" Как слово наше отзовется?" Растить гражданина...Важно ли это? Конечно, важно! Об этом скажет вам любой педагог. Но как вырастить из маленького ребенка человека с активной жизненной позицией , любящего свою Родину, понимающего свою ответственность за ее будущее? Родина...У каждого она своя. Для малыша это, конечно, дом, мама, детский сад, улица на которой он живет. И чем старше становится маленький человечек, тем шире для него становится это понятие. И как важно не упустить тот момент, когда можно направить сознание в нужное русло, чтобы вызвать интерес к познанию этой малой родины-своего города. И где, как не в Санкт-Петербурге заниматься этим. Город предоставляет для этого нам все возможности. Родина - патрис (греч.) Патриотизм - одно из самых сильных чувств, формироваться оно начинает в дошкольном возрасте, постепенно развиваясь у взрослого человека. В дошкольном возрасте чувство патриотизма носит своеобразный характер. Это связано с малым жизненным опытом ребенка, с конкретно-образным и наглядно-образным характером мышления. Мы должны воспитывать чувство национальной гордости и это, я считаю, должно стать национальной идеей, о необходимости которой неоднократно говорил наш президент. Важно, научить ребенка гордиться историей своей Родины, успехами нашей науки, культуры, техники, успехами ученых. Нельзя забывать и о том, что Санкт-Петербург - город многонациональный и здесь важно обратить внимание на толерантность, а симпатия и уважение к людям другой национальности может возникнуть только на основе знаний об их культуре. Все это касается не только маленьких детей, но и их родителей, которые, в большинстве своем выросли в период перестройки и, к сожалению, не владеют знаниями об истории и культуре нашего города. Поэтому, я считаю, очень важно привлекать родителей к работе по ознакомлению их детей с родным городом и заодно вызвать в них интерес и желание совместно с детьми знакомиться с историко-культурным наследием Санкт-Петербурга. В детском саду я много лет провожу занятия с детьми по истории нашего города. Приятно заметить, что с каждым годом все увеличивается количество детей, посещающих дополнительные занятия по истории города. Это говорит о том, что все больше родителей понимают важность ознакомления своих детей с историей и культурой Санкт-Петербурга. Кроме преподавательской работы я провела исследование (анкетирование) среди родителей, которое показало, что многие родители понимают и приветствуют важность этой работы, а некоторые относятся к этому без интереса. Есть родители, которые приветствуют занятия детей историей города, так как сами очень мало знают о нем. Отправляя своих ребят на занятия, они сами включаются в работу, и , таким образом, сами начинают знакомиться с историей и архитектурой, традициями культурной столицы. Целью своей работы я считаю не только воспитание у детей любви к своей малой родине и знакомство с ее культурой, но и воздействие на их родителей и привлечение их к получению знаний об истории и культуре родного города. Мы живем в Приморском районе, который активно строится, развивается, и приобретают жилье в нем не только рожденные в Санкт-Петербурге, но и люди, приехавшие из других регионов, в основном - это молодежь, которая не6 знает истории города или знает ее поверхностно, не потому, что не хотели узнать, а просто жили в других регионах. И именно эта категория людей часто с интересом узнает от своих детей то, что ребята узнали на моих занятиях. И именно они откликаются на предложения участвовать в этой работе, и очень радует, что им это интересно. А больно за людей, выросших в Петербурге, которые не считают нужным использовать потенциал города в своем культурном росте и в воспитании своих детей. Основной задачей, я считаю, нужно не загрузить детей знаниями, а воспитать интерес и умение их добывать. Потому что даты событий, учитывая наш информационный век, можно одним нажатием кнопки найти в интернете, а вот чувствовать, переживать и хотеть узнать, вызвать интерес - вот в этом я, как педагог, вижу свою задачу. Чтобы пойти в музей было интересно, чтобы музей воспринимался не как собрание скучных экспонатов, а как место, где интересно бывать, и хочется туда вернуться. Я разработала сетку занятий на год для старшей и подготовительной групп, которой пользовалась и которую хочу предложить педагогам.
Сетка занятий по Петербурговедению 1.Анкетирование родителей, мониторинг 2.Темы 3.Развивающая среда{игры, пособия, книги, фотоальбомы с родителями, детское творчество, музыка) 4.Работа с родителями. ТЕМЫ | РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА | СОВМЕСТНАЯ РАБОТА | ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА | РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ | ПРАКТИКА | Наш дом-Земля | Глобус, карта | Беседа | Рисование"Шар земной" |
| Выставка работ | Наша страна-Россия | Карта, муз. сопровождение-гимн, изображение символов(лото) | Беседа, Рассматривание изображений | Работа в индивидуальных листах |
|
| Мы-петербуржцы | Лото, чтение стихотворений | Беседа, викторина"Пе тербуржец" | Игра "Лото" |
|
| Визитная карточка города {имя, возраст, герб) | Изображение символов города, Раздаточные листы | Беседа, рассматривание, иллюстраций | Работа в индивидуальных листах |
|
| Улицы, проспекты, переулки, на бережные | Иллюстрации, стихи, загадки, Рабочие листы | Беседа, чтение стихов, загадок | Работа в индивидуальных листах |
|
| Реки и каналы | Карта СПб, Иллюстрации, раб. листы | Беседа | Работа с картой, в раб. листах |
|
| Дома, дворцы, церкви | Наглядный материал, бумажный конструктор | Беседа | Конструирование "Мой дом" | Консультации для родителей "Мы идем по Петербургу" |
| Сады, парки, скверы | Иллюстрации, карта СПб | Беседа | Рассматривание иллюстраций |
| "Мой парк" Выставка рисунков | Петр Первый-основатель нашего города | Иллюстрации, стихи | Беседа, рассматривание, иллюстраций | Настольная игра «Город» (пазлы) |
|
| История возникнове ния города | Иллюстрации, стихи, виды старого Петербурга | Беседа, рассматривание, иллюстраций | Рисование "3десь будет город заложен" |
| Выставка рисунков | Рождение крепости | Иллюстрации, Портреты архитекторов, деревянный конструктор | Беседа | Рассматривание иллюстраций, Карты СПб Конструирование по плану | Посещение Петропавловской крепости |
|
Река Нева -главная река нашего города | Карта СПб, Иллюстрации, раб. листы, стихи о Петербурге | Беседа | Работа с картой, в раб. листах | | | Петербург-город на островах | Карта СПб, Иллюстрации, раб. листы | Беседа | Работа с картой, в раб. листах | | | Васильевский остров - самый большой остров нашего города | Работа с картой, в раб. листах | Беседа | Работа с картой, в раб. листах | Консультации для родителей "Посещение Стрелки Васильевского острова" | | Стрелка Васильевского острова | Иллюстрации, раб. листы, карта СПб | Беседа, рассматривание, иллюстраций | Рисование "Ростральные колонны" | | Выставка рисунков | Адмиралтейство-владыка морей, создание флота | Иллюстрации, раб. листы, карта СПб | Беседа, рассматривание, иллюстраций | Работа в индивидуальных листах | | | Невский проспект-главная улица нашего города | Карта СПб, Иллюстрации, | Беседа, рассматривание, иллюстраций | Составление Коллективного рассказа "Мы идем по Невскому проспекту" | Дом задание: Нарисовать Невский проспект | Выставка рисунков | Зимний дворец | Иллюстрации, раб. листы, стихи | Беседа, рассматривание, иллюстраций | "Я - архитектор" игра | | Экскурсия в Зимний дворец | Богатство Санкт-Петербурга -"Эрмитаж " | Иллюстрации ,стихи | Беседа, рассматривание, иллюстраций | Игра - пазл (виды Петербурга) | | | Дворцовая площадь-главная площадь нашего города | Иллюстрации, раб. листы, стихи | Беседа, рассматривание, иллюстраций | Рисование "Главная площадь" | | | Александровская колонна | Иллюстрации, стихи | Беседа, рассматривание, иллюстраций | Ориентировка в пространстве: Рисование по клеточкам | | |
|