчески мыслить, доводить начатое дело до конца и идет за развитием детей.
Что способствует проектному методу в ДОУ? Конечно, комплексно-тематическое планирование.
Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса в ДОУ имеет свою специфику:
- Для групп раннего возраста (от 2 до 3 лет) комплексно-тематическое планирование опирается на деление образовательного процесса по тематическим периодам в соответствии Общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и др. Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей раннего возраста. Выделение основной темы периода не означает, что абсолютно вся деятельность детей должна быть посвящена этой теме. Цель введения основной темы периода – интегрировать образовательную деятельность и избежать неоправданного дробления детской деятельности по образовательным областям;
- Для групп дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) комплексно-тематическое планирование осуществляется в виде ведения проектной деятельности.
Комплексно-тематическое планирование в виде ведения проектной деятельности имеет свои особенности:
- Каждый проект – это тема, в которой объединены все виды деятельности детей:
- игровая (сюжетно – ролевая игра, игра с правилами и др.).
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)
- познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)
- восприятие художественной литературы и фольклора
- самообслуживание и элементарный бытовой труд
- конструирование из разного материала
- изобразительная (рисование, аппликация, лепка)
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах)
- двигательная (овладение основными движениями).
- Взаимосвязь, компоновка, уровень тем задается через призму их интеграции, происходит взаимодополнение, расширение, усложнение перехода тем между собой от одной к другой с точки зрения формирования у ребенка целостной картины мира.
- Структурирование образовательного процесса в виде комплексно-тематического планирования помогает детям систематизировать и осмыслить большой объем информации, придает взаимосвязанный характер различным аспектам жизненного опыта и созданию благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка.
В 2012 года наш коллектив стал использовать проектный метод не только в течение учебного года, но и при реализации программ летнего отдыха.
2012 год - был разработан проект программы летнего отдыха для детей дошкольного возраста «Приключения Незнайки и его друзей».
Каскадная модель реализации проекта «Приключение Незнайки и его друзей»
Июнь – «Незнайка в Цветочном городе» | Июль «Путешествие Незнайки» | Август – «Незнайка в Зелёном городе» | |||||||||
1-я неделя – «Пусть всегда будет солнце» | 2-я неделя «Азбука безопасности» | 3-я неделя – «Там, на неведомых дорожках» | 4 –я неделя – «Олимпиада в ДОУ» | 5-я неделя – «Ивана Купала» | 6-я неделя «Собираемся в поход» | 7-я неделя – «Все в лес за чудесами» | 8 –я неделя – «Детский экологический театр» | 9-я неделя – «Воздушные путешествия» | 10-я неделя «С праздником, любимый посёлок!» | 11-я неделя – «Чудеса на грядках» | 12 –я неделя – «Песочные фантазии» |
Каждый месяц представлен мини-проектами по темам, в которых прослеживается интеграция деятельности всех участников образовательного процесса по вышеуказанным направлениям:
Алгоритм проведения дней недели проекта «Путешествие Незнайки и его друзей»:
Дни недели | Название дней недели | Основная идея дня |
Понедельник | «День Незнайки | Незнайка знакомит с темой недели, вместе с детьми определяет круг интересов, проектирует последующую деятельность. |
Вторник | «День Винтика и Тюбика» | Герои приступают к воплощению идеи через ручной труд, труд в природе, изобразительную деятельность и конструирование. |
Среда | «День Знайки» | Знайка проводит беседы, наблюдает, экспериментирует, побуждает детей к открытию новых знаний, способов познания. |
Четверг | «День Пилюлькина» | Пилюлькин проводит беседы, наблюдения, опыты, активизирует детей, приобщая к здоровому образу жизни, через различные здоровьесберегающие технологии, эстафеты, состязания, подвижные игры. |
Пятница | «День всех коротышек» | Развлечения, игры, праздники проводятся с обязательным участие героев романа-сказки Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей», с элементами драматизации романа. Важно, чтобы и дети, и родители, и педагоги положительно относились к «событиям недели», заразились идеей дня и осознавали важность совместного праздника. |
Это была наша первая летняя программа, составленная на основе проектного метода. Первый наш опыт был удачны, мы стали победителями в областном конкурсе авторских программ по организации летнего оздоровления детей дошкольного возраста.
2014г. – Программа проектно-исследовательской деятельности дошкольников «Летняя лаборатория».
Летняя программа состояла из трёх долгосрочных тематических проектов:
июнь – «Какая она - Вода?!»
июль – «Удивительный мир под ногами»
август – «Невидимка, который нужен всем»
Данная программа была разработана на базе авторской программы по экологии Н.А.Рыжовой «Наш дом - природа». Программа «Летняя лаборатория» была направлена на организацию проектно-исследовательской работы дошкольников на основе экологического материала.
В качестве формы интегративного процесса месячный проект состоял из недельных познавательно-исследовательских мини проектов.
Июнь – «Какая она - Вода?!»
Недельные проекты:
1 неделя – «Вода – начало всех начал»
2 неделя – «Вода и её обитатели»
3 неделя – «Воду берегите!»
4 неделя – «Вода в жизни человека»
Июль – «Удивительный мир под ногами»
Недельные проекты:
1 неделя – «Песочная страна»
2 неделя – «Какие бывают камешки»
3 неделя – «Земля - Матушка»
4 неделя – «Земля – наш общий дом»
5 неделя – «Путешествие внутрь грядки и клумбы»
Август – «Невидимка, который нужен всем»
Недельные проекты:
1 неделя – «Воздух невидимка»
2 неделя – «Нужен ли воздух растения или как дышат цветы?»
3 неделя – «Почему птицы летают?»
4 неделя – «В гости к насекомым»
Чтобы устранить барьеры между образовательными областями, их объединяли вокруг главных понятий и тем. Это позволяло рассмотреть данную область с разных сторон, раскрыть взаимосвязи. Особый интерес представляла интеграция по единому тематическому проекту, в основе которого лежала определенная проблема.
По результатам реализации данной программы мы стали призёрами муниципального конкурса программ летнего отдыха и оздоровления детей дошкольного возраста.
2015г. - Летний социальный проект «Безопасное лето» для детей старшего дошкольного возраста.
Данный проект разработан на основе программ «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина) и «Программа воспитания и обучения в детском саду» (авторский коллектив под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) с учётом ФГОС.
Цель проекта: систематизация знаний детей о правилах безопасного поведения в доме, на улице и в природе. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.
За июнь месяц были реализованы с детьми подготовительной группы, следующие недельные проекты:
I неделя – Безопасность на дорогах
II неделя – Пожарная безопасность
III неделя – Безопасность в доме
IV неделя – Безопасный отдых на природе
В качестве методической помощи программа содержала перечень основных видов детской деятельности и совместной деятельности педагога с детьми с учётом всех образовательных областей, рекомендации по организации различных направлений работы, а также списки рекомендуемых художественных и музыкальных произведений, конспекты познавательной деятельности, бесед и развлечений.
По результатам реализации данной программы мы были отмечены дипломом участников муниципального конкурса программ летнего отдыха и оздоровления детей дошкольного возраста.
2016г. – Программа проектно-исследовательской деятельности дошкольников «Юный Эко-знайка».
Целью данной программы было формирование у дошкольников естественно - научных знаний и представлений, осуществление проектно-исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания.
С данной программой мы стали победителями муниципального конкурса программ в сфере летнего отдыха и занятости детей и подростков в 2016г. и получили дипломы 1го места в международном конкурсе «Сохраним природу-сохраним планету» на информационно-образовательном ресурсе «Шаг вперед» и международного педагогического конкурса «Секреты педагогического мастерства» (г.Москва) Евразийского института развития образования имени Януша Корчака.
2017г. – Программа эколого - познавательной деятельности дошкольников «Это земля – твоя и моя».
Летняя программа «Это земля твоя и моя» состояла из недельных проектов эколого - познавательного направления:
Июнь
«Земля - наш общий дом»
«Пусть вечно детство звонкое смеётся!»
«Русь. Россия. Родина моя!»
«За природу в ответе и взрослые и дети»
«Там на неведомых дорожках…»
Июль
«Реки, речки и моря по земле текут не зря»
«Загадки в лесу на каждом шагу»
«Твои соседи по планете»
«В путь дорогу собирайся за здоровьем отправляйся!»
Август
«Заповедные места родного края»
«Зелёная служба Айболита»
«Вместе весело шагать по просторам»
«Если вместе захотим, мы природу защитим»
«Как прекрасен этот мир»
По итогам реализации данной программы мы стали победителями муниципального конкурса на получение грантов для поддержки реализации программ летнего отдыха и оздоровления детей школьного и дошкольного возраста.
2018 год – Программа летнего социального проекта для дошкольников
«Лето красное – здоровье прекрасное».
Социальный проект «Лето красное - здоровье прекрасное» – это была деятельность, направленная на результат, который получается при решении той или иной социальной проблемы. Тип проекта (практико- ориетированнный) рассматривал опережающее развитие как постановку перед ребенком целей и задач на интеллектуальное и социальное самообучение. Это позволило создать систему мотивации для саморазвития личности ребенка, привить системный позитивный образ мышления, развить способность ребенка оценивать последствия поступков и влияние привычек на качество жизни, и наконец, получать удовольствие от развития собственных талантов и склонностей. В данном проекте социально значимой проблемой являлось безопасное проведение детей в окружающем мире: правила безопасного проведения на дороге и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; правила пожарной безопасности в быту, при чрезвычайных ситуациях; правилам поведения в природе и пропаганда здорового образа жизни.
Программа была построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка: умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдавался не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитателя и детей.
В качестве формы интегративного процесса данный проект состоит из трёх долгосрочных тематических практико-ориетированнных проектов и недельных познавательно-исследовательских мини проектов:
Июнь – «Здоровье и безопасность»
Недельные проекты:
1 неделя – «Безопасность на улице»
2 неделя – «Безопасность в доме»
3 неделя – «Я и мой организм»
4 неделя – «Пожарная безопасность»
Июль – «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»
Недельные проекты:
1 неделя – «Солнышко лучистое»
2 неделя – «Эта волшебница - вода»
3 неделя – «Воздух невидимка»
4 неделя – «Страна Спортландия»
Август – «Здоровье и природа»
Недельные проекты:
1 неделя – «Здоровье и витамины»
2 неделя – «В царстве лекарственных растений»
3 неделя – «Здоровье и животные»
Данная программа разработана на базе программы ДОУ – программы «ЗОЖ» и авторской программы Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Княевой, Р.Б.Стёркиной «Безопасность». Программа «Лето красное – здоровье прекрасное» была направлена на организацию проектно-исследовательской работы дошкольников на основе материала по безопасности и сохранению здоровья.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный (срок 03.05. – 31.05.2018). Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
Формы организации работы I этапа.
- составление проекта программы
- подбор методической и художественной литературы;
- изготовление пособий, нестандартного оборудования для развития двигательной активности;
- подбор дидактических, подвижных, малоподвижных, сюжетно - ролевых игр;
- составление плана совместных мероприятий педагогов и детей;
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
2 этап – собственно – практический (срок 04.06. – 31.08.2018). Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами, через практическую деятельность детей.
Формы организации работы II этапа.
1. Работа с детьми (организация мероприятий познавательного характера, организация двигательного режима)
2. Работа с родителями (оформление папок – передвижек, памяток, привлечение родителей к организации досугов, привлечение к изготовлению игрового оборудования на игровом участке, организация выставки рисунков «Безопасность глазами детей»).
3. Создание условий для всестороннего развития детей (санитарно-гигиенические, для физического развития, познавательного, изобразительного творчества)
3 этап – обобщающий (заключительный) (срок 27.08. – 31.08.2018). Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей и фотоматериалы по проведению тематической недели. Публикация опыта работы в СМИ и интернет ресурсах.
В рамках реализации тематических проектов прошло много интересных мероприятий:
-экскурсии за пределы детского сада («В траве сидел кузнечик», «Водное царство государство» и др.);
- практическая деятельность в природе (уход за цветами, работа в огороде, сбор гербария, наблюдения в природе);
-интересные театрализованные представления для малышей «Клоуны в гостях у лесных жителей», «Кот, лиса и петух», весёлые спортивные соревнования и «Солнечная дискотека»;
- организация выставки детских работ «Здравствуй, лето!», в рамках реализации тематического проекта «В царстве лекарственных растений» выставка рисунков деревьев и цветов разными способами и рисунки на асфальте «Лес наш друг»;
-организация творческих мастерских «Автомобили на дороге» (к проекту « Безопасность на улице»), «Летняя картина», коллаж «Я люблю лес» и т.д.
При реализации метода проекта педагоги создавали на участке соответствующие условия, для становления активности самостоятельности ребенка в разных видах деятельности. Вносились энциклопедии, иллюстрации, поделки, схемы, педагоги перевоплощались в сказочных персонажей, создавали проблемные ситуации. Все это способствовало поддержанию интереса детей к той или иной теме проекта.
Все вышесказанное подтверждает, что технология проектирования на практике показывает ряд преимуществ и эффективность, она способствует развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, любознательность, творческое воображение, умение планировать свою деятельность. Все эти качества, несомненно, важны для ребенка - дошкольника.
На протяжении всего летнего – оздоровительного периода родители являлись самыми активными участниками наших мероприятий: помогали в организации экскурсий, мини- походов, участвовали в праздниках и досугах, для поддержания интересов детей к той или иной теме проекта приносили иллюстрации, книги, информацию из интернета, вырезки из журналов, газет. Были созданы семейные проекты «Что помогает нам быть сильными и здоровыми», «Мы любим футбол». Родители воспитанников детского сада принимали участие в спортивных развлечениях «Кошкин дом» и «Футбольная страна».
Результаты реализации проекта:
• 100% охват воспитанников дошкольных групп ДОУ.
• Обогащение воспитанников яркими впечатлениями, способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, новыми знаниями;
• Повышение компетентности родителей в области безопасности детей в окружающем мире.
• Развитие физических качеств, укрепление здоровья детей.
• Создание условий для познавательной и двигательной деятельности детей на прогулке, эмоциональной сферы, решение интеллектуальных и личностных задач, адекватных возрасту.
• Предупреждение детского дорожно–транспортного травматизма и других опасных ситуаций через разнообразные формы организации детской деятельности.
По результатам проведения летней программы 2018 года мы были признаны победителями муниципального и регионального конкурса программ на лучшую организацию летнего отдыха и занятости детей и подростков в номинации «Лучшая летняя программа ДОУ» и победителями регионального этапа конкурса «Лучшая программа организации детского отдыха».
Все наши программы летнего отдыха включает в себя:
- описание актуальности программы (значимость, аргументы по выбору направления, перспективность);
- цели и задачи программы;
- этапы и сроки реализации;
- ожидаемый результат (для участника программы, для педагога);
- критерии результативности;
- принципы реализации программы;
- основные технологии;
- механизмы реализации;
- методическое обеспечение;
- план-сетка реализации программы (с обязательным внесением ключевых дел и мероприятий смены).
Планирование образовательной деятельности в ДОУ основывается на комплексно-тематическом принципе, который предполагает реализацию содержания образовательной деятельности и интеграцию образовательных областей в соответствии с определенной темой.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Одной теме в течение учебного периода уделяется не менее одной недели. Оптимальный период – 2-4 недели. Поэтому разрабатывая летнюю программу мы стараемся это учитывать и разбиваем общую тему программы на три месячных проекта, на три под темы.
Например, летняя программа 2019г. «Краеведческая азбука». В качестве формы интегративного процесса данная программа состоит из трёх долгосрочных тематических практико-ориетированнных проектов:
июнь – «Моя Родина - ЕАО»
июль – «Растительный мир ЕАО»
август – «Животный мир ЕАО»
В качестве формы интегративного процесса месячный проект состоит из недельных познавательно-исследовательских мини проектов. Чтобы устранить барьеры между образовательными областями, их объединяем вокруг главных понятий и тем. Это позволяет рассмотреть данную область с разных сторон, раскрыть взаимосвязи. Особый интерес представляет интеграция по единому тематическому проекту, в основе которого лежит определенная тема для познания дошкольников.
Например, июнь – «Моя Родина - ЕАО»
Недельные проекты:
1 неделя – «Мы жители - ЕАО»
2 неделя – «Моя малая Родина - Теплоозёрск».
3 неделя – «Природа и климат»
4 неделя – «Богатство нашей земли»
Июль – «Растительный мир ЕАО»
Недельные проекты:
1 неделя – «Наши друзья - деревья»
2 неделя – «Путешествие в мир цветов».
3 неделя – «Мы в лесок пойдём грибы, ягоды найдём»
4 неделя – «Лекарственные растения рядом с нами»
5 неделя – «Растения Красной книги ЕАО».
Август – «Животный мир ЕАО»
Недельные проекты:
1 неделя – «Водоёмы ЕАО и их обитатели»
2 неделя – «Птичий мир»
3 неделя – «Кто живёт в нашем лесу»
4 неделя – «По заповедным тропинкам»
Таким образом, речь идет об интегрированном обучении как о системе, которая объединяет, соединяет знания в единое целое, на основе чего и формируется у детей целостное восприятие мира.
Изначально мы разрабатываем месячные проекты, рассматриваем актуальность и проблему проекта, ставим цель и задачи её достижения, этапы реализации проекта, ожидаемый результат. А потом мы разрабатываем недельные проекты, через реализацию которых будет достигнута цель месячного проекта. Недельные проекты разрабатываются также по принципу месячного проекта.
Выбор темы – это первый шаг в работе над проектом. Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т. д.. Разрабатывая тематическое планирование, мы учитываем не только образовательные области, но и все разделы этих областей. Все образовательные области и их разделы пропускаем через все режимные моменты дня.
Запуск темы и логика ее развития (координация) происходит через групповые сборы – Утренний и Вечерний, которые осуществляются в форме совместной деятельности.
Педагоги ДОУ являются участниками реализации проекта группы или реализуют свой проект (подпроект) в соответствии с комплексно-тематическим планированием образовательной деятельности дошкольного учреждения.
Для реализации проекта (подпроекта) привлекаются семьи воспитанников, педагоги ДОУ, социальные партнеры.
На этапе разработки содержания непосредственно-организованной образовательной деятельности, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, особое внимание уделяем организации среды в группе. Считаем, что среда должна являться фоном к открытиям, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда) начинается совместная работа воспитателя, родителей и детей по реализации проекта.
В 2019 году мы вновь были признаны победителями муниципального конкурса летних программ в номинации «Лучшая программа летнего отдыха детей, посвящённая 85-летию ЕАО» с программой «Краеведческая азбука ЕАО».
Заключение
На нашем опыте мы убедились, что применяя метод проектов в процессе реализации программ летнего отдыха, педагоги достигают целей развития, поставленных в программе, которые предполагают развитие следующих детских компетенций: самостоятельность и инициативность; ответственность и самоконтроль; чувство уверенности в себе и позитивная самооценка; коммуникативные навыки; умение работать в команде; независимое и критическое мышление.
Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Какое же значение имеет использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении для его участников?
Для детей
Самые главные участники проектной деятельности в ДОУ – это наши воспитанники, на развитие которых направлены все наши усилия. Кем станут наши дети, когда вырастут – покажет время. Для нас главное – обеспечить каждому ребенку максимальные условия для развития его способностей, самостоятельности и творчества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей. Метод предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада, что способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка, способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей. Положительно влияет на мотивационную сферу ребенка, повышая интерес к образовательному процессу и его результату.
Для родителей
Происходит смена стиля общения взрослого с ребенком.
Родители становятся активными участниками образовательного процесса.
Взаимодействие с семьей позволяет добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
Для профессионального роста педагогов
Создаются условия для роста активности и инициативы педагогов.
Формируется умение решать более сложные профессионально-педагогические проблемы, которые требуют интеграции знаний, практических умений из смежных с педагогикой наук.
Непрерывное овладение прогрессивными технологиями способствует повышению профессионального уровня.
Происходит профессиональное взаимодействие по инициативе самих педагогов, способствует распространению педагогического опыта.
Итак, использование метода проекта помогает научиться работать в единой команде педагогам, воспитанникам и их родителям, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Анализ проектной деятельности и понимание ошибок создают мотивацию к повторной деятельности, побуждают к самообразованию педагога.
Сегодня в дошкольных учреждениях востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому все более широкий круг педагогов – практиков включается в активную поисковую, инновационную деятельность. Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации педагога, его прогрессивной методики обучения и развития детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы "Проектная деятельность в художественно -эстетическом развитии детей с ОВЗ"
Изучается эффект комплексного воздействия на дошкольника разных специалистов с применением элементов сказкотерапии...
Выступление на педагогическом совете "Проектная деятельность педагога в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
Выступление...
Выступление на семинаре по теме "Проектная деятельность с элементами программы ТРИЗ в логопедической работе"/
Педагог объясняет основные направления работы по системе ТРИЗ. Даются цели занятий по определенным темам, конспекты их проведения. Примеры заданий для домашней игротеки и работы детей с родителями....
Проектная деятельность как основа формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на начальном этапе образования
Период детства — это уникальный и неповторимый период становления личности, основа, которая определяет развитие человека на протяжении всей его жизни. И от того какими вырастут наши дети, малень...
«Формирование у детей 4-5 лет интереса к изучению национальной культуры через проектную деятельность при изучении программы «Разговор о правильном питании (из опыта работы)»
Тема правильного питания и здорового образа жизни особенно актуальна в наше время. Всем известно, что навыки здорового питания формируются с детства. Первые детские годы – то самое время, когда ...
Статья:Проектная деятельность как основа формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на начальном этапе образования.
Период детства — это уникальный и неповторимый период становления личности, основа, которая определяет развитие человека на протяжении всей его жизни. И от того какими вырастут наши дети, малень...
Выступление на методическом совете: Из опыта работы «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста»
Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формирование у детей правильной речи. Одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения является формировани...