Выступление из опыта работы «Опытно-экспериментальная деятельность детьми раннего дошкольного возраста»
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа)

Романова Светлана Родионовна

Давно не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Л. С. Выготский.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opytno-eks.deyat_.omo_2024.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колосок» Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики

Выступление из опыта работы на тему:

«Опытно-экспериментальная деятельность детьми раннего дошкольного возраста»

                                                                                         Воспитатель:

                                                                                С. Р. Романова

                                                                         

с. Красноармейское, 2024

1 слайд. Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я бы хотела поделиться с вами своим небольшим опытом работы в области опытно-экспериментальной деятельности с детьми раннего дошкольного возраста. 

Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая представляет собой главным образом, поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого в процессе сотрудничества.

2 слайд. Давно не секрет, что мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Л. С. Выготский.

На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей раннего возраста – одна из актуальных проблем современности.

Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное экспериментирование, с вещами. Объектом познания являются окружающие предметы, их действия. Дети этого возраста активно познают мир по принципу: «Что вижу, с чем действую, то и познаю». Накопление информации происходит благодаря манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.

Задача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать!

3 слайд.

Ярко выраженная любознательность ребенка является важнейшим показателем его успешного психического развития. Она проявляется в том, что малыш:

• активно стремится к новым впечатлениям, любит наблюдать за окружающим;

• быстро обнаруживает новое, стремится сразу же исследовать его;

• с интересом включается в предложенные взрослым игры с природными объектами, экспериментирование с различными веществами;

• подолгу с увлечением экспериментирует сам, подражая взрослому и изобретая новые действия;

• радуется своим открытиям, стремится поделиться ими со взрослыми.

Мы, взрослые, должны поощрять их стремление к познаванию, помочь реализовать уже имеющиеся у них возможности к этому и создавать условия для последующего развития.

4 слайд.

Цель экспериментирования - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

На этой основе выделяются следующие задачи:

1.     Знакомить детей с обобщёнными способами исследования разных объектов окружающей жизни.

2.     Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера.

3.     Создавать оптимальные условия для обогащения и развития разнообразных действий с предметами.

Основным методом в деятельности по экспериментированию у детей раннего возраста я выбрала проведение элементарных опытов. Опыты я использую для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями.

Опыты можно проводить как отдельный вид деятельности, так и как игра или часть занятия. Так же опытнической деятельностью можно заниматься в процессе режимных моментов и использовать на прогулке как часть наблюдения.

5 слайд.

ФГОС и ФОП ДО нацеливает содержание образовательной области «Познавательное развитие» на «развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании и др.)

В группах раннего возраста опыты я провожу для ознакомления детей со свойствами неживой природы как в ходе ООД, так и как ее часть. Так же опытническая деятельность осуществляется мной в процессе режимных моментов, на прогулке как часть наблюдения.

Количество проводимых мною опытов варьируется от 1в неделю до 2 в месяц. Длительность не превышает 10минут за один этап. Опыты провожу как с подгруппой, так и с 2-3 детьми.

В группе детей раннего возраста нет как таковой самостоятельной детской деятельности. Почти вся работа проводится совместно с воспитателем: я знакомлю детей с различными свойствами вещей: твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость. С детьми играем с песком, снегом, водой, бумагой, ветром. Познавательные занятия, строю на стремлении вызвать удивление от открытий.

6 слайд.

Исследовательская активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.

При организации экспериментальной детской деятельности моей задачей стало создание необходимых условий, в частности центра экспериментирования «Маленький исследователь».

В группе созданы условия для исследовательской деятельности с детьми раннего возраста имеются в наличии:

1. Разнообразные емкости из различных материалов разного объема и формы;

2. Природный материал, собранный совместно с детьми (камешки, глина, песок, ракушки, перья, каштаны и т. д.);

3. Бросовый материал (ткани, деревянные, пластмассовые предметы и др.);

4. Игрушки (резиновые, пластмассовые);

5. Краски;

6. Сачок, губки и стаканчики и т. д.;

8. Различные крупы, сито;

9. Детские фартуки;

10. Полотенца, тряпочки, щетка и совок;

11. Схемы проведения.

7 слайд.

При организации опытно — экспериментальной деятельности детей раннего возраста учитываю возрастные особенности детей, поэтому:

Все предлагаемые мероприятия эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и желание действовать.

Для детей раннего возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим опытам и экспериментам постоянно возвращаюсь в процессе работы. За один раз предлагаю рассмотреть одно из свойств в разных его сочетаниях, или один предмет с разными свойствами.

Активно использую такие приёмы работы с детьми: наблюдение, первичное обследование предмета, подражание, упражнение, испытание (проверка, проба, обыгрывание, эксперимент, комментирование действий ребёнка, художественное слово, словесное указание, объяснение, показ действий с предметом.

8 слайд.

Тема: «Вода»

Свою работу мы начали с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. С помощью предметной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус.

Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи остаются после дождя на дорогах.

После нескольких наблюдений сделали выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Дети убедились, что дождь – это вода. Сравнили воду из под крана и из лужи, отметили: в луже вода грязная, а из под крана – чистая.

9 слайд.

С песком: Знакомясь с данной темой, проводятся различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробуют слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия подводится итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

При проведении опыта с песком детям предлагается пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши придут к выводу, что сухой песок может сыпаться, а мокрый нет.

Самым главным открытием для детей при наблюдении станет вывод, что песок – это множество песчинок.

10 слайд

 С воздухом:

С помощью предметно-манипулятивной деятельности дети получают представления о том, что воздух легче воды. Игра «Ветер по морю гуляет» упражнять в умении выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

При проведении игры «Поймаем воздух» детям предлагается «словить» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедиться в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малышам предлагается подуть через соломинку в стакан с водой и убедиться в том, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнают, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, увидят, что ветер – это движение воздуха.

11 слайд

Тема: «Бумага»

При помощи опытов дети узнали, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Проводя работу по данному виду деятельности, мы отметили,

- дети стали проявлять устойчивый интерес к опытам;

-с удовольствием знакомились с новыми материалами, способами их исследования;

-расширились их представления о предметах и явлениях окружающего мира;

- обогатилась речь детей, пополнился словарный запас;

-развивается диалогическая сторона речи (чему способствует создание проблемно-поисковых ситуаций, когда предлагается найти ответ на поставленный вопрос);

-выполняя опыты, дети с восторгом воспринимали его результат, как следствие у них возникала потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Это способствует формированию связной речи.

12 слайд Тема: «Камни»

На занятиях познавательного цикла «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получили представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.

Опытническим путём дети выяснили, что камни тонут в воде, потому что они тяжелые. Для этого в таз с водой малыши опускали перышки, бумажные кораблики и камни.

13 слайд. Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.

В своей работе мы используем программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, а также парциальную программу Рыжовой Н. А. «Наш дом -природа», методическое пособие Ивановой А. И. «Организация детской исследовательской деятельности» и др. методическими пособиями.

14 слайд.

Подводя итоги можно сказать, что дети стали более любознательными, расширился их словарный запас, восприимчивость к явлениям и объектам окружающего мира, начальное представление о физических свойствах жидких и твердых телах. Все это явилось предпосылками для восприятия естественно-научных представлений.

Таким образом, систематическая, специально организованная работа по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.

Литература:

1. С.Н. Теплюк «Ребёнок третьего года жизни». Пособие для родителей и педагогов. 2014г.

2. К.Л. Печора., Г.В. Пантюхина., Л.Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2004г.

3. М.Ф. Литвинова «Играют непоседы». Игры и упражнения для детей от 1,5 до 3 лет. Методическое пособие. 2012г.

4. Е.А. Дмитриева., О.Ю. Зайцева., С.А. Калиниченко «Детское экспериментирование. Методическое пособие. 2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление из опыта работы на тему: «Экологическое воспитание старшего дошкольного возраста».

Формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Дошкольное детство- начальный этап формирования личности человека. В это время закладываются позити...

Выступление из опыта работы "Развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование в неживой природе"

Организация познания мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей в процессе опытнической деятельности и экспериментирования в условиях детского сада....

Статья из опыта работы «Познавательно-исследовательская деятельность детей младшего дошкольного возраста»

Задачи познавательно-исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста. В младшем дошкольном возрасте – это вхождение детей в проблемную игровую с...

Формы работы педагога - психолога с детьми раннего дошкольного возраста

Формы работы педагога - психолога с детьми раннего дошкольного возраста...

Работа педагога- психолога с детьми раннего дошкольного возраста

Одним из направлений в деятельности дошкольного психолога является работа с детьми раннего возраста. Ранний возраст является ответственным периодом в жизни ребенка, когда формируются наиболее важные с...