Логопедическая консультация. Развитие речи ребёнка 4-го года жизни. (Добрынина Э. Г. учитель логопед высшей категории)
материал по логопедии (средняя группа) на тему

Добрынина Эльвира Геннадьевна

Логопедическая консультация для родителей, чьи дети посещают логопункт  ДОУ. Рекомендуется для воспитателей средней возрастной  группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ    КОНСУЛЬТАЦИЯ»

( от трёх до четырёх лет)

 

Для четвёртого года жизни характерны новые достижения в развитии ребёнка. Он начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако, в общем и речевом развитии детей могут быть резкие индивидуальные различия: одни в 3 года достаточно хорошо владеют речью, у других она далека от совершенства.

В этом возрасте дети обычно легко вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Всё чаще инициатива общения исходит от ребёнка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша всё чаще и чаще обращаться со взрослыми с самыми разнообразными вопросами. Он хорошо понимает, что каждый предмет, действие, совершаемое им самим или взрослым, имеет своё название, то есть обозначается словом. Отсюда и постоянные вопросы: «Что это?», «Как называется?», «Зачем?», «Куда?», «Откуда?». И так далее. И чем их больше, тем сильнее проявляется стремление малыша расширить свои знания, тем прочнее устанавливаемая им связь между предметом, его качеством, действием и словами, их обозначающими. Однако следует помнить, что у детей ещё недостаточно устойчиво внимание и поэтому они не всегда могут до конца выслушивать ответы взрослых.

К концу четвёртого года жизни словарный запас ребёнка достигает примерно 1500 – 2000 слов. Разнообразней становиться словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлечённые признаки и качества предметов (холодный, горячий, твёрдый, хороший, плохой). Ребёнок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он  нередко использует в своей речи притяжательные прилагательные (папин стул, мамина чашка). Однако и теперь в самостоятельной речи ребёнок ещё не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель. Он лишь перечисляет конкретные предметы, вещи: «это рубашка» (кофта, огурец, стул)». Но, иногда не зная названия предмета ребёнок употребляет обобщающие слова: «Видел дерево» (а не берёзу или сосну); «Это цветок» (вместо, ромашка или одуванчик).

Активный словарный запас, которым располагает ребёнок на данном возрастном этапе, даёт ему возможность  свободно общаться с окружающими. Но нередко он испытывает трудности из-за недостаточности и бедности словаря, когда надо передать содержание чужой речи, пересказать сказку, рассказ, передать событие, участником которого он был сам. Здесь малыш часто допускает неточности.

В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он уже начинает осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим, стремиться по-своему осознать названия некоторых предметов, действий, то есть у ребёнка появляется мотивированное отношение к лексике. Он не редко начинает употреблять слова, которые отсутствуют в родном языке (лопаткой копают, значит, она копатка, а не лопатка).

Одновременно с обогащением словаря ребёнок интенсивней овладевает  грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он чаще отвечает развёрнутыми фразами, состоящими их четырёх и более слов. В его речи преобладают простые распространённые предложения, но появляются и сложные (сложносочинённые и сложноподчинённые). В предложениях используются однородные члены (Тут сидят Таня и Света), существительные и глаголы во множественном числе (Чашки стоят на столе). В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в их речи появляются краткие причастия.

Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребёнку изменять слова по аналогии с другими. Однако такие изменения не всегда удачны. Для этого возраста ещё допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова (особенно существительные среднего рода с прилагательными), употребляют падежные окончания (Мама окны моет); несклоняемые имена существительные ( А у меня на пальте пуговица оторвалась) , при образовании родительного падежа множественного числа существительных отмечается влияние окончания –ов, -ев на другие склонения (дом – домов, ручка – ручков); изменяют по лицам даже часто употребляемые глаголы.

В этом возрасте ребёнок ещё не способен логично, связно и понятно для окружающих самостоятельно рассказывать содержание прочитанной ему сказки, рассказа. Его речь всё ещё носит ситуативный характер. Высказывания ребёнка состоят из простых распространённых предложений, часто лишь отдалённо связанных между собой по содержанию. Понять их содержание без дополнительных вопросов  не всегда возможно. Ещё нет той развёрнутости в высказывании, которая характерна для монологической речи. Ребёнок не может также самостоятельно раскрыть или описать содержание сюжетной картинки. Он лишь называет  предметы, действующих лиц или перечисляет действия, которые они совершают(прыгает, умывается) имея хорошую память малыш способен запомнить и воспроизводить небольшие по объёму стихотворения, а неоднократно прослушав одну  и ту же сказку, может почти дословно передать её содержание , даже не понимая смысла слов.

К четвёртому году происходит дальнейшее употребление артикуляционного аппарата, становятся более координированными  движения мышц, принимающих участие в образовании звуков (языка, губ, нижней челюсти). Так, укрепление мышц кончика и спинки языка способствует правильному произношению (без смягчения) твёрдых согласных: санки, вместо ранее произносимого сянки. Дети всё чаще начинают верно произносить слова со стечением 2-3 согласных;  слова, состоящие из 3-4 и более слогов. Некоторые дети сосредотачивают своё внимание на звуковом оформлении слов, подмечают их ошибки у сверстников.

Большинство детей начинают правильно произносить такие трудные для усвоения звуки, как [ы],[э],[х], приближают к норме и более чётко произносят свистящие звуки, звук [ц] (некоторые дети лишь приближают этот звук к норме и в три года произносят как  тц или тс). У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза ([ш],[ж],[ч],[ц],[л],[р], но как правило, большинство малышей ещё не произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими твёрдыми свистящими: звук [ш] звуком [с] (суба вместо шуба), [ж] - [з] (заба вместо жаба), [ч] - [ц] (цасы вместо часы) , [щ] - [с]или [сь] (сенок вместо щенок, савель вместо щавель).Сонорные звуки [р],[рь],[л] дети заменяют звуком [й] или [ль] (йак, ляк вместо рак, лека, ёодка вместо река, лодка).

С появлением шипящих звуков у некоторых детей наблюдается обратная замена, когда эти звуки произносятся и в тех словах, где их употребление неуместно, например, там где надо произносить свистящие звуки (капушта вместо капуста, клизовник, вместо крыжовник). Однако подобные замены чаще всего наблюдаются в новых словах, а в давно усвоенных ребёнок может по-прежнему произносить вместо шипящих свистящие звуки.

В многосложных словах, особенно со стечением нескольких согласных, малыши ещё нередко пропускают звуки и слоги, переставляют их. Например, слово пожалуйста могут произносить как пожаста, температура, как тематура, тампатура. Постепенно к концу года дети преодолевают эти трудности и начинают сохранять слоговую структуру слова. Удлиняется выдох, малыши овладевают умением произносить гласные звуки [а],[у],[и] на одном выдохе, в течение 3-4 сек. и более.

В этом возрасте ребёнок ещё не всегда может управлять своим голосовым аппаратом, менять громкость, высоту голоса, темп речи.  Иногда на вопросы взрослых , особенно посторонних, он отвечает очень тихо, хотя с близкими и родными говорит громко. Дети неплохо перенимают интонации и правильно передают её, подражая речи взрослых.

Совершенствуется речевой слух ребёнка. Несмотря на то, что малыш ещё не может правильно произносить некоторые звуки, он подмечает ошибки в произношении своих сверстников, но ещё не может осознать, в чём причина неправильного звукового оформления слов (лепа-репа), хотя и легко различает на слух близкие по звучанию звукосочетания, слова (би-и-би-и – гудит машина, пи-и-пи-и – пищит мышонок).

К концу 4 года произношение детей значительно улучшается, закрепляются свистящие звуки, начинают появляться шипящие, а у некоторых детей – звуки [л],[р]. Однако у большинства дошкольников ещё отмечаются различные несовершенства звукопроизношения (например, отсутствия шипящих, звуков [л],[р], что не является патологией речевого развития. В этом возрасте дети могут неправильно употреблять ударение, укорачивать многосложные слова.

У четырёхлетних детей особенно ярко проявляются индивидуальные различия в формировании произносительной стороны речи: у одних речь чистая,  с правильным произношением почти всех звуков, со смягчением твёрдых согласных и т.п. воспитателю следует обратить особое внимание на таких детей, выявить причины отставания и совместно с родителями принять меры к устранению недостатков.

Итак, на четвёртом году жизни у детей отмечается заметное улучшение произношения, речь становиться более отчётливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Шире начинают использовать в речи прилагательные, наречия предлоги. Появляются зачатки монологической речи. В речи детей преобладают простые распространённые предложения. Сложносочинённые и сложноподчинённые  предложения дети употребляют, но очень редко. Четырёхлетние дети не могут самостоятельно вычленять в слове звуки, но легко подмечают неточности звучания слов  в речи сверстников. Речь детей в основном носит ситуативный характер, но ещё недостаточно точна в словарном и грамматическом отношении, не вполне чиста и правильна со стороны произношения. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшой стихотворение. Инициатива в общении всё чаще исходит от ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая консультация. Развитие речи ребёнка 5-го года жизни. (Добрынина Э. Г. учитель логопед высшей категории)

Логопедическая консультация для родителей детей, посещающих логопункт ДОУ. Рекомендуется для воспитателей старшей возрастной группы ДОУ,...

Консультация для родителей детей, посещающих логопункт ДОУ: "Партнёрство ДОУ и семьи в логопедической работе" ( Добрынина Э. Г. учитель-логопед высшей категории)

Известно, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Материал консультации знакомит родителей с офсновными формами коррекционно-л...

"Развитие речи ребёнка 4-го года жизни"

На  четвертом  году  дети  обычно  свободно  вступают  в  контакт  не  только  с  близкими,...

Консультация для родителей. Развитие речи ребёнка на пятом году жизни.

В данной консультации содержится материал для родителей о том, что должно быть сформировано в речи ( звукопроизношение, лексика, грамматика) у ребёнка к пяти годам жизни и на что следет обратить особо...

Консультация для родителей. Развитие речи ребёнка на четвёртом году жизни.

В данной консультации помещён материал для родителей о том, что должно быть сформировано в речи ( звукопроизношение, лексика, грамматика )у четырёхлетнего ребёнка и на что следует обратить особое вним...

Консультация для родителей. Развитие речи ребёнка на третьем году жизни.

В данной консультации помещён материал для родителей о том, что должно быть сформировано в речи ( звукопроизношение, лексика, грамматика)  у ребёнка к трём годам жизни и на что следует обратить о...

Развитие речи ребёнка на третьем году жизни

Развитие речи ребёнка на третьем году жизни...