Самоанализ на высшую категорию по экспериментированию
статья на тему

Гутова Ольга Александровна

Работа с детьми, перспективное планирование, развивающая среда, работа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_2016.docx41.73 КБ
Файл prilozhenie_1.docx13.17 КБ
Файл prilozhenie_2.docx14.19 КБ
Файл prilozhenie_3.docx38.69 КБ
Файл prilozhenie_9.docx49.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новолуговская средняя школа № 57» дошкольные группы

Самоанализ педагогической деятельности

Тема: «Развитие познавательного интереса

через экспериментальную деятельность»

Воспитатель

Гутова О. А.

первая квалификационная

категория

2016г

Прежде чем давать знания, надо научить

думать, воспринимать,

наблюдать и экспериментировать.

В.А. Сухомлинский.

Я, Гутова Ольга Александровна, работаю в МБОУ «Новолуговская средняя школа № 57» в дошкольных группах с 30 августа 2015г. В 1982г. закончила Анжеро-Судженское педагогическое училище.

27 мая 2014г. аттестовалась на первую квалификационную категорию.

В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями.

Наиболее успешным путем ознакомления детей с окружающим миром является экспериментирование. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

– дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

– идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции;

– развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

– происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения;

– детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата;

– в процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

Педагогический стаж у меня 23года, но за это время я обратила внимание, что дети перестают проявлять абсолютно естественное для них качество – любознательность. При решении задач требующих творческого решения мыслят шаблонно, боятся неудач. И я задала себе два вопроса: Почему это происходит? Что, как педагог, я могу сделать, чтобы это исправить?

Настоящим открытием для меня стала методика Савенкова А.И., согласно которой «экспериментирование и исследовательская практика ребенка – дошкольника – один из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать не просто как один из многочисленных методов обучения, а как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить обучение».

Именно в дошкольном возрасте в ребёнке формируется творец и исследователь. Моя задача, как педагога, развить в нём эти качества.Необходимо лишь поддержать естественное стремление ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира.

Так начался мой личный долгосрочный проект «Хочу всё знать!», который построен на принципах развивающего обучения, его цель: развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментальной деятельности.

В настоящее время появилось много литературы по развитию познавательного интереса детей, организации и проведению экспериментальной деятельности. Изучив работы по данному вопросу таких ведущих авторов, как Н.Н. Подъякова, Ф.А. Сохина, С.Н. Николаевой, я сделала вывод, что нужно организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, могли наблюдать, отвечать на вопросы, используя результат опытов.

В своей работе я объединила познавательно-экспериментальную деятельность ребенка с другими видами деятельности: двигательной, игровой, коммуникативной, чтение художественной литературы, трудовой и музыкально-художественной и вовлекала в совместную деятельность семью.

Большое значение придавала работе с родителями, поэтому я выяснила, как родители относятсяк данной проблеме, и провела анкетирование по теме «Познавательная активность детей через опытно-экспериментальную деятельность», которое дало мне дополнительную информацию впоследствии в работе с воспитанниками.(Приложение №1 Анкеты для родителей)

Результаты анкет показали, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием (60%), понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии ребенка не последнее место. Преобладающими условиями для совместного детско-родительского экспериментирования они считают следующее: оказание помощи в чем-либо и поддержку.

Анализ результатов показал актуальность данной проблемы, а результаты анкетирования помогли мне определить общий уровень знаний родителей по данному вопросу.

С целью выявления у детей сформированности деятельности экспериментирования и отношения к экспериментальной деятельности я разработала показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью. За основу взяла сводные данные о возрастной динамике формирования навыков всех этапов экспериментирования (Иванова А.И.) (Приложение №2)

На основании обследования и наблюдения за степенью овладения экспериментальной деятельностью детей среднего дошкольного возраста я сделала вывод, что дети имеют низкий уровень овладения экспериментальной деятельностью. Познавательный интерес детей неустойчив, они не всегда понимают проблему. При выборе материалов для самостоятельной деятельности допускают ошибки из-за недостаточного осознания их качеств и свойств. Часто дети забывают о цели, увлекаясь процессом, тяготеют к примитивным действиям. Затрудняются сделать вывод. Рассуждения формальные, ребенок ориентируется на внешние, несущественные особенности материала, с которыми он действует, не вникая в его подлинное содержание. (Приложение №3)

Поэтому цель моей работы была конкретизирована в задачах:

  1. расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей науки;
  2. развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов;
  3. развитие у детей познавательных способностей:развитие мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение) и формирование способов познания путем сенсорного анализа;
  4. социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
  5. привлечение родителей к экспериментально-поисковой деятельности детей.

Для решения поставленных задач я выделила следующие направления в своей деятельности:

- взаимодействие с детьми;

- сотрудничество со специалистами ДОУ;

- взаимодействие с семьями воспитанников.

Организуя деятельность по экспериментированию, опиралась на комплексную программу «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы и ряд методик:

1. Методические рекомендации по организации экспериментальной деятельности дошкольников под ред. Л.Н. Прохоровой.

2. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни. Разработано в соответствии с ФГОС ДО. Автор-составитель Л. А. Королёва.

3. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Составитель Н. В. Нищева. (Выпуск 1 и 2)

Преждечем начать работу с детьми, я создала развивающую предметно-пространственную среду в группе таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Дидактический материал и пособия я разместила по центрам познавательного развития, что даёт детям возможность объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, изодеятельность, театрально-игровая деятельность, экспериментирование и т.д.

В групповом помещениия создала мини-лабораторию «Маленькие учёные», в которой имеются следующие пособия и оборудование:

- развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели;

- предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, весы, мензурки и прочее;

- большой выбор природных материалов для экспериментирования;

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной;

- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);

-медицинские материалы: пипетки с закругленными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши;

- приборы-помощники: песочные часы, микроскопы, лупы; клеенчатые фартуки, резиновые перчатки, тряпки.

Центр «Здравствуй, книжка» в группе расположила в хорошо освещенном месте вне зоны непосредственно образовательной деятельности, сюжетно-ролевых игр. Внём имеется:

- познавательная литература, энциклопедии: «Все обо всем», «Что есть что», «Сто тысяч почему», «Что такое, Кто такой»;

- стихи, пословицы, загадки;

 - картины, иллюстрации, серии картин с изображением природных сообществ;

- тематические альбомы.

Периодически в этом центре оформляю тематическую выставку с подборкой книг, соответствующую изучаемым объектам. (Приложение №4)

Совместную деятельность с детьми в мини-лаборатории «Маленькие учёные» я проводила 1 раз в неделю во второй половине дня: с детьми средней группы - по 15-20 минут, старшей группы - по 20-25 минут, с детьми подготовительной к школе группы- по 25-30 минут. Работа проводилась небольшими подгруппами по 8-10 детей с учётом уровня развития и познавательных интересов детей. Разделяю детей по подгруппам таким образом, чтобы «слабые» дети имели возможность видеть особенности выполнения заданий «сильными» детьми.

Основная форма совместной деятельности в мини-лаборатории «Маленькие учёные» - занимательные игры, разные игры-путешествия, игры-соревнования. Большинство занятий стараюсь проводить в активном динамическом режиме с переключением на различные виды деятельности. Обязательным условием является включение в занятие физкультминуток, пальчиковой гимнастики.

При организации экспериментальной деятельности применяла следующие методы и приёмы:

- эвристические беседы;

- показ;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

- опыты;

- «намеренная ошибка»;

- моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

- трудовые поручения, действия;

- загадки, ребусы, головоломки, проблемно-поисковый метод. (Приложение №5)

Работу по развитию познавательного интереса в процессе экспериментальной деятельности провожу поэтапно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

I этап работы – средняя группа.

Начала работу с детьми с экскурсии в мини-лабораторию «Маленькие учёные», во время которой познакомила детей с ее хозяином – Буратино, с оборудованием и правилами поведения в лаборатории.

Затем в лаборатории предполагала превращение детей в «маленьких ученых», которые проводят различные опыты, эксперименты и наблюдения по разной тематике. Таким образом, мной совместно с детьми были проведены следующие опыты:

- с песком и глиной: «Посадим дерево», «Где вода?», «Волшебный материал»;

- с водой: «Окрашивание воды», «Играем красками», «Вода бывает тёплой, холодной, горячей»;

- с воздухом: «Танец горошин», «Поиск воздуха», «Делаем облако»;

- с солнечным светом: «Солнечные зайчики», «Чёрное и белое»;

- с предметами: «Секрет сосновой шишки», «Естественная лупа», «Мой весёлый, звонкий мяч» и др.

Также проводила эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Этот платочек высох быстрее. Почему?» — «Потому что мы его повесили на батарею».

В этом возрасте я ставила проблему и намечала метод её решения. Дети самостоятельно осуществляли поиск решения и само решение. Я же старалась занять позицию «старшего друга».

Во время проведения экспериментов я давала словесный отчет об увиденном, своими наводящими вопросами учила выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу (пока только разницу).

При фиксации наблюдений чаще всего использовала готовые формы, но в конце года постепенно начинала применять рисунки, которые я делала на глазах у детей, а также первые схематические рисунки тех детей, у которых технические навыки развиты достаточно хорошо.

Я всегда контролировала действия детей для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырехлетнего ребенка затухает, как останавливаются часы, когда кончается завод.

II этап работы – старшая группа

Дети в этом возрасте постоянно обращались ко мне с просьбами: «Давайте посмотрим, что будет, если...». И в это время я была в роле друга и не навязывала свои советы и рекомендаций, а ждала, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу давала ответ в готовом виде, а старалась разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов, направить рассуждения в нужное русло.

При проведении опытов работа чаще всего осуществлялась по этапам: выслушав и выполнив одно задание, ребята получали следующее. Я старалась давать одно задание на весь эксперимент и затем следила за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышался.

Проводили длительные эксперименты, в процессе которых устанавливались общие закономерности природных явлений и процессов: «Нужен ли корешкам воздух?», «Удивительные плоды». Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети находили не только разницу, но и сходство. Здесь ребята осваивали приемы классификации: «Опыт с металлом и пластмассой», «С водой и без воды».

В этом возрасте мы с детьми осваивали разные способы фиксации натуральных объектов (гербаризация), разнообразные графические формы.

Поскольку сложность экспериментов возрастает, и самостоятельность детей повышается, я больше внимания уделяла соблюдению правил безопасности. В этом возрасте дети довольно хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но из-за несформированности произвольного внимания часто забывали об указаниях. И для того, чтобы дети не травмировали себя или товарищей я очень внимательно следила за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминала о наиболее сложных моментах эксперимента.

На данном этапе в мини-лабораторию «Маленькие учёные» для проведения экспериментов я добавила: предметы из разных материалов (деревянные катушки, палочки, резиновые мячики, игрушки, пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности), фонарик, пёрышки, оборудование для ухода за растениями и животными, календари природы и погоды, дневники наблюдений за посадками, лупу, рукавички из разных материалов, магниты.

III этап работы – подготовительная к школе группа

В этой группе проведение экспериментов рассматривала не как самоцель, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Старалась объединять все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициативу по их проведению распределяла равномерно между мною и детьми.

Детям седьмого года жизни свойственно осуществлять сложные умственные операции - выдвижение гипотез (простейших с точки зрения взрослого, но достаточно сложных для них), проверять их истинность, отказываться от гипотезы, если она не подтвердится, самостоятельно делать выводы о свойствах предметов и явлений, а также давать яркое, красочное описание увиденного.

Поэтому в этом возрасте задачи ставила сложнее: дети самостоятельно задумывали опыт, сами продумывали проведения и распределяли обязанности между собой, сами его выполняли и сами же делали необходимые выводы. В таких случаях моя роль сводилась к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности. Безусловно, по сравнению с обычными опытами доля таких экспериментов очень сложная и требовала от меня повысить контроль над детьми, но эти эксперименты доставляли ребятам огромную радость.

Так, в подготовительной группе совместно с детьми были проведены следующие опыты:

- с песком и глиной: «Удивительный песок», «Сухая и влажная почва»;

- с водой: «Фильтрование воды», Бережём воду», «Где же пятый океан?»:

- с воздухом: «Соломенный буравчик», «Парашют», «Вертушка»;

- с солнечным светом: «Передача солнечного «зайчика», «Радуга на стене»;

- с предметами: «Разведчики», «Земля – магнит», «Вулкан», «Как не обжечься?» и т.д.

Результативности работы с детьми по формированию познавательного интереса в процессе экспериментальной деятельности способствует взаимодействие с узкими специалистами детского сада: музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре.

Так, совместно с музыкальным руководителем проводились эксперименты по выявлению различных музыкальных звуков на разных музыкальных инструментах.

В нашей группе проводились следующие совместные развлечения: «Путешествие капельки в природе», «Игры в стране здоровых привычек», «Берегите воду нашей планеты», «Зов Джунглей», праздники: «День Земли», «Не страшны преграды, если мама рядом», «Забавы Зимушки-зимы», «КВН», «Космическое путешествие», «Морское дно» а также театр-спектакль «Дорожный переполох».

Работа по сотрудничеству с инструктором по физической культуре заключается в совместном проведении целевых прогулок, где дети проводили наблюдения за тем или иным объектом. Также совместной с инструктором провели интеллектуальный конкурс «Юные исследователи».(Приложение №6)

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.

Каждый год в детском саду проводится выставка поделок из природного материала по теме: «Природа, творчество и фантазия». Родители вместе с детьми принимают активное участие. Природный материал для изготовления поделок заготавливаем с детьми заранее. Это различные корни, веточки, шишки, камушки и др. Процесс изготовления поделок положительно сказывается не только на развитие эстетических чувств, навыков, умений, необходимых детям, но и развивает творческую активность.(Приложение №7)

Значительную помощь в работе оказывают родители:

- в создании развивающей предметно-пространственной среды в группе (оформление выставок детских энциклопедий, изготовление фотоальбомов);

- облагораживание участка и огорода нашей группы;

- обеспечение пособиями, материалом для экспериментальной деятельности с детьми;

- активно участвуют в конкурсах-выставках, проектной деятельности.

Для повышения компетентности родителей в родительском уголке группы оформила стенд «Консультации для родителей», где размещаю материалы по данной теме: консультации «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Простые опыты с камнем в домашних условиях», «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка», памятки для родителей по организации совместной деятельности. (Приложение №8)

Также в моей группе работает «Почтовый ящик», куда родители помещают интересующие их вопросы. Если вопрос задается несколькими родителями, то я готовлю ответ в виде папки-раскладушки или в другой наглядной форме. Провожу индивидуальные беседы, консультации, совместные праздники и развлечения. При проведении различных мероприятий размещаю красочные объявления с приглашением для родителей.

В результате родители стали больше уделять внимания интеллектуальному развитию ребёнка через экспериментальную деятельность. Родители почувствовали себя членами коллектива и являются настоящими помощниками не только в группе, но и в детском саду. Они доброжелательны, отзывчивы. Постоянно ищу новые пути сотрудничества с родителями. Ведь цель у нас одна – воспитать будущих создателей жизни. Каков человек – таков и мир, который он создает вокруг себя.

В результате проводимой работы, могу сделать следующие выводы:

- созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности;

- устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;

- воспитанники имеют представления об окружающем мире;

- выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;

- в диалоге со взрослыми поясняют ход экспериментальной деятельности и делают выводы;

- дети более внимательно и осторожно стали пользоваться приборами-помощниками;

- у детей развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам;

- дети умеют взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования взрослого и контролировать своё поведение - они усидчивы, у них развит познавательный интерес к книгам, решению логических задач;

- дети инициативны, сообразительны, любознательны, легки в общении;

- установились партнёрские отношения с родителями, они стали открытыми к сотрудничеству, проявляют интерес и желание к воспитательно-образовательному процессу в группе.

В конце учебного года, я пришла к выводу: прослеживается положительная динамика по развитию познавательного интереса у детей. Я считаю, что это обусловлено использованием разного подхода, суть которого заключается в организации совестной деятельности детей и педагога, где знания не преподносятся готовыми, а вырабатываются вместе с детьми с помощью экспериментирования. (Приложение №9)

Я постоянно повышаю свой профессиональный уровень путем самообразования, посещения открытых мероприятий своих коллег, сама охотно делюсь опытом работы, выступая на педсоветах и семинарах. Также принимала участие в мероприятиях районного уровня: посещала районное методическое объединение по преемственности ДОУ и ОУ, по проектной деятельности.

Вместе с детьми активно участвовала в различных конкурсах:

- на базе ДОУ: «Осенний вернисаж», «9 мая»,

- организовала участие воспитанников во Всероссийском конкурсе «Весёлый светофор» (Приложение №10).

Результатов в своей работе я достигаю благодаря тому, что дети постоянно находятся в «ситуации успеха», которая помогает им добиваться ещё больших вершин.

В заключение хочется привести слова академика К. Е. Тимирязева: «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».



Предварительный просмотр:

Приложение №1

Анкета для родителей

«Познавательная активность детей через опытно-экспериментальную деятельность»

Уважаемые мамы и папы!

        Просим вас ответить на предлагаемые вопросы. Будем благодарны, если вы поделитесь своим опытом, как экспериментирует ваш ребенок дома и в детском саду.

  1. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?__________________________________________________________________________________________________________________

  1. Бывает ли так, что начатое в детском саду экспериментирование ребенок продолжает дома? Если Да то, как часто? (Часто, редко, всегда, никогда)

_____________________________________________________________

  1. Какое участие Вы принимаете в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? ______________________________________________

_____________________________________________________________

  1. Делится ли ребенок с Вами результатами эксперимента (открытиями)?

_____________________________________________________________

  1. Требуется ли помощь педагога по экспериментированию? ___________

_____________________________________________________________

  1. Готовы ли Вы сотрудничать с педагогами детского сада по вопросам экспериментальной деятельности ребенка? ________________________

_____________________________________________________________

  1. Какие еще вопросы по проблеме экспериментальной деятельности ребенка Вас интересуют? _______________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

Приложение №2

Показатели уровня овладения детьми

экспериментальной деятельностью

Уровни

Отношение к эксперимен-тальной деятельности

Видение проблемы

Планирование

Реализация

Рефлексия

Высо-кий

Познаватель-ное отношение устойчиво. Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Самостояте-льно видит проблему. Активно высказывает предполо-жения. Выдвигает гипотезы, предполо-жения, широко пользуясь аргумента-цией и доказатель-ствами.

Самостоятельно планирует предстоящую деятельность. Осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначениями.

Действует планомерно. Помнит о цели работы на протяжении всей деятельности. В диалоге со взрослым поясняет ход деятельности. Доводит дело до конца.

Формулиру-ет в речи достигнут результат или нет, замечает неполное соответст-вие полученно-го результата гипотезе. Способен устанавли-вать разнообраз-ные временные, последова-тельные причинные связи. Делает выводы.

Сред-ний

В большинстве случаев ребенок проявляет активный познаватель-ный интерес

Видит проблему иногда самостояте-льно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Ребенок высказывает предполо-жения, выстраивает гипотезу самостояте-льно или с небольшой помощью других (сверстни-ков или взрослого)

Принимает активное участие при планировании деятельности совместно со взрослым.

Самостояте-льно готовит материал для эксперимен-тирования, исходя из их качеств и свойств. Проявляет настойчиво-сть в достижении результатов, помня о цели работы.

Может формулиро-вать выводы самостояте-льно или по наводящим вопросам. Аргументи-рует свои суждения и пользуется доказатель-ствами с помощью взрослого.

Низкий

Познаватель-ный интерес неустойчив, слабо выражен.

Не всегда понимает проблему. Малоакти-вен в выдвижении идей по решению проблемы. С трудом понимает выдвинутые другими детьми гипотезы.

Стремление к самостоятельно-сти не выражено. Допускает ошибки при выборе материалов для самостоятельной деятельности из-за недостаточного осознания их качеств и свойств.

Забывает о цели, увлекаясь процессом. Тяготеет к однообраз-ным, примитивным действиям,

манипулируя предметами. Ошибается в установлении связей и последовате-льностей (что сначала, что потом).

Затрудняет-ся сделать вывод даже с помощью других. Рассужде-ния формаль-ные, псевдологи-ческие, ребенок ориентиру-ется на внешние, несущест-венные особенности материала, с которым он действует не вникая в его подлинное содержание.



Предварительный просмотр:

Приложение №3

  1. интерес детей к экспериментированию
  2. особенности экспериментирования в условиях взаимодействия с другими детьми
  3. знания детей о растворимости веществ в воде
  4. знания детей о плавучести предметов
  5. умение детей анализировать объект или явление, выделять существенные признаки, сопоставлять различные факты, умение рассуждать и аргументировать собственные выводы
  6. способность принимать цель деятельности, умение предвидеть результат, отбирать оборудование для осуществления деятельности

Выводы: дети не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию, затрудняются выдвинуть предположения о возможных способах решения проблемы, отказываются от исследовательского поиска, ограничиваются простым манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от продолжения эксперимента.

Выводы: 

Дети включаются в проблемную ситуацию, но их активность быстро затухает. Они боятся проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняются выдвинуть гипотезу и обосновать ее. Большинство действуют хаотично, переводят экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.



Предварительный просмотр:

Приложение №9

Выводы:

Большинство детей проявляет активный познавательный интерес. Видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат. 20% аргументируют свои суждения и пользуются доказательствами с помощью взрослого.

Вывод:

В большинстве случаев дети проявляют активный познавательный интерес. Видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат. Аргументируют свои суждения и пользуются доказательствами

Вывод:

У большинства детей познавательное отношение устойчиво. Проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач. Большинство самостоятельно видят проблему. Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планируют предстоящую деятельность. Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. В диалоге со взрослым могут пояснить ход деятельности. Большинство детей формулируют в речи: достигнут или нет результат, замечает неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делают выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая консультация. Развитие речи ребёнка 4-го года жизни. (Добрынина Э. Г. учитель логопед высшей категории)

Логопедическая консультация для родителей, чьи дети посещают логопункт  ДОУ. Рекомендуется для воспитателей средней возрастной  группы....

Логопедическая консультация. Развитие речи ребёнка 5-го года жизни. (Добрынина Э. Г. учитель логопед высшей категории)

Логопедическая консультация для родителей детей, посещающих логопункт ДОУ. Рекомендуется для воспитателей старшей возрастной группы ДОУ,...

Консультация для родителей детей, посещающих логопункт ДОУ: "Партнёрство ДОУ и семьи в логопедической работе" ( Добрынина Э. Г. учитель-логопед высшей категории)

Известно, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Материал консультации знакомит родителей с офсновными формами коррекционно-л...

Конспект открытого занятия С детьми старшего возраста Тема: « Мифические животные в нашем городе» Воспитатели: Панкратова Ю.В.- высшая категория, Силенок С.А. – высшая категория

Конспект открытого занятия С детьми  старшего возрастаТема: « Мифические животные в нашем городе» Воспитатели:Панкратова Ю.В.- высшая категория,Силенок С.А. – высшая к...