Мотивация как форма работы с детьми при организации непосредственно образовательной деятельности.
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Мотивация - залог успешного проведения НОД. Виды мотиваций в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motivatsiya.ppt | 363.5 КБ |
vystuplenie_na_pedsovete_iz_opyta_raboty.docx | 102.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Американский врач физиотерапевт Гленн Доман , работая много лет с дошкольниками, в результате наблюдений заметил, что «продуктом успеха является высокая мотивация, а низкая мотивация – это продукт неудачи… Любовь и похвала – вот то, чего желает каждый ребёнок больше всего».
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.
Первый тип – игровая мотивация – «Помоги игрушке»
Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне»
Третий тип мотивации «Научи меня»
Четвёртый тип мотивации «Создание предметов своими руками для себя»
Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы :
- нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы);
- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом;
- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
Действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения;
Использование ИКТ -средство повышения мотивации к образовательной деятельности
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
художественно-эстетического и физического развития
«Алые паруса»
п. Воротынск Бабынинского района Калужской области
«Мотивация как форма работы с детьми старшего дошкольного возраста
при организации непосредственно образовательной деятельности»
(из опыта работы)
Подготовила Марина Лидия Егоровна,
воспитатель высшей квалификационной категории
2016 год
Мотивация как форма работы с детьми при организации непосредственно образовательной деятельности.
Одним из залогов успешного занятия является мотивация, которая способствует активизации детей в образовательной деятельности.
Американский врач физиотерапевт Гленн Доман, работая много лет с дошкольниками, в результате наблюдений заметил, что «продуктом успеха является высокая мотивация, а низкая мотивация – это продукт неудачи… Любовь и похвала – вот то, чего желает каждый ребёнок больше всего».
Все дети нуждаются в мотивации, которая помогает им достичь желаемых результатов. Взрослые являются для своих детей примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого. Если у детей есть мотивация, то они развивают свои способности собственными усилиями. Такие дети испытывают тягу к получению информации, которая поможет им на пути к цели. Кроме того, мотивация поможет детям сосредоточиться на получении новых знаний и умений.
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.
Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей (через детскую деятельность присущую данному возрасту: игра, труд, рисование, образовательная, продуктивная деятельность). Поэтому необходимо, чтобы дети выполняли не только всё, что от них требуется, но и переносили это в свою самостоятельную деятельность. А это произойдёт лишь в том случае, если новые знания, умения, которые мы стремимся передать детям, будут им нужны и интересны.
При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.
В своей практике я использую следующие типы мотивации:
Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по схеме:
1. Рассказываю, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
2. Спрашиваю у детей, согласны ли они помочь игрушке.
3. Предлагаю научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь).
5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
6. По окончании работы предлагаю детям поиграть со своими подопечными.
При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне».
Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:
Сообщаю детям, что собираюсь мастерить что - либо и прошу детей помочь мне. Интересуюсь, как они могут мне помочь.
Каждому ребёнку даю посильное задание.
В конце подчеркиваю, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.
Создание этой мотивации осуществляю по схеме:
1. Сообщаю детям, что собираюсь заняться какой - либо деятельностью и прошу детей научить меня этому.
2. Спрашиваю, согласны ли они помочь мне.
3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить меня какому–либо делу.
4. По окончании игры каждому ребёнку даю оценку его действий и обязательно хвалю его.
Например:
-Ребята, к нам сегодня приедут гости, нужно правильно сервировать стол Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?
Четвёртый тип мотивации «Создание предметов своими руками для себя» -
основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.
Создание этой мотивации осуществляю по схеме:
1. Показываете детям, какую–либо поделку, раскрываю её преимущества и спрашиваю, хотят ли они иметь такую же для себя или для своих родных.
2. Далее показываю всем желающим, как изготовить этот предмет.
3. Изготовленная поделка поступает в распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.
Если ребёнок, уже занят каким–либо интересующим делом, значит, он уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.
Например:
- Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И вы показываете, как можно это изготовить.
Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:
- нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы);
- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом;
- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
Действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.
Соблюдая эти принципы, мы можем дать детям новые знания, обучить их определённым умениям, сформировать необходимые навыки.
Использование ИКТ - средства повышения мотивации к образовательной деятельности
Компьютеры и игровые компьютерные программы широко используются не только в школе, но и детском саду.
Воспитанники групп имеют разный интеллектуальный уровень развития. Организация обучения детей требует особого подхода, который предусматривает эмоциональную поддержку дошкольников в образовательной деятельности. Это проблема мотивации. Использование компьютера позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует достижению поставленных целей.
Во время приема детей в группу в утреннее время воспитатель тоже мотивирует детей используя, минутки вхождения в день.
Их цель: способствовать психическому и личностному росту ребенка, развивать навыки социального поведения, способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности, повышать общий эмоциональный фон и улучшать психический климат в группе. Минутками вхождения в день можно назвать встречи, в ходе которых особое внимание уделяется наблюдению, раздумью и любованию. Выбор темы для начала дня определяется настроением группы, погодой, самочувствием педагога и детей. Для соответствующего настроения желательно использовать музыку. Минутки вхождения в день проводятся утром, чтобы сразу же настроить ребенка на доброжелательность, спокойствие, любовь.
Приведенные мной минутки вхождения в день направлены:
- на формирование эмоциональной децентрации, под которой понимается способность к восприятию и учету состояний, желаний и интересов других людей;
- снятие тревоги в период адаптации ребенка к
детскому саду;
- развитие осознанного, ответственного отношения к
режимным моментам;
- развитие самостоятельности и сотрудничества;
- повышение саморегуляции и самоконтроля;
- повышение общего эмоционального фона и
улучшение психологического климата в группе.
Литература:
1. Васюкова Н Е Системный подход к планированию педагогической деятельности как условие интеграции содержания дошкольного образования // Теория и методика непрерывного профессионального образования. Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции -Тольятти ТГУ,2002 -Том1,
2. Васюкова Н Е, Чехонина О И Интеграция содержания образования через планирование педагогической деятельности // Детский сад от А до Я -2004 -№6(12)
3.Вершинина Н.Б., Суханова Т.И. Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду. Справочно–методические материалы. – Издательство «Учитель», 2010
4. Васильева А.И., Бахтурина Л.А., Кибитина И.И. Старший воспитатель детского сада. – М.: Просвещение, 1990.
5. Воробьева Т.К. Планирование работы дошкольного образовательного учреждения. – М.: «Ансел-М», 1997. .
6. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 «Об образовании в РФ»
7. Реализация комплексно-тематического принципа организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (методические рекомендации). Екатеринбург, 2011.
Приложение
Мотивация (от лат. moveo – двигаю) – это общее название для процессов, методов, средств побуждения детей к активной познавательной деятельности.
Следует различать понятия мотив и цель. Цель – это предвидимый результат, а мотив – побуждение к достижению цели.
Позитивная мотивация у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Общество требует активного включения в обучение уже с детского возраста. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду. Главная цель мотивации дошкольника – формирование активности, повышение качества познавательной деятельности и развития речи.
Виды мотивации:
Внешняя мотивация – мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами (например, если я буду хорошо заниматься, то мам купит мне машинку).
Внутренняя мотивация – мотивация, связанная с самим содержанием деятельности. В свою очередь внутренняя мотивация делится на положительную и отрицательную мотивацию. Положительная мотивация основывается на положительных стимулах (например, я научусь делать «чашечку», и мама обрадуется). Отрицательная мотивация основывается на отрицательных стимулах (например, если я не буду делать «моторчик», то родители меня накажут).
Методы формирования мотивации дошкольников совпадают с традиционными методами воспитания дошкольников:
- Словесные
- Наглядные
- Практические
Эти методы используются в логопедической практике с помощью различных приемов:
- Дидактические игры и игровые приемы
Еще Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры. В зависимости от учебной задачи и содержания занятия могут быть использованы:
Речевые игры и игры на развитие ВПФ («Хлопни, когда услышишь», «Четвертый лишний», «Помоги Незнайке», «Светофор», «Чего не стало», «Словесный сад»)
- Сказочные сюжеты («Сказка о веселом Язычке»)
- Ролевые отношения (развитие речи с помощью сюжетно-ролевых игр: «Детский сад», «Зоопарк», «Путешествие»)
- Сказочные и литературные персонажи (Незнайка, собака Найда, Федора, Буратино, Айболит и др.)
- Игры-путешествия, поездки, приключения (в лес, в зоопарк, на разных видах транспорта, в Страну Гласных звуков)
- Настольно – печатные игры («Логопедическое лото», «Шиворот — Навыворот», «Алфавит», «Дары природы» и др.)
- Сюрпризный момент (письмо, посылка, гость и т.д.)
Создание ситуации успеха
Одним из аспектов повышения мотивации дошкольников является поощрение. Слова одобрения, похвала взрослых помогает самоутверждению, уверенности в собственных поступках. Поощрение должно быть заслуженным (в пределах возможностей ребенка). Необходимо проводить беседы с родителями о возможности создания ситуации успеха.
Сказкотерапия
Использование сказкотерапии на логопедических занятиях приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально – волевой сфере; улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй, словарный запас, лексико – грамматические отношения, связная речь.
Наглядные материалы
Наглядность облегчает усвоение материала, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным.
Наглядно – игровые средства способствуют развитию лексико – грамматического строя речи, пространственных отношений, зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, речевой практики. Это могут быть предметные картинки, иллюстрации, сюжетные картинки, наглядно – методические пособия и игры, выполненные из ярких, современных, легко обрабатываемых материалов, эстетически оформленные.
Применение ИКТ
С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи можно использовать ИКТ. В настоящее время разрабатываются и совершенствуются компьютерные программы для логопедической коррекции речи. Компьютерная программа «Учимся говорить правильно. Развитие речи.» направлена на формирование фонематической системы и связной речи. Коррекционно – логопедическая программа «Игры для Тигры» представляет собой готовый набор для использования специалистом в нескольких коррекционных направлениях, что позволяет задействовать всю анализаторную систему, организовать дифференцированный подход к обучению. Программа «Домашний логопед» красочно представляет артикуляционную гимнастику, дает подробную характеристику звуков, персонажи мотивируют, легко и доступно дают знания ребенку.
Программа профессора Хиггинс – это полный фонетический и лексический мультимедийный справочник – тренажер, предназначенный для желающих научиться говорить грамматически правильно, с хорошим и отчетливым произношением, являющимся нормой речи.
Можно использовать свои компьютерные разработки и презентации.
На индивидуальных занятиях можно сохранить в памяти компьютера образцы речи ребенка в начале, в процессе и в конце коррекции звукопроизношения. Давая детям возможность прослушать эти образцы, можно достичь высокой положительной мотивации логопата. Так ребенку легче понять свои ошибки и в дальнейшем добиваться их устранения.
Соревновательные моменты
Например, дыхательные упражнения «Футбол», «Буря в стакане», игра «Кто больше подберет слов?», «Отгадай загадку», «Кто первый составит схему слова», «Рыбалка».
Логоритмика и пальчиковые игры
Помогают развивать общую и мелкую моторику, активизируют интерес к логопедическим занятиям. Например, логоритмика Железновых.
Элементы арт-терапии (лепка, аппликация, рисование)
Методы арт-терапии на логопедических занятиях используются для снятия психологического напряжения, стрессовых ситуаций и при коррекции неврозов.
Есть и нетрадиционные приемы формирования мотивации дошкольников на логопедических занятиях. Например, мультттерапия.
Учитель – логопед Борисова Е.А. предлагает с целью стимулирования мотивации и познавательного интереса у ребенка использовать на логопедических занятиях сюжеты из современных мультипликационных фильмов. Она считает, что примером мультипликационного героя, которого можно использовать на логопедических занятиях как средство повышения познавательной активности детей, является Лунтик.
«Лунтик и его друзья» — это замечательный, добрый и познавательный мультсериал, главным персонажем которого является существо, прилетевшее к нам с Луны — маленькое, пушистое и очень доброе сиреневое создание — Лунтик. Он делает первые шаги по нашей планете, узнает мир и пытается найти себя в нем, находит верных друзей и хорошую семью. Добрый юмор, красивые пейзажи, забавные сюжеты и очень яркие персонажи сериала не дадут заскучать ребенку во время просмотра удивительных и таких интересных приключений лунного гостя. Образ Лунтика близок детям возрастной группы от двух до четырех лет. Отсутствие негативных моментов в главном герое мультфильма, по задумке создателей делает детей добрее, а также обучает основам морали и этики.
Смешарики — это дружная семейка забавных круглых персонажей, каждый из которых имеет круг личных увлечений. По своей привлекательности сериал не уступает лучшим достижениям классической российской анимации. Особое внимание при создании сериала уделяется использованию природных форм и цветов, которые переключают внимание ребенка на многообразие окружающего мира, компенсируя сухость и техногенность большинства образов современности. Шарообразность персонажей символически подчеркивает их доброжелательность и миролюбие, а также позволяет ребенку легко воспроизводить полюбившихся героев.
Педагогическое сопровождения дошкольников и младших школьников в проекте «Смешарики» имеет своей целью повышение эффективности развития и воспитания ребенка в духе толерантности и ненасилия, а также формирования у дошкольников познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, навыков конструктивного взаимодействия с окружающими, а также основ безопасности жизнедеятельности.
Помогает в формировании мотивации дошкольников и интегрированная НОД (логопед – воспитатель, муз. Руководитель, педагог – психолог и др.) Такие занятия помогают целостно и интересно воспринимать информацию. Произвольное внимание дошкольников находится в стадии развития, поэтому для привлечения активного внимания нужно вовремя чередовать формы и методы обучения. В структуру занятий можно включать физкультминутки. Они помогают не только переключить внимание, но и способствуют развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики.
С помощью диагностики уровень познавательной активности детей на логопедических занятиях можно оценить, как высокий, средний или низкий.
Высокому уровню познавательной активности детей на логопедических занятиях соответствует:
- эмоционально положительная реакция детей на приглашение к занятию;
- адекватная скоростная реакция на начало занятия;
- вопросы к логопеду о предстоящем занятии, его теме;
- устойчивость внимания к предлагаемым заданиям;
- интерес к занятию от его начала до конца;
- живая эмоциональная реакция на предлагаемую деятельность;
- искреннее желание справиться со всеми трудностями, встречающимися по ходу занятия.
Среднему уровню познавательной активности детей на логопедических занятиях соответствует:
- спокойная реакция детей на приглашение к занятию (не наблюдается резкого оживления, но нет и проявлений негативизма);
- поведение ребенка на занятии можно оценить, как пассивное: интереса не проявляет, активного участия не наблюдается);
- при непосредственном обращении, ребенок реагирует адекватно;
- внимание неустойчивое;
- эмоциональный фон пассивный.
Низкому уровню познавательной активности детей на логопедических занятиях соответствует:
- резко отрицательная эмоциональная реакция детей на приглашение к занятию;
- попытки отсрочить время начала занятия;
- отсутствие каких-либо вопросов о предстоящем занятии;
- повышенная отвлекаемость детей в течение всего занятия;
- пассивная или негативная реакция на предлагаемые задания;
- нежелание преодолевать встречающиеся трудности, равнодушие к происходящему
Показателями выраженности познавательной активности являются:
- эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность (сосредоточенность на задании; экспрессивно-мимические проявления интереса; положительный эмоциональный фон; эмоциональные «всплески»);
- целенаправленность деятельности, ее завершенность (способность не отвлекаться на посторонние раздражители и доводить деятельность до конца);
- степень инициативности ребенка (наличие вопросов, реплик относительно выполнения задания, собственных предложений, замечаний, просьб о помощи, а также диалога о содержании деятельности).
Тема: Дорожки
1.Дети, посмотрите, какую я широкую дорогу построила. По такой дороге удобно ехать машинам в одну и в другую сторону (показывает, как едут по дороге машины). Какую я построила дорогу? Из чего построена эта дорожка? Я построила широкую дорожку из кирпичиков. Посмотрите, как я их положила: каждый кирпичик плотно приложила друг к другу длинной стороной, вот так (показывает). А теперь вы построите такую же широкую дорожку. Вот и получилась широкая дорожка. Посмотрите, у нас есть еще одна дорожка. Какая эта дорожка? По узкой дорожке удобно ходить. Построим такую дорожку. Нужно плотно приложить кирпичик к кирпичику короткой стороной, вот так (показывает). Возьмите кирпичик в руку и покажите короткую сторону (дети показывают) . Постройте все узкую дорожку, чтобы по ней было удобно ходить (дети строят). А теперь поиграем. Возьмите куклу и машину. Разместятся они на ваших дорожках?
2.На пол выкатывается синий клубочек (можно наклеить на него глазки и ротик). Воспитатель предлагает детям построить узкие дрожки из кирпичиков, оценивает работы детей. Прокатить по дорожкам мячики или клубочки.
3.Дети, отправляемся в путешествие. Мы сегодня в волшебной стране. Мы -волшебники, потому что все, всё что мы захотим, можем сделать из этих волшебных кирпичиков. Смотрите, ребята, кирпичики соединились, и получилась дорожка.
Лего –друг, нас научи,
Брать как надо кирпичи,
Чтобы все детали
Куда надо встали.
(Обыгрывается дорожка).
4. Воспитатель загадывает детям загадки про дорожки:
От дома начинается, у дома и кончается.
Не живая, а идет, неподвижна, а ведет.
Обращает внимание детей на образец дорожки, выстроенной на полу, указывает их ширину и назначение: узкие – пешеходные дорожки (маленькие ножки бегут по дорожке топ, топ, топ) , широкие дорожки – шоссе (машины тоже едут по дороге, как они едут –шшш…) Дети строят свои дорожки и обыгрывают постройки – на конце пешеходной дорожки ставят домики и человечки бегут по дорожке в домики, а по широкой дороге едут машины в гаражи или везут человечков домой.
Тема: Мебель
1.Игра проводится после предварительного рассказывания детям сказки А.Н.Толстого «Три медведя».
Сегодня мы будем строить стол и стул для Мишутки, Настасьи Петровны и Михаила Ивановича. Какой стул нужно построить для Михаила Ивановича? Стол и стул для Михаила Ивановича нужно построить большой и прочный, потому что он тяжелый. А какой стол и стул нужно построить для Настасьи Петровны? (поменьше) Какой стол и стул нужно построить для Мишутки? (маленький). Дети строят, воспитатель с отдельными детьми в беседе выясняет, для кого и какого размера строится мебель. Дети играют со своими постройками.
Тема: Домик
1.Я построила теремок. В ней живет эта маленькая матрешка. Ставлю в теремок матрешку. Что это у теремка? (стены). А на стенах окошки. Далее, воспитатель рассказывает и показывает какие детали отбираются для постройки стен, крыши, закрепляет с чего начинается строительство, как располагать кирпичики, в какой последовательности их ставить. К теремку подходит матрешка, открывает дверь, входит во внутрь, смотрит в окошко и предлагает детям построить домики для своих подружек.
2.Дети начинают строительство. Воспитатель читает стихотворение:
Строим дом:
Это чей, это чей
Дом большой
Новый дом из кирпичей!
И с крылечком, и с трубой
Это дети строят дом,
Чтобы куклы жили в нем.
(Дети начинают строительство дома под руководством воспитателя).
3.Воспитатель читает детям стихотворение:
Стоит в поле теремок - теремок,
Он не низок, не высок, не высок.
Кто – кто в теремочке живет?
Кто – кто в невысоком живет?
Воспитатель уточняет, что теремок – домик (показывает несколько красочных иллюстраций). Дети вспоминают животных живущих в теремке. Воспитатель предлагает детям построить большой дом для зверей.
4.Мышка,кот и медведь решили построить дом. Из чего? (из кирпичиков). Ребята, помогите им выбрать, кто из каких кирпичиков будет строить дом.
Научились выбирать,
Можно вместе поиграть.
(Дети строят дома: для мышки – маленький красный, для кота – средний желтый, для медведя – большой зеленый).
Тема: Заборчик
1.Воспитатель читает детям стихотворение:
Каждое утро я с мамой бегу,
Чтоб в нужное время быть в детском саду.
Забор вокруг нашего детского сада-
Это на длинной дороге преграда.
Ну – ка, друзья, подскажите скорей,
Как в детский сад нам попасть побыстрей,
Что же в ограде нам отыскать,
Чтобы хоть к завтраку не опоздать!
Воспитатель обращает внимание детей на различные детали, закрепляет цвет, форму, размер. Предлагает детям построить ворота, обыграть постройку – провезти машину через ворота. Воспитатель с детьми делают вывод о том, что надо построить более высокие и широкие ворота (надстроить).
2.Воспитатель ввозит в группу на большой грузовой машине игрушечных зверюшек и сообщает, что в зоопарк привезли зверей и для них необходимо построить клетки. Дети строят клетки разные по высоте и ширине (в зависимости от размера игрушки). Воспитатель вносит игрушечную птичку и говорит, что на новоселье к зверюшкам прилетел воробышек.
- Где обедал, воробей?
- В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел не много.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил.
3.Воспитатель предлагает детям построить большое озеро, в котором будут плавать уточки. Дети берут уточек и пускают их в озеро. Но уточек может напугать хитрая лиса. Воспитатель предлагает детям огородить озеро от лисы.
Тема: Транспорт
1.В гости к детям приезжает таксист на легковой машине. Шофер такси (кукла, одетая в комбинезон, фуражке) рассказывает детям где работает, на каком виде транспорта, какую пользу приносит людям его работа, сколько пассажиров он может перевезти на своей машине. Шофер просит построить высокий широкий автобус, чтобы в нем могло поместиться много людей.
2.Воспитатель читает стихотворение:
В машине, машине шофер сидит.
Машина, машина идет, гудит: би – би - би!
В машине, машине детей полно.
Поехали дети глядят в окно: би – би – би!
Вот поле, вот речка, вот лес густой.
Приехали дети, машина стой!
Воспитатель предлагает построить машину, чтобы уместилось много кукол. Дети придумывают свои варианты машин.
3.Предложить детям рассмотреть фото машины, назвать что это, цвет и форму деталей. Воспитатель читает стихотворение:
По дороге, напрямик мчится синий грузовик.
Осторожно! Не спешите и машину пропустите!
Красные ворота есть за поворотом –
Проезжайте, проходите, пролезайте, как хотите.
Предложить детям сконструировать изображение на фото и обыграть.
4. Дети рассматривают модели кораблей, выбирают понравившийся образец корабля. Воспитатель говорит: «Приготовьте, капитаны, свои корабли». Дети совместно с воспитателем строят корабль. Выбирают капитана корабля. Идет обыгрывание постройки:
Матросская майка, винтовка в руке
Тяну я кораблик по быстрой реке.
И скачут лягушки за мной по пятам,
И просят меня: «Прокати, капитан!».
Тема: Мосты
1.Воспитатель рассказывает детям сказку про козликов, которые хотели перейти через реку по мосту. Какой был мост, по которому шли козлики? Почему он был без перил? Воспитатель предлагает построить мост для козликов, которые должны перейти по длинному, высокому мосту.
Обыгрывается постройка.
2.Дети рассматривают иллюстрации, на которых изображены мосты. Воспитатель читает загадку:
Через реки и пруды нас ведут дорожки,
Смело мы по ним идем, не замочим ножки
На пол выкладывается «река» и выстраивается мост. Обыгрывается постройка.
Тема: Человек
1.Воспитатель предлагает детям построить друга, чтобы ему не было скучно. Воспитатель читает стихотворение:
Давайте построим из Лего игрушки:
Весёлые домики, башни, хлопушки.
Собачку, оленя ты сможешь собрать,
Подумав, как можно детали скреплять.
А если, что строить, решения нет,
Ты глазки закрой и представишь сюжет.
Кирпичики разные быстро скрепляй
И смело постройку свою собирай.
По фото дети строят Лего человечка совместно с воспитателем.
2.Воспитатель предлагает закрыть глазки. Когда дети открывают глазки, перед ним Лего человечек. Воспитатель рассказывает: «Это Лего человечек. Он получился из этих деталей (показывает)»:
Мы кирпичики возьмем, Лего друга соберем.
С ним детали легче брать, В Лего легче поиграть.
Можно предложить детям поздороваться с Лего человечком и спраздновать День Рождения (хоровод).
Тема: Деревья
1.Воспитатель загадывает загадку:
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица?
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год!
Воспитатель предлагает построить елочку и спеть хоровод.
|
Что такое "мотивация"?
Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.
При этом необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей.
В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:
Первый тип - игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:
1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
4. Во время работы у каждого ребёнка должен быть свой персонаж - подопечный (вырезанный, игрушечный, нарисованный персонаж, которому он оказывает помощь.
5. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
6. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными.
При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.
Например: НОД аппликация, конструирование, рисование.
- Медведь разрушил теремок зверей. Они остались без домика. Как мы можем помочь животным? (Можем сами построить им домики (из кубиков, аппликацию, из палочек Кюизенера, нарисовать красками)
Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме:
Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что - либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь.
Каждому ребёнку даётся посильное задание.
В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.
Например: в НОД Сенсорика, ИЗО, в трудовой деятельности
- Ребята, я хочу угостить наших кукол печеньем. Но я одна, а кукол много. Я, наверное, не успею. Вы хотите мне помочь? После согласия детей распределяются поручения.
Третий тип мотивации «Научи меня» - основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.
В каких возрастных группах и видах деятельности лучше использовать этот вид мотивации?
(В игровой деятельности, в НОД старших группах) .
Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:
1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой - либо деятельностью и просите детей научить вас этому.
2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.
3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.
4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.
Например:
-Ребята, наша кукла Таня собралась погулять, мне нужно её одеть на прогулку. Я не знаю, как это сделать. Вы можете меня научить?
Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. (Художественное конструирование, ориентировка, логика, ручной труд, художественное творчество)
Создание этой мотивации осуществляется по схеме:
1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.
3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду.
Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.
Например:
- Ребята, посмотрите какая у меня красивая открытка! Эту открытку можно подарить маме на 8 марта. Вы хотите подарить маме такую же? И вы показываете, как можно это изготовит
Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:
- нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)
- обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом.
- обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат.
- действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.
Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.
Использование игровых персонажей.
На занятиях с малышами нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда малышей. К этим игрушкам и персонажам существует ряд требований.
Игрушки или игровые персонажи:
- должны соответствовать возрасту детей;
- должны быть эстетичными,
- должны быть безопасными для здоровья ребёнка,
- должны иметь обучающую ценность,
- должны быть реалистичными;
- не должны провоцировать ребёнка на агрессию, вызывать проявление жестокости.
- Игровых персонажей не должно быть много.
Каждый персонаж должен быть интересным и запоминающимся, «иметь свой характер». Например, на занятия могут прийти Незнайка, Утёнок Кряк и Мишутка Тиш. Утёнок Кряк любит природу и путешествия, много об этом знает и рассказывает детям. Незнайка многого не знает и не умеет, ему часто требуется «помощь» детей. Мишутка - спортсмен, он показывает упражнения для разминки, занимается спортом. Они активно выражают свое мнение, спрашивают непонятное, ошибаются, запутываются, не понимают. Детское стремление общаться и помогать ему существенно увеличивает активность и заинтересованность.
Картотека проблемных мотиваций для ОД по физкультуре
Входит Здоровячек. -Здравствуйте, ребята, весёлые труллялята…. -В тот ли садик я попал? -Как называется ваш детский сад?(Ответы детей) -Значит, правильно я нашел дорогу. -Я вам подарки принес, какие?, отгадайте загадки…. (мячи, гантели,..) |
На полу разбросаны листья, Педагог: - Что у нас тут произошло? - Кто тут так повеселился? - Соберём листочки, поиграем, и тогда узнаем, кто листочки разбросал? |
Педагог: Наступила осень. Пришло время собирать урожай овощей. Пришли дед да баба в огород, да забыли, какие же овощи им нужно собрать. Помогите напомнить, какие овощи убирают осенью. |
Раздаётся телефонный звонок. Педагог разговаривает по телефону: «Алло. Да. Кто? Магазин игрушек? Хорошо. Конечно-конечно!» - Ребята вы знаете, только что позвонили из магазина игрушек. Там очень скучают без друзей игрушки – медвежата. А вы хотите быть друзьями медвежат? (Ответы детей). Тогда давайте скорее, поедем в магазин за игрушками. А на чём поедем? Поедем на автобусе. Садитесь в автобус, пора отправляться. …… Посмотрите, вот и магазин игрушек. Ой, какие медвежата грустные. Выберите себе игрушку. Обнимите медвежат, пожалейте. Давайте с ними поиграем. |
Ребята давайте немного попутешествуем. Мы побываем в прошлом, настоящем, и в будущем. Сначала попробуем разобраться: то, что прошло - это…(прошлое), а то, что только ещё будет - это…(будущее), а то, что есть - это…(настоящее). Чтобы отправиться в наше путешествие, нам необходимо выполнить задание, если мы выполним правильно, то мы окажемся в другом времени. |
Педагог: что это такое, кто размотал нитки и откуда они взялись? - А мы можем узнать, кто это сделал? - А давайте попробуем пройти туда, куда нам показывает клубок? (по мере продвижения встречаются домики, где дети выполняют определённые задания) |
Почтальон Печкин: Здравствуйте, ребята и взрослые? Вам письмо. Получите, и распишитесь, пожалуйста. Текст письма: Внимание, внимание. Тревога!!! К вашему детскому саду «Солнышко» приближается коварная, опасная ведьма Злючка. Она хочет перессорить всех детей, чтобы они выполняли любые ее желания. Срочно требуется помощь. Ребята, не допустите такой беды!!! Педагог: Да…, надо срочно что-то делать. Ребята, мы поможем? Справимся? А что нам для этого надо сделать? – Правильно, мы должны показать, как мы умеем дружить. И как себя вести, если вдруг произошла ссора. – А кто мне скажет, что это за слово такое дружба, что оно означает? – Правильно. Дружба – это когда дети хотят быть вместе, когда вместе играют, и не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди, с которыми нам легко, интересно и комфортно. |
Педагог: Привет, Жужа. Мы рады тебя приветствовать в нашем городе. Жужа: Здравствуйте, ребята. Я получил задание, снять репортаж о вашем родном спортивном городе и мне хочется, чтоб главными героями репортажа стали вы, но редактор - это мой начальник считает, что дети ничего не знаю. Мне хотелось бы доказать ему, что это не так, но для этого мне нужна ваша помощь. Вы готовы, мне помочь? |
Раздаётся звон колокольчиков. -Что это? Где это? Появляется шкатулка. Открываем её, звучит лёгкая музыка, написано – приз. Чтобы получить приз, выполни эти задания. |
Здравствуйте, ребята! А сейчас, ребята, вам Я один вопрос задам: Школу юных моряков Собираюсь я открыть, Вы хотели бы, ребята. В эту школу поступить? Очень рада, но сначала, Говоря без лишних слов, Одного желанья мало, Каждый должен быть здоров! Ну, а все ли вы здоровы? А к проверке вы готовы? |
В зал залетела снежинка, на ней послание. «Ждите! я, к вам уже спешу, поиграть, повеселиться хочу». Педагог: - Дети, как вы думаете, кто к нам спешит? (Ответы детей, если дети затрудняются можно подсказать загадкой). Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица - Белокожа, светлолица. Как махнула рукавом - Все покрыла серебром! (Зима) |
- Ребята, сегодня я получила письмо от директора зоопарка с приглашением в гости: «Уважаемые взрослые и дети в наш зоопарк привезли новых животных. Но у одной клетки потерялась табличка с названием животного. Животное хищное, очень сильное, быстрое и ловкое. Величиной оно с собаку, с кошачьей мордой, телом и хвостом похоже на лисицу, окрасом похоже на медведя. Помогите, пожалуйста, определить название этого зверя» - Ребята, можете ли вы по этому описанию ответить о каком животном идет речь? (точно определить нельзя) - Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (почитать энциклопедию, навести справку в интернете, посмотреть на внешний вид животного) - Лучший способ проверить ваши предположения - это отправиться в зоопарк и посмотреть своими глазам. Направо! В зоопарк шагом марш! |
Педагог: Ребята, Я вчера получила письмо (показывает письмо и читает) «Здравствуйте, детишки! Пишет вам Дедушка Мороз. Ребятки мои захотелось мне праздника, и соскучился я, хочу вас видеть. Ждите в гости. Дед Мороз» Педагог: Ребята, Д.М. приедет, а мы какой праздник ему устроим? (ответы детей) -Ага, я придумала, давайте мы соревнование устроим. А Дедушка Мороз оценит наши силы. |
Девчонки и мальчишки! К вам решилась я зайти И сказочку принести! Ведь зовусь я сказочницей! В сказку вас я позову и дорогу покажу, Не видали здесь клубочка? Он волшебный у меня. Путь дороженьку покажет. Только где ж он? Затерялся он однако, как я в сказку проведу? -Сбегай, Сашенька, дружок, поищи-ка мой клубок. А теперь катни клубочек в путь-дороженьку смелей, в сказку нас веди скорей! |
Звучит музыка. Голос. -Ребята, я вас жду в волшебной стране игрушек. Чтобы добраться до меня вы должны пройти лабиринт. ( нарисован на полу, или выложен из кубиков, модулей и др.) |
Из чего можно сделать круг? А если нет карандаша, бумаги, ножниц, а есть только дети! А как можно назвать наш круг? |
Предварительно принести в группу игрушку Петрушку. Показать детям и поселить его в группе. На следующий день не обнаружить Петрушку на своем месте. - Ребята, Петрушки в своем домике нет. Вы его не видели? - На стуле нет, на диванчике нет. Мальчики, поможете найти Петрушку? - Нашли, вот шутник! Петрушка: Это сюрприз! Здравствуйте, дети! В моем сундучке сегодня много сюрпризов. Что это? |
Педагог предлагает детям отгадать загадку: Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети? На вопрос отвечу прямо Всех милее наша …… - (мама) У мамы по дому накопилось очень много дел. Нужно помочь маме. Вы, ребята, согласны? |
На полу лужа. - Откуда она взялась? ( слышится всхлип) -Так это Незнайка слёзы свои пролил? - Почему Незнайка ты плачешь? Я, не знаю правила поведения, так мне сказал Знайка…. а-а-а! Давайте, ребята, поможем ему? |
Педагог:- Я сегодня пришла в детский сад, а у меня на столе лежит письмо. Я не знаю, кто его прислал. Хотите узнать? -Давайте прочитаем письмо? «Дорогие ребята! Случилась беда. Наступила весна, а лес не просыпается. Помогите разбудить цветы, зверей, птиц, насекомых. Старичок- Лесовичок. Поможем Лесовичку разбудить всех в лесу? -Тогда нам нужно отправиться на прогулку в лес. |
Большое бутафорское окно с подоконником. У окна сидит девочка Маша, плачет. Педагог: - Что случилось, почему ты плачешь? Девочка: - Не знаю, как правильно высаживать овощи. Хотела маме помочь. Педагог: - Ребята, поможем девочке Маше? |
На столе лежат книги из книжного уголка. Детям они знакомы по обложкам. Воспитатель обращается к детям: -Ребята, почему в книжном уголке беспорядок? Давайте поставим все книжки на свои места. - А это что за книга? -Кто её принёс? -Может это новые сказки? А может раскраска? ( Книга привлекает детей, открываем её.) -Это книга - карта. -Вы хотите отправиться в путешествие? |
Прибегает лиса приносит телеграмму. Педагог, читает текст: «Злая, злая нехорошая змея Молодого укусила воробья Захотел он улететь да не мог И заплакал, и упал на песок» Лиса: - «А вы сможете помочь воробью?» Педагог: «Поможем воробью?» (ответы детей) Педагог: - нам с вами надо найти воробья и отнести его к доктору Айболиту. |
- Чьи голоса вы, ребята, слышите? Где можно услышать, как поют птички? Я предлагаю отправиться в лес на прогулку, во время которой мы будем не просто гулять, но и играть в игры. |
Педагог, показывает открытку. На открытке «щит и меч». - У кого в костюме есть «щит и меч»? (Богатырь) - Ребята, вы хотите побывать в гостях у Богатыря? |
Бабочка приглашает детей на лесную полянку, чтобы познакомить их с насекомыми, живущими там. |
Говорят, есть на свете волшебный цветок. Цветок здоровья. Кто его найдет и понюхает, будет самым сильным, ловким, а главное самым здоровым человеком. Растет этот цветок в стране «Неболейка». Добраться до него нелегко. Как бы я хотела понюхать этот волшебный цветок, что бы всегда быть здоровой. А вы хотите? |
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут – Здравик! Сказать, почему? Потому, что я свое здоровье сохраняю и вам этого желаю. Хотите узнать, как свое здоровье сохранять? Тогда нам нужно отправиться в волшебную страну “Здравия”, где все играют, занимаются, радуются и улыбаются. Хотите со мной отправиться? Ой, какие-то вы сонные, давайте немного взбодримся. Ведь, уже ночь прошла, наступило утро. Скажем все вместе. Дети хором проговаривают потешку с имитацией движений. |
Приходит лисёнок и плачет, что у его болит нога, нужно найти доктора. Просит детей найти доктора Айболита. А вы хотите ему помочь? Отправляемся в Африку. |
Шарик не может взлететь, ему нужна ваша помощь, поможем дружно ему подняться в небо. А для этого мы должны выполнить задания, которые есть у шарика. |
У Домовёнка нет друзей, а ему так грустно одному. И он приглашает вас к нему. Ребята, а вы хотите отправиться к Домовёнку в гости? |
ПОДБОРКА ВАРИАНТОВ СЮРПРИЗНЫХ МОМЕНТОВ (собранные с использованием интернет ресурса)
Сюрприз - это неожиданные веселые моменты, которые всегда вызывают у детей бурю эмоций, дети оживляются, их деятельность активизируется. Кроме того, сюрпризные моменты создают ситуацию новизны, в которой нуждается ребенок дошкольного возраста. Сюрпризные моменты я включаю в занятия, в праздники, досуги и в повседневную жизнь детей своей группы. Сюрприз как нельзя более точно отвечает психологическим особенностям дошкольников. Сюрпризные моменты всегда красочны, ярки, неожиданны, они стимулируют развитие творческой фантазии, служат удовлетворению жажды открытий ребенком в окружающем мире. Ребенку-дошкольнику интересно все, кроме скуки, бездействия. Неизвестность всегда дразнит воображение детей. Сюрпризный момент это один из приемов активизации детей на занятии. Каждый воспитатель перед подготовкой к занятию ломает голову: « Какой же придумать сюрпризный момент?». Да! Не просто его придумать. Необходимо, чтобы он вписывался в тему занятия, чтобы к нему могли обратиться во время занятия, да и еще - завершить это занятие. На занятиях с детьми, пользуясь картотекой, я включаю поэтические строки, стихи и загадки для создания образа героя, для сюрпризного момента и подачи нового материала. Я предлагаю картотеку сюрпризных моментов, от которых можно «оттолкнуться», а дальше – фантазируйте сами.
«Пусть удачи, неудачи,
Пусть полет и вверх, и вниз.
Только так, а не иначе.
Да здравствует сюрприз! »
1. В гости к детям из леса приходит Мишка, который рассказывает, что на их лес напала старуха Лень. От этого растения перестали расти, животные не кормят своих детенышей, все деревья в паутине, лес стал, как мертвый. Мишка просит детей’ добрыми поступками, трудолюбием помочь жителям леса освободить его от старухи Лени. В конце дня сорока приносит из леса письмо с благодарностью от лесных жителей, которые пишут, что старуха Лень растаяла, и лес ожил. |
|
2. В гости к детям прилетает бабочка, чтобы отправиться с ними в мир насекомых, цветов, сказок и т.п. Для этого протягивается леска от любого шкафа или настенной полки до более низкой опоры. Бабочка прячется за шкаф. К игрушке привязывается леска, за которую можно потянуть, и она спустится вниз по натянутой леске, как будто слетит. |
|
З. До занятия под стол педагог прячет игрушку-котенка. На занятии обращает внимание детей, что кто-то мяукает и дергает ее за ногу. Достает котенка, спрашивает его, что он делает! под столом. Котенок говорит, что хотел поиграть и сломал… Педагог успокаивает котенка и предлагает детям сделать… |
|
4. Педагог привязывает Незнайку на воздушных шариках со стороны улицы к фрамуге или окну, а леску спускает в комнату. Незаметно подтягивает леску, и Незнайка влетает в комнату. 5. Игрушка-дергунчик вешается на стену. К месту соединения частей игрушки, на спине, прикрепляется леска. «Оживает» дергунчик тогда, когда дети сделают доброе дело и скажут хорошее, вежливое, ласковое слово. 6. К детям приходит Мойдодыр (воспитатель): полотенце вокруг головы, на плечах, в руках — таз з, В карманах умывальные принадлежности. Мойдодыр приходит на занятие по закреплению знаний о гигиене и умывальных принадлежностях или во время умывания в режимных процессах. 7. В гости к детям прилетает Карлсон (игрушка, воспитатель), который не знает вежливых слов, из-за чего взрослые не всегда ему разрешают дружить с малышами, которых он очень любит. Дети учат Карлсона вежливости, а потом вместе с ним «путешествуют» по крышам. 8. В группе появляется Волшебная книга, к которой воспитатель обращается при разрешении конфликтов, спорных вопросов, проблемных ситуаций. 9. В группу приходит человек Рассеянный с улицы Бассейной (воспитатель). дети учат его, как правильно одеваться, складывать и убирать на место вещи. 10. Прилетает Каркуша из передачи «Спокойной ночи, малыши» с письмом любого содержания от своих друзей. 11. В группе «вырастает» необычный цветок цветик-семицветик, на обратной стороне лепестков которого написаны задания для детей. 12. Присутствие в группе духа банки с водой, две банки закрыты крышками, обратная сторона которых окрашена гуашью красного и синего цвета. Встряхивание банки окрашивает воду все больше и больше. 13. Приходит посылка из Африки, которую приносят (прислали) жители острова Чунга-Чанга. 14. В группе появляется лесная фея, которую нельзя увидеть, но она оставляет следы: лист, веточку, цветок и т.п. Фея наблюдает, как дети относятся к растениям. 15. Вносится волшебный сундучок, к крышке которого прикрепляется колокольчик, звенящий при открывании сундучка. 16. Появляются волшебные кисти, с помощью которых оживают картины на листе; волшебный брусок пластилина, из которого появляется зайчик, волшебный лист бумаги, из которого «выскакивает» лягушка (оригами) |
|
17. Вырастают волшебное дерево или два розовых куста, на которых от добрых дел детей «расцветают» розовые цветы, а от плохих — черные. 18. Игрушка-котенок прячется за дверь. Педагог предлагает детям послушать тишину. Обращает внимание, что кто-то скребется и мяукает. Находит за дверью котенка, вносит его, спрашивает: 19. «Здравствуй, киска, как дела? / Что же ты от нас ушла?» «Не хочу я с вами жить, / Хвостик негде положить. / Ходите, зеваете, / На хвостик наступаете». Педагог предлагает пожалеть котенка, найти для него место, оборудовать его или перейти к наблюдению за настоящим котенком. 20. Из леса в гости к детям приходит гном и приносит волшебный зонтик, с многослойной шляпкой, из бумаги разных цветов. Цвет шляпки меняется, реагируя на дела или ответы детей. 21. К детям приходят персонажи кукольного театра — дедушка и бабушка. Они рассказывают детям о своей внучке. Дети оценивают ее поступки и решают проблемные ситуации, с которыми она сталкивается. 22. Входят персонажи — Ох и Ах, противоположные по характеру. Беседуют на тему о здоровье, здоровом образе жизни. 23. Приходит письмо от Винтика и Шпунтика. Они сделали машину, а гаража для нее нет. Винтик и Шпунтик просят детей построить гараж. 24. В группе присутствует добрый домовенок, который мирит детей, оценивает их поступки. 25. В группе «вырастает» аленький цветочек, внутри которого живет маленькая девочка. Цветок боится шума, распускается от добрых дел. 26. Педагог вносит книгу-букварь (с ручками, ножками), который учит детей. 27. Появляются воздушные шары с нарисованными мордочками, за нитки которых привязаны задания детям. 28. К детям приходит девочка Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города», просит помочь льву, который никак не станет смелым, — подарить ему частичку своей смелости (перед физкультурным занятием). 29. Приходит Буратино, который везде сует свой длинный нос и за это ему постоянно попадает. Нужно научить Буратино вести себя культурно. 30. На полу воспитатель с помощью ковра, цветной ленты, цветной изоленты, носового платочка обозначает ковер-самолет, предлагает детям полететь на нем под звуки волшебной музыки. 31. Воспитатель надевает детям воображаемые шапочки, башмачки, плащи и «отправляется» с ними в путешествие. 32. На стекле группы печатными буквами со стороны улицы гуашью или зубной пастой пишутся зашифрованные слова. 33. Педагог вносит две маски — одна с веселым лицом, другая — с грустным. Маски «реагируют» на поведение детей. 34. К детям в гости приходит курочка (игрушка), которая плачет, потому что у нее пропали цыплятки. Просит детей помочь их найти, собрать. 35. В группе пропадают все игрушки, а на полке для игрушек лежит лист с черной кляксой. Педагог делает предположение, что игрушки украли жители страны Грязнуль, потому что дети давно не мыли игрушки. Что же делать? Педагог предлагает показать, какие дети трудолюбивые, навести порядок в игровом уголке, протереть полки. Дети находят игрушки, моют их. 36. Драматизация стихотворения А. Барто «Девочка чумазая с куклой, измазанной черной краской. Педагог предлагает посмотреть, все ли игрушки в группе чистые, нет ли чумазых кукол. 37. Дети с воспитателем отправляются в королевство Тишины, где нельзя разговаривать даже шепотом, вертеться, двигаться, а можно только слушать. 38. В гости к детям прибегают три испуганных поросенка и просят построить прочный дом, чтобы их не съел волк. 39. Приходит звуковое письмо любого содержания, записанное на магнитофон. 40. Взрослый (воспитатель, помощник воспитателя) обращают внимание детей на найденное в группе письмо. 41. Педагог надевает накидку с кнопками или крючками, пуговицами по всей ткани, за которые пристегиваются различные элементы оформления (изображения или символы осени, зимы, лета, весны, ночи, дня, цветов, грибов и т.п.). Меняя элементы оформления в течение дня, можно превращаться в разных персонажей. 42. Можно использовать многофункциональную косынку, шаль с множеством полотнищ, которые прострачиваются только сверху, а остальная часть легко перекидывается, меняя цвет, рисунок и т.д. 43. Появляется цветной зонт с разными клиньями, красивым рисунком, который педагог использует как зонт Оле-Лукойе, во время укладывания детей на дневной сон, рассказывания сказок. 44. Вырастает чудо-дерево (красивая ветка), на которое дети вешают свои поделки, придумывают о них рассказ или сказку. 45. Появление гусенички с дырочки яблока: Яблоко здесь не простое- Выросло оно большое. Кто-то в яблоке живет, Кто-то песенки поет. Гусенички здесь певуньи. Выбрали не зря, шалуньи, Яблоко лучистое- Экологически чистое! 46. “Падающий снег” Красиво смотрится при включенном зеркальном шаре. Под потолком протянуть леску по длине зала. Сделать из бумаги почти плоские кулечки-тарелочки и повесить их на нитках длиной 20-30 см на основную нить. В кулечки насыпать конфетти или резаную мишуру. Дергая за нить у стены, можно добиться вибрации основной нити и снег будет сыпаться. 47. “Волшебные конфетки” (Волшебное яблоко, морковка и т.д.) Сейчас я (палочкой )посохом ударю, Волшебные слова скажу И эту – крошечку-конфетку, Я в великана превращу! 48. “Волшебный мешочек” Где-то был мешочек яркий (достает из кармана мешочек). Помощь ваша мне нужна, повторяйте-ка слова: 1, 2, 3 - мешочек – расти! 49. «Волшебный орех» Есть у меня орех волшебный Его в большой я превращу И каждому из вас подарок С огромной радостью вручу. 50. Детей заинтересовываю яркой корзинкой. Они выбирают листочек: рябиновый, березовый, дубовый. Садитесь те, у кого: рябиновый листочек,; у кого березовый листочек, дубовый листочек. 51. Детей заинтересовываю яркой корзинкой. Они выбирают листочек: красного, желтого, зеленого цвета. Садитесь те, у кого красный листочек (зеленый, желтый ) 52. Садитесь те ребята , кому я скажу слово « пожалуйста». 53. Размотан клубок с нитками. В-ль: что это такое, кто размотал нитки и откуда они взялись? В-ль: А мы можем узнать, кто это сделал? В-ль: А давайте попробуем пройти туда, куда нам показывает клубок? (по мере продвижения встречаются домики, где дети выполняют определённые задания) 54. Дети наводят в группе порядок и выходят в приёмную. Вдруг слышится в группе тявканье собачки. В-ль? Кто это? - что же случилось? -пойдёмте в группу, посмотрим, кто там у нас в гостях? ( входим в группу, всё разбросано) -кто же здесь напроказничал? ( дети ищут) находят щенка. 55. На полу лужа. -Что это? -А откуда она взялась? (воспитатель с детьми присматривается, видят в луже изображение колпачка гномика) -Да это гномики с Белоснежкой постарались, наплакали целую лужу, слёз. -Где же вы? Почему вы плачете? -Не можете попасть в домик, ключ потеряли? -Не плачьте, мы вам поможем. (дети подбирают ключ разной формы и размера) 56. Со шкафа слетают разноцветные лепестки. -Что это? -Как вы узнали? -Давайте тогда сложим вместе? -У нас получился цветик – семицветик, он не простой, а волшебный. 57. Воспитатель переодевается в любой персонаж. Входит, здоровается. Загадывает загадку, читает потешку, стихотворение или приносит с собой подарок. 58. Воспитатель входит в группу с игрушкой или книгой, с любым предметом и начинает играть или рассматривать сам, детям становится интересно и они посте-пенно подходят к воспитателю, который начинает ненавязчивую беседу или предлагает им произвести некоторые действия с предметом. 59. Начать мероприятие с детьми с любойподвижной игры. В процессе игры провести занятие или его элемент (например: путешествие на…). 60. Здравствуйте, ребятишки, Девчонки и мальчишки! К вам решилась я зайти И сказочку принести! Ведь зовусь я бабушкой-рассказчицей! В сказку вас я позову и дорогу покажу, Не видали здесь клубочка? Он волшебный у меня. Путь дороженьку покажет. Только где ж он? Затерялся я однако, как я в сказку проведу? -Сбегай, Сашенька, дружок, поищи-ка мой клубок. А теперь катни клубочек в путь-дороженьку смелей, в сказку нас веди скорей! 61. Появляется весёлый карандаш. -Здравствуйте ребятишки, девчонки и мальчишки! -А вы знаете, кто я? -Хотите, я вам что-нибудь нарисую? -Пойдёмте со мной. Подходят к мольберту, карандаш начинает рисовать, приговаривая: -Точка, точка, запятая, палка, рожица кривая, ушко, брюшко, огуречик – получился человечек -А давайте его оживим? (кладем в коробочку, закрываем салфеткой, проговариваем с детьми 3 раза разными интонациями) выходит Плоскостной человечек 62. Знайка. Раздаётся стук в дверь, приносят письмо. -Ребята, кому-то пришло письмо, а вот кому? (читают) « Дорогие ребята! Я узнал, что вы умеете считать и решать, и поэтому приглашаю вас к себе в гости. Чтобы найти дорогу ко мне, соедините цифры по порядку, и вы узнаете, на чём можно добраться до меня. С уважением Знайка. 63. Лабиринт. Звучит музыка. Голос. -Ребята, я вас жду в волшебной стране математики. Чтобы добраться до меня вы должны пройти лабиринт. ( нарисован на полу, или выложен из кубиков, карандашей и др.) 64. Парашютист. В группе с потолка спускается парашютист. (Можно на верёвочке) На нём записка и клубок. - Распутай волшебный клубок и найдёшь, кто желает с вами познакомиться. ( На каждом узелке задание) 65.Шкатулка. Раздаётся звон колокольчиков. -Что это? Где это? Появляется шкатулка. Открываем её, звучит лёгкая музыка, написано – приз. Чтобы получить приз, выполни эти задания. 66. Волшебная книга. Звучит музыка, появляется волшебная книга. (Можно заранее положить на стол, можно прикатить на машине, санках и т.д) -Какая-то книга. Что же в ней? (читаем) -налево пойдёшь - за стол попадёшь, Направо пойдёшь – в царство смекалки (овощей, растений и т.д.) попадёшь, Прямо пойдёшь – на ковёр попадёшь. -Куда же мы пойдём? 67. Волшебное дерево. Стоит на пути дерево. На нём одежда или обувь или буквы или цифры. -Что за дерево такое? -Как вы думаете, куда оно нас приглашает? Закроем глаза, три раза повернёмся вокруг себя и скажем: Раз, два, три – в «выдумляндию» нас приведи! 68. Шар. Влетает шар. Звучит музыка. На нём написано: Приглашаем вас в Сообразилию. Дорога идёт по маршруту: 5 шагов прямо, повернись, 3 – влево, хлопни 3 раза, прыгни 4 раза прямо и отгадай загадку: Или дорисуй на что похоже? Это ваш билет. Добро пожаловать! 69 . Волшебный свет. В группе выключается свет. Появляются бегающие зайчики от фонаря. Голос: Внимание! Внимание! Внимание! Я хочу с вами познакомиться. Дойдите до меня, но прежде выполните мои задания. Нажмите эту кнопку. (включается свет) 70 . Книги. На столе лежат книги из книжного уголка. Детям они знакомы по обложкам. Воспитатель обращается к детям: -Ребята, почему в книжном уголке беспорядок? Давайте поставим все книжки на свои места. - А это что за книга? -Кто её принёс? -Может это новые сказки? А может раскраска? ( Книга привлекает детей, открываем её. Это карта или какая-то познавательная книга. 71. Русский хоровод. В.- Из чего можно сделать круг? Д.:- вырезать, слепить, положить обруч и т.д. В.:- А если нет карандаша, бумаги, ножниц, а есть только дети! Д: - С помощью рук. В.: -А как можно назвать наш круг? Д.: -Хоровод. 72. Лес. С помощью пантомимы изобразить дуб, берёзу. Вдвоём: ромашку, сосну, шишку. Предложить остальным детям изобразить фон: травку, птичек. Бабочек. Вдруг подул сильный ветер. Дождь. Гром. Ураган. После представления спросить: « Дети, что с вами происходило?» 73. Испечём мы пряники. Воспитатель вспоминает сказку про яичко. В.: Упало яичко и ……. Д.: Разбилось…. В.: Нет, оно не разбилось, а пропало. Давайте его поищем. ( находят корзину с яйцами) В.: Что можно сделать из яиц? (сварить, сжарить, омлет и т.д.) В.: А давайте яйцо оставим для теста. Что будем печь догадайтесь сами. Д/игра «Угадай на вкус» 74. Телефон. Раздаётся телефонный звонок. Воспитатель подходит, разговаривает, затем обращается к детям: - Нам позвонили ………. 75. Зоопарк. Воспитатель начинает строить вольеры для зверей, ставят туда зверей, вешают картинки с изображением какого-то зверя. -Правильно ли висит картинка? Почему вы так думаете? -Где живут звери? - А где живёт медведь или жираф? 76. Веточка. Воспитатель заходит в группу с веточкой, прохаживается, рассматривает веточку, нюхает, расправляет листочки, привлекает детей, заинтересовывает их. –Как вы думаете, что это? 77. Капитошка Входим в группу. На подоконнике, полу лужи. -Что же это? -Откуда взялась вода? -Это Капитошка разыгрался! Где же он живёт? Как его мы можем найти? 78. В группе декорации деревьев. Под деревьями спрятаны звери, на полу следы. -Куда же мы попали? -Кто оставил нам здесь следы? -Как вы думаете, почему они появились здесь? Давайте пройдём на полянку….. 79. Листочки По группе разбросаны листочки. -Ребята, что случилось? -Это ветерок решил поиграть с нами, разметал слово – ключ, который для нас оставила царица математики или лесовичок или какой-нибудь персонаж. -Мы должны собрать, но собрать так, чтобы каждый листик встал на своё место, для этого мы должны выполнить задания. 80. Следы на полу. -Кто же их оставил? -Почему вы думаете так? -А может котёнок? -Давайте найдём, кто оставил следы у нас. 81. Я гадаю на ромашке, Раз, и два, и три, четыре, пять. То ли знаю, то ли надо, Кое-что ещё узнать. -Ой, что это? (Поёт любой персонаж, вместе с ним проходит всё занятие). 82. Режимные моменты, занятия начинаем с загадки, худ. слова, потешки, логического задания, ребуса, внесение нового атрибута, книги, игрушки, материалов для опытов. 83. Карлсон Влетает Карлсон с шарами -Кто к нам прилетел в гости? -Карлсон, зачем принёс шары? -На них задания, которые мне надо выполнить, я ищу ребят, которые мне помогут. Ребята выполняют задания, после выстраивают логическую цепочку, соотнося цвет шара и букву, получаем основное слово. 84. Свеча. Выключается свет. Звучит сказочная музыка, воспитатель зажигает свечу, - куда же мы попали? - Садимся на ковёр и полетим! (Можно закрыть глаза, раскачиваясь из стороны в сторону, летим!) -Садитесь рядком, да поговорим ладком. 85. Следы. В приёмной следы на полу. - Чьи это следы? -Куда они ведут? Доходим до места, следы делятся: Птичьи обрываются, вторые ведут к форточке. -По каким следам пойдём? Почему они оборвались? -А это чьи следы? Так по каким следам нам идти? 86. Лужа. На полу лужа. - Откуда она взялась? ( слышится всхлип) -Так это Незнайка слёзы свои пролил? - Почему Незнайка ты плачешь? Давайте, ребята, поможем ему? В конце занятия дети танцуют вместе с Незнайкой. 87. Листья на полу. На полу разбросаны листья, -Что у нас тут произошло? -Кто тут так повеселился? Как называется явление природы, когда ветер играет листьями? Какое время года? -Давайте соберём листочки и расскажем стихи про них? 88. Животные. Игра начинается с постройки зоопарка, дети с воспитателем сидят на ковре, у воспитателя звонит телефон, отвечает на звонок. - Да это детский сад. - К нам едут 8 животных? - Хорошо! Мы встретим всех животных (кладём трубку). 89. Посылка. Приходит посылка. На посылке портрет Хоттабыча. -От кого посылка? -А кто такой Хоттабыч? -Может, мы к нему в гости съездим? На чём поедем? (открываем посылку, звучит музыка, достаём рисунки, Д/И «Что лишнее?») 90. Бабушка-Загадушка. Входит Бабушка-Загадушка. -Здравствуйте, ребята, весёлые труллялята…. -В тот ли садик я попала? -Как называется ваш д/сад? -Значит, правильно я нашла дорогу. -Я вам подарки принесла…. ( Овощи, фрукты, игрушки, др.) 91. Петрушка. Предварительно принести в группу игрушку Петрушку. Показать детям и поселить его в группе. На следующий день не обнаружить Петрушку на своем месте. - Ребята, Петрушки в своем домике нет. Вы его не видели? - На стуле нет, на диванчике нет. Мальчики, поможете найти Петрушку? - Нашли, вот шутник! Петрушка: Это сюрприз! Здравствуйте, дети! В моем сундучке сегодня много сюрпризов. Что это? 92. Клоун. Ширма, за ней взрослый клоун. На ширме появляется клоун-игрушка. Клоун: Ой, ой, ой…. Воспитатель: Кто это так кричит? Клоун: Это я клоун Антошка, к ребятам хочу. Воспитатель: 1, 2, 3, клоун Антошка к нам беги! Из-за ширмы выбегает взрослый клоун. Клоун: « Придумано кем-то, просто и мудро, При встречи здороваться: « Доброе утро». Доброе утро глубокие реки, Доброе утро высокие горы, Доброе утро я солнцу скажу, Крепко, крепко всех обниму. Здравствуйте дети! 93. Заяц. Вбегает заяц. Убегает от волка... Прячется за деревом. Зайчик беленький спрятался за дерево и стал похож на маленький беленький сугроб. Деревья тоже все в снегу, как будто укутаны белым покрывалом. Воспитатель: Стоят деревья в инее, то белые, то синие. А чтобы другим зайчикам было куда спрятаться, давайте, мы нарисуем для них деревья. 94. Умка. Дети входят, строятся полукругом около воспитателя…….. (Звучит песенка «Умки») Воспитатель: Ребята, вы слышите песенку? Как вы думаете, кому ее поют? Ответы детей. Воспитатель: А кто такой «Умка»? Где он живет? Информационные источники: http://festival.1september.ru/articles/643419/ http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-syurpriznyi-moment-dlja-osenego-utrenika-v-detskom-sadu.html |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - консультация на тему: «О содержании и формах работы с детьми в блоке совместной деятельности» Утренний отрезок времени (подготовительная группа)
Семинар - консультация...
Мастер – класс на тему «ИГРОВЫЕ РЕЧЕВЫЕ ТРЕНИНГИ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Аннотация: в работе приведен пример использования игровых речевых тренингов в речевом развитии дошкольников....
«Инновационные формы работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях работы консультативного пункта (обобщение опыта педагогической работы консультативного пункта «Лекотека»)»
Внедрение новых форм дошкольного образования предполагает не только право каждого ребенка на качественное и доступное образование, предусматривающее разный режим пребывания детей, как с нормой в разви...
Пальчиковый игротренинг как активная форма работы с детьми с особыми образовательными потребностями
Исследования в области развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Таким образом, проводимый в хорошем темпе, с весел...
Семинар - консультация Тема: «О содержании и формах работы с детьми в блоке совместной деятельности» Утренний отрезок времени (подготовительная группа)
Воспитатель доброжелательно встречает детей, организует труд детей в центре тудовой деятельности. При этом использует художественное слово, проводит индивидуальные беседы с детьми.Проводятся дидактиче...
Детское наставничество, как форма работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях группы комбинированной направленности
Создание благоприятных условий воспитания и обучения для всех категорий детей в комбинированной группе ДОО...
Методическая разработка "Консультация для педагогов "Включение игр с кинетическим песком в процесс эффективных форм работы с детьми в рамках образовательных областей"
Использование игр с кинетическим песком в образовательной деятельности с детьми...
- Мне нравится (1)