Методическая разработка "Консультация для педагогов "Включение игр с кинетическим песком в процесс эффективных форм работы с детьми в рамках образовательных областей"
консультация
Использование игр с кинетическим песком в образовательной деятельности с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 40.18 КБ |
Предварительный просмотр:
"Включение игр с кинетическим песком в процесс эффективных форм работы с детьми в рамках образовательных областей"
«Рукам работа – душе праздник!»
Особенностью образовательного процесса в дошкольной образовательной организации является повышение статуса игры, как основного вида деятельности. Использование игр с кинетическим песком в образовательной деятельности с детьми позволяет вернуть игру познавательную, исследовательскую, творческую, с помощью которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, познавать мир.
В своей деятельности каждый педагог ищет не только эффективные формы работы, но и новые средства, направленные на всестороннее развитие детей. Одним из таких средств является кинетический песок. Он мягкий и пушистый, легко поддается формовке и хорошо сохраняет форму, при этом текуч и пластичен, обладает способностью завораживать не только детей, но и взрослых. Все эти волшебные свойства делают песок не только лучшей игрушкой для детей, но так же и великим помощником воспитателей.
В работе с детьми это самый доступный и знакомый материал, который можно использовать в период адаптации детей к условиям детского сада. В процессе совместной игры в песочнице у ребенка рождаются доверительные отношения с воспитателем, а через знакомую деятельность и приятные тактильные ощущения происходит спонтанное снижение уровня психического напряжения. Даже простые манипуляции с песком, такие как пересыпание, закапывание-откапывание, сжимание, пропускание сквозь пальцы песка, способны восстановить душевную гармонию малыша. Через игру воспитатель ненавязчиво может объяснить правила и нормы поведения, показать социально-приемлемые формы нервной разрядки.
Цель игр с использованием кинетического песка - раскрыть индивидуальность каждого ребенка, дать возможность ребенку быть самим собой, не просто научить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а обеспечить социальную успешность.
В самом начале знакомства с песком предлагаются различные действия руками, не требующие каких-либо дополнительных материалов: мы гладим песок, сжимаем, лепим их него комочки, чертим дорожки, пересыпаем из руки в руку, оставляем следы пальчиками, кулачками, ребром ладони. ("Прыгают зайцы", "идут медвежата", "ползут змейки"), делаем горки и норки. Такие игры не только способствуют развитию тактильного опыта, они отлично развивают воображение.
Для самых маленьких используются такие упражнения как скольжение по песку. Это плавные, линейные, волнообразные, круговые движения ладонями по поверхности песка ("Едем на машине", "погладим песочек", "волны"). Можно показать как бегают паучки, как они встречаются под слоем песка, используя как две руки ребенка, так и руку педагога. Данное упражнение вызывает удивление, восторг у младших дошкольников, снимает барьеры в общении со взрослым.
Для развития тактильных ощущений, самоконтроля и произвольности поведения можно использовать следующие игры:
1. Кошки-мышки. "Наши пальчики превратились в веселых мышек и бегают по песочнице, веселятся и играют, но как только я скажу: "Кот идет!", мышки быстро прячутся в свои норки и сидят тихо-тихо, пока кот не уйдет".
2. Прятки. Ребенок закрывает глаза, педагог прячет выбранную ребенком игрушку в песок, а после слов "Открываются глаза, начинается игра" необходимо ее найти.
3. Мина. Ребенку предлагается очень аккуратно и не до конца откапывать спрятанные игрушки. Как только часть игрушки появилась на поверхности песка, ребенку необходимо остановиться и продолжить раскопку в другом месте.
4. Змейки. Сначала волнообразными движениями змейки ползают по песку, а после слов "Змейки уснули" дети сворачивают руки в кулачки и закапывают в песок. Игра повторяется по желанию детей.
Такие незатейливые сюжеты отлично помогают в работе с неусидчивыми, излишне эмоциональными детьми, вырабатывают навыки произвольного поведения.
Использовать игры с кинетическим песком с детьми раннего и младшего возраста целесообразно в индивидуальной работе или с небольшими подгруппами детей. В большинстве своем они направлены на снятие эмоционального напряжения и успешную адаптацию к детскому саду. Дополнительным оборудованием в играх с кинетическим песком может быть природный материал, пуговицы, счетные палочки, блоки Дъениша, пластиковые буквы, цифры, геометрические фигуры, фигуры животных, игрушки из серии лего, машинки…пожалуй, выбор ограничен только вашей фантазией.
Организация игр с кинетическим песком с дошкольниками строится согласно комплексно-тематическому планированию. Периодичность подгрупповых занятий - 1 раз в неделю во второй половине дня. Длительность занятий в каждой возрастной группе устанавливается в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 – 13.
Для применения метода «кинетической песочницы» в своей работе с детьми второй младшей группы предлагается план проведения групповых игр с учетом комплексно-тематического планирования.
Перспективный план игр с кинетическим песком в младшей группе.
Игровое упражнение | Задачи | |
Сентябрь | Знакомство с кинетическим песком "Страна крошки Песчинки" | Познакомить детей с песочницей (лоток). Познакомить с правилами работы с песком. Закрепить, уточнить, систематизировать знания о материале – кинетическом песке. Развивать интерес к играм с песком. Создать у детей радостное настроение. Формировать командные отношения детей. |
"Здравствуй, песок!" | Закрепить с детьми правила поведения в песочнице. Создать положительный эмоциональный настрой. Развивать диалогическую речь. Воспитывать аккуратность. Снижение психофизического напряжения. Развивать умение отражать в речи свои ощущения, настроение Развивать мелкую моторику. | |
"Необыкновенные следы" | Развивать мелкую моторику, обогащать кинетический опыт детей. Создавать положительный эмоциональный настрой. Формировать позитивный эмоциональный фона с помощью игровых упражнений с песком | |
"Я хожу в детский сад!" | Учить выражать через проективные игры эмоции и чувства, которые ребенок испытывает в настоящий момент Развивать навыки общения, мелкую моторику рук. | |
Октябрь | "Такие разные игрушки" | Развивать умение концентрировать внимание на деталях. Развивать умение узнавать на ощупь знакомые предметы Развивать связную речь. Способствовать развитию стойкого интереса к работе с песком. |
"Золотая осень" | Развитие умения концентрировать внимание на деталях. Расширить представление о сезонных изменениях в природе. Развивать художественное восприятие Обогащать строительно-конструктивный опыт ребенка Способствовать развитию стойкого интереса к работе с песком. Развивать связную речь. | |
"Дома для домашних животных" | Закреплять умение детей узнавать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг). Выкладывать из геометрических фигур дома. Формировать умение соотносить размеры фигурки животного с домом для него Развивать связную речь. | |
"Кричалки – шепталки –молчалки" | Развитие умения действовать по правилу, развитие концентрации внимания, волевой регуляции. Воспитывать положительное отношение к требованиям взрослого в отношении поведения. | |
Ноябрь | "В гостях у лесных животных" | Формирование активности детей в поиске необходимых атрибутов для игры в кинетической песочнице согласно комплексно-тематическому планированию. Поддерживать проявления инициативности, самостоятельности и творчества детей в игре; обогащать игровой и творческий опыт каждого ребенка Развивать связную речь. |
"Что спрятано?" | Закреплять умение находить на ощупь спрятанные в песке геометрические фигуры, называть их, количество и цвет. Развивать умение ориентироваться на «песочном листе». Развивать тактильно-кинетическую чувствительность. Способствовать повышению самооценки у детей. Развивать диалогическую речь. | |
"Из чего сделано" | Развивать мелкую моторику, обогащать кинетический опыт детей. Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении: металл, пластмасса, дерево, стекло. | |
"Наши ножки шли по дорожке" | Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много. Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче. | |
Декабрь | "Волшебные зимние узоры" | Развивать ассоциативное мышление, воображение, художественное восприятие. Развивать мелкую моторику, обогащать кинетический опыт детей. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные композиции из песка и декоративных элементов. |
"Витамины" | Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения. Расширять и активизировать словарный запас детей через выражения по много, поровну, столько – сколько. | |
"Ехала машина" | Развивать, творческое воображение. Поддерживать интерес к строительным играм, поощрять усложнение конструкций. Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук. | |
"Новогодние игрушки" | Развивать воображение, фантазию. Развивать навыки работы в команде Поддерживать стойкий интерес к процессу рисования на кинетическом песке. | |
Январь | "Наша елка " | Развивать воображение, художественное восприятие. Развивать мелкую моторику. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные композиции из песка и декоративных элементов. |
"Волшебная сказка" | Развивать воображение, фантазию. Развивать навыки работы в команде Развивать стойкий интерес к творческой игре. Развивать навык составления связного рассказа посредством решения творческих задач во время игр с кинетическим песком | |
"Народная культура и традиции" | Развивать воображение, художественное восприятие. Развивать мелкую моторику, обогащать кинетический опыт детей. Разыгрывание несложных сказочных сюжетов. | |
Февраль | "Мы помощники" | Развивать мелкую моторику, обогащать кинетический опыт детей. Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении Развивать умение организовывать и получать результаты. |
«Наши пальчики играют» | Продолжать развивать умение ориентироваться на плоскости. Развивать умение дослушать до конца задание. Развивать мелкую моторику рук посредством пальчиковой гимнастики. Формировать позитивный эмоциональный фона с помощью игровых упражнений с песком. | |
"Сад на окне" | Совершенствовать знания об особенностях внешнего строения цветов. Учить ориентироваться на «песочном листе», создавать художественные композиции. Развивать воображение, художественное восприятие. | |
Март | "Пироги для наших мам" | Закреплять названия геометрических фигур. Развивать умение организовывать и получать результаты. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные композиции из песка и декоративных элементов. Приобщать к элементарным нормам и правилам взаимоотноше- ний со сверстниками и взрослыми. |
"Я и моя семья" | Активизировать социально – эмоциональный опыт детей путём расширения их представлений об окружающем мире. Развивать тактильно – кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук. Формировать умение разыгрывать несложные сюжеты. | |
"В зоопарке" | Формирование активности детей в поиске необходимых атрибутов для игры в кинетической песочнице Формирование грамотной диалогической и монологической речи посредством театрализованной игры с фигурками на песке | |
Апрель | "Весна пришла" | Развивать, творческое воображение. Поддерживать интерес к творческим играм, поощрять усложнение сюжета. Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук. Формирование активности детей в поиске необходимых атрибутов для игры в кинетической песочнице. |
"Во саду, ли в огороде" | Развивать воображение, художественное восприятие. Совершенствование пространственной координации в процессе моделирования и конструирования игровой площадки. | |
"Я сейчас готовить буду" | Поддерживать проявления инициативности, самостоятельности и творчества детей в игре. Обогащать игровой и творческий опыт каждого ребенка. Расширять и активизировать словарный запас детей через выражения по много, поровну. | |
Май | "Страна насекомых" | Развивать творческое воображение. Поддерживать интерес к конструктивно-строительным играм, поощрять усложнение конструкций. Формирование активности детей в поиске необходимых атрибутов для игры в кинетической песочнице Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук. |
"Цветочная поляна" | Воспитывать желание создавать интересные оригинальные композиции из песка и декоративных элементов. Стимулирование раскрытия внутреннего потенциала ребёнка, развития фантазии и творческого мышления посредством технического и художественного конструирования из кинетического песка. | |
"Путешествие солнечного лучика" | Развитие навыков составления связного рассказа посредством решения творческих задач во время игр с кинетическим песком. | |
"Мой город" | Развивать, творческое воображение. Поддерживать интерес к конструктивно-строительным играм, поощрять усложнение конструкций. Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук, навыки командной работы. |
Использование кинетического песка в образовательной деятельности с детьми позволяет решать целый комплекс задач: развитие всех познавательных функций (восприятие, внимание, память, мышление воображение), мелкой моторики; развитие зрительно-пространственной ориентировки; совершенствование предметно-игровой деятельности, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка; стабилизация эмоционального состояния; развитие тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта»; развитие и совершенствование пространственных представлений; развитие творческих способностей; релаксация и снятие мышечного напряжения. Однако, применение игр с кинетическим песком нельзя рассматривать как самостоятельный и самодостаточный метод развития дошкольника. Его использование выступает в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, создавать благоприятный эмоциональный фон для его развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оценка эффективности работы с детьми по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» (средняя группа)
Оценка эффективности работы с детьми по освоению образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»(средняя группа) 1.Характеристика деятельности воспитателя...
Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»
Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей». Задача Стандарта в области работы с семьей – обеспечение психолого-педагог...
Консультация для родителей на тему : «Рисование песком как эффективная форма работы с детьми».
Игры с песком – это проявление естественной активности ребенка. Первые контакты детей друг другом происходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя развиваю...
Методическая разработка по теме: «Взаимодействие учителя – логопеда с родителями как условие эффективной коррекционной работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи».
Принципы педагогической работы с детьми, имеющими ОВЗ.Основные проблемы семей, имеющих детей дошкольного возраста с ОВЗ.Перспективное планирование работы с родителями....
Консультация для родителей на тему: «Рисование песком как эффективная форма работы с детьми».
Консультация для родителей на тему: «Рисование песком как эффективная форма работы с детьми»....
консультация на тему: "Эффективные формы работы с детьми для развития детской инициативы в процессе музыкальной деятельности"
Данная консультация предназначена для музыкальных руководителей ДОУ и содержит материал по использованию эффективных форм работы с детьми для поддержки детской инициативы в процессе музыкальной деятел...
Конспект методического диалога «Опыт применения эффективных форм работы с детьми, направленных на социально-коммуникативное развитие и формирование личности дошкольников»
Цель: повысить педагогическую компетентность воспитателей в вопросах организации образовательного процесса, направленного на социально-коммуникативное развитие и формирование личности дошкольников...