Обобщение опыта работы «Организация кружковой работы детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»
методическая разработка

Тихонова Полина Сергеевна

Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди детей дошкольного и школьного возраста - отсутствие интересов. Они не отходят от компьютера и телефона, играя в игры и днем, и ночью. Кроме того, у детей развиты комплексы. Они безинициативны, не самостоятельны, малообщительны, скованны, стеснительны вне виртуального мира. Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно ещё в дошкольном возрасте пробудить в детях какой-то интерес, развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть стеснительность, скованность. А самой благодатной почвой для этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Обобщение опыта работы"796.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 10 «РОСИНКА»

_____________________________________ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА_________________________

693008, г. Южно-Сахалинск пр. Победы 86а, тел.: 43-11-46, ИНН 6501100455, ЕГРЮЛ 2086501003554

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

«Организация кружковой работы детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

       Выполнила: воспитатель:

                 1 квалификационной категории

           Тихонова Полина Сергеевна

        г. Южно-Сахалинск

2024 год


Сведения об авторе:

C:\Users\admin\Downloads\20220909_113219.jpgФ.И.О.: Тихонова Полина Сергеевна

Образование: высшее 

Название (полное) учебного заведения: 

  1. г. Южно-Сахалинск федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сахалинский государственный университет"

Год окончания: 10.07.2012 г.

Специальность по диплому: история

  1. ООО "Центр повышения квалификации и переподготовки "Луч знаний"

Год окончания: 02.10.2021 г.

Специальность по диплому: методист

Место работы: МАДОУ № 10 «Росинка» г. Южно-Сахалинска

Должность: воспитатель.

Педагогический стаж: 11 лет

Стаж работы в занимаемой должности: 11 лет

Квалификация: 1 квалификационная категория

Награды: 

  1. ГРАМОТА за добросовестный труд в системе образования, 2020г. Приказ № 297-ОД от 25.09.2020 г.
  2. ГРАМОТА за добросовестный труд, 2021 г. Приказ № 75-ОД от 04.03.2021 г.
  3. ПОЧЁТНАЯ ГРАМОТА за профессиональную компетентность, творческую инициативу и обеспечение качества образования, 2021 г. Департамент образования администрации города Южно-Сахалинска. Приказ № 471 от 04.08.2021
  4. ГРАМОТА по итогам 2021-2022 учебного года за высокие достижения в области профессиональной деятельности, отзывчивость, инициативу,2022 г. Приказ № 174-ОД от 30.05.2023 г.
  5. ГРАМОТА по итогам 2022-2023 учебного года за высокие достижения в области профессиональной, творческой деятельности, отзывчивость, инициативу, 2023 г. Приказ № № 181-ОД от 25.05.2023 г.
  6. Благодарственное письмо Администрации города Южно-Сахалинска, Приказ № 2733- па от 19.08.2024 г.

Паспорт обобщения опыта работы воспитателя

МАДОУ № 10 «Росинка» города Южно-Сахалинска

по теме: «Организация кружковой работы детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Позиция:

  • С помощью театрализованной деятельности познакомить детей не только с миром прекрасного, но и пробуждать в них способность к состраданию, сопереживанию, активизировать мышление, воображение, а главное – помочь психологической адаптации ребенка в коллективе;
  • Строить процесс с учётом перспективы развития ребёнка;
  • Организовать тесный контакт с родителями;
  • Работа по самообразованию, изучение опыта коллег.

Цель: создать условия для развития творческих способностей детей с помощью театрального кружка.

Задачи: 

Образовательные:

  1. Формировать простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных героев;
  2. Совершенствовать артистические навыки детей, их исполнительские умения;
  3. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

Развивающие:

  1. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности;
  2. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, инстанционный строй, диалогическую речь, пополнять словарный запас слов.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к театральному искусству;
  2. Желание помогать друг другу, сопереживать, сочувствовать.

Формы работы с детьми:

Фронтальные занятия, занятия подгруппами, индивидуальные занятия.

Методы и технологии:

Словесные (рассказ, пояснение, вопрос, художественное слово, обращение к личному опыту, чтение художественной литературы);

Наглядные (презентации, рассматривание костюмов, декораций к различным спектаклям, просмотр спектаклей, видеороликов);

Практические (игры-драматизации, посещение театральных спектаклей, работа над этюдами, рисование и лепка персонажей сказок, изготовление декораций, костюмов, масок, элементов к костюмам).

Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры со словами, гимнастика для глаз, физминутка, динамические паузы)

Результат:

У воспитанников произошло совершенствование речи, активизировался словарный запас.

Дети стали больше проявлять участие в играх, повысилась активность и инициативность.

Дети овладели в соответствии с возрастом техникой управления выразительностью речи.

Через театрализованную игру дети освоили невербальные средства общения: жесты, мимика, движения. Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.

Содержание:

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

  1.  Пояснительная записка……………………………………………………7
  2.   Цель и задачи…………………………………………………………….10
  3.   Условия становления опыта…………………………………………….11

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

  1. Теоретические обосновы педагогического опыта…………………....15
  2. Технология педагогического опыта…………………………………...15

Раздел 3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

  1. Работа с родителями…………………………………………………...21

Раздел 4. Заключение………………………………………………………………….23

4.1. Адресность опыта……………………………………………………….  24

Список литературы………………………………........................................................25

Приложения…………………………………………………………………………………………………………

 

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

  1. Пояснительная записка

«Театрализация – это волшебный мир,

                                                                   в котором ребенок радуется, играя,

  а играя, познает окружающее...»

О.П. Радынова

Театрализованная деятельность является мощным источником развития эмоциональной сферы; способствует развитию чувства успешности, помогает преодолеть робость, неуверенность, застенчивость, развивает у детей фантазию, легкость и радость общения между собой и окружающими. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет им во время игры чувствовать себя более раскованно, свободно, естественно. Участвуя в театрализованной игре, дети познают мир через образы, краски, звуки. Работая над литературным произведением, они учатся думать, анализировать, делать выводы.

Театр – это удивительный мир. Даже маленький ребенок, который едва научился осмыслять окружающую его жизнь, охотно демонстрирует, как скачет белочка или зайчик, как передвигается косолапый медведь. Театр – это сказка и это реальность, где каждый ребенок может проявить свое творчество.

Занятия театрализованной деятельностью с дошкольниками развивают не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным.

Актуальность опыта

Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди детей дошкольного и школьного возраста - отсутствие интересов. Они не отходят от компьютера и телефона, играя в игры и днем, и ночью. Кроме того, у детей развиты комплексы. Они безинициативны, не самостоятельны, малообщительны, скованны, стеснительны вне виртуального мира. Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно ещё в дошкольном возрасте пробудить в детях какой-то интерес, развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть стеснительность, скованность. А самой благодатной почвой для этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть.

На всех этапах становления педагогики проблема развития детского творчества, имеющая большое педагогическое и социальное значение, не теряла своей актуальности, поэтому одной из важнейших задач на сегодня является создание такой системы общественного образования и воспитания, в основе которой лежит формирование творческого типа мышления, творческих качеств личности. Выявление и развитие творческих способностей начинается с раннего детства. Важная роль в этом процессе отводится эстетическому воспитанию, занятиям детей дошкольного возраста различными видами искусства и театрально-игровой деятельности.

Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир искусства, а генетической основой художественного творчества – детская игра. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения. В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Мир детства, внутренний мир ребёнка - ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Дети верят в чудеса и в то, что где-то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает злое колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр!

Театрализованная деятельность - это мостик, который помогает детям попасть в их дальнейшую взрослую жизнь и сформировать положительный опыт восприятия окружающей действительности.

Театрализованная деятельность не появится сама собой. Ведущая роль в этом принадлежит воспитателю. Понимая и осознавая это, особые требования я предъявила к себе. Начала разбирать и познавать уроки сценической речи, научилась выразительно читать или рассказывать. Старалась овладеть основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Самообразование помогло при организации работы с воспитанниками. Добивалась личным показом выразительности речи детей в процессе театрализованных игр, поддерживала интерес к игре, импровизации, желание включиться в спектакль.

Новизна опыта работы 

Заключается в использовании современных образовательных технологий, отраженных в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (конкурсах, фестивалях, экскурсиях и т.д.). А также детям даётся возможность самим придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по- своему передавать сценический образ, не копировать чужое, а самому создавать и фантазировать.

Свою педагогическую работу я начала с детьми подготовительной группы старшего дошкольного возраста. Дети в группе были разные по характеру и уровню развития: одни активные, любознательные, непосредственные и доверчивые, другие – робкие и стеснительные, могли легко включаться в повсеместную практическую деятельность, эмоционально реагировать на все новое, интересное, но могли быть и замкнутыми, не уверенными в себе, тревожными.

Мною была выбрана тема для творческой работы: «Организация кружковой работы детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Перемены, происходящие в системе народного образования, касающиеся и дошкольного образования позволяют обновлять приёмы и методы работы с детьми, вовлекать и заинтересовывать их, предлагать им как уже знакомые средства театральной деятельности, так и новые формы взаимодействия с детьми, что и определяет цель моей работы.

  1. Цель и задачи

Цель: создать условия для развития творческих способностей детей с помощью театрального кружка.

Для достижения цели мне нужно было решить следующие задачи.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных героев;
  2. Совершенствовать артистические навыки детей, их исполнительские умения;
  3. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика).

Развивающие:

  1. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности;
  2. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, инстанционный строй, диалогическую речь, пополнять словарный запас слов.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к театральному искусству;
  2. Желание помогать друг другу, сопереживать, сочувствовать.

  1. Условия становления опыта

Для достижения поставленной цели необходимо создание определенных условий.

В группе была спланирована и создана мною развивающая предметно пространственная среда. (Приложение № 1)

Спроектировав предметно - развивающую среду для развития творческих способностей детей, я приступила к диагностике, потому что считаю, что успех деятельности воспитателя детского сада зависит от учета индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Провела специальные контрольно- проверочные занятия, чтобы отследить уровень владения детьми невербальными эмоциональными средствами (мимика, жест, поза).

Планировала специальные наблюдения за детьми в процессе их естественного общения, игр, занятий, эмоционально-речевого сопровождения продуктивной деятельности. Результаты фиксировала в специальном дневнике. Это помогло составить предварительное представление о возможностях каждого ребенка в плане развития эмоциональной сферы. Мне было интересно сопоставить эти выводы со сведениями о развитии ребенка вне детского сада. С этой целью я провела анкетирование родителей.

Ответы родителей дополнили мое представление о ребенке, об особенностях развития его эмоциональной сферы. Проведённая диагностика показала, что у некоторых детей не сформирован интерес к художественным произведениям, а также отсутствует эмоциональная отзывчивость на художественные произведения. Только 9 человек из 25 с большим интересом принимают участие в играх – драматизациях, проявляют самостоятельность в театрализованных играх. Необходимо обратить внимание на эмоциональное развитие, так как результат обследования невысок по всем разделам. Также требуется проведение работы над интонационной выразительностью речи и составлением рассказов по картинкам.

После проведенной мною диагностической работы, был разработан план:

Изучила разделы Программы «Детство». Авторы: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.

Изучила книги «Театральная деятельность в детском саду» А.В. Щеткин; Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.; Бажина Н.Г., «О театре малышам» М., АРКТИ, 2011г.; Боровик Т. А. «Инновационные технологии развития творческих способностей детей» М.: Педагог, 2014г.; Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М.: «Вако», 2011г.; Дроздов В. В. “Уроки театральной школы” М: ВЦХТ 2013г.; Кузнецова Н. А. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей [Текст]: пособие для руководителей и педагогов / Н. А. Кузнецова, Д. Е. Яковлев. - М.: Айрис - пресс, 2014. - 96с.; Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Л. Искусство 1986г.; Лаптева Е. «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.; Миланович Л. «Театр для самых маленьких» М; Искусство, 1973г.; Никитина А. Б. Театр, где играют Дошкольники: учебно-методическое пособие / А. Б. Никитина. - М.: Владос, 2014. - 288с.; Савостьянов. Сценическая речь. Дикция и орфоэпия. М: ВЦХТ 2007г.; Поля Л. Я. «Театр сказок». Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2001г.; Распопов А.Г. «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.; Фатеев С. «Театр в школе, дома и детском саду» М: ООО «Этрол» 2005г.; Мигунова Е. «Театральная педагогика в детском саду» М.; Просвещение, 1993г.; Царенко Л.И., Соловьёва Е.В., «Образование и театр», 2003г.; Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / Маханева М.Д. – Москва: Сфера, 2001. – 125 с.; Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – Москва: Школьная Пресса. – 2003. – 128 с.

Изучила статьи интернет – ресурсов в интернете по теме «Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте».

Подготовила развивающую предметно-пространственную среду с учётом возрастных особенностей детей.

Составила календарно-тематическое планирование кружковой работы, план работы с родителями.

Система работы по развитию творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности строилась в соответствии со следующими принципами:

  • Принцип систематичности и последовательности. Начиная с раннего дошкольного возраста «учу – играя», прививая знания, умения и навыки на практике.
    3. Принцип доступности. Опираясь на него, я учитываю возрастные особенности, потребности, интересы, уровни подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт;
  • Принцип наглядности обучения. Я продумываю: дидактические цели исследования наглядности, методику показа, количество наглядности и последовательность демонстрации, сочетание определённых видов наглядности;
  • Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Определяю ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую. В процессе работы побуждаю детей к самостоятельному поиску, импровизации;
  • Принцип прочности. Все сформированные умения и навыки применяю на практике; осуществляя индивидуально – дифференцированный подход в процессе НОД.

В своей работе использую следующие методические приемы и технологии:

Словесные (рассказ, пояснение, вопрос, художественное слово, обращение к личному опыту, чтение художественной литературы);

Наглядные (презентации, рассматривание костюмов, декораций к различным спектаклям, просмотр спектаклей, видеороликов);

Практические (игры-драматизации, посещение театральных спектаклей, работа над этюдами, рисование и лепка персонажей сказок, изготовление декораций, костюмов, масок, элементов к костюмам).

Здоровьесберегающие технологии (дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры со словами, гимнастика для глаз, физминутка, динамические паузы)

Свою работу я осуществляю путем использования следующих форм:

Организации воспитательного процесса:

  • специально-организованная деятельность;
  • занятия в театральном кружке;
  • совместная деятельность с детьми;
  • организация самостоятельной деятельности детей;
  • индивидуальная работа с детьми и родителями;
  • развитие предметно развивающей среды группы.

Использую методы работы с детьми по театральной деятельности:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации;
  • упражнения для социально-эмоционального развития детей;
  • коррекционно-развивающие игры;
  • упражнения по дикции;
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • игры-превращения, образные упражнения;
  • упражнения на развитие детской пластики;
  • пальчиковая гимнастика;
  • упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
  • театральные этюды;
  • отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
  • подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации- жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой и т.д.

Раздел 2.  Комплекс организационно-педагогических условий

  1.    Теоретические обосновы педагогического опыта

Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле? Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Под творческой деятельностью следует понимать такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое - будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности. Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приемы поведения и действия. Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности. Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода

  1. Технология педагогического опыта

Свою работу по развитию творческих способностей через театрализованную деятельность я начала с создания предметно-пространственной среды. В группе я оформила театральный уголок, который условно подразделяется на три части (Приложение № 1)

  1. Музыкальная часть

В ней содержаться музыкальные инструменты, которые находятся в месте свободном для доступа детей;

  1. Театральная часть.

Она наполнена, различными видами театра, как фабричными, так и изготовленными мной, детьми и родителями: пальчиковый, театр варежек, настольный театр, плоскостной театр, кукол бибабо, теневой театр, конусный, на CD носителях; декорации и атрибуты для постановки спектаклей. Оформлены картотека «Пальчиковые игры», «Игры на снятие мышечного напряжения», «Игровые тренинги для пальчиков и кистей рук», «Артикуляционная гимнастика», «Картотека чистоговорок», «Картотека скороговорок на развитие дикции», упражнения на развитие интонационной выразительности, подборка коротких рассказов, папки: «Наши выступления», «Художники – иллюстраторы», и т.д. Материалы уголка постоянно меняются и обновляются.

3. Уголок ряженья:

Содержит различные костюмы и аксессуары. Стоит отметить, что театральный уголок стал любимым местом группы для детей. Все что в нем находится, широко используется как на специально организованных занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей.

Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающие функции. Поэтому через их содержание, форму и методы я стремилась к достижению трёх основных целей:

- развитию речи и навыков театрально – исполнительской деятельности;

- созданию атмосферы творчества;

- социально – эмоциональному развитию детей.

Содержание моих занятий являлось не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движениями, костюмами. Важнейшим методическим принципом являлась практическое действие каждого ребёнка.

При чтении или рассказывании чего-либо я пыталась выразить искренность и неподдельность своих чувств к прочитанному или рассказанному. Но ни в коем случае не пыталась навязывать свои оценки, отношения. Наоборот, предоставляла детям возможность высказаться, проявить эмоциональную активность, старалась не подавить робкого ребёнка, превратив его только в зрителя. Старалась не допустить у детей страха перед ошибкой, чтобы ребёнок боялся выйти на «сцену». Поэтому, предлагая ребёнку «сыграть» или «показать» что-либо, я исходила из реальных возможностей конкретных детей.

Чтобы ярче раскрыть свои возможности и таланты в театрализованной деятельности, дети должны приобрести много навыков и умений.

Для снятия мышечного напряжения (Приложение № 2), я использовала следующие упражнения: «Снежная баба», «Бубенчик», «Летний денек», «Медузы», «Загораем» и др.

Пальчиковый игротренинг (Приложение № 3): «Прогулка», «Лыжники», «Музыканты», «Фокусник», «Поиграем в пальчики», «Пальчик мальчик» и др.

Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику (Приложение № 4) Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово): «Принеси мне игрушку», «Мама ушла на работу». А также использовала задания – упражнения «Разные настроения», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…» и др.

Для развития дикции я использовала чистоговорки, скороговорки (Приложение № 5), игры «Подскажи словечко».

С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям закончить «Короткие истории» (Приложение № 6)

Для более яркого создания образа в старшем дошкольном возрасте детям необходимо владеть выразительностью речи, пластикой и мимикой при создании образа (Приложение № 7) При выполнении этих упражнений детьми, я следила за тем, чтобы дети сами подмечали различия в исполнении своих друзей и стремились находить свои движения, мимику.

А также я предлагала детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок, испугался медведя.

Развитию творческой активности детей способствовали не только занятия по театрализованной деятельности, но и индивидуальная работа с каждым ребёнком.

Свои занятия я строила по схеме:

  • введение в тему, создание эмоционального настроения;
  • театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый

ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

  • эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я старалась так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использовала разнообразные приёмы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам;

- проигрывание ролей в парах.

Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Входя в сказку, получает роль одного из её героев, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Работая над театрализацией сказки, я использовала следующий план:

  1. Знакомство с автором сказки и ее содержанием.
  1. Чтение сказки.
  2. Беседа по содержанию.
  1. Рассказывание сказки по ролям.
  2. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки
  1. Работа с артистами:

а) выразительное чтение;

б) игровые движения;

в) мимика.

  1. Индивидуальная работа по ролям.
  2. Закрепление.

IV. 1. Объединённая репетиция для всех участников спектакля.

  1. Закрепление.

V. Генеральная репетиция.

VI. Премьера.

Основы драматизации и актёрского мастерства закреплялись на праздниках и развлечениях.

В рамках театральной недели маленькие актёры показали музыкально-театральную постановку: «Музыкальная шкатулка», автором которой является муз. руководитель нашего ДОУ Васильева М.С. (Приложение № 8)

Также в рамках проведения городского методического объединения музыкальных руководителей воспитанниками кружка была показана данная музыкально-театральная постановка. Где ребята снова могли продемонстрировать свои актерское мастерство.

В рамках проведения городского методического объединения дошкольных учреждений центрального округа воспитанниками было продемонстрировано театрализованное представление «Путешествие в страну Воздушных шаров». (Приложение № 9)

В рамках реализации проекта «Семейные вечера дома и в детском саду», на базе нашего сада был организован Семейный Театральный вечер, на котором маленькие актёры совместно со своими родителями показали музыкально-театральную постановку сказки «По щучьему велению по моему хотению» (Приложение № 10). В нашей совместной деятельности царила дружеская обстановка, восхищенные лица родителей, радостные глаза детей: в этот день они были вместе! Такие встречи объединяют взрослых и детей, дают родителям возможность увидеть результаты деятельности своих детей, содействуют сплочению детско - взрослого коллектива.

Заключительным занятием я провела у ребят литературную гостиную «В гости к волшебнику». Где дети продемонстрировали выразительное чтение отрывков из сказок. (Приложение № 11)

Моей гордостью и достижением кружковой работы стало поступление воспитанницы Каменовой Арины в детскую Школу искусств № 2, которую на протяжении полугода я готовила к поступлению. Арина блестяще сдала экзамен и была зачислена на бюджет. (Приложение № 12)

По окончании работы кружка я получила много положительных отзывов от родителей.

В этом году я вновь продолжила работу по кружковой деятельности, но возраст моих ребят стал младше, с 4 лет.

Продолжительность реализации программы – 9 месяцев (период с сентября по май месяц включительно), что составляет 4 занятия в месяц по 20 минут каждое. Занятия проходят 2 раза в неделю. 

Обязательно в учебно-тематическом плане прописано посещение кукольного театра, с целью окунуть ребят в реальный мир волшебства и познакомить с миром искусства.

На занятиях с ребятами мы разучиваем потешки, прибаутки, короткие стишки, сказки и игры, мини-сценки.

Малыши уже смогли продемонстрировать свои творческие способности:

Маленькие актеры выступили на празднике «Осени» для детей из группы компенсирующей направленности  с ЗПР (Приложение № 13); 

На празднике «Мамин день» в младших, средних группах, в роли Лисички выступила наша маленькая актриса – Ульяна. (Приложение № 14)

Вместе с детьми и родителями, мы готовим музыкально-театральный номер на «Шоу талантов» на базе нашего ДОУ.

Работа в театральном кружке уже сейчас благоприятно сказывается на коммуникативные навыки детей, на их эмоциональный фон, развитие творческих способностей, актёрское мастерство.

Раздел 3. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

  1. Работа с родителями

Поскольку развитие театрализованной деятельности детей и накопление ими эмоционально - чувственного опыта – длительная работа, потребовалось участие родителей.

Задачи взаимодействия с родителями по театрализованной деятельности:

- вызвать интерес у детей и родителей к театрализованной деятельности;

- приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности;

-педагогическое просвещение родителей по развитию речи через театрализованную деятельность;

- привлечь родителей к созданию условий для театрализованной деятельности;

- вызвать желание родителей участвовать в жизни МДОУ;

- перевести родителей от наблюдателя за игровыми действиями к прямому включению в процесс театральной деятельности в детском саду, к построению взаимоотношений, основанных на принципах уважения, доверия, открытости, улучшения взаимоотношения между детьми и взрослыми, перейти к систематическому, содержательному, эмоционально наполненному досугу.

Этапами работы с родителями:

  1. Исследовательский: анкетирование, диагностика творческих способностей детей, их умений и навыков, обобщение и анализ полученных данных.
  2. Организационный: составление перспективного плана театрализованной деятельности с учётом возрастных особенностей детей.
  3. Практический: советы родителям по организации театрализованной деятельности дома, консультации для родителей (Приложение № 15); мастерская по изготовлению театрального реквизита для игр-драматизаций, литературных гостиных и т.д. Организация родительских собраний (Приложение № 16), участие в совместных выставках поделок по сказкам, изготовление атрибутов и декораций, изготовление различных видов театра (проведение театрально-игровой деятельности согласно традициям ДОУ, участие родителей в постановке спектаклей и театрализованных представлениях, викторинах, развлечениях).
  4. Обобщающий: в рамках реализации проекта «Семейные вечера дома и в детском саду», на базе нашего сада был организован Семейный Театральный вечер, показ музыкально-театральной постановки сказки «По щучьему велению по моему хотению» (Приложение № 10) 

Ожидаемый результат: приобщение детей и родителей к театральной культуре, установление партнёрских отношений между участниками образовательного процесса в ДОУ.

Раздел 4. Заключение

За период своей деятельности, дети, с которыми я работала, стали более эмоциональными, более мобильными. Они научились понимать искусство и высказывать свои впечатления открыто и честно. А самое главное, они привлекли к миру театра своих родителей. Ведь взрослые порой сами забывают об искусстве.

Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.

Я рада, что те дети, которые не могут проявить себя как артисты, с удовольствием реализовывают полученные знания о театре в игре.

На данный момент я отмечаю положительные изменения в творческом развитии детей, у них повысился интерес к театрализованным играм, самостоятельность.

Надеюсь, что, проводимая мной работа в этом направлении не окажется бесполезной, и дети в будущем более активно проявят себя в школе.

В заключение следует отметить, что воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Подводя итоги проделанной работы, можно сказать, что вопрос о развитии творческих способностей через театрализованную деятельность является актуальным, и я рекомендую его использовать коллегам, уделяющим большое внимание творческому развитию дошкольников.

     Ребёнок – дошкольник – это «пластичный кусочек», из которого вырастает яркая самобытная талантливая личность. Вот почему мне легко, интересно работать и видеть искреннюю любовь, уважение. Я хочу, чтобы каждому ребёнку, с которым предстоит работать, было комфортно и уютно, чтобы ребёнок чувствовал себя самостоятельной, неповторимой личностью, способной выразить своё отношение к окружающему.

  1. Адресность опыта

Данный опыт моей работы приемлем для использования в практике детского сада. Он состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части раскрываются задачи, формы и методы работы, содержание занятий. Практическая часть включает перспективное планирование, конспекты занятий, упражнения, рекомендации для родителей и педагогов.

Кружковая работа по театральной деятельности дарит моим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребёнок начинает ценить красивое, и, чувствуя уважение к себе как к равному, начинает раскрепощаться и творить.

Список литературы

  1. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.
  2. Бажина Н.Г., «О театре малышам» М., АРКТИ, 2011г.
  3. Боровик Т. А. «Инновационные технологии развития творческих способностей детей» М.: Педагог, 2014г.
  4. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. М.: «Вако», 2011г.
  5. Дроздов В. В. “Уроки театральной школы” М: ВЦХТ 2013г.
  6. Кузнецова Н. А. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей [Текст]: пособие для руководителей и педагогов / Н. А. Кузнецова, Д. Е. Яковлев. - М.: Айрис - пресс, 2014. - 96с.
  7. Куликовская Т.А. «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Л. Искусство 1986г.  
  8. Лаптева Е. «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
  9. Миланович Л. «Театр для самых маленьких» М; Искусство, 1973г.
  10.  Никитина А. Б. Театр, где играют Дошкольники [Текст]: учебно-методическое пособие / А. Б. Никитина. - М.: Владос, 2014. - 288с.
  11. Савостьянов. Сценическая речь. Дикция и орфоэпия. М: ВЦХТ 2007г.
  12. Поля Л. Я. «Театр сказок». Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2001г.
  13. Распопов А.Г. «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.
  14. Фатеев С. «Театр в школе, дома и детском саду» М: ООО «Этрол» 2005г.
  15. Мигунова Е. «Театральная педагогика в детском саду» М.; Просвещение, 1993г.
  16. Царенко Л.И., Соловьёва Е.В., «Образование и театр», 2003г.  
  17. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду : Пособие для работников дошкольных учреждений / Маханева М.Д. – Москва: Сфера, 2001. – 125 с.
  18. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – Москва: Школьная Пресса. – 2003. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме"Обучение детей дошкольного возраста игре на музыкальных инструментах"

Представлен опыт работы по обучению дошкольников игре на музыкальных инструментах....

"Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста"

Здесь представлено обобщение моего опыта работы по экологическому воспитангию детей дошкольного возраста....

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ«Развитие творческих способностей ребенка средствами театрализованной деятельности»

Театра мир откроет нам свои кулисы,И мы увидим чудеса и сказки.Там Буратино, кот Базилио, АлисаЛегко меняются герои, маски.Ориентированность Федерального государственного образовательного стандарта до...

«Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» Выступление из опыта работы

laquo;Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»Выступление из опыта работы "Мангеровской Л.М....

Обобщение опыта работы «Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста средствами пластилинографии»

Цель программы:Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику рук, гармоничное развитие детей....